В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иннокентий Иной. Март подарил миру Иннокентия Смоктуновского Назад
Иннокентий Иной. Март подарил миру Иннокентия Смоктуновского
Он родился 28 числа в 1925 году

Наталья Белохвостикова: Каждую роль раскладывал на атомы

- Так получилось, что я и моя дочь были последними партнершами Иннокентия Михайловича в кино. Это был фильм "Белый праздник" Владимира Наумова по сценарию великого итальянца Тонино Гуэрра. Смоктуновский умер за несколько месяцев до премьеры. О том, что его не стало, я узнала на фестивале в Риге. На похоронах Людмила Касаткина сказала: "Умер король".

Да, умер гений. Как охарактеризовать, что это такое? Он не такой, как мы. Совершенно другой - биологически, духовно. На порядки выше. Он с этим миром общался со своих особых позиций. То, что он делал - откуда это? И почему, если начинаешь повторять, получается глупость? Подобные Смоктуновскому рождаются, наверное, один раз в целый век. Он не был простаком, чудиком. Нет, он был высокообразованным, интеллектуальным человеком. Философом. На атомы раскладывал каждую свою роль. Вспоминаю картину "Легенда о Тиле", где он играл Карла V. Шли репетиции. За неделю до того, как он должен был сниматься, Иннокентий Михайлович тихонько приходил в павильон и все время приставал к Наумову со своими придумками, своим ощущением того, что ему предстояло сыграть, своими интонациями и фантазиями, которые ему хотелось донести до зрителя

Для меня многое перевернулось, когда мы снимали "Белый праздник". Была сделана всего одна десятая часть картины. Смоктуновский успел чуть-чуть отсняться - и вдруг инфаркт. У всех - шок. Наумов сказал, что если Иннокентий Михайлович не сможет сниматься, значит, картины не будет, потому что играть некому. Смоктуновский незаменим. В этом трауре, в жутком состоянии прошло дня три. Иннокентий Михайлович в реанимации, никого не пускают. Вдруг раздается звонок. Звонит Смоктуновский и говорит: "Володечка, я вот подумал - там есть одна сцена Что, если я скажу это по-другому?" Представляете?..

В "Белом празднике" я играла жену Смоктуновского, с которой он прощается перед смертью... Сниматься с Иннокентием Михайловичем было фантастически. Своими глазами, своей душой он мог вытянуть из человека то, что сам человек никогда в жизни про себя не узнал бы!

Смоктуновский не был трудным, он был очень подробным, удивительно скрупулезным. Для него каждое движение имело свое значение и смысл. И перед этим можно только снять шляпу, потому что в нынешней суете, мне кажется, это утрачивается. Если не уходит совсем.
Евгения Симонова: Любовь к детям опускала его с облаков

- Когда я наблюдала его в официальной или, скажем, публичной ситуации, а затем в жизни, у меня возникало ощущение, как будто это другой человек. В телепередачах, интервью, различных выступлениях в нем были странности, полутона, намеки, интонации, заломленные руки, позы. Ничего этого в житейском общении я ни разу не наблюдала. Он был прост, искренен, внимателен.

У меня даже было желание спросить: "Иннокентий Михайлович, вы что - играете там какую-то роль или это ваша вторая натура? Это сознательно происходит или подсознательно?" Образ странного гения совершенно не вязался с тем, что я наблюдала в жизни.

Наша первая встреча произошла на улице Герцена. Была суббота или воскресенье, народу совсем немного, и по тротуару на велосипеде ехала девочка, грациозная, своеобразная, гордо глядя перед собой. А за ней шел человек с длинными развевающимися волосами; заложив руки за спину, он с любопытством смотрел вокруг и с восхищением - на девочку. Это был Смоктуновский со своей дочкой Машей.

Еще одна встреча с Иннокентием Михайловичем была на отдыхе. Неожиданно мы вместе оказались в Пицунде, и я увидела его в обстановке совершенно простой. Вместе с моими родителями отдыхал друг моего отца, академик Волькенштейн. Сидя на пляже, Иннокентий Михайлович вел с ним бесконечные споры. Смоктуновский, как натура художественная, склонная к фантазии, был убежден в существовании всяческих чудес и рассказывал по этому поводу массу историй. А Волькенштейн, как ученый и ярый противник всего непознанного, с ним спорил. Причем споры были очень яростные, доходившие до опасного накала. Папе то и дело приходилось переводить их в ироническую интонацию. Но Смоктуновский так увлеченно рассказывал и показывал, что, слушая, поверить можно было во что угодно! В этих спорах он оставался простым и естественным. Находясь рядом с ним, все чувствовали себя легко и свободно, никакого напряжения

Там, в Пицунде, я снова увидела, какой он необыкновенный отец. Любовь к детям, беспокойство за них все время опускали его с облаков на землю, и он мужественно с этим справлялся.
Алла Демидова: Актер - тем и интересен

- Реакции у него были совершенно непредсказуемые. Кто заставлял его убирать вместо дворника снег в своем дворе по утрам? Зачем искал и привез, а потом волок через всю нашу поляну перед домом на Икше огромный камень на свою клумбу; а потом, когда клумбу "запретили", увез этот камень с поля? Да пусть бы и оставался там! Что заставляло его браться за самую черную работу? Откуда открытая улыбка на встречного? И такой грустный, углубленный в себя взгляд, когда остается один, откуда?

О Смоктуновском я расспрашивала многих, но в основном, кроме Жженова, все говорили одно и то же. А при жизни я донимала Иннокентия Михайловича глупыми вопросами. Мне казалось, что так легче раскрыть человека.

- Иннокентий Михайлович, вы можете понять, какой перед вами человек: добрый или злой, хороший или плохой?

- Редко. Я от природы добер (так и запишите, Алла, голубчик, - добер) и очень хочу отклика - в разговоре, диалоге, отношениях.

- Иннокентий Михайлович, вы верите в судьбу?

- Видите ли, Алла, дорогая, как же не верить Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив Я ведь тогда еще не успел сыграть ни Мышкина, ни Гамлета, ни Чайковского - ничего! Судьба меня хранила. Когда я бежал из плена, то, пережидая день, спрятался под мост. Вдруг вижу: прямо на меня идет офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но, перед тем как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо, не глядя на меня, а потом опять стал смотреть по сторонам.

Маяковский как-то сказал: "Я - поэт, этим и интересен". Про Смоктуновского можно было бы сказать так же: "Он - актер, этим и интересен".

- Вы знаете, Алла, я ведь только сейчас понимаю, какая трудная наша работа. Я думаю, что ни один зритель, ни один критик и даже многие актеры не понимают этого. Не догадываются о сущности, сложности и редкости этой профессии. Именно редкости. Ведь актеров много, но многие не знают, какая перед ними "топка", какого самосожжения требует эта работа. И где взять силы, чтобы идти дальше?








Дарья Тарханова
27.01.2007
http://www.peoples.ru/

Док. 511401
Перв. публик.: 27.01.07
Последн. ред.: 24.10.08
Число обращений: 92

  • Смоктуновский Иннокентий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``