В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Карен Шахназаров: Сегодня журналистикой занимаются все, кому не лень Назад
Карен Шахназаров: Сегодня журналистикой занимаются все, кому не лень
С большим удовольствием смотрю фильмы советского периода. Не знаю, почему, но так ложатся сегодня на душу практически все фильмы, выпущенные в эпоху "развитого" и даже "недоразвитого" социализма, что иной раз и ностальгическая слеза прошибает И на те, что без меры хвалили в ту пору, и на те, что ругали, особенно в перестроечное время, за "идеализацию", за "лакировку положительного героя" и т.д. Исчез с экранов положительный герой, наступила эра отрицательного - негодяя, бандита, убийцы. Но разве от этого нам стало лучше? Радостнее, легче и милее? Если говорить объективно - та же фальшь, но смешанная уже с мерзостью, та же выхолощенная от жизни художественная "неправда" демонстрируется нам с современного экрана, оставляя в душе гораздо большую накипь разочарования, горечи и агрессивной злости, чем слащаво-розовые образы советского кинематографа. А ведь эти фильмы делают наши современники, коллеги и братья по цеху массовых коммуникаций. Мы ругаем их, они ругают нас. Кто же виноват на самом деле? Может, мы все - заложники какой-то общей и жуткой ситуации, "зеркало современной российской жизни"?

Впрочем, и об этом, и о многом другом мы беседуем в гостиной "Журналиста" с известным режиссером-постановщиком, Генеральным директором киностудии "Мосфильм" Кареном Георгиевичем Шахназаровым.


- Карен Георгиевич, какая ситуация складывается в кинематографическом искусстве России в настоящее время? Оно - на подъеме?

- Если сравнивать с серединой 90-х годов, то, конечно, на подъеме. А если сопоставлять с советскими временами, то вывод очевиден: современное российское кино не достигло того уровня ни по количеству игровых лент, ни по уровню их художественного качества. Надо признать, что советское кино было очень мощным явлением. В любое время можно было назвать десяток и более имен режиссеров, которые одновременно работали над постановками фильмов. В российском кино такого изобилия уже нет. Больше нет такого разнообразия жанров, как раньше. Сколько было крупных мастеров тогда - одного перечня хватило бы на несколько минут. А с учетом режиссеров из союзных республик - и того больше. Была очень мощная киноиндустрия. Сегодня столько имен экстра-класса назвать невозможно.

- Но, говорят, что сейчас на "Мосфильме" снимается больше ста картин. Разве это плохо?

- Уточняю, сейчас в работе на киностудии находится больше 130 проектов, но из них примерно 70 процентов - телевизионные сериалы, не игровое кино. Их проще снимать. Масштабных, сложных в художественно-постановочном плане фильмов гораздо меньше. Из 80 картин, которые раньше "запускались" на "Мосфильме", не менее десяти были на военно-патриотическую тему - с танками, пушками, огромными массовками. А сейчас - единицы за всю новейшую российскую историю. Современное кино проигрывает советскому. Хотя, с точки зрения технологической оснащенности, мы находимся сейчас в гораздо лучшей ситуации, чем это было раньше.

- Карен Георгиевич, вы являетесь кинорежиссером и одновременно генеральным директором киностудии "Мосфильм". Что Вам удалось сделать на посту директора такой знаменитой киностудии?

- Главное, что мы смогли сделать - это модернизировать, существенно улучшить материально-техническую базу киностудии. И в советские времена мы отставали по оснащенности от лучших западных студий, а за последние полтора десятилетия экономических реформ этот разрыв еще больше увеличился. Ценой больших усилий нам его удалось преодолеть за самый короткий промежуток времени. Мы подтянули нашу производственную базу на уровень самых передовых современных технологий. И по имеющимся в нашем распоряжении техническим возможностям, по техническому оснащению киностудия стала одной из лучших в мире.

- Тем не менее, очевидно каждому зрителю, что наш кинематограф, слава Богу, ожил. А чтобы его качественный уровень был выше, есть такой инструмент, например, как кинокритика. Как проблемы современного киноискусства освещаются в средствах массовой информации, на ваш взгляд?

- В целом, о кино пишут, говорят и рассуждают достаточно много людей, но создается впечатление, что это делают поголовно дилетанты. Уровень современной кинокритики - очень низкий. Я давно не читал каких-то серьезных материалов, интересных аналитических статей по проблемам развития отечественного кино, о выходящих телевизионных сериалах и игровых фильмах.

- А как вы оцениваете специальные издания, например - "Искусство кино"?

- И там уровень очень невысокий. Из современных специальных изданий я бы отметил журнал "Наше кино", его регулярно просматриваю. Там есть неплохая информация, что происходит в нашем мире, а остальные

В кинокритике, может быть, осталось несколько человек - авторитетных, талантливых киноведов, но их голос совершенно не слышен в серой массе бездарных публикаций. Можно сказать, что кинокритика переживает сегодня глубокий кризис. Читать ничего невозможно, сплошь и рядом - это графомания. Люди просто не умеют писать.

- А что вы можете сказать об отечественных СМИ применительно к нашей жизни? Насколько вас удовлетворяют наше телевидение и пресса?

- К сожалению, и в этой области положение дел не блестящее. Ведь на то и средства массовой информации, чтобы по ним человек мог составить какую-то картину окружающего мира. Получая объективную информацию, он должен ориентироваться в этом мире, понимать, что происходит в стране и за рубежом, чтобы сделать полезные и нужные выводы, прежде всего, для себя, начиная от простого понимания складывающейся ситуации и кончая проблемами экономического выживания или успеха своего бизнеса. А что дают нам? Смотрю новостные программы телевидения, которые показывают все, что угодно: как родился крокодил от рыси в нью-йоркском зоопарке. Или как принц Чарльз съездил в Австралию. Ну, на что мне вся эта информация, на которую ушло 5 минут драгоценного и дорогого эфирного времени? Читаю газету: международной информации - "нуль". Чтобы узнать, что действительно происходит за рубежом, нужно подключиться к CNN или лучше - BBC. Там для себя найдешь ответы на вопросы - что происходит в Латинской Америке, в Африке, Европе. Наши СМИ стали очень слабыми в профессиональном отношении. Выдают, в основном, сплетни. Очень много ангажированности. Видно, на кого работает та или иная газета, журнал. Можно, не читая, понять позицию практически любого издания в России на какое-то важное событие, общественную проблему. К сожалению, свобода печати не принесла нашей журналистике желаемого творческого полета мысли и расцвета талантов.

- Выходит - чтобы быть осведомленным о событиях в России, лучше слушать "Голос Америки"? Кстати, вы читаете западную прессу?

- Читаю довольно регулярно "Геральд трибюн" и "Файненшнл таймс". Невольно сравнивая эти издания с российской прессой, оценки делаешь не в пользу нашей печати. Я не идеализирую иностранную прессу и не являюсь ее почитателем, но нужно сказать, что, читая "Геральд трибюн", получаешь гораздо более полную информацию о том, что происходит в мире. Конечно, у них тоже есть хозяин, и поэтому они демонстрируют точно выверенный взгляд на вещи. Но, во-первых, они очень умело, я бы сказал - профессионально скрывают свою ангажированность, а, во-вторых, читатель все равно может получить необходимую ему информацию и не испытывать при этом такого морального давления, как у нас. Названные мной газеты я считаю серьезными изданиями, без словоблудия, где все четко и ясно. В России, к сожалению, на сегодня таких газет нет. Как ни странно, несмотря на цензуру, в советское время таких солидных изданий у нас было больше. В постсоветский период к таким изданиям я бы отнес "Независимую газету", которую выпускал Виталий Третьяков. Но, по моим наблюдениям, это был единственный положительный пример, когда в газете удачно сочетались солидность, добротность и многообразие, богатство информационного содержания.

- А российские газеты и журналы вы читаете? Каким телеканалам отдаете предпочтение?

- Смотрю, конечно, все новостные программы по телевизору, но почти все, за исключением, может быть, нового кабельного канала РБК, меня не устраивают. Читаю "Московский комсомолец". "Российскую газету" - по необходимости, в ней дается много официальных материалов, которые мне, как директору "Мосфильма", необходимы для работы. "Литературную газету", которую считаю неплохим периодическим изданием. Но в ней маловато информации и очень много рассуждений. Хочу заметить, что разглагольствования, рассуждения стали просто бичом современной периодики. Если раньше это могли делать очень уважаемые, авторитетные журналисты, вроде Юрия Жукова или Анатолия Аграновского, т.е. специалисты экстра-класса, то сегодня этим занимаются все, кому не лень.

- Когда объектом внимания отечественных и зарубежных СМИ становится Россия, в каком свете она предстает, по вашему мнению?

- К сожалению, даже родная пресса демонстрирует явно враждебное отношение к собственной стране. Когда этим занимаются зарубежные СМИ, еще можно понять: нам не приходится ждать от них дружественных реверансов. Россия была и остается не тем государством, которое любит Запад. Но в нашей же прессе образ страны дается откровенно отрицательный. Это отношение мне лично не понятно. Конечно, никто не говорит, что не нужно замечать недостатков и изъянов в нашей жизни. Их нужно вскрывать, устранять, но не упиваться ими, не искать и выпячивать только негатив и "чернуху".

- Пресса, телерадиовещание и кинематограф, как братья, являются членами одной семьи, именуемой средствами массовой коммуникации. Как, по вашему мнению, они могут и должны взаимодействовать, сотрудничать между собой?

- Пока "братскими" я бы наши отношения не назвал, хотя очень хочется. Обратите внимание: выходит в российский прокат какая-нибудь американская лента, вроде "Войны миров", кстати, очень слабая картина. О ней трубит вся пресса, все новостные телеканалы считают своим долгом донести до сведения российского зрителя о предстоящей премьере. Выпущен хороший российский игровой фильм - те же СМИ как в рот воды набрали. Не знаю, может за "пиар" американских фильмов кто-то хорошо проплачивает телевидению и популярным газетам, но ведь нельзя же все доводить до абсурда. Талантливый фильм - явление в искусстве и в нашей жизни, и к нему необходимо относиться, как к национальному достоянию, а не как к рекламе детских памперсов или женских колготок.

- Какие пожелания вы хотели бы сделать своим творческим коллегам - журналистам?

- Быть более профессиональными. Есть ощущение, что у многих СМИ появился оттенок "желтизны", который оправдывается необходимостью зарабатывать в современных жестких условиях рыночных отношений. В мире есть много хороших, даже респектабельных изданий, которые окупаются и работают при этом без всякой скандальности и "скабреза". Много граждан в стране покупают газеты не для того, чтобы узнать, кто с кем переспал или сделал операцию по перемене пола. В жизни есть гораздо более интересные аспекты, о которых хотят знать самые что ни на есть обыкновенные и нормальные люди - ваши читатели.

Обращаясь к своим коллегам на телевидении, хотелось бы пожелать больше творческого начала в работе. Заметно, что очень многие программы на телевидении куплены у иностранных телеканалов. Недостаточно авторских, самобытных телепередач, таких как "КВН" или клуб "Что? Где? Когда?". Конечно, можно и нужно выкупать права на очень интересные программы за рубежом, которые там, несомненно, есть, но во всем должна соблюдаться определенная мера. Неужели своих мозгов и талантов не хватает, чтобы в телеэфире появлялось больше собственных программ и передач на нашем российском материале. Когда "Последнего героя" будут снимать не в Панаме, а в Сибири, на реке Лене или Енисее, тогда у нас появятся собственные герои, а не жалкие подражатели сильных личностей, снятые под копирку "с чужого плеча".



Беседу вел Николай КАЗАНЦЕВ
01.09.2005
http://www.journalist-virt.ru/

Док. 514201
Перв. публик.: 01.09.05
Последн. ред.: 01.11.08
Число обращений: 168

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``