В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Джаз в России Назад
Джаз в России
Среди любимых словечек Юрия Саульского есть и такое: "широкополосность". Этот термин означает сочетание нескольких параллельных звуковых линий при записи на многоканальной аппаратуре. Саульский любит определять им людей, творчество, музыку. "Ширина полосы" становится как бы отражением многоохватности интересов и взглядов музыканта.

Таким музыкантом представляется мне и сам Ю. Саульский - талантливый композитор, пианист и дирижер, автор многих популярных песен, балета, музыки для театра и кино, активный музыкально-общественный деятель и педагог, написавший учебные пособия по оркестровке.

Ко всему названному добавлю еще одно: джаз. Словно магнит, он постоянно "притягивает" композитора и многое в нем объясняет. Например, резкий перелом в его жизни, наступивший весной 1954 года, после окончания Московской консерватории.

Выпускник теоретико-композиторского факультета, которому прочили блестящее научное будущее, неожиданно отказывается от аспирантуры и занимает пост музыкального руководителя одного из эстрадных коллективов. Странный этот поступок объяснялся просто: при всей любви к классической музыке Юрий Саульский - другой стороной своего "я" - давно уже принадлежал миру упругих джазовых ритмов.

Это увлечение пришло еще со времени довоенного детства. Тогда, в конце тридцатых годов, в пору "патефонного бума", Юрий слышал много всякой музыки - симфонической, оперной, легкой. Всюду звучали песни Дунаевского, братьев Покрасс, Блантере, широкой популярностью пользовались джазы Утесова, Скоморовского, Цфасмана, Кнушевицкого, Варламова.

В доме была большая коллекция пластинок с записями оркестров Рея Нобла, Фердиненда Крише, Берта Эмброуза, Дюка Эллингтона. Некоторых музыкантов можно было услышать и увидеть воочию - Цфасман, например, выступал между сеансами в фойе кинотеатра "Ударник". Юрий бегал туда не столько ради фильмов, сколько из-за музыки. Джаз манил его, как праздник!

Потом была Музыкальная школа имени Гнесиных, класс фортепиано, а затем виолончели. Два военных года он провел в эвакуации, в Сибири. Вернувшись в Москву, Юрий тотчас направился в школу, к Елене Фабиановне Гнесиной. Ее решение было неожиданным: "Виолончелистов у нас много, а духовиков мало. Ты должен стать валторнистом!"

Шумная студенческая жизнь и - работа. Год практики в театральном оркестре. Затем игра в различных ресторанных ансамблях: в "Шестиграннике", "Коктейль-холле", "Метрополе". Сегодня эта "джазовая" школа может показаться наивной. Но таково было становление многих наших музыкантов.

Лучшие ресторанные ансамбли той поры исполняли не только танцевальную музыку, но, как сказали бы сейчас, и серьезный джаз "для слушания". Иногда в ресторан приходили музыканты из других ансамблей и играли "для себя", состязаясь в виртуозности.

"Звездой" первых послевоенных лет был альт-саксофонист из Баку Пиро Рустамбеков, в своих импровизациях он использовал фразировку, близкую к бибопу. Далеко не все музыканты умели тогда импровизировать, у многих соло напоминали вариации на тему.

В консерватории Ю. Сеульский проучился в классе валторны два года, потом перешел на теоретико-композиторский факультет. С третьего курса стал брать уроки композиции у профессора С. Богатырева. Его избрали председателем факультетского научно-студенческого общества.

После консерватории Ю. Сеульский несколько лет работал в эстрадных оркестрах Д. Покрасса и Э. Рознера. Он много аранжирует, пишет и собственные композиции. Обработка знаменитого "Сент-Луи блюза" в 50-х годах была очень популярной. Тогда же были написаны оркестровые фантазии на темы Чаплина ("Чаплиниада"), Дунаевского ("Дуниада") и знаменитое "Соло ударных", которое виртуозно исполнял Борис Матвеев.

Консерваторское образование, опыт игры на духовых инструментах, на рояле существенно помогали Ю. Саульскому в его практической работе в сфере легкой и джазовой музыки.

В начале 1957 года Центральный Комитет ВЛКСМ пригласил Ю. Сеульского возглавить молодежный эстрадный оркестр, который существовал тогда при ЦДРИ. Работа в нем продолжалась около года, но для Ю. Сеульского это был важный творческий рубеж.

Скромный аккомпанирующий оркестр симфоджазового Ю. Саульский реорганизовал коренным образом. Были приглашены молодые джазмены, в основном студенты технических вузов. Некоторые из них входили в состав популярного в те годы ансамбля, так называемой "Восьмерки".

Они увлекались Чарли Паркером, пытались импровизировать, к большим оркестрам относились неприязненно, воспринимая в штыки саму игру "с нот". Придя в оркестр, талантливые молодые люди решились играть написанную, сочиненную музыку. Вскоре оказалось, что все они в качестве оркестрантов представляют весьма "сырой" материал. И Ю. Саульский решает учить их азам джазового инструментализма.

На какое-то время молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ превратился в джазовую школу-студию. Шли занятия индивидуальные и коллективные, читались лекции по истории музыки. Для духовых инструментов писались специальные упражнения: Ю. Саульский оркестровал пятиголосную фугу Баха для квинтета саксофонов, концертмейстер Виктор Зельченко - прелюдии Шостаковича для труб и тромбонов.

На таком чисто учебном материале сидели долго. Затем настал второй репетиционный этап - освоение джазовых партитур из репертуара оркестров Бенни Гудмена, Каунта Бейси, Чарли Барнета. Иные исполнители не скрывали своего разочарования. Они мечтали об эффектных соло, об аплодисментах зала, а тут - гаммы, "длинные ноты", раздувания, групповая игра

Потом, конечно, музыканты были благодарны Юрию Сеульскому. За короткий срок они смогли преодолеть свой самодеятельный уровень, получили навыки игры в биг-бэнде.

Оркестру, руководимому Ю. Сеульским, предстояло выступать на конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Программа постепенно складывалась. В нее вошли и апробированные пьесы ("Фантазия на темы Дунаевского"), и некоторые новые работы ("Вступительный марш" Ю. Саульского, "Концерт для фортепиано и джаз-оркестра" пианиста Николая Капустина), пьесы традиционного джаза ("Eager biver" из репертуара оркестра Стена Кентона.)

Молодежный оркестр ЦДРИ открыл ряд талантливых музыкантов, многие из которых впоследствии выдвинулись в первые ряды русского джаза. Среди них - саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов, тромбонист Константин Бахолдин, трубач Виктор Зельченко (выявились его способности к аранжировке и композиции). Отметим также саксофониста Юрия Албегова, ударника Александра Салганика, пианиста и аранжировщика Николая Капустина, певицу Майю Кристалинскую. С коллективом сотрудничали пианист Борис Рычков и певица Гюлли Чохели.

На фестивальном конкурсе оркестр был удостоен серебряной медали.

В последующее десятилетие Ю. Саульский работает с нарастающей активностью. В 1962 году его приняли в Союз композиторов. Он пишет самые разнообразные произведения.

Среди них - "Каприччио", виртуозный этюд для четырех саксофонов, "Увертюра-марш" - бодрая эстрадная миниатюра, написанная в сонатной форме без разработки, ряд лирических композиций ("Туман над Таллином", "Баллада для тенор-саксофона"). Ю. Саульский как бы углублял, "осерьезнивал" жанр. Раньше он писал блестящие, эффектные пьесы, теперь его более влекла форма музыкальных "раздумий".

Вскоре он становится руководителем оркестра Московского мюзик-холла. В оркестре была неплохая джазовая группа. После одного из концертов А. Цфасман назвал этот коллектив лучшим московским эстрадным оркестром.

Для джаза наступало интересное время. В Эстонии, в Ленинграде и Москве стали регулярно проводиться джаз-фестивали. Состоялся пленум Союза композиторов СССР, посвященный вопросам легкой музыки; в программе пленума впервые участвовали джазовые оркестры О. Лундстрема, Л. Утесова, И. Вайнштейна, несколько малых ансамблей.

Осенью 1962 года группа молодых джазменов (среди них - А. Товмасян, В. Сакун, Н. Громин, А. Козлов) была командирована в Польшу, на международный фестиваль "Джаз-джембори", и выступила там с успехом. Известный американский трубач Дон Эллис отмечал: "Похоже, что именно русские лучше всех других европейцев ощущают атмосферу блюза".

У Ю. Сеульского настойчиво зреет мысль создать новый оркестр. В конце 1965 года он побывал на международном джаз-фестивале в Праге. В составе советской делегации были А. Эшпай, А. Цфасман, А. Медведев, Г. Канчели, М. Кажлаев и другие известные музыканты.

На фестивале предстали самые разнообразные явления современного джаза: тут были прекрасные традиционные оркестры (К. Эдельхаген, К. Влах), и оркестры экспериментального стиля (Г. Бром), и "барокко-джаз" французской группы "Свингл сингерс", и утонченное искусство "Модерн джаз-квартета". Советский Союз представлял квартет Г. Гараняна и Н. Громина; резонанс от игры наших музыкантов был огромным.

В начале следующего года Ю. Саульский, наконец, осуществил заветную мечту: организовал ВИО-66 ("Вокально-инструментальный оркестр, год рождения 1966"; термин "ВИА" появился лишь два-три года спустя).

Ю. Саульский трансформировал привычную форму биг-бэнда, добавив к четырем оркестровым группам (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм) еще одну - вокальную. Кроме того, в оркестре существовало (на правах самостоятельного ансамбля) джазовое трио пианиста Игоря Бриля.

Идея вокального октета, как бы "вплавленного" в биг-бэнд, пришла к Ю. Саульскому не без оглядки на искусство знаменитой группы "Свингл сингерс". Идея эффектная, но весьма сложная для воплощения.

Дело в том, что вокалисты, пришедшие в новый оркестр, в профессиональном отношении значительно уступали инструменталистам. Одной природной музыкальности было мало. Техника ансамблевого пения в джазе не "хоровая", а "инструментальная": голоса уподоблялись трубам, саксофонам, флейтам, тромбонам. Звукоизвлечение, фразировка - все оказалось новым, всему приходилось учиться. Постепенно вокал прогрессировал, подтягивался к уровню оркестра.

За четыре года работы существенно менялась форма композиций, исполняемых оркестром. Сначала она была близка классическому Concerto grosso: оркестровые tutti чередовались с островками прозрачного звучания, когда играл квартет солистов. Так написаны аранжировки "Ну и что?" М. Деви-са, "Рабочая песнь" Н. Эддерли и др.

Среди музыкантов "ВИО-66" были опытные хотя и молодые по возрасту джазмены, которым часто поручались соло - пианист И. Бриль, ударник В. Журавский, контрабасисты А. Исплатовский, В. Смоляницкий, позже - В. Двоскин, А. Соболев, В. Куцинский, саксофонисты А. Козлов, Ю. Чугунов, М. Цуриченко, трубачи И. Широков, Ю. Меркурьев.

Вторая программа оркестра задумывалась по-иному. Исчезло противопоставление игры солистов оркестру, импровизации органично вплетались в общее звучание. Наряду с Ю. Саульским, написавшим для коллектива такие пьесы, как "Знакомство с оркестром", "Элегия", "Оживленная беседа", стали активно работать А. Мажуков ("Мелания" и - совместно с Ю. Саульским - "Камаринская", опыт джазовых вариаций на народную тему), И. Петренко ("Посвящение"), Ю. Чугунов ("Сюита для оркестра").

Оркестр играл не только джазовые композиции, но и танцевальную музыку, аккомпанировал номерам пантомимы (Александр Жеромский), певцам, использовавшим слоговую импровизацию - скэт (Георгий Мамиконов). Выступала с самостоятельными концертными номерами и вокальная группа. Эффектно звучали прелюдии Лядова и Скрябина в аранжировке Э. Тяжова и, особенно, "Русские частушки" Г. Лукьянова - интересный опыт претворения фольклорного материала в джазе: частушечный восьмитакт был органично сцементирован с формой двенадцати-тактового блюза.

Гастролируя по стране, "ВИО-66" вел просветительскую деятельность. В каждом городе, где проходили гастроли, устраивались встречи с местными музыкантами. Были даже состязания целыми оркестрами: "ВИО-66" "против" эстрадного оркестра Эстонского радио, а в другом случае - "против" эстрадного оркестра Польского радио под управлением Богуслава Климчука.

"ВИО-66" просуществовал четыре года. Оркестр мог бы, конечно, работать и дальше, обновляя состав, репертуар. К сожалению, руководство Росконцерта, вначале горячо поддержавшее идею "вокально-инструментального оркестра", вскоре остыло к ней, и коллектив распался.

После "ВИО-66" Ю. Сеульский все свои силы отдает композиторскому творчеству, дирижирует изредка, лишь в авторских концертах. По-прежнему работает параллельно в нескольких жанрах, пишет песни, музыку для театра и кино. Но джазовые "гены" постоянно проявляются в композиторской деятельности Ю. Сеульского, например, его музыка к спектаклю "Вся королевская рать" обрела самостоятельное значение, как большая джазовая сюита.

Заметна у него и тяга к новым формам джаза. Такова, например, композиция "Диалоги", написанная в манере джаз-рока. Пьеса "В раздумье" - интересный опыт использования в диксиленде формы классической пассакальи; пьеса "Предчувствие" - двойные вариации, в которых темы сначала варьируются раздельно, а затем сближаются, проникают друг в друга. "Диалоги" и "Предчувствие" с успехом прозвучали на джазовом концерте фестиваля "Московская осень" 1981 года.

Вернемся к тому, с чего начали: Юрий Сеульский - композитор весьма "широкополосный". И в этом контрапункте жанров джаз занимает у него исключительно важную роль.

Юрий Саульский

www.jazzschool.ru

Док. 510328
Перв. публик.: 09.06.08
Последн. ред.: 23.10.08
Число обращений: 70

  • Саульский Юрий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``