В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Сегень: Сибирская пюхтица Назад
Александр Сегень: Сибирская пюхтица
Василий Мангазейский "Мороз и солнце, день чудесный!" Слова простые, а волшебные. Стоит произнести их, глядя в озарённое солнцем зимнее узорное окно, и уже хочется бежать из дому, гулять, дышать этим морозом и этим солнцем. Зимой в Когалыме почти всякое утро такое. И вам уже не сидится в тепле, ноги сами несут по хрустящему, певучему снегу навстречу заиндевелым величественным соснам. К тому же, сегодня воскресенье и день памяти Ксении Петербургской. Непременно надо прийти в храм, поздравить матушку-настоятельницу с именинами.

Солнце уже вовсю сияет, а вы ещё только идёте по Молодёжной улице. Надо поспешить - служба-то уже началась! Сегодня мороз, по здешним понятиям, не сильный, всего тридцать градусов. Снег под ногами не скрипит даже, а именно весело припевает: вжик, вжик, вжик - до чего же хорошо!..

Слева остаются красивые здания банка "Петрокоммерц" и кино-концертного зала "Янтарь". В банк вам, возможно, и не надо будет, а вот в "Янтаре", пожалуй, не помешает посмотреть, что за спектакль привезли сюда из Москвы. Справа возвышаются корпуса городской больницы. Медицина здесь, благодаря нефтяникам, поставлена на высокий уровень, но, в любом случае, лучше как можно реже обращаться к врачам. Вы пересекли улицу Мира, прошли мимо почтамта и супермаркета "Северное сияние" и наконец, пробежав за двадцать минут через весь город с запада на восток, выходите к улице Дружбы Народов. За ней слева - высокое девятиэтажное здание КогалымНИПИнефти, справа - тринадцатый микрорайон, городской узел связи, культурно-досуговый центр "Когалым". Прохо╜дите мимо него и, наконец, пред вашим взором вновь открывается картина спокойствия и величия - храмовый комплекс патриаршего подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Как ни спешишь, а невозможно не остановиться, чтобы ещё раз полюбоваться зрелищем божественной архитектуры. Белоснежные монастырские строения, изящный и в то же время могучий собор, за куполом которого сияет солнечное злато. Так что уже и непонятно, чем освещается мир Божий - небесным светилом или куполом храма.

Место выбрано наилучшее. Вроде бы и не центр города, но откуда ни идёшь, обязательно выйдешь к храму. На берегу реки Ингуягун. Архитектура в псково-новгородском послемонгольском стиле, но объёмы увеличены за счёт того, что храм подняли на цокольные этажи. Получилось весьма необычно.

Василий МангазейскийПо пути к храму перед вами вырастает бронзовый скульптурный монумент, сработанный Зурабом Церетели и подаренный городу Вагитом Алекперовым. Угадайте, кому этот памятник? Строителям города? Нефтяникам? Политическим деятелям времён создания "Лукойла"? Нет, не угадали. Это памятник русским книгам, и называется он "Летопись России". Такого памятника нет нигде в мире. Старинные фолианты, выполненные в бронзе, положены один на другой в высокую стопку - "Повесть временных лет", "Русская правда", "Сказание о Мамаевом побоище", "Никоновская летопись", "Житие Александра Невского", "Хронограф", "Житие Сергия Радонежского", и так далее, всё выше и выше, два десятка корневых русских книг образуют в итоге некое подобие буровой вышки. Только бурение здесь не в нефтяные пласты, а в глубинные залежи многовековой Русской жизни.

Люди по-разному относятся к творчеству Церетели. Есть у скульптора защитники, есть яростные ниспровергатели. Не будем спорить ни с теми, ни с другими, скажем одно: то, что он поставил в Когалыме, безусловно, творческая удача. И расположен монумент как нельзя удачно - между городской Центральной библиотекой и величественным церковным комплексом.

У входа в монастырскую ограду табличка с воззванием: "Братья и сестры! Не оскверняйте святыни нашего города. На территории церковного комплекса не сквернословьте, не курите, не выгуливайте собак, не пейте спиртные напитки, не заходите в нетрезвом виде. Русь Святая, храни веру православную!" Стало быть, случалось и такое, что выгуливали собак, шатались пьяные с сигаретой в зубах и матерщиной на устах. Говорят, что и теперь бывает, но гораздо реже, чем раньше.
Василий Мангазейский

Оказавшись посреди монастырской территории и оглядываясь вокруг, вы не в силах скрыть восхищения: "Да, с размахом построено!" Величественный Успенский собор, мощная и высокая колокольня, рядом с собором - храм чуть поменьше, это - крестильная церковь. Здание монастырских келий снизу, на две трети, каменное, сверху один этаж из могучих брёвен. Всё вместе - настоящее произведение архитектурного искусства. Строгие, чёткие линии, и одновременно ощущение воздушности, полёта, будто это не храмы и не здания, а огромные белоснежные птицы, которые ненадолго приземлились среди величественных сосен и вот-вот вновь вспорхнут в заоблачную высь.

Не стоит село без праведника, не бывать русскому городу без Божьего храма. Сейчас жителям Когалыма даже трудно и представить, что ещё недавно, в середине девяностых годов ХХ столетия, их город был дикарь дикарём - ни храма, ни мечети. Первыми о строительстве своего Божьего дома заговорили мусульмане - башкиры и татары. Тогда и русские спохватились: если уж строить мечеть, то и храм. Так что низко надо поклониться братьям-мусульманам и сказать им доброе спасибо.

Конечно, храм стали возводить не для абы кого. Была небольшая община, собирались на общую молитву в квартирах, из других городов приезжали священники, исповедовали и причащали. Алекперов лично обратился к Патриарху Алексию II с просьбой дать в Когалым либо монастырь, либо епархиальное управление. Обещал, что "Лукойл" средств не пожалеет. Божьим благоволением в голове русского первоиерарха родилась неожиданная идея - пересадить в Западную Сибирь рассаду из Пюхтицы.

Свято-Успенский женский монастырь в эстонской Пюхтице - излюбленная обитель нынешнего Патриарха. Это поистине один из кладезей Православия, где монахини в строгости и благоговении подают пример духовного становления. Доселе подворья Пюхтицкого монастыря существовали в Москве и Петербурге. Но в городе на Неве подворье располагалось в Свято-Иоанно-Кронштадтском монастыре, а с возрождением самого этого монастыря оно было упразднено. И Святейший Патриарх постановил создать новое подворье в Когалыме. С этого и началась Сибирская Пюхтица.

Нефтяники сразу выделили большие средства, можно было развернуться. Храм затеяли большой, решили: а почему бы нам его на цоколь не поставить? А и поставим! Задумали колокольню: а что бы нам её не возвести такой же высоты, как Иван Великий на Москве? А и возведём! Пусть будет самым высоким зданием в городе. Но, просчитав возможности строительства, передумали - почвы излишне песчаные, не выдержат. Пришлось возводить колоколенку несколько поскромнее. Но она и так производит впечатление не меньшее, чем знаменитая москвичка. Колокола заказывали на одном оборонном предприятии. Лишнее свидетельство того, что колокол, как пушка, тоже сильное орудие против врагов рода христианского. Когда ставили их, волновались - раззвонятся ли? Но раззвонились, сердечные, наилучшим образом. Вот только в очень сильные морозы нельзя в них звонить - металл от сибирских изрядных холодов становится хрупким, аки стекло. Сейчас думают о том, чтобы на колокольных раскатах на зиму ставить окна. Тогда и в мороз можно будет разговаривать с Когалымом на колокольном наречии. Ведь согласитесь, что и само слово "Когалым" чем-то на "колокол" похоже.
Василий Мангазейский

Иконостас, подобный тому, что в Успенском соборе Московского Кремля, расписывали изографы из Троице-Сергиевой лавры, первые послеперестроечные выпускники иконописной академии. Их творение производит сильное впечатление - входишь в храм, и будто рай пред тобою раскрывается! Лишь того, у кого душа навеки уснула, может оставить равнодушным. Несколько рядов, из которых особенно хороши деисусный и праздничный. Всё выполнено в тональности Андрея Рублёва. В нижнем ряду есть и необычные, как Иоанн Тобольский с клеймами жития, это самостоятельная иконография.

Центральный придел посвящён празднику Успения Богородицы, правый - святым апостолам Петру и Павлу, левый - Ксении Петербургской. Стены внутреннего интерьера храма пока белые. Вроде бы и следует расписать, но есть трудности. Допустим, на улице мороз минус пятьдесят, а в храме тепло, плюс двадцать пять, и как оно всё потерпит?.. Матушка-настоятельница предложила храм затонировать охристым или другим спокойным тоном и набросать узор по нему. А вдоль стен пустить киоты с иконами. И случись проблемы, допустим, образуется конденсат, не так трудно будет отреставрировать, и не такая потеря денег.

Первая служба в храме была совершена на Рождество Христово в 1997 году. Поэтому к Рождеству здесь относятся так же, как и к храмовому празднику, Успению Богородицы. Поначалу Патриарх прислал сюда трёх пюхтицких сестёр - Иоанну, Ксению и Любовь. Из московского подворья приехала и рукодельница сестра Наталья, помогать шить. Сам Святейший приехал в Когалым в 1998 году, освящал весь храмовый комплекс великим освящением. Увиденным он остался очень доволен. В городе приезд Патриарха стал подлинным событием, народ стоял вдоль всего города. Нефтяников по распоряжению начальства отпускали с работы. В память об этом событии на территории монастыря возведён огромный деревянный крест.

Сестёр Патриарх во время своего приезда не утвердил, сказал, чтобы временно пожили, а там видно будет. Он понимал, что сёстры приехали сюда без восторга. Как солдаты - поступил приказ, следует его выполнять. Они и не думали, что приехали на постоянное жительство. Через год, в мае 1999-го, Ксения приехала в Москву за недостающими иконами для иконостаса. Патриарх вызвал её в свою резиденцию в Чистом переулке. Она приехала, сидят, обедают. Получила из рук Святейшего грамоту. Взяла и держит у себя на коленях, не читая. Думала, он попросил передать кому-то. Но Святейший сказал:

- Что ж не читаешь-то? Это - по твою душу.

Она стала читать. Буквы так и заплясали в глазах: "Назначается... старшей сестрой патриаршего подво... в городе Когалы..." Слёзы сами собой хлынули из глаз в два ручья. Патриарх, как всякий мужчина, никаких таких слёз не терпит. Нахмурился:

- И без разговоров!

Надавал икон, календарей и потихонечку выпроводил заплаканную Ксению. Всю дорогу до Когалыма она так и плакала. Приехала в подворье - глаза красные, все капилляры полопались. Ведь думала, пройдёт здесь послушание, да и возвратится в Пюхтицу. И в мыслях не было, что придётся возглавить монастырь. Но вышло по-другому.

К этому времени сестру Иоанну уже отправили настоятельницей в Челябинск, сестра Любовь по состоянию здоровья вернулась в Пюхтицу. В Когалыме оставались сестра Наталья и ещё одна послушница из московского подворья, она потом тоже уедет.

- Ну что ж, сёстры, остаёмся мы с вами тут на закваску.

Ксении было тридцать, двум другим и того меньше. Наталья родом с Дальнего Востока, училась в Богословском университете в Москве, магистр богословия. Ей, когда она сюда приехала, почему-то сразу на душу легло. Переселение в Западную Сибирь прошло безболезненно.

- Здесь все стонут, кислороду мало, солнца мало... А в Москве-то гораздо хуже. Я приехала из Москвы сюда, так у меня в первый месяц произошло кислородное отравление. Ходила сонная. Казалось, я в рай попала. Сосны кругом сказочной красоты, белки по головам прыгают... Мне здесь с самого начала хорошо.

А вот Ксению долго ещё угнетала тоска. Не потому, что Сибирь, морозы, мало тепла, а потому что по той, европейской Пюхтице скучала сильно. Но помногу скучать не приходилось - дел невпроворот.

В Пюхтице тяжёлые физические послушания, на них сёстры выходят, как на войну, с решимостью. Год за три идёт. Особый тип пюхтицкой монахини - здоровые такие, крепкие. Ксения может взять мешок в пятьдесят килограммов и перенести из комнаты в комнату. Мужественные сёстры в Пюхтице. Ничего не боятся. Ни покосы, ни навозы не страшны. Есть там такие, к которым можно пойти за мудрым советом, как к старцам. По шестьдесят лет в монастыре. Спросишь такую:

- А сколько точно лет прожила?

- Да кто его знает, может, и ни одного дня как надо не прожила.

Ксения из таких же. Настоятельницей ей никогда не хотелось быть, нет честолюбия. Но пришлось, и стала начальствовать. И оказалось, что она - прирождённый начальник. Поставить на место умеет без хамства. О Екатерине II когда-то писали, что у неё были недостатки и слабости, но никто не имел такого дара царствовать. У Ксении подобный Божий дар.

Итак, было три сестры, потом пришла местная девочка, оказалось - очень путёвая. Три-четыре человека прихожан и четверо монахинь справлялись с тем, с чем не справляется иной штат в двадцать человек. Постепенно количество монахинь росло, осиливать трудности стало полегче. Сейчас в Сибирской Пюхтице пятнадцать сестёр. Среди них есть девочки по шестнадцать лет, а есть восьмидесятилетняя старушка. Но пюхтицкой закваски только две - Ксения и Наталья.

- Если из Пюхтиц приехали бы побольше, у нас бы забот не было. А то, я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик, - сетует матушка Ксения.

Певчие приходят отчасти из любви к искусству, отчасти для приработка. Поют замечательно. В храме, как положено, наверху имеются хоры. Акустика великолепная. Сёстры тоже поют, особенно молоденькие. А старенькая Маргарита и Псалтирь во время служб читает, и может прийти картошку помочь чистить. Хоть и полегче сейчас стало, а всё равно работы много. Особенно шитья.
Василий Мангазейский

- И шьём и шьём... Иногда стоишь, а тебя так и мотыляет из стороны в сторону, - вздыхает монахиня Наталья.

Комплекс принадлежит муниципалитету, сдаётся Церкви в бессрочную аренду. Два охранника и шофёр оплачиваются муниципалитетом, сантехника даёт городское жилищно-коммунальное хозяйство. Всё остальное делают сёстры. Храм чистенький, батюшки, приезжающие в Сибирскую Пюхтицу служить, подобно вахтовикам, чистенькие, обшитые, монахини тоже опрятно одеты. Странное дело - обычные портнихи не могут правильно сшить монашеское одеяние. Но больше всего шитья - для священников. Для разных служб, для разных праздников по традиции положено особое облачение - варьируются цвета, виды узоров, какие-то ризы должны быть украшены вышивкой из цветов, особенно пасхальные, рождественские, успенские, какие-то обязаны быть строгими, сдержанными, особенно великопостные, в малые посты тёмно-зелёные ризы, в Великий пост - тёмно-фиолетовые и чёрные. В Сибирской Пюхтице необыкновенно богатая ризница. Если развесить все облачения, сшитые и разукрашенные монахинями Когалыма, можно составить значительную экспозицию. Пожалуй, ими можно было бы заполнить выставочные залы такого крупного музея, как Изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Большинство из них без преувеличения можно назвать произведениями искусства. Особенно хороши гобеленовые ризы, необыкновенно нарядные. Впрочем, и остальные хороши, каждая на свою особицу.
Василий Мангазейский

- Мы люди хитрые и изворотливые, умеем выбирать дешёвые ткани и обделывать их так, чтобы выглядели богато. - Наталья лукаво улыбается.

При монастыре есть своя просфорная, где выпекают священные хлебцы. Отдельное помещение - прачечная с особым сливом, поскольку после стирки риз воду нельзя просто вылить куда ни попадя. Поначалу в монастыре был устроен общественный туалет, но люди не все отличаются благоразумием. Пакостничали, на стенах писали всякую дрянь, в том числе и в адрес монахинь. Пришлось туалет упразднить и вместо него устроить овощехранилище.

В цокольных помещениях храмов располагаются швейные мастерские, ризницы, устроен и маленький храм "Взыскание погибших", в нём есть почитаемая чудотворная икона, причём не писанная, а литография.

Для совершения таинства крещения в Сибирской Пюхтице отдельный храм. Баптистерий (по-русски говоря, крестильня) глубокий - в большую купель ведут ступени. Крестящийся по ним спускается, трижды погружается и выходит с другой стороны, по другим ступеням. Так что по одним ступеням ходят ноги ещё не крещёных, а по другим - ноги только что окрестившихся. По православной традиции крестить положено полным погружением. Во многих храмах ныне этот обычай, увы, нарушается. При крещении просто поливают воду на голову. В Сибирской Пюхтице всё строго по отеческим правилам. Крещение - непременно с полным погружением. Крестят по пятницам и субботам, обычно в день крестится по десять-пятнадцать человек. Изредка крестятся татары и башкиры, обычно из смешанных семей. Вода раньше была коричневая, теперь, после того, как нефтяники подарили городу очистные сооружения, она кристально чистая.

Праздник Богоявления или Крещения Господня в Когалыме отмечается с истинным сибирским размахом. Верующих нефтяников отпускают с работы, чтобы они могли и на службе побывать, и святой воды набрать, и в крещенской проруби искупаться. С недавних пор очередь к проруби стала охранять милиция, она же следит, чтобы много народу одновременно не оказалось на льду. Лёд на Ингуягуне коварный.

Если вы впервые собираетесь в Когалым и не можете выбрать, в какой именно день года это сделать, вот вам добрый совет: прилетайте туда 19 января. Тогда вы непременно разом окунётесь в этот мир здешнего единства, всеобщности, любви к жизни и к своему - сибирскому - здоровью. Если вы прилетите именно в этот день, то сразу навсегда полюбите обитателей здешних мест и, скорее всего, захотите навсегда поселиться тут. А если это желание окажется по разным причинам неосуществимым, то, где бы вы ни были, вы постоянно будете думать о них, вспоминать и тосковать.

Допустим, вы москвич и прилетели из своего родного города, где зимой водворяется нечто слякотное, болезненное, хлюпающее, что и зимой-то называть кощунственно. А тут вы ступаете на трап самолёта, делаете шаг вниз, вдыхаете - и лёгкие ваши наполняются упоительно счастливым, весёлым и здоровым морозным воздухом. Один такой глоток, и вам уже хочется лететь, скользить по льду на коньках, звенеть скрипучей лыжнёй, нестись на покорение снежного городка, играючись ронять в сугроб красотку... Второй глоток, и ваше существо наполняется уверенностью, что всё это у вас впереди.

Из аэропорта вас везёт в автомобиле улыбчивый голубоглазый водитель, с виду вполне славянин, а оказывается, что зовут его Рамзиль, и он - татарин. Западную Сибирь осваивали представители всех народов великой державы. Здесь, если рассчитаться на первый-второй, то каждый первый будет Николай, Андрей, Владимир, Иван, а каждый второй - Равиль, Рашат, Ахмет, Ильгиз. Славянские и восточные струи весело и говорливо переплелись тут, слились воедино. Туда, где во времена полубезумного правления Никиты Хрущёва собирались строить Нижнеобскую ГЭС и должно было образоваться Сибирское море, со всех концов бескрайней страны хлынули иные ручьи - ручьи человеческих судеб. И здесь эти сибирские ручьи собрались в иное огромное море - море общей судьбы.

Чем ближе к Когалыму - тем светлее. Зимой в Сибири темнеет рано, большинство городов при этом погружается во мглу, а Когалым сияет множеством огней, освещён не хуже, чем центр Москвы в Новый год. Смотришь, и глазам не верится, до чего ж красиво! Среди современных зданий, поставленных в правильные ряды просторных улиц, всюду деревья - сосны, рябины и берёзы, покрытые толстым белым инеем, сверкающие, будто выполненные рукой жизнерадостного художника. Невозможно глаз оторвать, и хочется воскликнуть: "Такого не бывает!"

Но впереди - ещё бо╜льшее чудо. Вдруг на окраине города, среди высоченных сосен, кутающихся в снежные шапки и воротники, вырастает Божий городок - Сибирская Пюхтица.

А сколько кругом народу! Из храма идут с большими ёмкостями, наполненными крещенской водой. Лица у одних радостные, у других - строгие. А куда же такая длинная очередь? Куда течёт человеческий ручей? Быть того не может - к проруби!

- Что, все вот эти люди стоят и переминаются в ожидании своего часа, чтобы окунуться в освященную ледяную купель?

- Да, представьте себе, все.

- И дети, и старички?

- И дети, и старички.

- Сколько же они стоят в этой очереди?

- Примерно по часу. Постоят-постоят - бегут в храм погреются, опять возвращаются.

- Да где же это есть что-то подобное в России?

- Нигде, только у нас.

- А где же кончается очередь?

- Во-о-он там. А вы приезжий? Из Москвы? Ну, становитесь с нами, мы вас пропустим. Полотенце есть? Обеспечим. Да не бойтесь, там раздевалка отапливается.

- А милиция зачем?

- Чтобы без очереди не лезли.

- В прорубь?

- Ну конечно. Лёд-то может и не выдержать.

- А как река называется?

- Ингуягун. На языке хантов означает - Заячья речка. Вон, видите, сколько зайчиков там в проруби барахтается?

- И что, у вас всё время так на Крещенье купаются?

- В последние годы всё время. Как только храм появился, так и пошло это увлечение. Вон мой сынок стоит со всей своей хоккейной командой. У них девиз: "Трус не играет в хоккей и в проруби не купается". А есть некоторые - всем классом окунаются. В зависимости от того, где человек больше общность ощущает - в классе, в спортивной команде или в танцевальном кружке.
Василий Мангазейский

И вот уже то место набережной, откуда спускаются обрамленные перилами каменные ступени к купальне. В зареве огней - иордань, в которую входят, перекрестившись, трижды окунаются и выходят люди. Взрослые и дети, старые и малые. Для мужчин и женщин - две отдельные раздевалки. Никто не суетится, отношение к важному обряду, как и положено, чинное. Вдруг одна девочка лет десяти пошла в прорубь по деревянным ступенькам и застыла, почти по пояс в воде.

- Ну же, окунайся!

Не может, стоит, вся сжавшись. Люди подбадривают:

- Смелее!

Нет. Стоит. Сжалились:

- И того уж достаточно. Выходи, Людочка!

И назад не может идти - стыдно. Вдруг собрала в комок всю силу воли, перекрестилась и пошла - окунулась раз, окунулась два, окунулась три. Не спеша развернулась и гордо вышла из проруби - глядите, какая я, переборола свой страх! Да и купальник на мне новый, элегантный, изумрудно-зелёный. И не побежит - скорей, скорей в тепло! - а горделиво, неторопливо ступая, направится в раздевалку. Такая вот эта Людочка. Настоящая когалымчанка!

Ну что ж, пора и вам пройти через крещение Сибирью. И вы идёте по ступеням, по скрипучему снегу, по глянцевому льду, входите в раздевалку, а здесь - гомон, пар, смех... Кто-то молча, сосредоточенно раздевается, а кто-то уже одевается и бравирует:

- Эх, жаль, что так быстро! Ну прям хоть ещё раз иди окунись!

И вот вы тоже идёте к колышущейся и сверкающей огнями воде, босиком по тёплому льду. А прорубь тёмная, потому что реки тут темноводные, будто в них навеки заночевала северная ночь. И вы входите в неё не просто телом своим, а всем сердцем, всей душой - здравствуй, Сибирь! Прими меня в свои объятья! Во имя Отца. И Сына. И Святого Духа.

По пути в гостиницу Рамзиль поёживается:

- Хорошо, что нам, мусульманам, не надо в прорубь лезть.

- Наоборот, плохо! Такой радости себя лишаете. Придумали бы себе такой же праздник. Это же для здоровья - душе и телу. Ведь Иисус и у вас почитается как один из главных пророков - Иса. Почти наравне с Мухаммедом. Например, в Дамаске есть главная мечеть Омейядов. На её минарете каждое утро стелют новый ковёр. А почему? Потому что если в этот день настанет Страшный суд, пророк Иса, то есть наш Иисус, первым спустится с небес - и именно на этот минарет в Дамаске. И мусульманам не безразлично, на какой ковёр ступит Его нога.

- Ишь ты! То-то я гляжу, Залилыч тоже сегодня в проруби купался.

- Залилыч?..

- Да, Раян Залилович - глава администрации соседнего города Покачи. Приятель сегодня оттуда приехал, шофёр, рассказывал, что Залилыч, хоть и татарин, а трижды вместе со всеми окунулся в крещенскую прорубь.

Монахини все на Крещение купаются. Раньше, бывало, пьяные дураки приходили поглазеть, комментируют, курят, матерятся. Старались ходить попозднее, а всё равно дураки и в поздний час приползали. Хотя уж что тут смешного, что монахини окунаются в проруби?.. Сейчас вроде получше стало, кто-то образумил и дураков.

После крещенских купаний рассказывают о чудесах. Одна женщина много лет не могла зачать ребёнка. Решилась искупаться в крещенской ледяной купели и в тот год осенью родила. Другой случай ещё более впечатляющий. Пожилой нефтяник переболел гриппом и получил странное осложнение - каждый день к вечеру у него поднималась высокая температура. Так продолжалось четыре месяца. В праздник Крещения он решил искупаться в проруби. Все в ужасе отговаривали его, но он твёрдо стоял на своём: "Я чувствую, что это поможет". Искупался и со следующего дня стал совершенно здоровым человеком.

Монахини на это все с ласковой улыбкой говорят:

- Не говорите: "чудеса". Говорите: "милости Божии".

Конечно, то, что Сибирская Пюхтица расположена под крылом такой щедрой компании, как "Лукойл", это тоже милость Божья. Нефтяники никогда не скупились, всегда помогали монастырскому патриаршему подворью. Но и сёстры никогда не злоупотребляли этой щедростью. В отличие от многих других. Часто люди во много раз превышали сметы на строительство чего-либо: "Нефтяники богатые, не обеднеют". Богатый человек часто не понимает, что платит в десять раз больше, чем надо. Матушка Ксения в этом смысле очень строга:

- Мы привыкли считать деньги, хоть они и чужие. На том свете ответишь в любом случае, у богатых брал лишнее или у бедных.

Для себя монахини ничего не попросят. Ксению спрашивают:

- Матушка, что подарить вам на день рождения?

- Холодильник.

- Понятно, это для монастыря. А для вас лично?

- Ну, подарите два холодильника.

Несмотря на то, что Сибирская Пюхтица один из наиболее благоустроенных монастырей во всей России, и здесь ещё много в чём нуждаются. Но сами никогда не попросят. Нужен гараж, нужен трактор, чтобы зимой расчищать снег, а весной убирать лёд. Хорошо бы иметь швейную машинку с компьютером. Необходимы деньги на закупку киотов, они дорогущие - по тысяче долларов. Неплохо бы обзавестись культиватором для выращивания травы. Патриарх обмолвился:

- Какой это монастырь, если в нём нет подсобного хозяйства? Благословляю завести коровок.

Хорошее благословение, но только чем этих коровок кормить? Здесь был голый песок, без растительности. Вырастили траву на торфе. Торф привезёшь, рубишь его, а он аж амортизирует. Лучше уж тогда олешек завести, катать детей вдоль набережной Ингуягуна.

Совсем было бы неплохо каждый год отправлять двух-трёх сестриц или прихожан в Иерусалим. Паломничество - дело святое. А стоит такая поездка полторы тысячи долларов. Нужна квартира в Москве в качестве перевалочного пункта. Пока что пользуются добротой разных людей, но кому понравится - не квартира, а склад, то ткани, то рулоны, то микроволновая печь... Помещений уже не хватает. Вагит Юсуфович обещал, что если будет двадцать монахинь, построит ещё одно здание. Скоро назначенное президентом "Лукойла" число исполнится.

Когда в Сибирской Пюхтице открыли воскресную школу, очень много ребят ходило. Первая служба в школе была отслужена в начале 1997 года на Рождество, после этого начались занятия. Потом количество сократилось вдвое. Как говорит матушка Ксения:

- Поначалу поток был мощный, потом стал - надежный.

Дети ходят и в бассейны, и в кружки, а сюда - самые верные. Родители наивно полагали, что ребёнок походит в воскресную школу и сразу станет хорошим, а всё не всегда так. В иных семьях бывало и такое: приходят гости, девочку ставят на стульчик и вместо стишков - читай, Машенька, молитвы. Как правило, сейчас занятия посещают те дети, у кого родители ходят в храм, хотя есть и другие.

Вы входите в просторные классы воскресной школы. Стены расписаны местным художником, на изображениях - события первой книги Ветхого завета: сотворение мира, рай, грехопадение Адама, пророк Моисей, пророк Илия На доске мелом написано: "Патриарх - Ваше Святейшество. Митрополиты и архиепископы - Ваше Высокопреосвященство. Епископы - Ваше Преосвященство..." Это детей младшего класса обучали, как обращаться к иерархам.

Есть в Сибирской Пюхтице и просторная книжная лавка. Город читающий, в городской библиотеке всегда много посетителей, а вот смысла в чтении церковных книг когалымцы долго не находили. Лишь в последние два-три года стали проникаться этим смыслом и покупать.

В каждом номере еженедельной газеты "Когалымский вестник" выделяются две странички для православных и магометан - рубрику "Благовест" ведут монахини и прихожане Сибирской Пюхтицы, в рубрике "Минарет" печатаются верующие мусульманской общины. В жизни они тоже всегда рядом. Поздравляют друг друга с праздниками.

- Мы с мусульманами очень мирно живём. Имам Айдар Хазрат - по-настоящему верующий, душевно милый человек, - говорит матушка Ксения. - Воспитывает у своих прихожан чувство дружбы и братства с христианами.

Верующий мусульманин должен иметь много детей. То же самое относится и к истинно верующим христианам. Что касается Когалыма - здесь люди стараются решить насущную демографическую проблему, вставшую перед Россией. Весной и осенью особенно много детей в храме, вдоль дорог детские коляски теснятся рядами. Летом спад, многие разъезжаются. Зимой из-за сильных морозов тоже меньше, но всё равно гораздо больше, чем в любом другом городе России.

Территория Сибирской Пюхтицы - настоящий заповедничек по разведению белок и дятлов. Весь день то там, то сям слышен стук клюва по сосновому стволу. Весь день повсюду снуют пушистые беличьи хвостики. С сосен белки прыгают на крыши, там, под обшивкой, селятся, разводят своё потомство, активно решают белкографическую проблему. В отличие от мусульман и христиан, дружбы между белками и дятлами не наблюдается. Скорее в наличии вражда. Дятлы при удобном случае нападают на белок. Глядишь, война бы и разразилась, если бы и те и другие не были бы так раскормлены. Случается, толстенный дятел плюхнется на подоконник монастырской кельи и от сытости аж рыгает. Или толстоморденькую белку захочешь поймать, а она весьма лениво убегает, еле волоча по снегу наполненное брюшко, рычит на человека.

Успенский собор Сибирской Пюхтицы всегда открыт и никогда не бывает пустым. Главная особенность - молодость прихожан. Обычно в Москве или другом старом городе приходишь в храм и радуешься: сегодня не только старушки. А здесь на девять молодых людей одна старушка. Приятное зрелище! Другая особенность - в Сибирской Пюхтице возрождают древние обычаи посещения храма. Стараются мужчины стоять справа, женщины - слева. Когда совершается таинство причастия, к чаше святых даров выстраиваются три очереди. Сначала проходит первая - дети или родители с малыми детьми. Потом идёт вторая очередь - мужчины. И лишь после этого идут женщины. Всё чинно, никакой суеты, никто на вас злобно не шикнет, если вы делаете что-то не так. Подступятся:

- Простите Христа ради, но надо так-то и так-то.

На растопку огромного храма уходит много средств, но, тем не менее, в Успенском соборе всегда тепло. В левом и правом приделах сзади есть раздевалки, можно снять и повесить верхнюю одежду. Кстати, это имеет ещё одну пользу - человек разделся, и у него уже нет мыслей уйти пораньше, большинство выстаивает всю службу от начала до конца. По выходе из храма всем без исключения выдают просфоры, и по ним легко сосчитать, сколько было сегодня прихожан. Простое и мудрое изобретение. Обычно по воскресеньям бывает по четыреста человек, в праздники по пятьсот, в будние дни по сто с небольшим. Большинство приходит не просто так, а исповедуется и причащается.

Вот и вы, после вчерашней исповеди, сегодня пришли причаститься и поздравить матушку Ксению с именинами. Она вся так и светится от радости. Многие явились с подарками. Все нарядные, особенно детишки. Мальчики в костюмчиках, делающих их похожими на маленьких мужчин. Девочки в белых пышных платьицах. Здесь считается, что в театр можно прийти в старом свитере, а в храм - только в самых красивых и новых одеждах. Когалымцы - народ строгий. Если уж вы стали христианином, извольте всё делать так, как предписано!

Вы стоите посреди этого благолепия и благочиния, и у вас невольно наворачиваются слёзы - ах, если бы по всей России было так!

Напечатано в альманахе Югра (выпуск 6).

www.tobolsk.org

viperson.ru

Док. 511799
Перв. публик.: 14.07.07
Последн. ред.: 22.03.12
Число обращений: 100

  • Сегень Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``