В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роман Виктюк: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (08.01.2005) Назад
Роман Виктюк: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (08.01.2005)
Ведущие :     Ксения Ларина

Гости :     Роман Виктюк

К.ЛАРИНА: И не случайно совершенно в качестве музыкального эпиграфа прозвучала песня из репертуара группы "Океан Эльзы". Поскольку в гостях у нас сегодня Роман Григорьевич Виктюк - львовчанин, так это называется?

Р.ВИКТЮК: Львивьянин.

К.ЛАРИНА: Ох, еще раз.

Р.ВИКТЮК: На украинской мови - львиьянын.

К.ЛАРИНА: Ох, как красиво. Львивянин.

Р.ВИКТЮК: Львивьянын.

К.ЛАРИНА: Почти по-французски.

Р.ВИКТЮК: Да, львивьянын.

К.ЛАРИНА: Роман Григорьевич Виктюк в нашей студии. Дорогие друзья, я сразу же напоминаю номер нашего пейджера 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Номер телефона прямого эфира 203-19-22. Еще вопросы, которые пришли по Интернету. Их огромное количество. Я уже сказала Роману Григорьевичу, что много вопросов, связанных, конечно, с событиями на Украине. Давайте поступим так: давайте мы сначала поговорим о театре, да?

Р.ВИКТЮК: С большой радостью.

К.ЛАРИНА: Ну, а потом перейдем на все остальное, поскольку если мы начнем со всего остального, то мы не остановимся.

Р.ВИКТЮК: Все взаимосвязано.

К.ЛАРИНА: Да. Роман Григорьевич, я хотела подробнее рассказать о спектакле, который вы уже выпустили в этом году - "Коза".

Р.ВИКТЮК: Да.

К.ЛАРИНА: Я помню, что этот спектакль, вернее эту пьесу взяла к себе в разработку Галина Борисовна Волчек, очень хотела это поставить

Р.ВИКТЮК: Да, любимая мной Галина Борисовна.

К.ЛАРИНА: Да. И вот случилась такая история, я просто напомню ее нашим слушателям, вы ее хорошо знаете

Р.ВИКТЮК: А вы эту историю знаете? Я не знаю.

К.ЛАРИНА: Да. Что, к сожалению, отказался от роли Игорь Кваша - именно его Галина Борисовна видела в качестве героя, ну, не Козы, а вот героя. Почему? Ну, как-то так выяснилось, что решил он не портить себе репутацию, поскольку у него такой образ

Р.ВИКТЮК: положительный

К.ЛАРИНА: положительный, народный

Р.ВИКТЮК: Да.

К.ЛАРИНА: в программе "Жди меня". Грубо говоря, испугался человек.

Р.ВИКТЮК: Ну, те, кто не знает пьесу, а пьесу, конечно, не знают, потому что, в общем-то, какая-то такая, как кажется по первому взгляду, что это как бы любовь с козой.

К.ЛАРИНА: Какая-то зоофилия.

Р.ВИКТЮК: Зоофилия, да. Но, к счастью, это не так. Ну-ну, и дальше ты что-то хотела спросить у меня?

К.ЛАРИНА: Все. Потом я ей сказала, когда все это выяснилось: "Галина Борисовна, вот увидите, эту пьесу возьмет Виктюк".

Р.ВИКТЮК: Ты сказала это?

К.ЛАРИНА: Да.

Р.ВИКТЮК: Честное слово?

К.ЛАРИНА: Честное слово. Так оно и вышло.

Р.ВИКТЮК: А я, я тебе должен сказать, что когда я впервые увидел спектакль на Бродвее, и мне в два уха переводили, потому что у режиссера нет в компьютере кнопки, которая может изучить какой-нибудь язык, это бесполезно совершенно. Так вот когда мне это все вкладывали так очень понятно и примитивно, я был потрясен текстом, который создал, сочинил Эдвард Олби.

К.ЛАРИНА: Олби плохих пьес не писал.

Р.ВИКТЮК: Никогда. И вот 40 лет назад он получил первую премию "Тони", как лучший драматург английский, а за эту пьесу он получил вот сейчас в 2002-ом году. И когда я приехал в Москву, я узнал, что Галина Борисовна занимается этой пьесой, правами на пьесу. Я, естественно, себе сказал, что, ну

К.ЛАРИНА: Не судьба.

Р.ВИКТЮК: Значит, не судьба. Нужно найти другие пьесы, я этим и занимался. Но когда я узнал, как вот сейчас ты все рассказала, то, конечно, я попытался связаться и с теми людьми, которые в Америке занимаются этой пьесой, и с Олби. Тем более, что я ставил Олби - у нас "Лолита" шла в его варианте. И "Кто боится Вирджинии Вульф?" с Татьяной Дорониной мы делали. И как-то я попытался на этом-таки к нему подъехать. Но не так это было все просто. Потому что он разрешил только в Лондоне поставить. И теперь уже вот нам в России в Москве. Мы получили эти права. И премьера уже состоялась - 4-5-го. И, конечно, я счастлив, потому что я готов кричать. А сегодня все-таки Рождество, такой день потрясающий, что спасибо Всевышнему, что именно в эти дни была премьера самой гениальной пьесы ХХ века. То, что наметил Чехов, Олби как бы в завещании на XXI-ый век - настолько о человечестве, об одиночестве, о любви прежде всего соединил как бы в одном символе, в одной метафоре, что это я считаю, что эта пьеса - это своеобразный "Царь Эдип", который написан в XXI-ом веке. Это миф, а он еще написал, что это руководство по написанию трагедий в XXI-ый век. И мы вот буквально через несколько дней летим на гастроли в Америку, и я с ним встречусь. Это великий, уникальный и уже единственный патриарх среди драматургов вселенной.

К.ЛАРИНА: Сколько ему лет? Он еще жив.

Р.ВИКТЮК: Много, я боюсь тебе сказать. Я знаю сколько лет, но когда скажешь, то нехорошо. Но ему нехорошо, ну, как кажется, но он настолько молод в душе, Ксюнь

К.ЛАРИНА: Он будет смотреть спектакль?

Р.ВИКТЮК: Он настолько молод и настолько в нем масса идей, и он настолько мыслит как мальчишка, и ведет себя как мальчишка, что самое меня это просто сражает, потому что это мало себе кто может позволить, почти никто. Вот после Теннеси Уильямса в Америке - он единственный, кто определяет век XXI-ый.

К.ЛАРИНА: Почему артисты все-таки боятся?

Р.ВИКТЮК: Нет, артисты не боятся

К.ЛАРИНА: Кто ваш тот смелый актер, который вот

Р.ВИКТЮК: Фима Шифрин. Ефим Шифрин.

К.ЛАРИНА: А, молодец.

Р.ВИКТЮК: Поскольку он и любимец публики, и мой ученик. И, во-первых, человек в душе удивительно сохранивший в себе детство. Это самое для меня ценное. Потому что это все первозданное. Понимаешь, ребенок никогда не говорит миру "нет", он говорит только "да" - и родителям, и взрослым, и стране, и политике - всему, что вокруг него, ребенок кричит: "Да, да, да". Это вот Фима Шифрин, который никогда не был человеком, в котором вот эта злая, черная энергия или бесовство, которое так легко человек впускает в себя, к нему это не имеет никакого отношения. Поэтому он играет настолько открытого ребенка, ребенка, который понимает, что единение с природой - это сегодня, по-видимому, то, перед чем мы должны дать ответ. Ксюшенька, я быстро сейчас скажу, понимаешь, потому что это такое больное. Мне так кажется, что сейчас ты - артистка, и артисты меня слушают, и мы на первой репетиции "Козы" Олби. Знаешь, потому что когда ученые теперь уже сказали, что Вселенная непостижима, потому что, по-видимому, мозг устроен так, что схему или как бы план Вселенной мы постичь никогда не сможем. И что опять человечество должно вернуться в доисторическую, архаическую нашу эпоху

К.ЛАРИНА: Тогда я поняла, почему вы в таком виде. Все правильно.

Р.ВИКТЮК: Да. Когда тайна в основе всего. Мы должны как бы сейчас с ней сосуществовать. И если раньше мы знали, что были нерешенные проблемы, то сейчас мы должны точно себе сказать - у нас есть нерешаемые проблемы.

К.ЛАРИНА: Если бы вы знали, товарищи, вот все эти замечательные речи, если бы вы знали, в каком виде все это произносится. Человек пришел в шкуре

Р.ВИКТЮК: Если бы вы включили телевизор и посмотрели

К.ЛАРИНА: В шкуре!

Р.ВИКТЮК: когда я поздравлял великую Алису Бруновну Фрейндлих, то я в том же наряде

К.ЛАРИНА: В шкуре?

Р.ВИКТЮК: Да, я был в этом, в леопарде и когда она меня обняла, и мы целовались, то, конечно, было ощущение, что пришел дикий зверь, который ее обожает. И она прильнула так, как будто я вот это тайное, первородное, архаическое создание. Она говорит: "Я прикоснулась к тайне".

К.ЛАРИНА: Нет, на самом деле я тоже прикоснулась к этой тайне. Вот это вот удивительным свойством мех обладает, это конечно, вот столько

Р.ВИКТЮК: Это сюртук, это сюртук, леопард, это сейчас самое такое Оно и защищает, потому что, понимаешь, когда выпускаешь козу, то естественно, нужны какие-то защитительные средства. И единственное помогает наряд, внешняя часть от твоей души, и ты в этом вот спасаешься.

К.ЛАРИНА: Коза-то есть у вас на сцене как персонаж?

Р.ВИКТЮК: Нет. Но мы сделали очень любопытный, как мне кажется, опыт, мне кажется, что без этого не могло быть - и Фима этого не ожидал, и артисты никто не знал, когда в один прекрасный день рано утром в театр привезли четыре козочки и одного козла.

К.ЛАРИНА: Живых?

Р.ВИКТЮК: Живых, живых, настоящих. Приехала дама, потрясающая, очень артистичная такая, которая за ними ухаживает, и я, Ксюша, должен тебе сказать правду, что самая юная козочка подошла к Фиме, обняла

К.ЛАРИНА: и сказала

Р.ВИКТЮК: Мы это все сняли.

К.ЛАРИНА: И сказала, да.

Р.ВИКТЮК: Ну, она не сказала, она смотрела на него такими глазами, большими глазами, понимающими глазами, глазами нежности. И когда я тихонько рассказывал ей, что вот это пьеса, и в этой пьесе у нее главная роль, что на сцену она никогда не выйдет, что она символ. Я ей говорю, понимаешь, что в начале века, когда Серебряный век и были великие поэты, то ты, козонька, была символом вот этой любви, которую не принимают, запретной любви. Я говорю, тебе стихи писали замечательные, гениальные, посвященные. И ты опять вернулась вот в наше бытие тогда, когда тайное и явное уже должно дружить и проникать, потому что мир звериный и мир человеческий - это единое в космосе. И может быть, мы постичь космос сможет только тогда, когда постигнем или попытаемся в эту тайну звериного мира хотя бы подойти и с благоговением посмотреть им в глаза. Знаешь, она с таким доверием ждала наших глаз и наших нежных обертонов, вибраций в голосе, что она успокоилась. Остальные козочки - козел ревновал, он на Фиму набрасывался, его изолировали, и три козочки постарше, которые поняли, что они сегодня проиграли, и Дуня осталась. И Дунечка провела

К.ЛАРИНА: Это для афиши, скажите? Это вот снимали это?

Р.ВИКТЮК: Какой афиши?

К.ЛАРИНА: Просто?

Р.ВИКТЮК: Для того, чтобы во время репетиции артисты и я, потому что я же никогда тоже не встречался с Дуней, чтобы хотя бы ощутить, что это постижение таинственного, приближение к нему возможно. И нужно только захотеть. Ведь же вопрос этой пьесы не в том, что этот герой как бы любил воочию, спал с козой и так далее. Это не имеет никакого значения. Он понимает, что будучи одиноким в этом мире - а у него и жена замечательная, и сын замечательный

К.ЛАРИНА: Семья.

Р.ВИКТЮК: у него все прекрасно кроме одного. Он понимает, что он хочет еще прорваться сквозь наше время, нашу цивилизацию и постичь то, что объединяет нас в единый этот мир космический. И я всегда себе кричу, что почему же вот человек не покрыт той шерстью, вот той, вот сейчас на мне леопардик, почему у нас нет вот этого защитительного меха? Ну, наверное, потому, что наше тело, которое обнажено, оно должно ощущать нежность не только твоих родных, близких людей, но и нежность звериного мира, но и нежность Вселенной. Потому что те вибрационные волны, которые идут из Вселенной, мы обязаны не только в ласке, в нежности, в любви их ощущать. И это все сливается в единый какой-то солнечный невероятный круг. Тогда человек счастлив, он тогда понимает, что на этой земле нужно только благоговейно кричать, какое счастье, что сегодня мы проснулись, какое счастье, что сегодня Рождество, какое счастье, что вот я сейчас говорю тебе, Ксюша, что я тебя опять вижу, или что те люди, которые нас слушают, они хотя бы затихли у своих точек

К.ЛАРИНА: У приемников. Скажите, а вот это все послание, которые вы сейчас озвучиваете, оно как-то проникает в зал, поскольку вы уже сыграли несколько спектаклей

Р.ВИКТЮК: Да, конечно.

К.ЛАРИНА: Доходит?

Р.ВИКТЮК: Оно не может быть без этого.

К.ЛАРИНА: Или они следят за сюжетом только?

Р.ВИКТЮК: Нет, Боже упаси. Потому что при знаешь, дальше скажу. Если вот и мир, Вселенная непостигаема, то искусство сегодня не может это, и театр прежде всего, не может сегодня это не учитывать. Тогда, по-видимому, какие-то три вещи должны входить в твой лексикон разговора со зрителем. Это прежде всего что случай управляет миром, если мир непостигаем. Да, Булгаков сказал, что кирпич, который упадет, так он упадет все равно. Второе - что хаос это норма, которая входит в наше существование, и ужасаться нельзя. И ученые сказали, что хаос, наоборот, создает такие какие-то энергетические выбросы, которые дальше дают прогресс и движение наше в мироздании.

К.ЛАРИНА: Но это ценой жизней человеческих, конкретных людей.

Р.ВИКТЮК: Да. Даже ценой человеческих жизней. И третье - это абсурд. Это, как говорил Камю, что вот на гору мы камень тащим и верим, что этот камень нам поможет, сверху бросаем бессмысленно, не думая о том, зачем. Вот Олби эти три фактора в этой пьесе учел. Случай встречи с козой, то, что неприемлемо обществом, зло, хаос, которые вокруг и его тоже этого человека, главного героя, не понимают, и семья не понимает, потому что жена убила же, в конце поехала на ту ферму, где жила коза, она ее убила и окровавленную в мешке привезла ему и бросила к его ногам. Правда? Абсурд весь в том, что он не предлагает, чтобы это была какая-то кухонная драма. Чтобы зритель, домохозяйка, которая придет, чтобы она не только следила за тем, за чем следит массовая культура - за тем внешним пластом, за той психологией. А самое главное - это метафизика. Постижение непонятного. Не загадки в мире нужны, а тайна. Загадки мы разгадываем на телевидении в разных передачах и успешно.

К.ЛАРИНА: У нас сейчас новости. Вот прекрасная рыжая девушка к вам тут подсела. Потом мы продолжим нашу программу. Напомню, что у нас в гостях Роман Виктюк.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Роман Виктюк в нашей студии. Вот в первой части рассказал подробно Роман Григорьевич о новом спектакле. Напомню, это "Коза" по пьесе Эдварда Олби. В главной мужской роли, скажем так, Ефим Шифрин в этом спектакле. И вот то, что я сейчас узнала, пока шли новости и реклама, что следующие спектакли в Москве будут только в феврале

Р.ВИКТЮК: Февраль, март, апрель.

К.ЛАРИНА: В Театре Моссовета.

Р.ВИКТЮК: И в Моссовете, и на Малой Бронной все время будем играть.

К.ЛАРИНА: Ну, мы об этом будем рассказывать, скажем, когда вы вернетесь после гастролей из Америки.

Р.ВИКТЮК: Я буду счастлив, я приду с радостью после Америки, да, пожалуйста.

К.ЛАРИНА: Роман Григорьевич, давайте мы поотвечаем на вопросы. Я бы хотела все-таки, уж коль вы у нас так связаны тесно по происхождению и по родине своей с Украиной, понятное дело, что вы не могли спокойно наблюдать за всеми теми событиями, которые происходили сейчас на Украине.

Р.ВИКТЮК: Ну, спрашивайте.

К.ЛАРИНА: Я прочту вопросы от наших слушателей, которые поступили по Интернету. Вопрос первый: "Уважаемый Роман, считаете ли вы, что Ющенко - тот президент, который нужен сейчас Украине. Лучше будет, в том числе востоку Украины? Ваш прогноз". Это спрашивает Мария Петрова, москвичка. А вот Алена с Украины пишет вам другую телеграмму. "Роман, нам нужна сегодня ваша поддержка. Вы ведь львовянин. К тому же прекрасно владеющий украинским языком. Прошу вас поддержать украинский народ. Неужели вы тоже считаете, что мы не заслужили честных выборов? Неужели вам не стыдно за пророссийского кандидата Януковича с двумя судимостями в прошлом и хамоватыми повадками в настоящем? Неужели вы можете молчаливо за этим наблюдать?" Вот две телеграммы, которые каждая о своем кандидате.

Р.ВИКТЮК: Теперь свое спроси.

К.ЛАРИНА: Ну, вот я вам прочитала. Пожалуйста. Я свое не буду спрашивать.

Р.ВИКТЮК: Обидно очень. Ксюшенька и те, кто спрашивал, во-первых, я не мог спокойно и со стороны только созерцать, потому что еще до того, когда все там началось, уже приехали телевизионные компании украинские, киевские, и они писали со мной очень такие большие пространные интервью. И они их давали и ночью, и когда все это происходило. И в тот день, когда уже нельзя было за кандидатов проводить агитацию, то телевизионные компании сделали удивительную вещь, которая меня просто потрясла. В программе, которая у меня здесь на третьем канале - "Поэтический театр Романа Виктюка" была передача, где я с художником Андриакой вел беседу. Без злого умысла, потому что это где-то полтора месяца до всего, что произошло на Украине, снималось. И я был в оранжевом таком свитерочке, очень красивом, но оранжевом. Ну, и у нас прошла передача. И они взяли эту передачу и в тот день, когда нельзя было никаких текстов произносить, то сам факт моего появления в этом как бы цвете - все каналы показывали, через каждые по-моему, два часа они показывали, чтобы все знали, что я за Ющенко. Но, знаешь, Ксюша, первый вопрос, верю ли я в него и он тот кандидат, который Я пессимист по знанию и оптимист по вере. Поэтому я второе, оптимистическое начало в себе включаю, и я хочу верить, что да. Во-первых, что этот человек действительно с чистыми руками. И когда он эти руки показывает и искренне говорит о том, что вот, кто может бросить камень, брось - я его приму, этот камень и отвечу.

К.ЛАРИНА: А вот вы рассказали, простите, до программы, как он навестил Константина Степанкова, да?

Р.ВИКТЮК: Да. И у моей подруги, актрисы замечательной Ады Роговцевой умирал муж Костя Степанков, у него были уже считанные дни и прощание с жизнью, он все понимал. Без телефонного звонка, раздался звонок в дверь. И был Ющенко, который пришел проститься с ним, как с любимым артистом. И он более часа провел в гостях у Ады Николаевны. И Ада на него смотрела, она говорит: "Я даже смотрела твоими глазами, чтобы ответить тебе, этот тот человек или нет, - и она говорит. - Я должна тебе сказать, тот человек, который сейчас нужен Украине". Но знаешь, Ксюшенька, если вот так вспомнить те кадры, когда тысячная энергия молодых сердец и умов устремлялась с верой в небо, потому что это был тайный религиозный процесс

К.ЛАРИНА: А как же проплаченное всё на американские доллары, апельсинчики все наколотые, как сказала жена Януковича?

Р.ВИКТЮК: Нет. Да, я знаю, это все неправда. Но то, когда они пели гимн, Ксюня, и когда они знают не только мелодию, но и текст

К.ЛАРИНА: слова

Р.ВИКТЮК: понимаешь, то, что мне вот рассказывали те, кто там был непосредственно - я просто выпускал спектакль, поэтому я бы конечно поехал, но просто у меня была премьера, я просто не мог двинуться даже на два часа. Ада Николаевна даже не уехала получать от Путина какую-то награду в Петербурге, потому что она говорит: "Я не могла, потому что в этот день решался главный вопрос моей страны. И я извинилась, что я приеду в любое время, но когда станет ясно, что произошло с моей страной". И она пошла вот так просто, как простой человечек среди толпы. И ее никто не заставлял, ее никто не поднимал сцену, чтобы она говорила. Она говорит: "Я даже не поняла, как энергия молодых ребят, которые меня видели, они только говорили - Ада Николаевна, мы так рады, что вы здесь". Они ее целовали, они ее обнимали.

К.ЛАРИНА: Как София Ротару туда поехала, тоже раздавала горячее питание, привезла целый автомобиль...

Р.ВИКТЮК: Совершенно верно. То же самое делала и Ада Николаевна. И она на трибуну вышла, она говорила: "Я не то, что не подготовила, я не знала, о чем я говорю. Я была пронизана электричеством, этим безумным светом, который шел от этих всех молодых ребят". И она говорила какие-то удивительные совершенно слова, которые, я даже никогда не знал, что она может даже собрать эти слова, хотя она пишет стихи, и она человек от природы, она любит землю, любит небо, у нее есть свой маленький сад, огородик. Она как бы с этой тайной мироздания постоянно находится в каком-то общении. Вот она говорит: "Было небо, и была я. И была мо-ря энергия чистая, свежая, совершенно неподдельная". То, что она рассказывает, я говорю: "Напиши об этом, запиши это. Это ведь тот момент, который ты должна как человек творческий изнутри, на бумаге такими словами, какие придут к тебе, все это зафиксировать, - я говорю. - Ты же одна из тончайших тех проводников, которые могут выразить это теми буквами, теми мыслями, которые могут взволновать людей и убедить людей, что это именно так".

К.ЛАРИНА: А вот скажите, вот вы лично ожидали все-таки такого развития событий?

Р.ВИКТЮК: Нет. И никто

К.ЛАРИНА: Вот вы ожидали, что ваш народ выйдет на улицу?

Р.ВИКТЮК: Нет. Никогда.

К.ЛАРИНА: и будет стоять?

Р.ВИКТЮК: Этого никто. Ксюша, я тебе должен сказать, что это настолько действительно магическое Во-первых, что нужно конечно вспомнить - я сейчас быстренько тоже скажу, потому что это все то, что связано с великими драматургами, с великими искусствами, с великими актерами, это есть и в каждом из нас. И об этом говорит замечательный Юнг, который говорил о том, что субстанция нашей как бы психологии она похожа на то, что есть подмостки, есть сцена, и там есть три фактора, которые борются между собой один с другим. Первый - это наш двойник, тень. Это наша как бы преступная личность, которая нам дается исторически с того времени, когда вот это наши звериные предки миллионы-миллионы лет появились на земле. Это тот наш архетип, тот наш дьявол, который нас постоянно провоцирует, который заставляет нас идти на конфликт, но который ведет, когда мы вытесняем из сознания эту тень, эту преступную нашу личность в бессознательное, оно там закрывается и ждет того момента, когда эта негативная энергия вырвется наружу. Есть наше я. И третье - есть Анима, наша душа. Вот это самое главное. Потому что это самое чистое. И если наша тень, наш двойник, наш дьявол эту Аниму, душу загоняет тоже в подсознание, в подполье, то тогда начинается невероятное ожидание - кто из этого тройного дуэта, трио выскочит наверх, кто победит? Правда? И очень редко бывает, когда тень, я и душа бывают в согласии. Когда бывает согласие, тогда вот это гармония, которая в нас вытворяет что-то такое, что это нельзя предположить, это нельзя описать, нельзя заранее подготовить, это нельзя подкупить, Ксюша, понимаешь меня? Потому что это внутренние факторы. Это потому Я - это дух прежде всего, тогда душа и этот наш дьявольский двойник закрывается, и кричит: "Нет, нет. Я в мире, я в согласии. Я не буду конфликтовать с душой. Мы все втроем на сценических подмостках кричим. Это человеческая самость, это человеческое достоинство, и человеческое, и национальное, и вселенское. Вот это все неожиданно в нашей психологии, в глубине нашей психологии произошло. И это все в молодом организме как чистый лист бумаги, правда? Как незапятнанный лист, ничем не замутненный, никакой политикой, экономикой, карьерой, деньгами прежде всего, фантомом этих долларов. Вот это есть свежее, чистое. И вот это на лист когда осело чистый, то оказалось, что это имеет свет. А свет ухватить нельзя. Свет нельзя уничтожить. И вот то зло И это все произошло буквально любыми средствами пыталось этот свет удушить, им пришлось только одно - или отступить, или той части, которая сказала "нет, надо в этом свете раствориться, стать частью этого света" - не цвета, цвет здесь не имеет значения, а сам свет. Да. Цвет может быть любой, это не имеет значения.

К.ЛАРИНА: Теперь по поводу мифологии. Здесь очень много было различных передачек по официальным нашим каналам российским. И все, что касается Львовщины и Западной Украины, все это тесно всегда почему-то в нашем сознании пыталось связаться с фашизмом, с бендеровщиной в худшем смысле этого слова.

Р.ВИКТЮК: Да, я это видел, конечно.

К.ЛАРИНА: Показывали все время одну и ту же стену во Львове, где что-то такое написано про москалей и жидов.

Р.ВИКТЮК: Да.

К.ЛАРИНА: Вот, может быть, про это скажете все-таки.

Р.ВИКТЮК: Говорят, это специально было сделано. Я же тоже там не был.

К.ЛАРИНА: Я вам умоляю. А что можно на наших заборах прочитать в городе Москве, Роман Григорьевич.

Р.ВИКТЮК: А когда едешь в поезде из Ленинграда, тоже кое-что можешь прочитать.

К.ЛАРИНА: А вот женщина, которая вырвала этот плакат антисемитский?

Р.ВИКТЮК: Да, молодец.

К.ЛАРИНА: Да, это в городе Москве между прочим, а не во Львове.

Р.ВИКТЮК: Совершенно верно. Да не только. Таких фактов знаешь сколько можно придумать и из этого построить. Взять эту деталь Я вообще думаю, что эти вещи, которые о чем ты говоришь и спрашиваешь, я думаю, что непостижимые, пытаются сделать, уменьшить до понимаемого и да

К.ЛАРИНА: (аплодирует)

Р.ВИКТЮК: Вот видишь ты зааплодировала, потому что я говорю очень грамотно, потому что я об этом думаю, понимаешь. И очень просто в человеке вызвать его звериное начало - вот то, о чем я говорю, звериное начало предков, историческое, миллионное, миллиардное совершенно, безумно просто. Потому что на коленях ползти под звук барабана, или этот ритм, который выбивает только животное в тебе начало, гораздо проще, чем поднять глаза к небу и хотеть ощутить свет. Поэтому люди, которые пользуют вот эти вещи, которые сами же их и создают - эти провокаторы, которые внедрены в этот процесс и сознательно, уже сколько лет это происходит.

К.ЛАРИНА: Это была первая заповедь того же доктора Геббельса - все упростить.

Р.ВИКТЮК: Совершенно верно. Вот я тебе говорю - уменьшить. Цитата моя простая очень - непостижимое сделать понятным.

К.ЛАРИНА: Понятным.

Р.ВИКТЮК: Загадкой. Уничтожить тайну. Можно тебе последнее рассказать хорошее?

К.ЛАРИНА: Да.

Р.ВИКТЮК: Я вот так сейчас разошелся, сейчас вспомнил о том, что вот был этот Рамзес 30 с чем-то веков тому назад. Есть его история, мумия, его подвиги описаны и так далее, и так далее. И вот совсем недавно ученые решили эту мумию показать в музее. Тайну, которая охранялась столько веков, сделать очевидной для тех, кто любит вот эти примитивные сенсации. Что стала делать мумия? Она стала немедленно разрушаться. И с такой быстротой, что ученым еле-еле удалось сохранить это разрушение. И великий французский и философ, и культуролог Бодрийяр, он прокричал и сказал: "Люди, одумайтесь. Тайну нельзя раскрывать. Ее нельзя обнажать. Нужно только благоговейно перед ней преклоняться. Потому что у тайны имя - Бог". И мы пытались с 1917-го года обойтись без этой тайны. Что из этого вышло, каждый вспомнит кое-что свое, то, что оказалось таким примитивно обнаженным, однозначным и ничего не дающим ни душе, ни уму, ни духу. Потому что у нас в душе дырка размером с Бога. И у каждого это пространство пустое такого размера, какого хочет человек, чтобы Всевышнее вошло в него. Еще что-то спрашивают?

К.ЛАРИНА: Да, я хочу, поскольку я обещала телефон включить, давайте мы это сделаем. Пожалуйста. Возьмите наушники, потому что я уже на пейджере не успеваю искать вопросы, учитывая, что у нас все-таки эфир открытый. 203-19-22. Несколько телефонных звонков от вас, уважаемые слушатели, мы успеваем принять.

Р.ВИКТЮК: Сколько еще осталось?

К.ЛАРИНА: Осталось 8 минут до конца эфира.

Р.ВИКТЮК: Боже, как быстро пошло.

К.ЛАРИНА: Роман Виктюк вас ждет. Мы круг тем не ограничиваем. Все, что хотите, спрашивайте. Алле, здравствуйте. Алле. Вы где? Испугались. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это прямой эфир?

К.ЛАРИНА: Да, совершенно верно.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, меня зовут Михаил. Я из Москвы. У меня такой вопрос Роману Виктюку - как он относится к тому, что в городе Львове празднуют начало июня день вхождения немцев как освободителей?

Р.ВИКТЮК: Нет, это празднуют в Риге. Во Львове не празднуют. У вас неточная информация.

МИХАИЛ: Неточная? А то, что названия таких улиц, как Джохар Дудаев, дальше

К.ЛАРИНА: Это, по-моему, тоже в Прибалтике, кстати.

МИХАИЛ: Бендер

Р.ВИКТЮК: Вы знаете

К.ЛАРИНА: Да, Михаил, мы поняли, про что вы говорите.

Р.ВИКТЮК: Я понимаю. Я думаю, что, понимаете, пройдет еще немного времени, и так, как - если вы помните, Шамиль был - правда? - такой человечек - я помню, что когда я поступал в ГИТИС, то во Львове в школе меня учили, что это невероятный враг, что этот человек против человечества. И я когда начал отвечать, я за это время - месяц какой-то прошло от моего экзамена до экзамена в ГИТИСЕ - и оказалось, за это время уже Шамиль стал народным героем, который за свободу. И я начал учителю рассказывать, что это враг, он меня остановил и говорит: "А ты знаешь, что уже он не враг?" И я без паузы, поскольку я знаю, в чем дело, я начал ему так же бодро, так же оптимистично говорить ему, что Шамиль - это народный герой, который понимал, что свобода превыше всего. И учитель, потрясенный, что ребенок, которому еще не было 18 лет, так быстро перестраивается. А учитель был безумно умным, мы потом с ним подружились, он опешил от этой метаморфозы на его глазах. И сказал, что мне не только 5, он бы поставил 10.

К.ЛАРИНА: У нас есть улица Кадырова - это раз, во-вторых, сын Кадырова - он тоже Герой России.

Р.ВИКТЮК: Совершенно верно. Который был шофером у врага.

К.ЛАРИНА: Да, так что

Р.ВИКТЮК: Поэтому я так быстро боюсь давать оценки и верить в те определения - или черные, или красные, к которым мы так уже привыкли, к смене которых (этих определений) мы уже привыкли. Ведь совсем недавно Янукович у некоторых людей был великим, а уже теперь помирились и сказали: "Нет, уже хорошо, что Ющенко. Он уже хороший".

К.ЛАРИНА: А что делать? Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, здравствуйте. Юрий из Мытищ.

К.ЛАРИНА: Мы вас слышим. Пожалуйста, Юрий.

ЮРИЙ: Во-первых, пожалуйста, Ефим Шифрин в главной роли, да? Из-за того только, что он воспринимает мир как ребенок, или он все-таки как драматический актер под сомнение? Хотя это мое личное мнение.

Р.ВИКТЮК: Я вам расскажу

ЮРИЙ: И второй вопрос. Второй вопрос.

Р.ВИКТЮК: Да.

ЮРИЙ: Я тоже с Украины и могу сказать, зачем же так вот все воспринимать так ярко, как любит Роман Григорьевич? Ну, мнение другое просто у некоторых

К.ЛАРИНА: Ну, и пожалуйста.

Р.ВИКТЮК: Ну, есть и слава Богу. А кто вам мешает? Зачем мое притеснять, я ваше не притесняю?

К.ЛАРИНА: Нет, Юрий. Я ваше обвинение не принимаю, поскольку мнения уж точно у нас тут совершенно различные высказываются. Итак, по поводу Ефима Шифрина.

Р.ВИКТЮК: Итак, по поводу Ефима я скажу

К.ЛАРИНА: Усомнился Юрий в том, что он талантливый артист.

Р.ВИКТЮК: Я его учился. Нет, во-первых, он замечательно играл и в Театре Вахтангова в спектакле "Я тебя больше не знаю, милый". И играл в студенческом театре

К.ЛАРИНА: "Путаны" еще.

Р.ВИКТЮК: Да, "Путаны", он играет и сейчас. Поэтому он, у него есть этот опыт драматического актера. И я считаю, что он сегодня один из уникально тонких актерских организмов, который способен проникнуть в дух человека и этот дух ощутить. И это не мой восторг, а моя убежденность.

К.ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста, 203-19-22. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это "Эхо"?

К.ЛАРИНА: Да, да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Елена. Будьте добры, скажите пожалуйста, вот я немножко опоздала. Сейчас мужчина выступал, рассказывал об Аде Роговцевой. Кто это был?

К.ЛАРИНА: Это - он и сейчас еще здесь до сих пор - режиссер Роман Григорьевич Виктюк.

ЕЛЕНА: Ага. Виктюк. Я бы хотела немножко добавить в несколько другом ракурсе об Аде Роговцевой. Лет 6-7 назад на Украине, в Киеве - если я буду говорить по-украински, ничего? - она говорила: "Пробачьте мене, люди за те, ще я снималась у российских фильмах, за те ще я з ними дружила, пробачьте, Бога ради". Это как нужно теперь понимать?!

Р.ВИКТЮК: Это чистая неправда. Я утверждаю.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

Р.ВИКТЮК: Это чистая неправда. Она и сегодня играет в спектаклях в России, и это культивировалось теми людьми, которые хотят оторвать ее от русской культуры. Это вранье. Я употребляю слово: "Це ганьба". Кто это произносит? Это неправда.

К.ЛАРИНА: Кстати, я вам другую правду скажу. Вот это была правда, когда замечательный актер белорусский Владимир Гостюхин топтал в Минске пластинки с Булатом Окуджавой. Вот это была правда.

Р.ВИКТЮК: Да, это была правда.

К.ЛАРИНА: А это вранье, дорогая, уважаемая наша слушательница.

Р.ВИКТЮК: Чистейшая.

К.ЛАРИНА: У нас, кстати, очень много такой мифологии. Я очень рада, что такие звонки поступают.

Р.ВИКТЮК: Ну, правильно, так хорошо, что можно это рассеять.

К.ЛАРИНА: А то тут нам сказал кто-то, что марш эсэсовцев там играли на майдане Незалежности.

Р.ВИКТЮК: Да Боже упаси. Даже звука этого нету, даже этой ноты, с чего начинается марш Эс-Эс, там не было.

К.ЛАРИНА: Алле, здравствуйте. Алле.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле. Здравствуйте. Это из Петербурга Галина. Глубокоуважаемый, дорогой Роман

К.ЛАРИНА: Григорьевич

ГАЛИНА: Виктюк. Мы очень вас любим

Р.ВИКТЮК: Я знаю.

ГАЛИНА: и очень прислушиваемся к вашему мнению. Но скажите, пожалуйста, вот в эти дни, в Украине, как говорят, на Львовщине была моя близкая-близкая подруга. Она сказала, что такого хулиганства, такого вообще, ну, вы знаете, ходят по домам, арестовывают, избивают людей, которые якобы за Януковича, а как отнестись к той фразе этой Юлии Как ее? Тимошенко, да?

К.ЛАРИНА: Да, да.

ГАЛИНА: Что она сказала: "За русскую мову, за русские слова будем пальчики отрубать"?

К.ЛАРИНА: Вранье, я говорю. Юлия Тимошенко, уважаемая Галина, Юлия Тимошенко выступала в нашем эфире и этот вопрос ей задавали наши же слушатели, может быть, и вы в том числе - про колючую проволоку вокруг Донбасса

Р.ВИКТЮК: Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: про оторванные, отрубленные пальцы, про расстрел за русскую мову. Это все вранье. Я не знаю, кто эти вещи рассказывает.

Р.ВИКТЮК: Она прекрасно говорит по-русски. Прекрасно. И со мной украинцем она разговаривает на русском языке. И я не обижаюсь.

К.ЛАРИНА: Еще звоночек. Поехали дальше. У нас магия и ее разоблачение. Алле, здравстсвуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Дмитрий.

К.ЛАРИНА: Да, Дмитрий.

ДМИТРИЙ: Вот Роман Григорьевич сказал, упомянул про ритм барабана. Я не совсем понял, это он критиковал барабан у здания правительства Украины или что-то другое

Р.ВИКТЮК: А причем тут? Во-первых, там не барабаны, а каски. Это раз.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Дмитрий.

Р.ВИКТЮК: Это совершенно другое. А барабаны - это метафора той животной музыки, примитивной музыки, в которой нет мелодии и нет духа, а есть только ритм.

К.ЛАРИНА: "Добрый человек из Сезуана" давайте вспомним, зонги брехтовские про барабаны и про баранов.

Р.ВИКТЮК: Да, совершенно верно. Бертольд Брехт это предвидел на весь век. И он об это и говорил, что маршировать под эти звуки гораздо проще. А каски тут ни при чем. Каски - это совершенно другая структура и другая музыка.

К.ЛАРИНА: Значит, уважаемые друзья, если что еще, обращайтесь к Роману Григорьевичу Виктюку, он как раз у нас сейчас работает таким волшебником в нашем эфире. Спасибо большое. Закончился у нас наш эфир, наша программа. Я как знала, правильно мы сделали, что вначале поговорили о премьере, о театре, а потом уже перешли на барабаны.

Р.ВИКТЮК: Да, конечно. Хотя тайна остается тайной. Это самое главное. А все приводить к этим вопросам, которые безумно земные, это настолько просто. Душа от этого ввысь не взлетит никогда. И таких людей мне просто жалко.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Роман Григорьевич Виктюк.


08.01.2005

echo.msk.ru

Док. 512246
Перв. публик.: 08.01.05
Последн. ред.: 28.10.08
Число обращений: 159

  • Виктюк Роман Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``