- Не очень... Видимо, к старости я поглупел, раз согласился отметить юбилей. Раньше на такое дело уломать меня было невозможно, а тут руководство театра насело очень сильно. В результате 17 декабря я буду играть своего любимого Расплюева в Свадьбе Кречинского, а 19-го пройдет чествование. Мне пообещали, что я ничего не буду делать и могу молчать весь вечер. Зато теперь ночами не сплю, ломаю голову - кого пригласить, кого не забыть, кто может обидеться. Знакомых-то много...
- Уж потерпите разок-то.
-Вот и терплю. Помню, лет 20 назад мы ставили в театре комедию Сергея Михалкова Все могут короли. И спросили классика: должен ли артист быть скромным? И знаешь, что он ответил? Скромность для артиста - путь в неизвестность.
- А какие подарки вы приготовили зрителям? Есть ли новые роли?
- В театре второй год играю Расплюева. И ищу пьесу. И мое руководство ищет, и антрепризники ищут. Играть лишь бы что уже не хочется, а стоящая вещь никак не попадается. Задумался об Акакие Акакиевиче, да вдруг в Москве его Неелова сыграла. В кино снялся в двух фильмах и впервые за много лет согласился на сериал. Потому что это Ильф и Петров, потому что это Золотой теленок. Мне бы хотелось сыграть Паниковского, я чувствую эту роль, понимаю характер. Но мне предложили зиц-председателя Фунта.
- На днях пышно справлял юбилей Геннадий Хазанов. В интервью он говорил, что устал смешить. А вы не устали?
- Дело в том, что я давно перестал просто смешить и занялся поиском своей темы. В том же Кречинском я играю трагедию маленького человека.
- Тема маленького человека - это же как раз ваша тема, вы давно ее нашли и развиваете. Но вы же не уходите с головой в драму, трагедию...
- Нет, совсем уходить не хочу. Без юмора жизнь однобока. Я не Качалов, я - грустный клоун. Мне нравится ходить по грани. Например, уже 7 лет я с большим удовольствием играю спектакль Дон Педро. Это простая, человеческая история об одиночестве. С этой ролью мне было бы тяжело расстаться. Хотя уже сменились два моих партнера - Игорь Дмитриев и Александр Демьяненко, сейчас я играю с Николаем Мартоном. История начинается с чистого смеха, а завершается трагически. И зрители какое-то время еще смеются по инерции, а потом начинают плакать. И я получаю кайф. Хотя поначалу сам пугался такого резкого перехода от смешного к грустному.
- Почему вам так дорог маленький человек? Откуда он взялся в вашем творчестве?
- От Чаплина! Я впитал его с детства, бредил им с 8-9 лет. Фильмы Новые времена и Огни большого города стали для меня наглядным пособием. Я танцевал и пел перед гостями:
Я Чарли Чаплин бедный,
Хожу всегда я бледный!
Я палочкой махаю
И деньги получаю...
И сам я по жизни маленький человек. У меня все совпадает с моими образами. Таким уродился.
-ожет, это со временем внутри вас перемешалось личное и творческое?
-Не совсем. Ведь вначале я просто смешил и сам получал удовольствие, когда все вокруг смеялись. А после пятидесяти я стал останавливать себя.
- у маленького человека есть возраст?
-Нет. Он вне возраста. Это ребенок. Почему он маленький? Потому что его обижают, а он пытается стать большим, фантазирует, хочет отомстить. Вот и я никак не повзрослею. Я думаю, что я - недоделанный взрослый.
- и формулировка! И это говорит человек, собирающий полные залы. Кстати, как ощущать себя первым актером труппы?
-Ты знаешь, меня теперь называют Талисманом театра. Да, на меня ходят, на афишах - моя физиономия, на поклонах мне не хлопают, а кричат. И артисты ждут, пока я откланяюсь, а публика прокричится.
-Думали ли вы о такой популярности, когда начинали?
-Не думал и не предполагал, что окажусь таким весомым. Теперь вот даже ордена дают. А я думаю: куда их цеплять-то? И зрители меня... неудобно говорить: любят... уважают. Приятно. Но теперь настала пора беречь здоровье. Чего-то я резко постарел. И лень моя меня убивает. Вот тебе трагикомедия: лень постепенно убивает человека. Я это понимаю, но сделать ничего не могу. Лень у многих, а у меня это уже болезнь. Только на сцене и оживаю...