В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Ястребенецкий: Нечто о зеленой собаке Назад
Григорий Ястребенецкий: Нечто о зеленой собаке
Существует, оказывается, такая хитрость у художников: перед обсуждением заказной работы, "чтобы отвлечь внимание от недостатков, они где-нибудь в нижнем углу портрета или натюрморта рисуют зеленую собаку.

- А что это за собака? - удивляется заказчик.

Художник начинает объяснять "творческий замысел", долго сопротивляется, но в конце концов обещает замазать собаку. Заказчик с удовлетворением подписывает протокол, и все стороны, довольные, расходятся".

Все, что здесь заключено в кавычки - цитата из книги известного скульптора, народного художника России Григория Ястребенецкого "Интервью автора с самим собой", вышедшей в издательстве журнала "Нева". Значительная часть книги как раз и посвящена таким вот "зеленым собакам" - иначе говоря, тому, чего не видит и не знает зритель, созерцающий готовое художественное произведение.

Сказанное отнюдь не означает, что книга эта насквозь юмористическая. В ней много серьезного, подчас драматического. В частности, на страницах, посвященных войне и блокаде. Выразительны мемуарные портреты собратьев по ремеслу - здравствующих, ушедших, порой незаслуженно забытых. Кстати, портреты присутствуют в книге и в прямом смысле: фотографии скульптурных изображений дирижера Юрия Темирканова, композитора Андрея Петрова, шахматиста Марка Тайманова, братьев Дмитрия (композитор) и Никиты (физик) Толстых, поэта Семена Ботвинника и других известных россиян дополняют и по-своему обогащают словесный рассказ. Тем более что по ходу знакомства с книгой читатель уже знает, сколь многое в работе ваятеля остается "за кадром". В особенности - у ваятеля-монументалиста, чья работа по самой своей природе требует массы согласований: и с заказчиком, и с политиками, и с коллегами. А еще и с окружающей архитектурой, и с солнцем (освещение, меняющееся в течение дня!), и с рабочими (гранитчиками или мраморщиками), и с теми, кто поставляет им материал.

"Памятник пограничнику Анатолию Бредову в Мурманске - это четырехметровая фигура воина с гранатой в поднятой руке. Когда мы устанавливали памятник, к нам подошли двое мужчин в штатском, показали удостоверение и сказали, что Бредов замахивается гранатой на НКВД (тут некий простительный анахронизм: соответствующее учреждение в послевоенные годы называлось уже иначе. - И. Ф.), которое находится напротив, и потребовали, чтобы мы развернули фигуру в другую сторону. Теперь Бредов бросает гранату в гастроном". Это из раздела "Байки, рассказанные на крыше Дома художников". Имеется в виду хорошо знакомый горожанам дом на Песочной набережной, где находятся мастерские и квартиры многих живописцев и скульпторов. И юмора в этих "байках, рассказанных на крыше", как, впрочем, и в рассказе об истории самого дома, и на многих других страницах книги предостаточно.


www.gorodovoy.spb.ru

27.01.2006

Док. 512720
Перв. публик.: 27.01.06
Последн. ред.: 29.10.08
Число обращений: 116

  • Ястребенецкий Григорий Данилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``