В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Храмчихин. Абхазию и Осетию вернут без единого выстрела Назад
Александр Храмчихин. Абхазию и Осетию вернут без единого выстрела
События в Грузии показывают, что Михаил Саакашвили продолжит восстанавливать единство страны. Он не остановится на Аджарии и собирается решить гораздо более сложные проблемы Абхазии и Южной Осетии. Военных ресурсов для этого у него нет, и не будет. Придется действовать напором и лаской.

Между Тбилиси и Батуми не было крови. Ни в этническом смысле (аджарцы - грузины), ни в военном. Аджария хоть и формально, но принимала участие в общегрузинском политическом процессе. Единственным препятствием к воссоединению было нежелание Аслана Абашидзе расставаться со своей абсолютной властью в республике и доходами от Батумского порта и таможни на границе с Турцией. Силового ресурса для решения аджарской проблемы Саакашвили не имел. Батальоны спецназа, обученные американцами, могли греть душу разве что самим американцам, да и то вряд ли. Судя по доходящим из Тбилиси слухам, больше всего спецназовцы преуспели в продаже американского обмундирования на местных рынках. Поэтому Саакашвили пошёл в психическую атаку. Он стал давить Абашидзе своей несопоставимо более высокой формальной и реальной легитимностью. Ему успешно удалось создать впечатление, что он является реальной альтернативой аджарскому президенту, что тот вовсе не "вечен". Когда Россия устами Игоря Иванова объяснила Абашидзе, что воевать за него не будет, он сдался.

В Абхазии и Южной Осетии ситуация совсем другая: во-первых, кровь в обоих смыслах была и есть, во-вторых, обе автономии были выключены из грузинского политического процесса на протяжении всей недолгой жизни независимой Грузии. Решить вопрос силовым путём здесь ещё меньше шансов, чем в случае в Аджарией. "Армии" каждой из автономий вполне сопоставимы по боевому потенциалу с ВС Грузии, а атака со стороны Грузии автоматически вызовет сплочение населения автономий. Поэтому силовой вариант представляется крайне маловероятным. Видимо, Саакашвили снова предпочтёт психическую атаку.

Непризнанные государства не имеют возможности ведения легальной политической и экономической деятельности, в частности - не могут решать вопросы собственности. Южная Осетия и, тем более, Абхазия - "нищие миллионеры", сидящие на природных богатствах, но из-за своего статуса живущие, фактически, только контрабандой. Такая ситуация никак не может устраивать предельно обнищавшее население. Элите, конечно, денег хватает, к тому же она "сожгла мосты" c Тбилиси ещё в начале 90-х. Между тем, народы сплачиваются вокруг элит в основном потому, что боятся новой войны. Если руководство Грузии будет последовательно давить власти Сухуми и Цхинвали своей легитимностью, вести политику "гуманитарных интервенций", хотя бы немного улучшая жизнь абхазского и осетинского населения, при этом показывая, что воевать не будет, антигрузинское единство в автономиях начнёт давать трещины.

Похоже, что в Абхазии это уже происходит. В республике началась открытая борьба за власть, сопровождаемая массовыми отставками высших чиновников и даже убийствами известных политиков. Катализатором этого процесса послужила тяжёлая болезнь президента Владислава Ардзинбы. Тем не менее, нет особых сомнений, что одной из причин дестабилизации ситуации в Абхазии являются события в Грузии. Власти Сухуми всё больше нервничают, понимая, что повторение батумского сценария для них отнюдь не исключено. Скорее всего, Тбилиси различными способами усиливает эти очень желательные для него процессы. В октябре в Абхазии пройдут выборы президента автономии и в Грузии рассчитывают, что после них отношения между Тбилиси и Сухуми изменятся кардинальным образом в желательном для центральной власти направлении.

Роль России в отношениях между Грузией и её мятежными автономиями, казалось бы, должна стать едва ли не решающей. Как уже говорилось, именно позиция Москвы привела к окончательной капитуляции Абашидзе. Что касается Абхазии и Южной Осетии, интересы России задеваются здесь гораздо больше, чем в случае с Аджарией. Обе эти республики граничат с нашей страной, а их жители по большей части успели получить российские паспорта.

В случае с Южной Осетией нельзя не учитывать факта наличия в составе РФ республики Северная Осетия, где искусственного разделения осетинского народа не приемлют. Попытка Тбилиси реализовать не то что силовой, но хотя бы аджарский вариант вызовет на Севере очень сильную негативную реакцию. Северная Осетия традиционно является самой лояльной Москве республикой Северного Кавказа, а заодно - основной тыловой базой группировки федеральных войск в Чечне. Дестабилизация ситуации здесь будет иметь для нас катастрофический характер.

Тем не менее, Москва сдаст и Абхазию, и Южную Осетию и сейчас просто оформляет более или менее приемлемые условия этой сдачи (точнее, попытается сохранить лицо). Напору Саакашвили, прекрасно знающего, чего он хочет, противостоит полная невнятность российской стороны, у которой нет даже намёка на хоть сколько-нибудь осознанную политику в отношении Грузии (как, впрочем, и в любом другом отношении).

В начале 90-х Россия, видимо, могла бы присоединить Абхазию и Южную Осетию. Пришедший к власти на российских штыках Шеварднадзе был в ту пору слишком слаб, чтобы сопротивляться, а постсоветское пространство (исключая страны Балтии и, пожалуй, Украину) было таким же "задним двором" России, как Латинская Америка для США. Первый президент нашей страны мог послать войска в любую бывшую советскую республику, нисколько не интересуясь мнением Запада. Однако тогда мы удовлетворились захватом грузинских автономий де-факто, не посчитав нужным заняться юридической стороной вопроса - неспособность Бориса Ельцина пользоваться плодами собственных побед хорошо известна.

Теперь ситуация другая. Тбилиси в принципе не будет рассматривать возможность передачи России Абхазии и Южной Осетии, а самостоятельные действия Москвы в направлении их "взятия" будут расценены Западом предельно негативно. Для нынешнего президента России в силу разного рода объективных и субъективных причин этот фактор гораздо более значим, чем для его предшественника. Если автономии нельзя присоединить юридически, то не очень понятно, в чём смысл поддерживать нынешнюю ситуацию, в которой Москва, по сути, выступает в роли "собаки на сене".

Наличие у большинства абхазов и осетин российского гражданства не окажет на позицию Москвы никакого влияния. Два-три года назад новые российские паспорта в Сухуми и Цхинвали раздавали чуть ли не насильно, хотя в самой России их катастрофически не хватало. Это была спецоперация, полностью соответствующая новому стилю Кремля. В прошлом году Москва заключила с Ашхабадом сделку, которую можно коротко назвать "газ - люди" (по аналогии со старой советско-германской сделкой "газ - трубы"). После этого стало ясно, что никаких комплексов по поводу сдачи собственных граждан российская власть не испытывает. Тем более, что Саакашвили - человек на несколько порядков более респектабельный, чем Туркменбаши. Вполне вероятно, что в очень недалёком будущем жители Абхазии и Южной Осетии так же быстро и так же добровольно вернутся в гражданство Грузии, как недавно от него отказывались.


Июль 02, 2004
http://www.prognosis.ru/

Док. 511350
Перв. публик.: 02.07.04
Последн. ред.: 24.10.08
Число обращений: 189

  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Храмчихин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``