В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зинаида Кириенко: Оставшись без ролей, я выжила благодаря характеру! Назад
Зинаида Кириенко: Оставшись без ролей, я выжила благодаря характеру!
-Зинаида Михайловна: Или мама напророчила, или природа моя такая, или так на роду написано, или, может быть, боль отца, его тягостная жизнь, которую он перенес в молодые годы, отразилась на мне. Мне часто говорят: "Почему вы печальная?" Да я не печальная. Я просто такая. И я говорю: "А где вы видели улыбающуюся Мадонну, т. е. веселую Мадонну? У нее всегда глаза печальные. Она смотрит на нашу жизнь с состраданием".

Зинаида Михайловна родилась и провела свое детство в краю, где много солнца, где душистый аромат трав и прохлада горного ветра, - в Дагестане. Там с одной стороны простираются кавказские горы, а с другой - Каспийское море.
Глава 1. Родом из аула.

- Зинаида Михайловна: Родилась я в Дагестане, в Махачкале, столице Дагестанской Республики, на улице Буйнакской. И самое удивительное, что я уехала оттуда, когда мне было где-то 9 лет, и с той поры так долго не была там, не получалось приехать в этот город. Приехала я туда, когда уже были последние выборы в Верховный Совет СССР. И пригласило меня радио, как раз кампания была перед выборами. Там выбирали одного героя соцтруда из аула. И вот мы поехали в этот аул, а мне все не терпелось посмотреть, жив ли наш дом, балкончик над нашей квартирой.

Балкончик над квартирой остался. Однако время его изменило. Он наклонился и печально повис, зато квартира осталась почти такой же, какой была.

-Зинаида Михайловна: И я вхожу в коридорчик, на ступенечку спускаюсь - и вот дверь в комнату. Вхожу в эту комнату, и, вы знаете, как будто бы в детство окунулась. Все так, как было. Даже мебель так же стоит. Поразительно! Тогда было модно, чтобы в доме обязательно был большой стол - у кого-то, может быть, овальный, у нас был прямоугольный, - за которым всегда обедали. Голландская печка такая, знаете, округлая. Все так и осталось. И даже на стене висел портрет того времени - как будто моя мама в молодости, не могу сказать, что с моим отцом, но у нее был тогда, как теперь говорят, бойфренд.

Единственное, что казалось не таким, как в детстве, и показывало, что актриса выросла, так это подоконники.

-Зинаида Михайловна: Подоконники были широкие, и мы на них с братиком, будучи маленькими, спали, любили это. Изнутри ставни закрыты, такой засов обязательно был, а прислушиваешься - и улица слышна. Почему-то вот я помню это очень хорошо. И не казались подоконники маленькими, казались большими.

Отец Зинаиды Кириенко Георгий Широков окончил Тбилисское юнкерское училище по классу трубы. В революционные годы его вместе с другими юнкерами отправили на пароходе в Англию, но там их никто не ждал. Спустя 8 лет настрадавшийся и повидавший немало горя, он вернулся на родину. Обосновавшись в Дагестане, Георгий встретил Александру Иванову, красивую и волевую женщину, подарившую ему сына и дочь. Однако по прошествии нескольких лет они все-таки разошлись.

-Зинаида Михайловна: Может быть, то, что они разошлись, спасло нашу семью. Я не знаю, по какой статье его арестовали в 1939 году, он исчез. Но мама уже с ним не жила.

О своем отце Зинаида Михайловна помнит немногое. Но эти маленькие обрывочки памяти из детства - самые теплые.

-Зинаида Михайловна: Я помню, как мой родной отец когда-то, когда они с мамой уже не жили, а мне было года 4, потому что осталось в памяти очень немногое, пришел к нам. Он подошел к этому стеклянному окошку, я видела его лицо, и сказал: "Доченька, открой". Я была одна, наверное, открыла дверь, и он взял меня на руки, и мы пошли по этой Буйнакской улице выйдя из парадного, налево, потом повернули направо, пройдя эту улицу, и оказались на площади. Площадь - это морской порт и железнодорожный вокзал, они там рядом. И был там такой ларек деревянный, сейчас таких много. И отец конфеты купил. Я помню, как держу этот кулек конфет и сижу у папы на руках. И больше ничего не помню.

Зато она помнит легенду о том, как мама еще до ее рождения предрекла ей быть драматической актрисой. Но прочь предсказания! Конец 30-х годов, на носу Великая отечественная война, ребенку необходимы теплая одежда и еда. А женщине, оставшейся без мужского плеча, - сила и выдержка.
Глава 2. Мечты Аиды.

В начале 40-х маму Зинаиды направили в станицу Ставропольского края, потом в Дербент - восстанавливать разрушенное хозяйство. Там в 1942-м она познакомилась с Михаилом Кириенко. Вскоре они поженились. Отчим смог по-настоящему заменить маленькой Зинаиде отца. Именно его фамилию и отчество взяла, а затем прославила будущая актриса.

-Зинаида Михайловна: Моя мама напророчила, она сказала: "У меня будет обязательно актриса, драматическая". Я уже, правда, об этом рассказывала много раз, но никуда не денешься, вопрос такой, на который может быть только один ответ - правильный и искренний, не придуманный. Мама читала роман "Аида", был такой роман о судьбе греческой трагической актрисы. Вот она меня назвала Аидой. И меня месяц звали дома Идой, а когда надо было регистрировать меня, мой родной отец, они жили еще вместе, пошел регистрировать один, мама болела, лежала. А был последний день срока регистрации, после этого оштрафуют уже. Он пошел и по дороге думал: "Аида - ну, совсем не наше имя, зачем это?" И назвал имя Зинаида, меня записали Зинаидой. Он пришел домой, показал маме метрику, та в истерике забилась, а он говорит: "Шура, ну что ты волнуешься, смотри, два имени есть - Зина и Ида".

До институтских времен имени Зина девочка не знала. В школе Зинаида Михайловна была Идой Ивановой, по фамилии матери. А во ВГИКе Идой Кириенко, уже по фамилии отчима.

-Зинаида Михайловна: Даже в институте звали Идой на первом курсе. А потом, когда Сергею Аполлинариевичу надо было писать титры к картине, он говорит: "А какое у тебя полное имя?" Я говорю: "Зинаида". "А почему же ты Ида? Ты Зина". Я говорю: "Не знаю, мое имя Ида".

Кстати, мечтать о поступлении во ВГИК Ида начала очень рано. Однажды она случайно прочла дневники родной тетки, цирковой актрисы, где та рассказывала о своем становлении. Эти записи открыли для девочки совершенно новый мир.

-Зинаида Михайловна: Когда мы приехали в станицу, я уже была в возрасте, когда можно ходить в театр, но там театра никакого не было. Там только иногда эстрада приезжала, а в основном смотрели кино. И, конечно, у меня были свои любимые актрисы: Тарасова, Марецкая. Вот эти, драматического направления. Может быть, потому что я склонна была к сопереживанию, к сочувствию. Знаете, я была очень восприимчива. "Без вины виноватые" забыть не могу. Не знаю, сколько мне лет было, но Тарасова в этой роли, или Марецкая в своих ролях, где она защищает родину, меня очень впечатлили. Как я обливалась слезами, сопереживая этим прекрасным героиням.

В крови маленькой девочки была та же необъяснимая тоска. Ида Кириенко сопереживала любым героиням, подражала им. Казалось, девочка и вовсе не знает жизни, но ей было что сказать. Перед сном Ида часто мечтала и про себя говорила: "Стать бы такой же, как они".
Глава 3. Место под солнцем.

По окончании 7 классов Зинаида отправилась в Москву, где поступила в Железнодорожный планово-финансовый техникум. Однако, проучившись в Москве всего лишь полгода, она вернулась к родителям. Второй семестр девочка доучивалась в сельхозтехникуме. А после вернулась в школу, чтобы спокойно окончить 9 и 10 классы и вновь попытать счастья в столице, но уже во ВГИКе. В тот год актерский курс набирал Юлий Райзман. К Райзману Иду Кириенко приняли условно. Это означало, что девушка будет учиться без стипендии и общежития до тех пор, пока не докажет свое полное право быть среди вгиковцев. Но внезапно к озадаченной абитуриентке подошла народная артистка Татьяна Макарова. Она убедила девушку приехать на следующий год и поступать на курс к Сергею Герасимову. Кириенко послушалась совета и через год была полноправной студенткой ВГИКа.

-Зинаида Михайловна: Помню, мама провожала меня в институт. А время-то какое было, господи! Она купила одно платьишко ситцевое и два набора бельишка, и все. И туфли чешские на каблучках, как сейчас помню, у них была подошва из прессованного картона. Мне на экзамене было дано задание. Нужно было выйти из аудитории, где у нас комиссия сидела, в дверь в следующую аудиторию. И вот мне говорят: "Ты входишь и чувствуешь, что у тебя в квартире запах дыма, у тебя пожар в другой комнате, вот найди, где этот пожар. Покажи, как ты будешь реагировать". И я, наверное, выглядела очень смешно, потому что, когда я вошла в комнату и действительно почувствовала запах дыма, я бросилась туда, а ноги у меня, знаете, как у одного персонажа на льду, разъезжались во все стороны.

Сергей Герасимов, да и вся приемная комиссия, хохотали от души, по-доброму. Несмотря на волнение и казус с обувью, талант девушки был отмечен.

-Зинаида Михайловна: Когда меня Сергей Аполлинариевич спросил: "Почему ты решила стать актрисой?", я сказала: "Я хочу быть актрисой, чтобы отдать свою душу, чтобы люди так же переживали вместе с моими героинями, как это было со мной".
Глава 4. В лучах славы.

Свою первую роль Зинаида Кириенко получила, учась всего лишь на первом курсе. Прославленный режиссер и педагог Герасимов не побоялся сделать свою ученицу главной героиней новеллы "Надежда". В середине 50-х Герасимов уже задумывал экранизацию романа Сергея Шолохова "Тихий Дон". На съемках фильма "Надежда" он решил, что роль Натальи Мелиховой просто необходимо доверить юной Зинаиде Кириенко.

-Зинаида Михайловна: Меня даже не утверждали. Я теперь убеждена, хотя тогда я об этом не думала, что Герасимов уже искал, так сказать, женскую природу для своих героинь. Для Натальи, для Аксиньи, для Дарьи. Я так думаю. Потому что с чего бы вдруг Тамаре Федоровне подойти и сказать "Приезжай"? Наверное, Герасимов увидел во мне что-то от Натальи. Ведь такие фильмы с бухты-барахты не делаются. Он готовился к этому, потом я вычитала где-то, сначала этого не знала, что он хотел снимать эту картину очень давно, чуть ли не перед войной. И Тамара Федоровна якобы должна была - я не помню, в какие годы он собирался этот материал снимать, - играть Аксинью. Для меня это было открытием. А тут он уже непосредственно начал через два года снимать. Конечно, он уже, наверное, во мне заприметил какие-то для Натальи возможности.

Вскоре Сергей Герасимов поручил студентке пробную сцену проклятия Григория. А накануне сестра предложила Зинаиде изменить цвет волос, всего лишь немного их осветлить. Девушка долго не решалась, и у нее были на то причины.

-Зинаида Михайловна: Нас держали в черном теле, что-то красить - боже сохрани. Мы, наверное, были последним курсом, когда девчонки, которые хотели курить, а уже это было, бегали в туалет и там прятались, чтобы никто не увидел. И боже сохрани губы накрасить.

В итоге, поддавшись на уговоры сестры, Зинаида согласилась на эксперимент с внешностью.

-Зинаида Михайловна: Я повязала платочек, пришла на репетицию, никто не обратил внимания - ну что, платочек и платочек. А моей партнершей была актриса Филиппова, которая снималась в кино, она мать Григория играла. Москвичка, театральная актриса. И сидели другие актеры, еще никто не был утвержден на роли, все участвовали в сцене, которую называл Сергей Аполлинариевич. И наконец до нашей сцены дошла очередь, и он говорит: "Давайте вашу сцену". Но я-то сидела вся в мыслях о Наталье, вся в сопереживаниях, готовилась к этому. А так как я жила на квартире, я часто была одна. И я давала там волю своим чувствам. И актриса Филиппова, может быть, и это играло огромную роль, она какой-то такой по-бабьи простой интонацией сказала: "Примечаю я за тобой, опять ты не така стала, с Гришкою у вас что получилось?" И, как пишет Шолохов, у Натальи от волнения задрожали губы. Так у меня не только губы задрожали, я вся заколотилась, как осиновый лист. И потом Наталья срывает с головы платок, падает на землю, вскакивает и, простирая руки на восток, кричит проклятия. А я не на восток, но я действительно сорвала с головы платок, уже забыла про волосы, и для меня потолок был уже не потолок, а небо с громом и молниями, с тучами черными, как потом на съемке действительно было. И, вы знаете, от этого моего состояния я была очень близка к тому, что было с Натальей, абсолютно.

Сергей Герасимов же, несмотря на яркое эмоциональное исполнение, студентку не похвалил. Напротив, он сам, подобно героине Шолохова, начал метать молнии. Как посмела Кириенко перекрасить волосы? И какая она актриса, если вместо работы думает о красоте? Девушка была настолько оскорблена замечаниями педагога, что не сдержалась.

-Зинаида Михайловна: Я сказала: "Ну и не надо, и не нужно, не нужна мне ваша Наталья и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш институт, и вы вместе с ним". И потом я уже забилась в настоящем рыдании, в слезах, и вот так вот голову положила на стол. Сергей Аполлинариевич испугался, он меня по голове погладил и говорит: "Да успокойся, пожалуйста". Он не ожидал: "Да будешь, будешь ты играть Наталью".

И она сыграла. Да как сыграла! Актриса создала ярчайший образ. Роль Натальи сделала Зинаиду Кириенко известной всему Союзу. В 1958 году Кириенко окончила ВГИК с солидным багажом в пять главных ролей. Ей принадлежали образы Катерины в "Поэме о море", Анетты в "Сороке-воровке", Ирины в "Судьбе человека".
Глава 5. Тишина.

К середине 60-х Зинаида Кириенко стала одной из ведущих и популярных молодых актрис. Фильмы с ее участием выходили один за другим. Сначала драма Сергея Бондарчука "Судьба человека", потом кинопоэма Юлия Солнцева "Повесть пламенных лет" и мелодрама Василия Пронина "Казаки". Зинаиду Кириенко Бог наградил не только талантом, но и красотой. Восторженные поклонники объяснялись ей в любви чуть ли не ежедневно. Но привлекательная внешность однажды сыграла злую шутку с Зинаидой Михайловной. В популярную актрису влюбился чиновник, на чувства которого она не ответила. В итоге этот влиятельный мужчина сделал все для того, чтобы Зинаида Кириенко исчезла из советского кинематографа.

-Зинаида Михайловна: Лучше пережить и перестрадать те обиды, которые тебе нанесли, не отвечая на них злом никогда. И это главное, что бы ни было. Пожалеть человека, который опустился до того, чтобы тебе навредить. И потом, что делать, такая жизнь. Это вечная борьба боссов с секретаршами, если так можно сказать, или, наоборот, взаимная любовь. У меня не случилось любви, я только наживала себе врагов. Но в 1960 году, снимаясь в "Казаках" в Грозном, я встретила свою судьбу. И молва ходила долго-долго, по сей день кто-то помнит, мол, приехала актриса Кириенко и забрала самого красивого казака. И вот мы жизнь прожили вместе. Поэтому у меня была завеса, защита - вот эта моя любовь, и не только. Я не могу сказать, что я легко могу пойти на какую-то, даже самую многообещающую, связь. Нет. Это не в моей природе. Вот есть женщины, которые легко смотрят на это, которые на этом карьеру делают, что греха таить, такие есть и были всегда. А у меня - наоборот, и мне это много мешало. Но, вы знаете, может быть, тем самым я сохранила себя.

Свою судьбу, спортсмена Валерия Тарасевского, Зинаида Михайловна встретила в Грозном на съемках фильма "Казаки". Через два месяца после знакомства они поженились. Зинаида Михайловна признается, что супруг и двое сыновей стали опорой всей ее жизни. А также непростое время застоев в кинематографе ей помогла пережить сцена. Сразу после ВГИКа актриса устроилась в Пушкинский театр. Вскоре ее заметил Андрей Гончаров.

-Зинаида Михайловна: И вдруг меня приглашают в театр Гончарова, на Басманной он тогда был, на главную роль в "Сердце девичье затуманилось", это была замечательная работа. А потом я у Гончарова сыграла в "Барби", латышская пьеса такая была. Даже на телевидении, я помню, снимали этот спектакль. А потом я уже ушла в декрет, это все проходило параллельно! В 1960 году появился муж, и в 1961-м в ноябре-месяце я уже родила своего Тимура, Тимочку. И это совпало с тем временем, когда я работала у Гончарова. И я помню, как я сижу в кабинете, а Андрей Александрович был человек невероятно вспыльчивый, громогласный такой, и, когда я сказала, что я ухожу из театра в декрет и не вернусь, он так возмущался, у меня голос его до сих пор в ушах стоит... Ну, кто знаком с Андреем Александровичем, знает, как он мог говорить. И он говорит: "Как вы смеете уходить из театра, вы театральная актриса, вы должны быть в театре, куда вы идете? В Театр киноактера? Я был там! Это кладбище актеров!"

Но, невзирая на уговоры, Зинаида Кириенко не изменила своего решения. Родив первенца Тимура, актриса вернулась в театр. Но уже не к Гончарову, а, как и планировала, в Театр киноактера, которому отдала долгие годы. А в 1974 году режиссер Евгений Матвеев вернул опальную актрису в кино, пригласив на главную роль Ефросиньи Дерюгиной в картину "Любовь земная". Спустя пять лет, в 1979-м, Зинаида Михайловна получила звание народной артистки СССР.
Эпилог.

9 июля актриса отмечает свой юбилей. Ей исполняется 75, но мало кто в это верит. Секрет молодости Зинаиды Михайловны - в стремлении жить праведно.

-Зинаида Михайловна: Я думаю, это внутренний свет и внутреннее состояние души. Лучше переплакать, переболеть обидами где-то наедине с собой, не показывая это людям, и знать: в результате ты все равно права.

Зинаида Кириенко и ее супруг вместе прожили очень счастливую жизнь. Но в 2003 году Валерия Алексеевича не стало. Сыновья Тимур и Максим не пошли по актерским стопам мамы. У Зинаиды Михайловны пять внуков, она счастливая мама и бабушка. Только все равно красивая и сильная женщина по-детски боится одиночества. И в свой юбилей желает себе никогда не испытывать этого чувства.

-Зинаида Михайловна: Я не хочу чувствовать одиночества. Я не знаю, связано ли это с желанием встретить друга. Есть дети, внуки, вся моя богатая семья, но у каждого своя личная жизнь. И ты остаешься один, потому что те заняты, те работают... Хотелось бы иметь какого-то друга, может быть. Не мужа, не любовника, боже сохрани, а какого-то друга, который был бы с тобой, когда ты чувствуешь одиночество. Иногда это компенсируется работой, хорошими ролями. Я вот после смерти моего супруга сразу включилась в работу. Дал мне Бог голос, я могу петь, я могу волновать этим слушателей. Кинематограф меня не балует. И лишь бы сниматься тоже неинтересно. А если этого роль заслуживает, я бы с удовольствием сыграла что-то такое, что никто бы не смог.







09.07.2008
http://www.peoples.ru

Док. 510195
Перв. публик.: 09.07.08
Последн. ред.: 22.10.08
Число обращений: 61

  • Кириенко Зинаида Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``