В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Средневековые песнопения петербургский камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна исполнит 12 ноября в Большой церкви Зимнего дворца Назад
Средневековые песнопения петербургский камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна исполнит 12 ноября в Большой церкви Зимнего дворца
Культура молчания

Уникальные расшифровки древнерусской музыки составили программу концерта "Великая культура молчания". Средневековые песнопения петербургский камерный хор Lege Artis под управлением Бориса Абальяна исполнит 12 ноября в Большой церкви Зимнего дворца.

Великой культурой молчания исследователи называют музыку русского средневековья. Знаменные, путевые распевы, образцы строчного пения, раннего многоголосия появились в репертуаре хора не так давно.

- Просто я считаю, что древнерусская музыка - это такой очень важный и художественно ценный пласт российской культуры, который обязательно нужно внедрять в нашу жизнь. Сначала, после заказа дирекции Пасхального фестиваля, у нас появилась программа "Поющие фрески", где главным было соединение зримого и слышимого ряда. Мы попытались соединить два вида искусства: изобразительное в виде фресок и соответствующие времени их создания и сюжету древнерусские распевы - их расшифровали сотрудники кафедры древнерусского певческого искусства Консерватории Альбина Кручинина и Екатерина Смирнова, - объясняет Борис Абальян.

Почти двадцать лет, с момента основания, хор живет по "закону искусства" - именно так переводится с латыни его название. Lege Artis - любимый петербургский коллектив Кшиштофа Пендерецкого. "В его исполнении много ностальгии и еще чего-то, чего нет в исполнении хоров на Западе", - считает знаменитый польский композитор. Коллективу маэстро Абальяна он доверил первое исполнение нескольких своих произведений, а "Псалмы Давида" в прошлом году дирижировал сам.

"Великую культуру молчания" в исполнении Lege Artis петербуржцы услышат также 19 ноября в Сампсониевском соборе.

Балетные сцены из жизни насекомых

Первую балетную премьеру сезона Мариинка покажет 14 и 15 ноября. В афише театра появятся три одноактных балета: "Метафизика" на музыку Второй симфонии Прокофьева, "Кроткая" на музыку Второй симфонии Рахманинова и "Весна священная" Стравинского. В день премьеры за дирижерский пульт встанет маэстро Гергиев.

Новые спектакли - плод совместной работы Михаила Шемякина (сценография и костюмы) и Донвены Пандурски (хореография и постановка). Судя по всему, оба остались довольны сотворчеством.
- Мне давно хотелось реализовать мои метафизические поиски в сценическом искусстве, поэтому, когда меня познакомили с хореографом Донвеной Пандурски и предложили принять участие в создании концепции и оформлении трех одноактных балетов, я, не раздумывая, согласился, - признается Михаил Шемякин.

По мнению хореографа, неповторимая сценография и костюмы Шемякина стали основой для общего метафизического духа всего спектакля. Она также отметила, что "исключительные артисты балета Мариинского театра умеют летать как никто иной".

- Балет "Метафизика" - самый абстрактный среди трех произведений. Он ставит перед собой целью показать визуально необыкновенную партитуру Второй симфонии, объединяющую высшую математическую точность с извержением вулканической эмоциональной мощи, - говорит Донвена Пандурски.

К метафизическим структурам Шемякин стремился приблизиться и в "Кроткой". Дух петербургской повести Достоевского раскрывают сдержанная цветовая гамма декораций и костюмов, музыка Рахманинова и хореография Пандурски.

А "Весной священной" Михаил Шемякин, по собственному признанию, отдал дань любимому композитору юности - Стравинскому. Тот одним из первых увидел в нем серьезного художника и в 1962-м вывез его работы на Запад. На сей раз Шемякину захотелось сделать новый, сказочный вариант "Весны" и перенести действо в мир фей, эльфов и насекомых. Так что новый балет снабжен подзаголовком "Сцены из жизни насекомых".

Илья Нефедов

Танцы за стеклом

Чтобы родился танец, нужно немного: пластика человеческого тела, музыка или ритм и, желательно, соответствующее настроение. Поэтому танец древнее большинства искусств: все необходимое у человека всегда при себе.

Однако с техническим прогрессом к танцу добавлялись костюмы, сюжеты, специальный язык (живущий поныне, например, в балете), сегментировалась аудитория. Сегодня танец сроднился с экраном. Причем тут же родился новый язык. Скажем, в индийском кино традиционные танцы доносят до зрителя точный смысл происходящего, а в видеоарте, наоборот, картинка договаривает то, что хореографы не смогли сказать пластикой. Камера добавляет в кадр диалоги взглядов, новые планы и ракурсы, заостряет нужные движения.

Именно такое искусство собирает международный фестиваль "Кинотанец" - международный проект для хореографов и операторов, стартовавший в четверг в Петербурге. Всю последующую неделю в Доме кино, институте ПроАрте и Британском совете желающих ждут 60 фильмов, созданных режиссерами более чем из 20 стран. Это танцевальные картины, видео-арт, клипы МТВ, анимация, голливудские мюзиклы 60-х годов и "хореографическое" кино, искусно планирующее пространство кадра, движения камеры и монтаж. Короче говоря, картины на любой вкус. Особо увлеченных ждут мастер-классы хореографов, операторов и режиссеров.

Юлия Жаворонкова

Акробатика автоматики

Некоторые люди создают произведения искусства из, казалось бы, самых неподходящих материалов. Скульптуры - из консервных банок, картины - из грязи (а иногда и того хуже), музыку - из расчесок, помидоров или электрогенераторов. А Патрик Борн создает шедевры, превращая автомобиль в акробата, танцора и летчика-испытателя.

Французские каскадеры под его руководством каждый раз проделывают такие трюки, которые входят в историю. В выходные в этом можно будет убедиться на крытой площадке СКК "Петербургский".

Команда Патрика Борна занимается экстремальными шоу уже 25 лет. На ее счету 7 мировых рекордов на соревнованиях по авто- и мотокроссам, масса побед на соревнованиях и более 1000 выступлений перед публикой разных континентов. Мужчинам такие штуки по душе. То мотоцикл перепрыгивает разом несколько автомобилей, то ставит тяжеловозы "на дыбы" (причем те еще и "танцуют" вальс под Чайковского), то вообще делает "мертвую петлю" на грузовике. Его трюки использовались в фильмах про Агента 007.

Всю эту металлическую ревущую мощь разбавят своими шутками трогательные "Лицедеи". Видимо, для того, чтобы детям на празднике машин тоже не было скучно.

Дарья Ветошина

Императрица и Красный Крест

Отзвуком сентябрьских мероприятий по случаю перезахоронения в Петербурге останков императрицы Марии Федоровны стала выставка, открывшаяся в Историко-литературном музее Царского Села. Экспозиция рассказывает о благотворительной деятельности матери последнего российского царя.

Мария Федоровна председательствовала во многих комитетах Ведомства благотворительных учреждений России. Еще не став императрицей, она получила из рук царственного свекра Александра II знак отличия Красного Креста за помощь раненым солдатам в годы Русско-турецкой войны. Мария Федоровна продолжала патронировать Красный Крест вплоть до 1917 года: открывала лазареты, инвалидные дома, протезные мастерские. Она имела обыкновение неожиданно нагрянуть в курируемое учреждение и проверить работу персонала.

Представленные на выставке фотографии и документы свидетельствуют о том, что венценосная особа своими руками перевязывала раненых солдат. А когда в 1888 году царский поезд потерпел крушение под Харьковом, императрица, едва придя в себя, отправилась по вагонам накладывать пострадавшим повязки, сделанные из собственного шарфа.

Я часто посещаю госпитали, навещаю наших доблестных раненых; это единственное утешение, оно дает подъем духа, - эти слова Марии Федоровны вполне могут служить эпиграфом к выставке в Царском Селе.

Фотовыставка в Музее

Столетию академика Дмитрия Лихачева (оно будет отмечаться 28 ноября) посвящается фотовыставка в Музее городской скульптуры.
Пейзажный парк в собственном смысле этого слова появился в литературе раньше, чем в натуре. Естественный садовый пейзаж прообраза всех садов - рая - описан еще Мильтоном, - утверждает Дмитрий Лихачев в своей книге Поэзия садов. В этом же ставшем бестселлером произведении он размышляет о соседстве идей счастья и смерти в парковой символике, рассуждает о том, следует ли при реставрации садов восстанавливать их первоначальный облик.

Мысли выдающегося ученого подтверждают своими работами петербургские фотографы Марина Бахтина, Геннадий Головин, Александр Китаев, Владимир Чернецкий, Елена Пальм и другие. Авторы снимков не пытаются омолаживать старые парки, а находят в приметах их увядания своеобразную красоту. Фотографии (многие из которых сделаны в черно-белом варианте) передают и северную строгость петербургских парковых ансамблей.

Посетители выставки, которые придут на ее открытие16 ноября в 16.00, смогут прямо в Музее городской скульптуры получить снимок (формата 10х15 см) понравившейся фотоработы.

Полина Сибирцева


10.11.2006

http://www.izvestia.ru/spb/article3098281/index.html

Док. 511901
Перв. публик.: 10.11.06
Последн. ред.: 27.10.08
Число обращений: 138

  • Абальян Борис Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``