В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Савицкая: Я во всем стараюсь быть первой Назад
Светлана Савицкая: Я во всем стараюсь быть первой
- Светлана Евгеньевна, вы одна из женщин, побывавших в космосе и увидевших нашу Вселенную с орбиты. Это дало вам полное право войти в число звезд мировой космонавтики. Как вы лично относитесь к понятию "звезда"?
- Никак. Скорее всего, оно относится к миру шоу-бизнеса. Раньше этим словом называли только кинозвезд. Его не применяли ни к оперным певцам, ни к мастерам балетного искусства. Ведь Уланову не называли звездой балета. Говорили: великая балерина. А сейчас везде одни звезды. Но ведь от того, что так назовут и руку "впечатают" навечно у гостиницы "Россия", таланта не прибавится... Так что слово "звезда" к себе не отношу. Считаю это глупостью.
- Вы родились в семье летчика. Повлияло ли это на выбор профессии?
- Это был совершенно самостоятельный выбор. Кстати, я выбрала профессию космонавта, а не летчика. Летным делом я стала заниматься для того, чтобы стать космонавтом. В начале 60-х годов было много популярной литературы о космосе. Я сейчас не помню, где вычитала, наверное, в целой серии публикаций, о том, что можно летать не только на одноразовых кораблях, как Гагарин, Титов, Попович, а возможно создание космического аппарата по типу самолета. Это побудило меня к мысли, что, для того чтобы стать космонавтом, нужно получить высшее авиационное образование, быть хорошим летчиком. Вот потому уже в школе, а я оканчивала одиннадцать классов, два последних года стала заниматься в аэроклубе.
- А как ваша мама относилась к этим занятиям?
- Внешне спокойно. Сейчас я, конечно, понимаю, что в душе она переживала. Занятия в аэроклубе означали, что два-три раза в неделю я не ходила на уроки. Это очень беспокоило маму, она боялась за мою учебу. Но когда она увидела после двух-трех недель занятий в аэроклубе, что у меня в дневнике по-прежнему одни пятерки и четверки, успокоилась. Что касается отца, то ему нравилось, что я выбрала авиацию. Он меня всегда поддерживал. А то, что мой отец был человек, в авиации известный, заставляло меня делать все так, чтобы не было повода сказать, что мне делают какие-то поблажки. Я всегда старалась быть только первой. Вообще это принцип всех спортсменов, кто был в большом спорте, а я была членом сборной СССР по высшему пилотажу и рано стала представлять нашу страну за рубежом. Думаю, вы понимаете, что в Англии, где я побеждала на чемпионатах мира по высшему пилотажу, было совершенно наплевать, что у меня папа маршал.
Путь в космонавтику у меня был непростой. Он совпал с тем временем, когда уже было совершено несколько полетов в космос, в том числе женщинами, но после этого двадцать лет говорили, что не женское это дело. Сейчас подобный вопрос снят навсегда. Жизнь все поставила на свои места. Я очень благодарна всем своим предшественницам, начиная от Валентины Степановны Гризодубовой, с которой была знакома и общалась после того, как она ушла с работы. А вспомним нашу историю - Марину Раскову, Полину Осипенко... Они показали всему миру, что женщины могут летать и летать очень хорошо.
- А что кроме космонавтики вас интересует?
- Люблю читать. Я в детстве очень много читала. Для меня литература многое значила и значит до сих пор. Люблю классику, историческую, зарубежную литературу. Могу в дороге и детектив почитать. Считаю, что любая книга - это чужая прожитая жизнь, жизненный опыт, из которого можно почерпнуть что-то для себя. Меня очень беспокоит, что нынешняя молодежь мало читает. Думаю, что они многое теряют, особенно в интеллектуальном плане.
Что же касается других каких-то увлечений, то нравится шитье. В свое время я себе очень много шила. Мне вообще нравится все делать своими руками. И не только, скажем, шить, вязать, обед сготовить, я, например, даже паять могу. В школе мы слесарное дело проходили, так что и напильником работать могу, у меня есть "корочка" слесаря-сборщика точных приборов. Кстати, работать руками, а не только головой, располагают профессии летчика и космонавта. Я их отношу к рабочим профессиям. Хотя это несколько парадоксально звучит, но это так.
- А к моде какое отношение?
- Спокойное. Я выбираю для себя удобный стиль. Для меня главное, чтобы было удобно.
- Светлана Евгеньевна, в депутатском корпусе вы лидер. А дома?
- О своей семье я никогда не даю интервью. Считаю, что это не предмет для обсуждения с прессой. Я думаю, что дома мы сами разберемся, кто у нас варит, а кто у нас лидер или нет. Я не отношусь к числу политиков, которые перетряхивают свои жизненные эпизоды перед людьми. Мой дом - моя крепость.
- Что заставило вас стать политиком?
- Для меня это возможность хоть что-то изменить в той ситуации, которая сложилась в нашей стране, сделать что-то для будущих поколений. Мне не все равно, что будет с моим сыном через десять, пятнадцать, двадцать лет. Мне совершенно не все равно, в какой стране он будет жить. Хочу, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне. Чтобы они не боялись потерять работу, что их некому будет лечить. Чтобы, в конце концов, они могли спокойно ездить в метро, ходить по улицам, заходить в собственный двор. Вот почему я стала политиком.
- Вы уже не один год работаете в Комитете по обороне. Почему?
- Долгие годы трудилась в оборонном комплексе страны. Хотя я могла бы работать в Комитете по международным делам, с этой работой хорошо знакома. Не один год отдала этому комитету, была секретарем парламентской группы по международным делам. Большой опыт в этом плане я получила в 70 - 80-е годы, будучи заместителем председателя Советского фонда мира. То же самое могу сказать о комитетах по науке и промышленности, потому что знаю проблемы этого комплекса.
Думаю, что смогла бы применить свои силы в комитетах социального блока, потому что с конца 80-х годов занималась проблемами социальной защиты инвалидов, пенсионным обеспечением. Но, поскольку нельзя работать везде, я выбрала Комитет по обороне. И не жалею об этом, потому что это один из ведущих комитетов.
Считаю, что наш комитет влияет законодательно на то, чтобы сохранить армию, повысить обороноспособность нашей страны. Именно наш комитет в свое время настоял на том, чтобы были выделены целевым назначением средства для того, чтобы довести до реализации программу создания ракет серии "Тополь-М" - то, чем сейчас так гордится наша страна. Очень многое сделал наш комитет для того, чтобы законодательным путем установить контроль государства над продажей оружия.
Ведь ракеты, радиотехнические комплексы, многое другое, которые составляют стратегическую и оборонную мощь страны, создавались на основе разработок в институтах, конструкторских бюро на государственные средства, а потому должны принадлежать государству, народу. Но уж слишком много было желающих приватизировать заводы, предприятия оборонного значения, некоторые даже успели акционировать их, прихватив в частные руки контрольный пакет. Но мы смогли в тяжелой изнурительной борьбе переломить ситуацию. Есть, к сожалению, и сейчас попытки забрать у государства часть функций по контролю за производством и продажей вооружения, потому что это огромные деньги. Но наш комитет и в будущем намерен держать этот вопрос на контроле.
- В разработке каких законов вы участвовали лично? Довольны ли вы результатами своей работы?
- Не всегда. Хочу подчеркнуть, что законотворчество - деятельность коллективная. Ряд законов, в подготовке которых я принимала участие, помогают укреплению государственности и обороноспособности нашей страны. О некоторых я уже упоминала. К сожалению, в последние годы ряд законов приняты без серьезной проработки. Это Трудовой кодекс, об альтернативной гражданской службе, некоторые пенсионные законы и ряд других. Жизнь показала, что к ним нужны поправки. А ведь этого можно было избежать. Но, к сожалению, законы принимаются парламентским большинством и повлиять на исход голосования не всегда удается.
Вообще я считаю, что депутат не должен замыкаться на вопросах, которые входят в компетенцию того или иного комитета, где он работает. Нельзя одну проблему решать в отрыве от другой. А для того, чтобы реально изменить ситуацию в стране, на мой взгляд, нужно начинать с возвращения в государственную казну сверхдоходов от добычи и продажи наших природных ресурсов - нефти, газа, леса, алмазов, редкоземельных и драгоценных металлов, энергоресурсов. Только тогда мы можем победить бедность и решить многие другие проблемы, которые сотрясают наше общество.




Беседовала Валентина БОВАЕВА
("Парламентская газета", N 48, 17 марта 2004 г.)
http://www.rtc.ru/

Док. 514583
Перв. публик.: 03.11.04
Последн. ред.: 03.11.08
Число обращений: 191

  • Савицкая Светлана Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``