В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Броневой: Меня всё время куда-то не брали. Назад
Леонид Броневой: Меня всё время куда-то не брали.
"Зарабатывал деньги игрой в домино"

- Меня всё время куда-то не брали. Однажды не приняли в театр "Современник". Олег Табаков сказал: "В вашем творчестве не чувствуется личностной темы". Я даже не стал выяснять, что он имел в виду. Сказал только: "Спасибо вам, коллеги, за помощь в трудный для меня момент". Ведь я приехал в Москву на занятые у друзей деньги. Позже, когда я уже стал играть в Театре на Малой Бронной, Табаков приходил пригласить меня в свой театр. Я его матом послал! До сих пор не могу понять, что такое "личностная тема", существует ли она вообще и есть ли у кого-то... Не хотели брать, сочинили бы какую-нибудь другую причину: мол, не нужен ты нам. Было бы честнее. Мы же актёры!

А однажды не взяли на гастроли Театра имени Пушкина. Я очень просил: "Ну возьмите меня с собой, мне надо кормить дочь, жена недавно умерла. Пока вы будете давать спектакли, я объеду все сёла с концертами, я же на гармошке играю! Привезу вам целую кучу грамот благодарственных". Но режиссёр меня посылал к директору, директор - к режиссёру, и так до бесконечности.

Театр уехал, а я остался без копейки. Пришлось зарабатывать игрой в домино на Тверском бульваре. Получалось что-то около рубля за два дня... Это смешно, но всё-таки две буханки хлеба, пакет молочка или творожка. А знаете, какие правила в домино? Если ты выиграл, то не имеешь права покинуть скамейку. Но я нарушал этот закон. Выигрывал рубль и уходил. Меня материли на чём свет стоит. Я объяснял, как есть. И доминошники мне прощали то, что я уходил с выигрышем.

Кстати, однажды и жена не пустила меня сыграть в "Семнадцати мгновеньях..." роль Гитлера! Мне же сначала предложили сыграть не Мюллера, а фюрера.

Сделали фотопробу - похож. Но Вика сказала: "В крайнем случае я согласна на Мюллера, но не на Гитлера!". К мнению жены я прислушался. Иначе представьте себе, что Гитлер был бы сыгран так же психологически точно, как Мюллер... В фильме Гитлер постоянно орёт. Это, на мой взгляд, карикатура, а не человек. А Мюллер - другое дело.

"Я был секретарём-машинистом"

В середине 30-х годов сын генерала НКВД, племянник заместителя Наркома внутренних дел Украины Лёня Броневой мечтал стать журналистом-международником. Но в 1937-м его отца арестовали как врага народа, а дядю-генерал-полковника, одного из основателей НКВД, героя Первой конной - застрелили прямо в кабинете. Леонида с матерью сослали в Кировскую область.

В 1944 году Леонид экстерном окончил десятилетку, причём одновременно с учёбой подрабатывал учеником пекаря, секретарём-машинистом, трудился в пошивочном цехе кукольного театра. Пришло время определяться с основной профессией. А так как путь в журналистику был заказан - мешало клеймо сына врага народа, он решил попытать счастья в Ташкентском институте театрального искусства имени А.Н. Островского. Там не требовали заполнять никаких анкет...

"А ты сыграй без слов!"

- В пятидесятом году, после окончания института, меня распределили в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина. Оклады там были мизерными. Денег едва хватало на пропитание. Чтобы как-то свести концы с концами, я организовал хор и сам аккомпанировал ему на аккордеоне. И вот однажды мне дали роль! Я был счастлив, пока не узнал, что она без слов... Режиссёр принялся объяснять, что у меня всё впереди, что роль с текстом сумеет сыграть каждый, а ты попробуй обратить на себя внимание без поддержки автора... Как я пережил это - не знаю. Но потом часто вспоминал об этом эпизоде.

Для съёмок "Семнадцати мгновений..." мне сшили мундир размера на два меньше, чем требовалось. Чёрный воротник впивался в шею. Из-за этого я всё время дёргал головой. "Что это вы делаете?" - спросила меня Татьяна Лиознова. "Да мне мундир шею режет". - "Я не к тому, что вам режет! Не усилить ли это в самых нервных местах?" И она нашла эти места... Приём очень понравился Марку Захарову. Он говорил потом актёрам: "Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека!".

Умение Броневого создать законченный психологический портрет высоко ценится режиссёрами. Одна из последних работ такого плана - портной в "Шизофрении" (1998 г.). Текст этой роли актёр сочинил сам, за исключением одной фразы, ставшей крылатой. Ему никак не удавалось придумать ответную реплику на слова Александра Збруева, игравшего сотрудника КГБ: "От скромности вы не умрёте". Броневой позвонил Григорию Горину, и тот с ходу разрешил его затруднения, придумав ответ: "С вашего позволения, я хотел бы умереть от старости".

"В день свадьбы уехал на съёмку"

- Помню, играл я американского корреспондента в "Мятеже неизвестных" по пьесе Генриха Боровика. Тогда джинса ещё дефицитом была, а в спектакле я играл в джинсовой рубашке. Потом переодевался в смокинг с бабочкой. Моя тогда ещё будущая жена Вика ходила на все спектакли. И каждый раз провожала меня домой. Я думал: "Что это такое? Я ещё не нагулялся, а меня хотят окрутить?!". Дело, конечно, не только в том было, что я хотел гулять. Я тогда уже был вдовцом с четырёхлетней дочкой на руках. Нищета, коммуналка в Среднем Кисловском переулке, раскладушка и тараканы - вот всё, чем мог я похвастать за пределами сцены. Я думал, что Вика решила: раз я актёр, то обеспечен по полной программе. Но она всё провожала и провожала... И в конце концов понравилась! Через пять лет мы расписались. Замечательный человек, я без неё теперь и жизни не представляю.

Кстати, насчёт свадьбы. Мы с Викторией Валентиновной поженились в первый день съёмок "Семнадцати мгновений весны". Не успели даже выпить шампанского, как подошла машина: "На съёмку!". Жена заплакала, а я говорю: "Не расстраивайся, это хорошая примета"...

Досье

Леонид Сергеевич Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Учился в музыкальной десятилетке при Киевской консерватории по классу скрипки. Окончил Ташкентский институт театрального искусства имени А.Н. Островского (1950 г.), Школу-студию МХАТ (1955 г.). Играл в театрах Грозного, Иркутска, Воронежа (с 1958 по 1962 годы работал в нашем театре драмы им. Кольцова), Москвы. С успехом исполнял роли Ленина, Сталина. Дебютировал в кино в 1964 году (жандармский полковник в "Товарище Арсении"). Звёздная роль - Мюллер в "Семнадцати мгновениях весны" (1973 г.). В общей сложности сыграл в кино 50 ролей. Живёт в Москве. Работает в театре "Ленком" под руководством Марка Захарова.

Кстати

Броневой знает один нехитрый приём, с помощью которого можно определить, подходят влюблённые друг другу для дальнейшей жизни или нет. Леонид Сергеевич с улыбкой рекомендует взять два билета на поезд до Владивостока. Вдвоём в одном купе - туда и обратно. "И тут ничего не утаишь - как человек ест, как он одевается, насколько он аккуратен, заботлив. Каждая мелочь наружу выплывет. А когда вернётесь, уже ясно будет, жениться или нет".




Белов
15.10.2005
http://www.peoples.ru

Док. 514651
Перв. публик.: 15.10.05
Последн. ред.: 03.11.08
Число обращений: 166

  • Броневой Леонид Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``