В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Шалин: Звездные войны - побеждает компьютер Назад
Павел Шалин: Звездные войны - побеждает компьютер
Очень давно, в одной далекой галактике

Очень давно, в 1977 году, в одной далекой стране, называемой Соединенные Штаты Америки, молодой, но уже ставший очень популярным режиссер Джордж Лукас говорил на пресс-конференции восторженно внимавшим ему журналистам: "Звук в космосе не распространяется, а потому, когда там взрываются даже целые планеты, они не бабахают. Так вот: у меня в фильме планеты бабахают!". И надо же - действительно бабахнуло! Бабахнуло ровно через двадцать два года, когда наконец появился на свет первый эпизод бессмертной киноэпопеи о бесстрашных повстанцах, коварной империи и неподкупных рыцарях джедай. Попав на широкий экран, фильм с бюджетом в несколько миллионов долларов едва не побил все кассовые сборы сверхпопулярного "Титаника", а фанаты, приобретая билеты по пятьсот условных американских единиц за штуку, разбивали целые палаточные городки возле кинотеатров, ожидая своей очереди на просмотр премьеры. Угроза массового психоза, вызванного лукасовской "Призрачной Угрозой", становилась отнюдь не призрачной. Посмотрев фильм, я пришел в неописуемый восторг: количество компьютерной графики и спецэффектов поистине поражает. И сразу же на языке начинает вертеться совершенно естественный вопрос, приходящий любому видевшему эти кадры зрителю: как же настоящему "отцу" Люка Скайуокера удалось все это снять?


Первая серия знаменитой кинотрилогии единодушно признавалась критиками бесспорным шедевром не только благодаря отличной режиссуре, потрясающей зрелищности, великолепной работе дизайнеров и полному отсутствию содержательности, но еще и потому, что эта лента стала одним из последних фантастических фильмов, снятых без применения компьютерной графики. Еще бы: какая, к черту, графика в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году? Да, да, известные теперь каждому школьнику "крестокрылы" повстанцев были на самом деле всего лишь небольшими макетами, а все остальное достигалось с помощью традиционной анимации. Правда, очень хорошей анимации. Уже позже при участии Лукаса была основана корпорация "Industrial Light and Magic Inc.", специализирующая на создании спецэффектов к фильмам, именно на ее совести лежат "навороты", появившиеся в таких блокбастерах, как "Парк юрского периода", "Последнее искушение Христа", "Форрест Гамп", "Тайна манхэттенского убийства" и так далее. Но наиболее яркий всплеск деятельности корпорации пришелся как раз на начало эры компьютерного дизайна и мультипликации. Тогда же, в семьдесят седьмом году, аниматоры, вооружившись ножницами и клеем, самозабвенно строили из картона и пластика космический флот. Радиоуправляемый робот Арту-Диту (это идиотское название пришло Лукасу в голову, когда при монтаже саундтрека к фильму "Американские граффити" ассистент Уолтер Менч попросил его принести пленку R2D2 - reel 2, dialogue 2, что по-русски означает "вторая катушка, второй диалог") оказался машиной действительно наделенной покладистым индивидуальным характером: он совершенно отказывался слушать команды оператора, но при этом прекрасно ловил местные радиопрограммы. Учитель Йода был самой обыкновенной куклой, движениями которой управляли аж четыре человека, а на то, чтобы снять сцену, в которой он закрывает глаза и шевелит ушами, уходило почти четыре часа. Симпатичных плюшевых мишек Эвоки, появившихся в "Возвращении Джедая", напротив, играла целая толпа специально нанятых карликов, настоящее же имя робота ЦеТрипио - Тони Дэниелс, и недостаток этого замечательного существа заключается не только в его необычайной разговорчивости, но и в неистребимом английском акценте, которым тот необычайно бесил режиссера. Вы не знаете, где сейчас находится Звезда Смерти? Взорвалась? Ничего подобного. Она расположена в Лондоне, в павильонах студии "Эльстри". Сцены с использованием пресловутой Силы, например, та, в которой Люк притягивает к себе упавший меч, снимались задом наперед. Игравший Скайуокера Марк Хэмилл воспоминает: "Сначала мы снимали первый удар, потом мне надо было опустить руку и выронить меч. Я часами стоял в углу, пытаясь представить, какое лицо у меня должно быть в начале сцены, а какое в конце. А потом наоборот". Кстати, вы не в курсе, каков настоящий размер гигантских "ходунов", сотрясавших поверхность ледовой планеты (территориально расположенной в Норвегии) в самом начале кинофильма "Империя наносит ответный удар"? Не ломайте голову: величиной они со спаниеля средней степени упитанности Итак, что мы имеем? А имеем мы киношедевр, созданный без малейшей помощи вычислительных машин. Так было до появления "Призрачной Угрозы".


Большая часть спецэффектов, примененных в новом эпизоде "Звездных Войн", даже на первый взгляд выполнена на компьютере. Более того: один из главных героев, очаровательный человек-рептилия Джа-Джа-Бинг, наполовину "прорисован" машиной. Создавая космические корабли, дизайнеры вооружались ножницами и клеем, строили модели И "обкалывали" их 3D-сканером, экспортируя полученный трехмерный образ в мощный "силикон графикс", который дорисовывал все остальное. Как выяснилось совсем недавно, Лукас изъял из проката и предыдущие три картины с целью добавить в них несколько новых сцен и заменить наиболее неудачные анимационные моменты, в том числе, некоторые сцены космических сражений, более качественной компьютерной графикой. Выиграет или проиграет от этого фильм? Пока еще говорить об этом рано. Ясно одно: в Звездных Войнах сокрушительно и бесповоротно победил компьютер. А человечество тем временем ждет появления двух новых серий. Терпения нам в этом утомительном занятии И да прибудет с нами Сила!

www.holmogorov.ru

18.09.2002

Док. 514200
Перв. публик.: 18.09.02
Последн. ред.: 01.11.08
Число обращений: 226

  • Холмогоров Валентин (Шалин Павел Андреевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``