В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Алтайского края Александр Карлин: 100 дней неугасшей надежды Назад
Губернатор Алтайского края Александр Карлин: 100 дней неугасшей надежды
2 декабря истекли сто дней с того момента, как Александр Карлин приступил к работе в качестве губернатора Алтайского края. В интервью корреспондентам ИТАР-ТАСС он признался, что для него эти 100 дней были напряженными. Но губернатор надеется, что для жителей края "это были 100 дней неугасшей надежды".

- Александр Богданович, на этой неделе в Москве состоялось первое заседание Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных программ. Как вам видится действие этих программ на территории края?

- Я надеюсь, что наш регион самым активным образом будет участвовать в реализации проектов, обозначенных президентом страны Владимиром Путиным. Со своей стороны, мы предпринимаем все, чтобы быть максимально готовыми к активному участию в этих программах. И здесь речь идет не только о готовности принять финансовые ресурсы, но и о том, что мы должны предложить конкретные программы, касающиеся развития здравоохранения края, образования, жилищной сферы. Безусловно, с учетом специфики Алтайского края для нас чрезвычайно актуальным является национальный проект по развитию агропромышленного комплекса.

К настоящему моменту созданы рабочие группы, в состав которых вошли ответственные сотрудники администрации края, есть план работы по каждому отдельному направлению. Мы активно взаимодействуем с федеральными ведомствами, отвечающими за тот или иной проект.

Те конкретные ресурсы, которые уже обозначены на федеральном уровне, мы заложили в бюджетные планировки, то есть мы предусмотрели дополнительные ассигнования на повышение заработной платы 19 тысячам педагогов за классное руководство. Около 200 грантов будут предоставлены для материального стимулирования выдающихся учителей края. Из профильного министерства мы получили предложения по поддержке инновационного образования.

То же самое касается и работников здравоохранения. Участковые терапевты и другие медицинские работники в рамках национальной программы получат очень приличное денежное содержание. Кроме того, всем бюджетникам в будущем году зарплата будет повышена на 20 процентов.

- Как вы считаете, возможно ли появление негативных моментов при реализации жизненно важных для каждого гражданина программ? И как их избежать?

- Предусматривается, что часть программ, которые планируется реализовать в рамках национальных проектов, к примеру, техническое оснащение медицинских учреждений и другие, будут осуществляться при условии софинансирования. Что это значит? Средства федерального бюджета будут транслироваться в регионы при условии, что те со своими средствами также войдут в проект. Как вы понимаете, условия у наших регионов разные. Алтайский край, увы, относится к высокодотационным регионам.

Более того, по опыту работы в формате федеральных целевых программ мы знаем, что для всех регионов - независимо от уровня их бюджетной обеспеченности - условия софинансирования одинаковые. Мы считаем справедливым и очень надеемся, что в рамках реализации приоритетных проектов условия для регионов будут определяться дифференцированно. Свои предложения мы уже направили в федеральный центр.

- Через месяц многие российские регионы примерят на себе федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления". Алтайский край готов работать по новой системе?

- Более того, он является регионом-лидером по числу муниципальных образований. Так, по числу муниципалитетов районного и городского уровня мы занимаем первое место в России, поселенческого уровня - третье место после Татарстана и Башкортостана. Всего в крае создано 797 муниципальных образований всех уровней, а субъектами бюджетного процесса являются 798 (с учетом краевого бюджета).

Очевидно, что в этих условиях главной проблемой, с которой мы столкнемся при реализации 131-го закона, станет грамотное ведение бюджетов. Это особенно важно, так как все они являются дотационными - федеральный центр дотирует субъект, тот помогает бюджетам районов и городов, а они, соответственно, - муниципальным поселениям. Кроме того, произошло серьезное разграничение полномочий - в сферах образования и здравоохранения, социального обеспечения и культуры. Мы стараемся сделать так, чтобы введение новой системы местного самоуправления было более плавным и внятным, а разграничение полномочий действительно сработало на эффект.

Мы серьезно подошли к подготовке кадров, реализуем программу повышения квалификации руководителей всех уровней, в том числе поселенческого. Особого внимания заслуживают те, кто будет заниматься бюджетными и финансовыми вопросами, требующими серьезной специальной подготовки. К сожалению, на поселенческом уровне явно ощущается дефицит кадров - именно специалистов по финансам, экономистов.

Еще одним обстоятельством, осложняющим в целом наше положение, является серьезная кредиторская задолженность, которая сложилась у муниципалитетов районов и городов, имеющих собственные бюджеты. Для нас это громадная цифра - 3 млрд. рублей! В первой декаде ноября в правительстве России прошло совещание, на котором заслушивалась информация о проделанной работе по подготовке к реализации 131-го закона. Выступая, я специально заострил внимание присутствующих на этой теме. Руководство правительства поручило Минфину и Минрегиону изучить данный вопрос. Надеюсь, к нашим опасениям отнесутся с пониманием, иначе с такими серьезными долгами муниципальному уровню власти очень сложно будет входить в новый формат бюджетирования.

Если говорить о финансовой стороне вопроса, то уже с будущего года из краевого бюджета на муниципальный уровень будет больше транслироваться средств.

- На недавнем окружном совещании в Чите министр финансов Алексей Кудрин подчеркнул, что регионам, не чувствующим уверенность в своих силах, не стоит торопиться с введением 131-го закона. Может, и Алтаю взять до 2009 года тайм-аут?

- Конкретно у нас нет выбора - Алтайский край должен войти в формат 131-го закона уже 1 января 2006 года. Объясню, с чем это связано. Действительно, 12 октября текущего года были приняты поправки в федеральный закон N 131. Согласно ему отдельным муниципальным образованиям как бы разрешено вводить переходный период, то есть поэтапно приступать к реализации норм 131-го закона. Но, отмечу, такая возможность предоставлена не всем, а лишь для новообразованных муниципальных образований, а таковых новичков в крае всего 32, или менее 4,5 процента. В основном вся структура, включающая формирование муниципальных образований двухуровневого типа, в Алтайском крае сложилась еще в середине 90-х годов. Другое дело, что только благодаря 131-му закону они наполнились полномочиями, наделены статусом участников бюджетного процесса.

Поэтому для нас внесение поправок не сыграло роли, и переходного периода в крае не будет.

- Нередко на совещаниях с участием руководителей регионов можно слышать критику в адрес федерального центра за политику в отношении регионов. На ваш взгляд, чем Москва должна и может помочь регионам?

- Москва должна помочь! Это если коротко отвечать. Прежде всего необходимо сделать так, чтобы поддержка регионов носила дифференцированный характер, учитывая уровень бюджетной обеспеченности территорий и структуру их экономики. Например, исторически сложилось так, что в экономике Алтайского края мощно представлен аграрный сектор. Алтай - кормилец не только Сибири, но и всей России: каждая десятая тонна российской муки производится в Алтайском крае, каждая 5-я тонна крупяных изделий - тоже у нас. По Сибирскому региону мы занимаем лидирующее положение по зернопроизводству и переработке.

Поэтому, говоря об адресной поддержке регионов, я имею в виду прежде всего тарифное регулирование перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вот, на ваш взгляд, есть ли разница между перевозкой одной тонны пшеницы и угля? Железнодорожники считают, что есть, так как тарифы формируют, исходя из стоимости перевозимого груза. В этом смысле для железной дороги выгодно возить зерно, но для нас это совершенно невыгодно, поскольку тариф очень высокий. Ведь чтобы вывезти зерно из Алтайского края, к той цене, которая уже имеется, необходимо добавить еще одну тысячу рублей за тонну, чтобы груз был доставлен до портов Дальнего Востока или западного региона. С такой транспортной наценкой зерно перестает быть конкурентоспособным: сравните расстояние между Черноморским портом и Краснодарским краем, Ростовской областью и Алтайским краем. Я уже не говорю о том, что наше зерно дается труженикам села куда с большим трудом - при тех же затратах у нас, в Сибири, продуктивность на поле ниже, чем в солнечном Краснодаре. Я считаю, государство не может не учитывать эти обстоятельства в тарифном регулировании.

В продолжение этой темы - проблема ценообразования. Дело в том, что на хлеборобов Сибири, а значит, и Алтайского края, обрушился в этом году самый мощный ценовой удар. Помните, когда повысились цены на топливо? Когда уборка в европейской части страны уже закончилась, а наши селяне только начали уборочную кампанию. И вот тут цены на ГСМ резко подскочили вверх. Соответственно возросшая цена повысила себестоимость зерна, что снизило его конкурентоспособность.

Беда в том, что сейчас в подавляющем числе хозяйств даже не стоит задача закончить хозяйственный год с прибылью, а хотя бы приблизиться к безубыточным итогам. Но и это невозможно! До 70-80 процентов хозяйств в районах находятся в пред- либо банкротном состоянии.

Нам бы очень хотелось более активного участия государева ока в решении этих вопросов. Речь не идет о каких-то преференциях, вливаниях ресурсов в экономику края, мы говорим об элементарной справедливости к тем, кто трудится на селе, и тем более в таком краю, как Сибирь, где и погода бывает непредсказуемой, как, например, в этом году.

- Как вы оцениваете состояние жилищно-коммунального комплекса Алтайского края?

- Сфера ЖКХ в целом у нас такая же, как и в подавляющем большинстве регионов, и характеризуется большой изношенностью основных фондов, которые эксплуатировать и дороже, и аварийно опаснее.

В этой отрасли стоит задача: во-первых, обеспечить надежность эксплуатации объектов ЖКХ, во-вторых, пытаться изменить ситуацию в плане обновления фондов. Реформа ЖКХ, как мне кажется, должна преследовать именно эти цели. Со свой стороны мы также ищем подходы в решении этих проблем, изучаем опыт других регионов, где уже намечаются подвижки в этой сфере. Но не все так легко, как хотелось бы.

Что касается надежности и состояния систем жизнеобеспечения в конкретных условиях нынешней зимы, то мы сделали максимально возможное, чтобы привлечь и дополнительные ресурсы, и лучше организовать работу, чтобы в оставшиеся короткие сроки обеспечить ремонт оборудования, завоз запасов угля, мазута. Из федерального бюджета на решение проблем ЖКХ и главным образом на подготовку к нынешней зиме был направлен 351 миллион рублей.

Пока можем констатировать, что эту зиму мы начали более подготовленными.

- Тем не менее и здесь не обошлось без "ложки дегтя" - угольщики требуют средств за поставленный в край еще в прошлом году уголь, а вы говорите потребителям - "оспаривайте договора". Как разрешается этот конфликт?

- Я не понимаю, почему вокруг этого такой ажиотаж. Мы же не объявляем дефолта! Но говорим, что по старым долгам нужно предметно разбираться, потому что уж очень серьезные были претензии к качеству поставленного в прошлую зиму угля. Мы не можем платить за пустую породу, как за высококачественный уголь. Я лично считаю неприемлемой такую модель поведения со стороны поставщиков, которые связывают выполнение своих обязательств по новому контракту с тем, как выполнен предшествующий. Общеизвестно, что есть определенные процедуры выяснения отношений по старым обязательствам, в том числе судебные. Поставщики полагают, что им кто-то недоплатил или не оплатил вовсе. Другая сторона говорит о том, что продукция поступила не вовремя, не в полном объеме, ненадлежащего качества. Хорошо, тогда давайте это обсуждать и разбираться. Но зачем связывать одно с другим?! Иначе мы вечно будем ходить по замкнутому кругу, будем должниками по чужим обязательствам, а люди не должны быть заложниками бюрократического хоровода.

Вот простой пример. Вы приходите в магазин, совершаете в нем покупку, и с вами там обходятся нецивилизованно, подкладывают некачественный товар, хамят, не обеспечивают гарантийное обслуживание. Рыночная экономика хороша тем, что у покупателя всегда есть выбор. И в таком случае вы больше никогда не зайдете в этот магазин, а выберете другой. Поэтому весьма странно слышать все эти претензии поставщиков угля. Спрашивается, раз все так плохо для вас складывается, зачем вы снова в этом году так настойчиво участвуете в тендерах на поставку угля в край?

- Удалось ли в последнее время переломить ситуации с падением объемов промышленного производства? И намерены ли власти края последовать примеру своих соседей - Томской и Омской областей - и представить стратегию развития региона?

- Вы правы, в последние 8 месяцев этого года ситуация в промышленности края складывалась крайне неблагополучно, отмечалось резкое падение - на 8 процентов - объемов промышленного производства. Однако за последние два месяца удалось эту тенденцию преодолеть, о чем говорит определенный рост объемов промышленного производства. Ставится задача - нарастить эти объемы хотя бы до уровня начала 2005 года. Но, к сожалению, до конца года времени остается немного.

Для улучшения ситуации в промышленности первым делом необходимо выстроить грамотную и справедливую тарифную политику в отношении тарифов на электрическую и тепловую энергию. Тарифы в крае - одни из самых высоких в Сибирском регионе. По этому вопросу мы предметно работаем, после чего обязательно сделаем наши выводы достоянием для населения, которое высказывает обоснованные претензии и недовольство высокими тарифами на электроэнергию. Ведь от этого зависят и благосостояние людей, и конкурентоспособность товаров, которые мы производим.

Что касается стратегии развития края, то в настоящее время мы работаем над программой социально-экономического развития территории. Она будет рассчитана на среднесрочную перспективу и на дальнейшую. По первому этапу программа будет достаточно подробно прописана.

- В 20-х числах ноября жители Бийска, согласно постановлению российского правительства, стали жителями наукограда. Как после этого изменится их жизнь и чем конкретно будет заниматься еще один научный город России?

- В том же самом правительственном документе, в котором говорится о присвоении статуса наукограда Бийску, заложены определенные параметры тех направлений, по которым будет вестись научная, научно-техническая и инновационная деятельность. Например, в качестве перспективных определены такие направления, как: новые материалы и химические технологии, в том числе керамические и стекломатериалы, полимеры и композиты, каталитические системы и технологии. По мнению специалистов, очень интересным и совершенно новым направлением являются технологии живых систем, включая синтез лекарственных средств и пищевых добавок, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, системы жизнеобеспечения и защиты человека. Все это вытекает из особенностей сложившегося в Бийске научного комплекса. Вы знаете, что долгое время он находился на службе оборонно-промышленного комплекса.

Придание статуса наукограда Бийску - это, по сути дела, попытка в новых организационных формах решать задачу конверсии. Теперь уже новые созданные технологии и материалы должны быть развернуты для более широкого применения.

Сейчас, исходя из правительственного документа, разрабатывается программа по реализации статуса наукограда, который, кстати, присваивается на пятилетний срок, и его нужно отрабатывать. Сам статус дает право городу возможность получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета и известные преференции.

Добавлю также, что Бийск - самый большой по численности населения город в России, имеющий статус наукограда.

- Александр Богданович, как администрация края восприняла новость о том, что правительство России не включило Алтайский край в список территорий, где будут созданы особые экономические зоны?

- Не скрою, есть некая горечь... Но не все потеряно. Закон об особых экономических зонах будет реализовываться и дальше. Сейчас пока определены территории, где разместятся четыре зоны технико-внедренческого типа и две промышленно-производственного. Мы заявлялись на последнюю.

Скажу прямо, от попыток получить статус ОЭЗ отказываться не намерены. Будем пытаться работать более доказательно. Мы осознаем, что поздновато включились в эту работу. Оттого теперь будем работать на опережение. Я не открою секрет, если скажу, что закон об ОЭЗ в ближайшее время будет дополнен. Речь идет о возможности создания ОЭЗ нового типа - туристско-рекреационного. И сейчас мы приступаем к работе над формированием пакета документов, чтобы сделать заявку на участие в конкурсе на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Здесь у нас конкурентов, уверен, будет намного меньше.

- У вас уже есть представление, какой должна быть туристско-рекреационная зона в Алтайском крае?

- Она непременно должны решать две основные задачи. С одной стороны, использование существующих природных богатств в туристских целях, то есть первая задача - бизнес и получение соответствующего экономического эффекта. А с другой - должны решаться задачи защиты природного комплекса. Считаю более правильным использовать наши природные богатства цивилизованно и организованно, проводя все мероприятия по сохранению и восполнению природных ресурсов. Пока же наша территория используется менее интенсивно, зато беспорядочно и по-варварски: в уникальных природных комплексах кто-то правдами-неправдами выхватывает те или иные территории, внедряет туда определенные разрозненные объекты, не отвечающие представлениям о цивилизованном подходе к природе. Получается, уникальную природу губим и не получаем должного экономического эффекта. А должно быть наоборот - экономически грамотное использование, а значительная часть извлекаемого ресурса инвестируется в то, чтобы сохранить природу.

Территориально, где могла бы разместиться такая зона, я бы пока не хотел обозначать. Специалисты, помимо уникального и признанного курорта Белокуриха, выделяют еще как минимум шесть природных зон. Особо ценятся предгорные районы.

- В начале ноября на торжественном открытии газопровода в райцентре Троицкое вы отметили, что "газ пришел в 5 районов края и 33 населенных пункта, но темпы газификации оставляют желать лучшего". Что мешает ускорению этого процесса?

- Да, у нас уже есть газ в пяти районах: Тальменском, Первомайском, Павловском, Косихинском, Троицком, а также городах Барнауле и Новоалтайске. Кстати, к Барнаулу газовая труба подведена еще в 1995 году. Но мы говорим о том, что распределительные сети по-прежнему пребывают в зачаточном состоянии. Вот почему по инициативе президента страны ОАО "Газпром" на ближайшие годы выделяет огромные средства - 35 млрд. рублей - именно на строительство газораспределительных сетей.

Администрация края уже заключила ряд соглашений со структурами "Газпрома", ответственными за решение этой задачи на территории края. В 2006 году мы получим на эти цели определенные средства. Со своей стороны стараемся заинтересовать муниципальные образования, чтобы и их ресурсы работали в этом направлении. К решению этого вопроса должны подключиться и сами жители. Уверен, люди тоже будут вкладывать средства, если мы сумеем выстроить систему таким образом, чтобы это не было разорительно и дорого для людей. При необходимости люди должны получить финансовую помощь в виде доступных банковских кредитов.

Мы успешно реализовали пилотный проект по микрокредитованию, думаю, его можно развернуть и в этом направлении.

Вторая группа причин торможения процессов газификации - наша российская неорганизованность. В нас сидит надежда на то, что раз государство большую трубу проложило, значит, и до дома доведет. Наверное, в свое время не были выстроены понятные отношения со структурами "Газпрома". Сейчас мы предусмотрели конкретные меры, чтобы быть более цивилизованными и обязательными в этих вопросах.

- В СМИ с регулярной периодичностью высказываются мнения о возможном объединении Алтайского края с Республикой Алтай и даже Кемеровской областью. Вас не вдохновляет опыт Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов, которые провели референдум по этому вопросу, а также находящейся на пути к референдуму Иркутской области?

- Считаю, что проблема укрупнения или не укрупнения регионов должна решаться очень деликатно, с учетом огромного числа факторов: экономических, состояния и развития инфраструктуры, особенностей национальной культуры. Кроме этого нельзя не учитывать обстоятельства истории, в том числе и недавней, изучить, где были расположены административные центры, насколько было эффективно, как это воспринималось населением.

Этот вопрос должен решаться по-серьезному, по-государственному, а не методом чапаевской атаки. Думаю, что если даже такие решения будут признаны целесообразными, то их принятию должна предшествовать серьезная работа - разъяснительная, информационная, чтобы люди сами понимали все выгоды, которые они получат от того или иного решения. Я бы, по крайней мере, очень осторожно подходил к этой проблеме.

- Предполагаются ли изменения в структуре краевой администрации с учетом тех рекомендаций, которые были озвучены на последнем заседании Совета при полпреде президента РФ в СФО, посвященном проведению административной реформы в округе?

- Структура аппарата администрации края мною утверждена. Численность наших бюрократов сокращается на 10 процентов, уменьшается число управлений и отделов. В целом структура становится более внятной, компактной и преследует цель повышения эффективности работы аппарата.

Рекомендации, озвученные на Совете при полпреде, относительно реформирования администраций субъектов очень своевременны, о чем я открыто сказал во время наших дискуссий. Но здесь не стоит вопрос, что администрации регионов должны слепо копировать одну модель. Все же надо учитывать региональные особенности и выстраивать цивилизованную структуру.

- Как строится взаимодействие краевой администрации и краевого Совета депутатов?

- Мы его налаживаем. Но я бы не ставил целью добиться голосования по каждому вопросу, когда все "за", ноль - "против", ноль - "воздержавшихся". Каждый из депутатов - специалист, делегированный в законодательный орган власти избирателями, то есть жителями районов, городов, сел, деревень. Позиция каждого депутата формируется самостоятельно или в рамках партийной дисциплины, если таковая на него распространяется.

Поэтому наша цель- наладить критическое, но сотрудничество, когда наши инициативы, законопроекты подвергаются обстоятельному, серьезному разбирательству в комитетах, комиссиях крайсовета. Но хотелось, чтобы по принципиальным позициям наши взгляды не расходились. Пока здесь у нас есть понимание с депутатами. Наверное, этим характеризуется сегодняшнее взаимоотношение крайадминистрации и крайсовета.

- В последнее время мы наблюдаем тенденцию - в партии вступают даже те руководители регионов, которые ранее подчеркивали свою равноудаленность от них. Вы пока остаетесь беспартийным. Присматриваетесь?

- Может, вы не поверите, но в первые три месяца, как я был назначен на должность губернатора края, у меня было столько неотложной работы и задач, что до вопроса определения с партийной принадлежностью просто очередь не дошла.

- Буквально на днях у вас состоялась "прямая линия" с жителями края. Какой из вопросов вам оказался не по зубам, что ли?

- Все вопросы, с которыми обращаются люди, трудные. Легких вопросов я не получал.

- 2005 год: насколько он значим для вас?

- Он значим в том смысле, что изменил мою карьеру качественным образом. Мне часто задают такой вопрос, но я бы не стал характеризовать - вверх или вниз пошла моя карьера после того, как по предложению президента страны я был наделен полномочиями главы администрации Алтайского края. Просто моя профессиональная деятельность претерпела качественные изменения, а в чем они заключаются, вы и сами знаете.

- Стало символичным подводить итоги работы руководителей после стодневки. Чем для вас, Александр Богданович, стали 100 дней руководства Алтайским краем?

- Это 100 дней напряженного труда. Для меня. А для жителей Алтайского края я бы хотел, чтобы это были 100 дней неугасшей надежды.


http://www.biwork.ru/html/2005_12/233_3.htm

2 дек 2005

Док. 512670
Опублик.: 29.10.08
Число обращений: 24

  • Карлин Александр Богданович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``