В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обычный парень с улицы Назад
Обычный парень с улицы
JOYBREEDER: Андрей, я начну разговор с утверждения, о котором хотелось бы знать твое мнение. Считается, что имя актеру делает не театр, а одна единственная удачная роль в кино, которая становится выстрелом. Был, например, хороший актер Павел Майков - играл в театре, играл главную роль в "Метро", и никто про него не знал. Вышла на экраны "Бригада", и бабах - Пчела. У актера уже совершенно другой статус. Чем объяснить этот феномен "выстрела одной ролью"?

Андрей Соколов: Это не феномен, это нормальное явление. Должна состояться какая-то значимая история, какая-то роль, с которой актера начинают узнавать. Не может известность складываться по крупицам: здесь сыграл, там сыграл. В основном, популярность приносит кино, потому что это тот продукт, который смотрят все, если он, конечно, удачный. Даже если ты в Москве звезда театра, то когда едешь в провинцию, если тебя не знают там по кино, ты как бы не "продаваемый" актер. Поэтому у многих моих коллег по цеху есть естественное желание попасть в какое-то многосерийное кино, чтобы "засветиться" и стать узнаваемым. Очень много есть хороших актеров, талантливых, гораздо талантливее многих, которых просто не знают в силу того, что не сложилась так ситуация, чтобы они попали в какой-то прозвучавший продукт.

JOYBREEDER: А почему у одних складывается, а у других не складывается?

Андрей Соколов: Случай.

JOYBREEDER: Только случай? Что же актеру остается слепо полагаться на судьбу?

Андрей Соколов: Случай должен быть обязательно подготовлен внутренней работой, т.е. человек должен быть готов ко всему. Вот, мне позвонили, скажем, сегодня и сказали: "Андрей, мы зовем тебя в нашу историю". Это будет... Я даже не знаю, имею ли я право пока об этом говорить... В двух словах, будет сниматься сказка - некая современная история, которая уходит потом в былинные отношения. И надо быть готовым ездить на лошади и делать много других "былинных" вещей. Я понимаю, что сейчас у меня есть запас времени, когда я могу научиться это делать. Актер должен быть готов, что в любой момент ему позвонят и скажут: "Мы тебя берем, но нужно уметь водить самолет". Если человек не может - он пролетает. Это упрощенный пример, но именно так происходит с внутренним состоянием - человек должен быть внутренне готов к тому, что звездную роль могут предложить завтра, и он станет узнаваемым. Актерская профессия подразумевает, хочешь ты этого или не хочешь, некую публичность. И плох тот актер, который не хочет, чтобы его знали все. В этом даже заключается отчасти смысл профессии, потому что в стол не наиграешь, играть надо для людей. Если говорить о моем "выстреле", о "Маленькой Вере", то я в то время приходил в училище в 8 утра, и уходил в полпервого ночи, чтобы успеть на последний поезд метро. Мы пахали как "папа Карло" и у нас было правильное воспитание, что готовность актеров нарабатывается как у спортсменов - спортсмен должен быть в тонусе и актер тоже. Это та профессия, которая не позволяет расслабляться и курить бамбук. Хотя иногда очень хочется.

ДЖЮ: Я слышал сейчас твой разговор по телефону, и получается, что у тебя забито практически все время.

Андрей Соколов: В черновую я знаю, чем буду заниматься до лета, даже до октября 2004. А по деталям, по числам до 23 февраля.

JOYBREEDER: Такое жесткое расписание не угнетает?

Андрей Соколов: Нет, абсолютно нет. Я могу сказать, что человек, который ценит свое время и который достаточно сильно загружен, всегда найдет время на самого себя, т.е. я, например, охотник и мне ребята звонят: "Андрюха, поехали". И я всегда могу все перекроить, что-то отменить и всегда найду для себя время, потому что я понимаю - это моя личная жизнь. Хотя моя жизнь очень тесно переплетается с работой, я эту разницу все-таки четко определяю и на близких людей время всегда нахожу. Другое дело, что нельзя любить всех. Это жесткая истина, но близких людей, на самом деле близких, не так много. И они, как никто, понимают, когда действительно цейтнот, когда нужно выдержать паузу и перетерпеть дефицит общения.

JOYBREEDER: Мы затронули твой "выстрел" в "Маленькой Вере". Что по-твоему было в том герое, почему он в то время прозвучал и появилось актерское имя Андрей Соколов? Ведь был же рядом другой не менее нашумевший "перестроечный" фильм "Меня зовут Арлекино". Там в главной роли снялся замечательный молодой парень, который потом исчез.

Андрей Соколов: Олег Фомин не исчез, он стал хорошим режиссером. Снимает сейчас "NEXT", плюс у него масса других проектов. Другое дело, что ради режиссуры он похоронил себя как актер, потому что изредка играет какие-то маленькие роли, но даже в том же "NEXTе" у него была небольшая роль.

JOYBREEDER: Попадание в роль это всегда яркий типаж, собирательный образ. Олег Фомин был этакий "бунтарь с окраины". А как можно охарактеризовать героя "Маленькой Веры"?

Андрей Соколов: Это был "обычный парень с улицы", который попал в те жуткие условия существования, как были показаны в фильме. Я сам заканчивал МАТИ (Авиационно-Технологический Ин-т) и мне в этом герое было понятно все. Эта была та жизнь, которую я знал. А чем всегда пробивает зрителя тот или иной материал - узнаваемостью. Чем "Бригада" так пробила всех? Чем сейчас пробивает "Бумер" - тем, что вот они эти ребята, здесь; мы такие же; это то, как есть. И "Маленькая Вера" была "то, как есть", только вскрыли другой пласт. И сделано это было талантливым человеком. Вася Пичул тогда "выстрелил" очень здорово.

JOYBREEDER: К слову, о МАТИ. Как тебя занесло оттуда в актеры? Как ты вообще смотришь на проблему призвания и работы? Ведь со многими людьми получается так - человек учится много лет какому-то делу, затрачивает много сил, но в итоге становится совершенно на другой путь.

Андрей Соколов: Про себя я могу сказать, время в МАТИ не было потрачено зря - оно пошло в копилку. А пойти прямиком поступать после школы в театральное училище у меня просто не хватало смелости - от одной мысли начинало лихорадить. Для меня даже студенты театрального были небожителями, я не говорю об актерах. Но было ощущение, что делать то, что происходит на экране или на сцене, я могу, по крайней мере, не хуже других. Было понятно, что мое место там. На 3-ем курсе я даже хотел бросить авиационный и поступать в театральный, но пришлось закончить полностью. Так что я инженер-механик по производству изделий из неметаллов - эти химия полимеров, то что я в школе ненавидел.

JOYBREEDER: "Маленькая Вера" вышла в 1988, то есть твой "выстрел" прозвучал 16 лет назад. Карьера состоялась, были роли в театре и сериалах, но ничего столь же взрывного вроде бы не было. Как ты думаешь, что могло бы вывести тебя на новый виток. Например, как Траволту - он был звездой в роли молодого танцора, а потом "выстрелил" чуть ли не через 20 лет в образе абсолютно другого человека - Винсента Вега (Pulp Fiction). Если в "Маленькой Вере" ты был "узнаваемым парнем с улицы", то какой должна быть роль, в которой ты мог бы "выстрелить" еще раз уже в более зрелом статусе? Может быть супергерой? Я слышал про какой-то боевик "Смотрящие вниз". Что с ним случилось?

Андрей Соколов: Я видел его, он прошел по экранам достаточно тихо. На мой взгляд, не удался. Просто не сложилось кино.

JOYBREEDER: Трюки какие-то приходилось там выполнять?

Андрей Соколов: Да уж, было все. У меня контузия была на этой картине, которая до сих пор дает о себе знать. Пиротехники заложили такой снаряд, что я потерял слух - задело нерв, и до сих пор проблемы. В самолете летаю, чувствую боль страшную, хотя прошло уже 2 года. На самом деле, мне очень жаль, что не прозвучал фильм "Бездна круг седьмой" Владимира Басова (1993г). Вот это был для меня как раз этапный фильм, этапная роль.

JOYBREEDER: А почему он не прозвучал?

Андрей Соколов: Проката не было.

JOYBREEDER: На видео он выпущен?

Андрей Соколов: Вроде бы да.

JOYBREEDER: Напишем о нем на сайте. Но с тех пор еще десять лет прошло. За это время тоже наверное что-то внутри наработалось. Открылось в профессии что-то такое, чего на том этапе даже не приходило в голову?

Андрей Соколов: Естественно - жизнь развивается, люди меняются, и к одним и тем же вещам относишься по разному. После того, как я начал заниматься режиссурой, по-моему, нет теперь актера послушнее на площадке, чем я сам, потому что я понял насколько это тяжкий труд.

JOYBREEDER: А режиссурой давно начал заниматься?

Андрей Соколов: Лет 5-6 назад. Закончил высшие режиссерские курсы, снял короткий метр "Фантазии на заданную тему". Это было в 1998 году, и тогда удалось сделать это всего за две тысячи долларов. У меня были три коробки самого лучшего "Кодака", и мне запороли на Мосфильме первый материал, представляешь. Но это оказалось везением, потому что в дальнейшем они все обрабатывали бесплатно. А материал, к счастью, сохранился. С вкраплениями, но можно было использовать.

JOYBREEDER: Алексей Герман говорил, что режиссура театральная и режиссура кино это две совершенно разные плоскости. Ты работаешь как режиссер в театре, поставил "Койку", и у тебя есть опыт режиссуры в кино. Ты согласен с Германом?

Андрей Соколов: Это разные плоскости, но профессия все равно имеет один корень. Принципиальная разница есть - в кино все немножко тоньше: тоньше в подаче, тоньше в нюансах. В театре все-таки на крупный план не выйдешь, там все должно быть укрупнено, мазки должны быть ярче и характернее. А в кино имеешь дело с изображением и можешь добиться результата через 20 дублей. При всем том, кино - это разовый продукт, а в театре ты должен добиваться результата здесь и сейчас. Актерски это труднее.

JOYBREEDER: Если взять нескольких хороших режиссеров, окажется, что у каждого есть своя сильная сторона, которая выделяет этого режиссера из остальных. У кого-то интересный монтаж, кто-то делает акцент на актерских работах, кто-то умеет только ставить трюки, но так, как никто. Какой козырь будет у тебя?

Андрей Соколов: Для меня важна атмосфера, которая выливается с экрана. Для меня очень важны подробности, ритм -как дышит картина. Именно ритм, он может создаваться и монтажом, и музыкой, чем угодно. Совокупность всего того, что называют режиссерской деятельностью, можно определить как "материализованное мышление". Если это мышление интересно, если оно не застарелое, имеет движение вперед, то получится интересная картина. Сейчас у меня должен быть запуск в производство, так что надеюсь скоро погрузиться с этот процесс.

JOYBREEDER: Как будет называться фильм?

Андрей Соколов: Пока лучше не буду говорить.

JOYBREEDER: Но если все состоится, как же ты будешь совмещать постановку с актерством?

Андрей Соколов: Я сейчас не буду залезать в новые актерские проекты. Совмещать все-таки очень трудно. У меня два новых спектакля в заделе, хотя о них говорить еще рано. Но нужно играть "Койку", "Варвары", "Таис" - три спектакля в театре "Луны". Но если постановка состоится, это будет, конечно, на первом месте.

JOYBREEDER: Твою книгу "Новая русская леди" нигде не достать - говорят, распродали. Ее не собираются переиздать?

Андрей Соколов: Не доходят руки, чтобы ее переиздать, хотя желание есть и желающие есть. Но для этого с ними надо хотя бы связаться и поговорить, потому что в тот раз они так напортачили с договором, что денег мы практически не получили. И если переиздавать, то уже в укрупненном варианте вместе со сборником стихов.

JOYBREEDER: То есть это будет уже не столько "Новая русская леди", сколько авторская книга Андрея Соколова?

Андрей Соколов: Может быть.

JOYBREEDER: Многогранность достойная восхищения! И плюс к этому еще классические мужские увлечения - хоккей и рыбалка.

Андрей Соколов: В хоккей я не играю уже год - нету времени. Такой спорт - это тренинг, который должен поддерживаться, а я, начиная с весны, могу по пальцам сосчитать дни, когда я был в Москве. Вот сейчас я через полчаса играю спектакль, потом улетаю до 3 ноября, а потом опять улетаю в Самарканд. Так что из спорта остается только тренажерный зал - 3 раза в неделю как минимум, а если в Москве, то каждый день с утречка два часа железно. А поохотится иногда выбираюсь с близкими друзьями, но тоже редко.

JOYBREEDER: Есть любимая охотничья байка?

Андрей Соколов: Да их масса! Собрались как-то поехать компанией на Рязанщину. А бывают ситуации, когда предельно выматываешься и мечтаешь - вот приеду туда-то и там-то уж отдохну! У меня была как раз такая ситуация. Ночь не спал, откуда-то приехал, и думал вот приеду в охотничью избушку, отосплюсь на свежем воздухе. Приехали, выпили, ну думаю - наконец-то! Только глаза закрыл, слышу - будто самолет реактивный над избушкой в лесу - р-р-р-р! Я вскочил в ужасе. Оказалось, один наш знакомый из компании так храпит. Вокруг нас стояли домики метрах в 15 от нас - даже оттуда приходили люди, просили что-то сделать, потому что невозможно спать. И мы что только не делали: и воду лили, и плясали, и пели, и нос ему закрывали - ничего не помогало. Самое смешное, что, просыпаясь, он говорил: "Да вы что?! Я? Я не храплю!" Закрывал глаза и начинал храпеть с удвоенной силой. Измотал за ночь всех. Я ту охоту проклял, вернулся разбитый. Через 2 недели звонок: "Андрей поедешь? Мы той же компанией на Рязанщину". У меня первый вопрос: "Храпун поедет?" Отвечают: "Да, он едет, но ты не беспокойся - вопрос с храпом решен окончательно". Ну, думаю, слава тебе Господи - может операцию человек в носоглотке сделал, или приспособление какое-то купил. И вот опять та же ситуация - опять усталый, опять избушка, посидели выпили, пора спать. А мне неудобно к этому храпуну подойти спросить: "Что там тебе сделали? Таблетки какие-то дали, или операцию?" Я подхожу к товарищу, который меня звал, и спрашиваю: "Сань, а как вопрос с храпом решен?" А он отвечает: "Очень просто! Он мне честное слово дал, что не будет храпеть".

JOYBREEDER: И второй раз то же самое было?

Андрей Соколов: Еще хуже!

JOYBREEDER: Но про хоккей я тебе все-таки вопрос задам. Как болельщику. Есть вера, что вернутся золотые времена российского хоккея?

Андрей Соколов: Есть. Потому что Тихонов пришел. Его поставили главным в ЦСКА, и я думаю, он будет главным в сборной. Человек должен заниматься своим делом. Можно быть замечательным хоккеистом, но не быть прирожденным тренером. Фетисов - замечательный хоккеист. Но тренерская работа - такое дело, что надо на это всю жизнь положить, тогда что-нибудь получится. А сидеть между двух стульев очень сложно, поэтому и результат слабый.

JOYBREEDER: Вроде как сниматься самому в собственном фильме?

Андрей Соколов: В какой-то степени похоже, да. Но в кино режиссер может использовать себя как актер. Не может только будучи актером использовать себя в качестве режиссера.

JOYBREEDER: Не понял...

Андрей Соколов: Я сам не понял, но мне понравилось. Иначе говоря, нельзя, будучи актером, выбрать сначала роль, которую ты хочешь сыграть, а потом вокруг этого раскручивать режиссуру. Но можно использовать себя как актера, если это вписывается в режиссерскую концепцию. Общая идея фильма важнее, чем личностные амбиции.

JOYBREEDER: Моджет быть все-таки скажешь как будет называться твой первый фильм?

Андрей Соколов: Пока ни за что. Тайна.







09.12.2004
http://www.peoples.ru

Док. 511410
Перв. публик.: 09.12.04
Последн. ред.: 24.10.08
Число обращений: 195

  • Соколов Андрей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``