Ответ официального представителя МИД России А.А.Нестеренко на вопрос СМИ в связи с высказываниями Министра обороны США Р.Гейтса относительно дальнейшего развития российско-американского диалога в области контроля над стратегическими наступательными вооружНазад
Ответ официального представителя МИД России А.А.Нестеренко на вопрос СМИ в связи с высказываниями Министра обороны США Р.Гейтса относительно дальнейшего развития российско-американского диалога в области контроля над стратегическими наступательными вооруж
Вопрос: 28 октября Министр обороны США Р.Гейтс, отвечая на вопросы после своего выступления в Вашингтонском Фонде Карнеги, высказался за заключение новой договоренности с Россией в области стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривающей более глубокие сокращения СНВ, а также механизмы проверки. Какова позиция России по этому вопросу?
Ответ: Намерение США заключить новую полноформатную юридически обязывающую договоренность в области СНВ можно было бы только приветствовать.
В этой связи уместно напомнить, что мы еще в 2005 году предложили американской стороне заключить новое соглашение на замену истекающему 5 декабря 2009 г. Договору о СНВ. Причем в его основу, по нашему убеждению, можно было бы заложить все самое ценное, успешно работающее в нынешнем Договоре. Исходили и продолжаем исходить из того, что в новой договоренности, разумеется, юридически обязывающей, можно было бы зафиксировать более низкие и подлежащие взаимной проверке уровни, как на стратегические носители (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок, тяжелые бомбардировщики), так и размещенные на них боезаряды. Естественно, должны быть сохранены механизмы проверки и подтверждено обязательство не размещать СНВ за пределами национальной территории.
Однако проведенные за последние три года переговоры по СНВ на различных уровнях показали, что американская сторона не готова к конструктивному диалогу по большинству из этих позиций. Если бы высказанные Министром обороны Р.Гейтсом 28 октября личные соображения о параметрах будущего соглашения о СНВ означали подвижку в официальной позиции США, то такой поворот нас приятно бы удивил. Однако в реальности все обстоит иначе. Пока мы являемся свидетелями лишь упорного нежелания нынешней американской администрации учитывать российские подходы.
К сожалению, обнадеживающие слова о важности продолжения российско-американского диалога по сокращению СНВ звучат лишь под занавес работы администрации Дж.Буша, когда вряд ли можно рассчитывать на достижение серьезных договоренностей. Вместе с тем хочется верить в то, что некоторый конструктивизм, прозвучавший из уст Р.Гейтса, будет все-таки учтен следующей администрацией, которая более внимательно отнесется как к российским предложениям по сохранению проверенных временем механизмов реального ядерного разоружения, так и соответствующим чаяниям международного сообщества.