В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На орбитальной станции наши космонавты смотрели кинокомедии, а астронавт из США - боевики Назад
На орбитальной станции наши космонавты смотрели кинокомедии, а астронавт из США - боевики
Как уже сообщали "КИ", погостить на родину в поселок Холмский Абинского района приезжал космонавт Сергей Трещев. С ним встретился наш корреспондент.

- Сергей Евгеньевич, то, что вы стали космонавтом, дело случая?
- Сейчас, по прошествии лет, думаю, что это судьба, - на секунду задумавшись, отвечает собеседник. - В восьмом классе на уроке литературы нам задали написать сочинение "Кем ты хочешь стать?". Я мечтал стать космонавтом, но думал, что это невозможно. Поэтому написал - летчиком-испытателем. Мой дядя был летчиком, отец служил в авиации. К тому же я вырос на книгах о героях-летчиках и еще мальчишкой очень хотел повторить их подвиги.
- Помните, оценку за судьбоносное сочинение?
- Да, - смеется Трещев, и в его зеленых глазах появляются веселые искорки. - К полной неожиданности "пятерку". Учительница еще и зачитала его перед всем классом. Меня это смутило, но было приятно.
- И как дальше двигались к своей цели?
- После школы пытался поступить в Ейское высшее военное летное училище, но не прошел медкомиссию - из-за смещенной перегородки в носу нарушалось дыхание. Поступил в энергетический институт в Москве, потом служил в армии, работал инженером по авиационному оборудованию. Затем пришел в научно-производственное объединение "Энергия" в Королеве. А через несколько лет при заводе появился отряд космонавтов, в который принимали сотрудников НПО. Я тоже подал заявление - и прошел.
- А нарушенное дыхание?
Космонавт смущенно улыбается:
- Сделал операцию.
- Однако полетели в космос почему-то только девять лет спустя...
- Сначала готовился к полету на "Мир". Когда станцию решили затопить, мною овладели уныние, тоска. Но через некоторое время выяснилось, что включен в состав пятой экспедиции на Международную космическую станцию. Трудно передать, как новость меня взволновала. Страшно переживал, что мечта снова разобьется. Почти два года учился в США вместе с Пегги (бортинженер доктор Пегги Уитсон, американка. -Н. Г.) и Валерой (командир экспедиции-5, полковник ВВС России Валерий Корзун. - Н. Г.), пока не пришло время применить знания на практике.
- Начало экспедиции-5 намечалось на 30 мая 2002 года, но состоялось только 5 июня. Что произошло?
- Виновата только плохая погода. Первый отменили вообще за 15 минут до старта. Представьте, мы уже в скафандрах и тут - отбой. Перемухали, признаться... Каждый день готовились, и раз за разом полет отменялся. Потрепали нервы изрядно.
- Как провели дни перед стартом?
- Общался с семьей, отдыхал на природе, ездил на рыбалку - на удачу поймал большую рыбину. Старался надышаться и нагуляться, сохранить в памяти больше ощущений и впечатлений о Земле, чтобы на орбите не тосковать.
- Полет на МКС стал вашим первым космическим опытом. А каким запомнился день старта?
- В Америке только рассвело, а в России уже глубокая ночь. Мы позавтракали, надели скафандры, и автобус отвез экипаж к шаттлу. На площадке было много журналистов, работали камеры, щелкали вспышки фотоаппаратов, но никаких интервью. Заняли свои места в "Индеворе" - и пошел обратный отсчет... Гагаринское "Поехали!" и через 525 секунд - уже орбита, вокруг бескрайнее небо, звезды, а Земля размером с футбольный мяч.
- И что, она такая же, какой ее увидел первый космонавт мира? Голубая - ничего не изменилось?
- Точно такая же, - с улыбкой уверяет корреспондентов "КИ" Сергей Трещев. - Голубая, зеленая и белая. Когда увидел ее в иллюминаторе в первый раз, меня охватило необъяснимое чувство радости и какого-то спокойствия. Подобное ощущение не покидало все полгода, что провел на станции.
- А мне всегда казалось, что космос холодный и человеку в нем одиноко...
- Нет, наша команда одиночества не ощущала - просто не оставалось времени скучать. Рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался обычно поздно ночью. В Центре управления полетами этого не знали - иначе досталось бы от руководства: на сон мы должны были отводить 7-8 часов.
- На МКС предстояло провести серьезную работу по программе сборки станции. А как отдыхали по вечерам?
- По вечерам? На орбите нет этого времени суток. Есть ночь и день. Полтора часа темно, полтора светло. За 24 часа ночь и день меняются шестнадцать раз.
- ?!
- Да, - снова улыбается собеседник. - Так что мы часов не наблюдали. Если выдавались свободные минуты, проводил время с фотоаппаратом у иллюминатора - сделал много снимков Земли, отдельных городов и даже улиц. Вот это - часть Краснодара, - показывает на одно из своих фото Трещев.
Мы с фотокором зачарованно смотрим на фотографию, где хорошо видно реку Кубань, водохранилище, Пашковку, Гидрострой и Комсомольский. А вот - Карасуны. Четко просматриваются даже прямоугольники домов. При желании можно найти свой...
- А чем занимались коллеги?
- Валерий тоже увлекся фото, Пегги любила коротать время за американскими боевиками по DVD. А вот мы с удовольствием смотрели "Двенадцать стульев", "Бриллиантовую руку".
- Голливудские "Армагеддон" и "Столкновение с бездной" вы видели?
- Нет, - морщится Трещев. - Фантастику не люблю.
- Так вы считаете, катастрофы, показанные в фильме, - вымысел? Нашей Земле не грозит гибель от метеорита?
- Думаю, в обозримом будущем нет.
- Можно банальный, но очень любопытный для землян вопрос: как вы спали и ели в невесомости? Да и, извините, нужду справляли...
- За полгода привыкли, - ничуть не смущаясь, отвечает Сергей Евгеньевич. - Питались тем же самым, что и на земле, но только в виде полуфабрикатов и консервов. Супы, конечно, разводили водой, пили прямо из пакетов, а вот фрукты, шоколад, печенье ели так же, как и на земле. В туалет ходили в спецкамеры. Дольше всего я не мог найти удобное положение, чтобы спать. Около месяца маялся, наконец удалось прикрепить спальный мешок в каюте так, чтобы его не качало, и стал видеть неземные сны.
- А что самое тяжелое в невесомости?
- Найти равновесие. Все время плаваешь в горизонтальном положении, когда туловище прижимает книзу, а ноги где-то над головой летают. На орбите постоянно хотелось принять вертикальное положение и ощутить под ногами почву.
- На ваш полет пришлось много праздников: 12 июня - День независимости России, 4 июля - День независимости США, 7 Ноября. Вы их как-то отмечали?
- ЦУП просто объявлял выходные, и мы занимались чем хотели. Но, конечно, никакой выпивки, парадов и фейерверка.
- В космосе ведь вы и свой сорок четвертый год рождения праздновали?
- Получилось незабываемо, - признается космонавт. - Редко кто может похвастаться тем, что встретил день рождения в космосе. Но друзья устроили праздник. Пегги еще в начале полета припасла и спрятала торт типа тех, что в супермаркетах продают - вафельные с шоколадной начинкой. Накануне 17 августа, когда я спал, они с Валерой прилепили плакат в столовой: "С днем рождения!" по-английски. Я, правда, слышал, как они за стенкой шебуршат и хихикают, но притворился утром, что ни о чем не догадывался.
- Сергей Евгеньевич, некоторые космонавты и астронавты, возвращаясь из полета, рассказывают, что замечали на орбите какие-то странные миражи и НЛО...
- Разочарую вас - мы видели в иллюминаторе только звезды, Луну и Землю.
- 16 августа экипаж МКС-5 провел первый выход в открытый космос. Планировалось сделать некоторые работы на внешней поверхности российского служебного модуля "Звезда". Операцию выполняли Валерий Корзун и Пегги Уитсон. Вы находились внутри станции и отслеживали ситуацию по бортовым документам. Во время подготовки скафандров к выходу в открытый космос случилось ЧП - кислород не поступал в дыхательный аппарат. Что произошло? Чья это была вина?
- К сожалению, наша. Надо было заранее проверить клапаны, а не накануне выхода в космос. Пришлось тогда весь процесс повторить снова, из-за чего сбились с графика. Но это была единственная нештатная ситуация на МКС.
- В октябре прошлого года проходила Всероссийская перепись населения. Вы ведь тоже заполняли переписной лист...
- Да, анкеты в конце октября для меня и Валерия доставил грузовой корабль "Прогресс М1-9" вместе с топливом, водой, кислородом и продуктами питания. А в день переписи из ЦУПа с нами связалась переписчик Ирина Журавлева.
- На станции экспедиция была изолирована от Земли. Единственное связующее звено - Центр управления полетами. Вам сообщали о том, что сейчас происходит в мире?
- Узнавали только те новости, которые сообщал Центр. Иногда просили, чтобы нам записывали некоторые программы на видео, а потом прокручивали во время сеансов связи.
- 26 августа вы совершили свой первый выход в космос. Чем он запомнился?
- Полчаса в открытом космическом пространстве - это все равно, что один среди бездны. Но, если честно, меня все время отвлекало "обмундирование" - скафандр с тяжелыми намагниченными ботинками: ими нелегко "управлять". К тому же за тридцать минут нужно было многое успеть.
- Вместо октября вы вернулись на землю только в декабре. С чем это связано?
- Когда за нами отправляли шаттл, оказалось, что он неисправен. Стали проверять другие челноки, выяснилось: в каждом из них тоже есть какие-то недочеты и поломки. Возвращение на Землю отложили до 1 декабря. Но помешала плохая погода. Мы каждый день облачались в скафандры, и каждый раз приходилось их снимать. И так до 7 декабря.
- Как раз до дня рождения вашей жены Эльвиры...
- Да, подгадал, - смеется Сергей Евгеньевич. - Супруга сказала, что лучшего подарка я ей сделать не мог.
Сергей Евгеньевич, 1 февраля произошла катастрофа космического корабля "Колумбия". Погибли семь членов экипажа. Где вас застала печальная новость?
- Как раз был в Королеве. Сказать, что мы пришли в шок - не сказать ничего.
- Среди погибших были ваши знакомые?
- Мы не знали друг друга лично, но часто встречались в NASA, поскольку все там работали или проходили обучение.
Мы сразу собрались вместе - космонавты, весь Центр управления, сотрудники NASA, кто тогда работал у нас. Помянули по-русски, помолчали.
- И последний вопрос, Сергей Евгеньевич. Вам принадлежат слова, что через 15 - 20 лет в космосе будут целые поселения людей. Звучит как фантастика...
- Теперь я понимаю, что погорячился с прогнозом, - разводит руками Трещев. - Люди обязательно будут жить на других планетах и строить города в космосе, но это произойдет лет через 100 - 200. Сначала мы должны до конца понять пространство и время, найти себя в этих измерениях.



Наталья ГАЛАЦАП
Краснодарские известия (Краснодар) , N 076
23.05.2003
http://www.rtc.ru/

Док. 514695
Перв. публик.: 23.05.03
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 207

  • Трещев Сергей Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``