В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А ПЕСНИ ОСТАЛИСЬ Назад
А ПЕСНИ ОСТАЛИСЬ
Вечер памяти Георгия Челборакова состоялся в минувшую субботу в Абакане, в Центре культуры и народного творчества имени С. П. Кадышева. Год назад его не стало. Но продолжают звучать над хакасской землей его музыка, песни.

Когда в больших столицах говорят композитор, поэт, представляется какой-то человек, личность недосягаемой высоты. А в провинции, на нашем уютном пятачке, где все мы как на ладони видим друг друга и знаем друг друга со всеми поворотами судьбы и характера, эти люди воспринимаются обыкновенными, земными, и только с уходом осознаешь их величие - сказала в этот вечер Людмила Растащенова, ведущая концерт. У каждого из присутствовавших в зале, наверное, были свои слова, краски, детали к образу Георгия Челборакова - свои воспоминания. Но для всех он оставался человеком простым, искренним и по-детски открытым. Большинство из тех, кто знал его лично, до сих пор, вспоминая о нем, называют его ласково - Гоша. И это не панибратство какое-то и не уничижение - это выражение любви и особой нежности к этому человеку.

Первые песни молодого композитора запели в начале 60-х годов: Край родной на слова Николая Рыленкова, Материнская земля на слова Якова Тиспирекова Всего за свою жизнь он написал более 150 песен - удивительно мелодичных, душевных, легко запоминающихся и узнаваемых. На этих песнях взросло не одно поколение исполнителей, а первыми и неподражаемыми были Клара Сунчугашева и Владимир Чаптыков. (Первой песней Челборакова в репертуаре Клары Ефимовны стал Золотой перстень на слова М. Кильчичакова, у дуэта - Белая береза С. Иптышевой.) Композитором написана музыка к десяти спектаклям Хакасского национального театра (а это еще около 20 песен), произведения для симфонического оркестра, виолончели, скрипки, музыкальные драмы, оратория, балет, реквием А сколько его произведений еще не опубликовано и ждет своего часа? Поистине наследие композитора - неиссякаемый кладезь музыкальной культуры Хакасии.

Стихи для своих песен он отбирал с пристрастием, жалел, что не всегда они легко ложатся на музыку. Но если уж выбирал что-то, это было попадание в десяточку. Как, например, с песней Удивительный вечер на стихи Галины Казачиновой, которую исполнил на вечере Александр Киштеев. Композитор попросил изменить в стихотворении две строчки, и Галина Николаевна признавалась потом, услышав песню, что была потрясена совпадением тех чувств, которые она испытывала, когда писала стихотворение, с той музыкой, которую сочинил Георгий Иванович. Многие хакасские поэты зазвучали благодаря мелодиям Челборакова. Но больше всего песен им написано на стихи Валентины Шулбаевой. Он сказал однажды: У моих песен нет плохих слов. И сотни его песен это подтверждают.

На концерте выступали и солисты, и хоровые, и хореографические коллективы, прозвучали его симфонические произведения и пьесы для струнных инструментов. Необычно, неординарно звучал чатхан Евгения Улугбашева в сопровождении ансамбля Поющие скрипки Лилии Спивак. Чатхан и скрипка, чатхан и симфонический оркестр - когда-то это сочетание могло показаться нереальным. А теперь благодаря стараниям и творческим поискам композитора чатхан вполне профессионально звучит в контексте классической музыки, а министерство культуры Хакасии даже вышло с ходатайством в ЮНЕСКО объявить чатхан наследием нематериальной культуры мирового значения. А ведь это Георгий Иванович был автором идеи профессионального обучения игре на чатхане наряду с другими национальными инструментами в стенах музыкального училища. Эту его идею поддержал в свое время Леопольд Спивак, директор училища, и 1 февраля 1977 года такой класс был открыт.

Мы счастливая нация, - говорят хакасы, - потому что Бог одарил нас таким человеком. У него было чисто национальное мировоззрение: ко всему - к воде, к травке, к дереву, ручейку, бабочке - относиться как к живому, одушевлять мир. Жаворонки, Весенний ветерок, Звездочка, Птицы моей земли Кажется, даже названия пьес заключают в себе гармонию звуков родной земли, которую он очень любил.

А ведь ничто, казалось, не предвещало, что мальчишка из маленькой деревушки Карагай, что в Таштыпском районе, станет композитором. Оставшийся сиротой в военные годы, он частенько забирался на крышу своего дома с гармонью в руках, подбирая музыку, чтобы выразить свою душу. Потом также самостоятельно осваивал баян. Кроме музыкального, Бог наградил этого человека еще и художественным даром, он прекрасно рисовал. Если буду художником, - думал он, - буду обречен на одиночество. А если стану композитором, буду общаться с людьми. Как человеку открытому, последнее было ему ближе.

Жена, Вера Васильевна, сердцем почувствовала, что талант мужа принадлежит не ему одному. Уже имея двух дочерей на руках, она отправила своего 35-летнего мужа на пять лет учиться в Свердловскую консерваторию и каждый месяц отделяла часть от своей зарплаты, чтобы отправить ему перевод. Это она была его ангелом-хранителем до последних дней - заботилась о том, чтобы в ночной тишине в свете настольной лампы он мог услышать свою музу и записать ноты. Уже после болезни, когда он плохо видел, Галина Куц приходила к нему, чтобы записывать ноты его новых сочинений, и она заметила, что Вера Васильевна ухаживала за ним не просто как за больным человеком, а как за человеком творческим. Поэтому на прошедшем вечере были сказаны и теплые слова благодарности в адрес жены композитора.

В 50 лет Челбораков стал членом Союза композиторов СССР (потом - России). Посыпались звания: заслуженный деятель искусств России, народный артист Хакасии, лауреат государственной премии РХ имени Н. Ф. Катанова, кавалер золотого почетного знака Достояние Сибири. Но Георгий Иванович по-прежнему оставался простым, искренним, доступным для общения, шутил, смеялся.

- Вы даже не представляете, как легко было готовить этот концерт, - призналась ведущая Людмила Растащенова. - Каждый, к кому я обращалась, с радостью откликался на просьбу принять участие в этом вечере.

Пусть незримо, но Георгий Иванович присутствовал на вечере - он был главным героем. Потому что пришли сюда те, для кого он писал, кто любил его, - те, кому остались его музыка, его песни.

Ольга КАРАЯНИДИ

www.gov.khakasnet.ru

Док. 512166
Перв. публик.: 28.10.07
Последн. ред.: 28.10.08
Число обращений: 195

  • Челбораков Георгий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``