В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Хазанов: `Птицы` ВЫСОКОГО ПОЛЕТА Назад
Геннадий Хазанов: `Птицы` ВЫСОКОГО ПОЛЕТА
Еще до начала 47-го сезона в Московском государственном театре Эстрады в театральных кругах москвы начались разговоры о "птицах" - спектакле по пьесе никому не известного драматурга жени унгарда в постановке знаменитого режиссера Бориса Мильграма. Интрига была тем более остра, что в спектакле оказались заняты сам художественный руководитель театра Геннадий Хазанов, оперный солист Вячеслав Войнаровский и классик грузинской драматической сцены Кахи Кавсадзе.

"Птицы" - это о чем? Это комедия или опера? Если опера, то почему Хазанов, а если нет, то почему Войнаровский? С широтой, присущей государственному человеку, художественный руководитель театра Эстрады Геннадий Викторович Хазанов пригласил журналистов на пресс-конференцию и все объяснил.

"Птицы" - знаковый международный театральный проект. Он не только открывает сезон 2000-2001 гг. Он прокладывает новый путь в будущее театра Эстрады - путь сотрудничества с артистами и режиссерами разных жанров из Москвы и Питера, а также стран ближнего зарубежья. Кроме Кахи Кавсадзе из независимой Грузии, дал согласие сотрудничать с театром Юозас Будрайтис, известнейший актер и дипломат. Те мощные усилия, которые предпринимает Хазанов, вызваны необходимостью вернуть театру Эстрады его былую славу. Говоря об этом, Геннадий Викторович не мог сдержать волнения. За три года его "правления" после Бориса Сергеевича Брунова он испытал такое сильное давление со стороны старых эстрадных артистов, привыкших к системе сборных концертов, что не понятно, как удержался, как выстоял. "Сегодня мы стремимся работать по-другому, мы ищем свой путь. Мы не собираемся дублировать драматические театры, хотя театральные постановки у нас есть и будут. Планируем спектакли на музыку Дунаевского, намерены поставить пьесы, посвященные жизни и творчеству выдающихся эстрадных артистов: Александр Адабашьян пишет пьесу о Вадиме Козине, Сергей Арцыбашев - о Лидии Руслановой, Сергей Соловьев - об Александре Вертинском. Мы хотим воздать должное их памяти."

"В нашем театре, - подчеркнул Хазанов, - артисты работают на контрактной основе. Это дает возможность обновления актерского состава за счет молодых выпускников театральных училищ. Мы живем в напряженном ритме репетиций и показов премьер. Весь график с октября 2000 года до конца апреля 2001 года окончательно сформирован. Репертуар достаточно многообразен. Он включает и детские мюзиклы, и музыкальные сказки, и елки будем делать, как каждый год! Собственно эстрада представлена спектаклем "Семейные радости" Евгения Петросяна и Елены Степаненко, "Избранным" Хазанова, юбилейным вечером Галины Бесединои... Наши зрители увидят ансамбль "Ондекоза" из Японии, который покажет "Барабан-шоу", Театр фламенко Томаса де Мадрид из Испании". Конечно, больше всего собравшихся интересовали "Птицы". Жанр спектакля сами авторы определили как "светопредставление в двух частях". Герои Хазанова и Войнаровского - Тонкий и Толстый, вечные Счастливцев и Несчастливцев, - путники, странники, придурковатые пешеходы, выполняющие фольклорный наказ - пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что; не помнящие места исхода, не знающие пункта назначения... Куда они идут и придут ли - в свой пункт "Б"?... И почему "Птицы"?

Возможно, это самонадеянная и почти бессмысленная попытка реанимировать чучело той самой Чайки, которую безжалостно убил чеховский режиссер Треплев в конце прошлого века?... Может ли полететь она снова, разъятая многочисленными энтузиастами на запчасти, превращенная в простейший конструктор, из которого можно собрать все, что угодно?

Герои-фокусники вытаскивают из этой "краеугольной" тушки российского театра, как из циркового "цилиндра" - весь ассортимент, предложенный двадцатым веком на потребу публике. Все эти "протезы" и "вставные челюсти" отваливаются номерами - музыкальными и танцевальными, веселыми и страшными. А вот полетят ли эти "Птицы" - мы не знаем..." Но уже первый прогон пьесы показал, что пульс спектакля бьется в напряженном ритме современной притчи о всех, сидящих в зале. Немногочисленные зрители - приглашенные родственники, друзья и журналисты растерянно замерли, захваченные водоворотом жизни на ограниченном пространстве круга, символизирующего планету Земля. Это сходство усиливал диагональный наклон оси, внося элемент динамики вращения круга. Космический характер происходящего действа пульсировал в широкой амплитуде колебаний от комедии и фарса до трагедийности. Все, как в реальной жизни, нашей, сегодняшней, вчерашней и позавчерашней и той давней, минувшей, скрытой в курганах всемирной Истории, со всеми ее кровоточащими ранами и горьким опытом страданий и смерти. Жизнь и смерть, преступление и наказание, где каждый участник и жертва, и потенциальный убийца, где под маской грубости таится трепет нежности детских воспоминаний о маме, а голоса птиц (они записаны на пленку) пробуждают в душе тревогу: "Здесь кто-то есть?", - все так почеловечески узнаваемо и потому так глубоко проникает в сердце. Старт дан. "Птицы" взлетели. В спектакле летает не только чучело мхатовской Чайки, но и живые голуби. В 50-е годы они были очень популярным символом мира с легкой руки Пабло Пикассо и польских плакатистов. Их значки носили на груди. Голубей вывязывали на свитерах и шапочках. Культ голубей длился очень долго, практически до конца советской власти их запускали в небо над стадионами и площадями в дни всенародных торжеств и фестивалей. Но ведь голубь мира еще и очень древний религиозный символ Святого Духа в христианстве, и этот аспект придает особый смысл спектаклю. Он воспринимается как апокалипсис. Ведь недаром же написано в афише: "Светопредставление в двух частях"! Кроме живых голубей планировался живой журавль. Но пернатый "солист" наотрез отказался покидать стены родимого Театра зверей имени Дурова и расставаться с дрессировщицей. Он подчинялся только ее указаниям. К сожалению, от этой затеи пришлось отказаться.

Геннадий Хазанов в спектакле блистательно играет Тонкого, вложив в этот образ весь накопленный на эстраде и в кино опыт. Играет на пределе физических сил, поражая высокими и легкими прыжками, словно на батуте в цирке. Вот где сказались его цирковая молодость и длительные тренировки! Наклонная плоскость круга - это не ровный помост сцены. Она требует больших усилий, чтобы удержаться на ногах. Недаром Вячеслав Невинный, кому первоначально предназначалась роль Толстого, вынужден был от нее отказаться по состоянию здоровья. И тогда режиссер Борис Мильграм пригласил Вячеслава Войнаровского. Оперный солист Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и Большого театра, Вячеслав Войнаровский был безмерно рад. Позднее он скажет: "Мне помог счастливый случай". Казалось бы, зачем ему, солисту Большого театра, эксперименты в авангардной пьесе "Птицы"? Но, видимо, не зря когда-то Анатолий Папанов уговаривал его перейти в Театр Сатиры, видимо, что-то было. Гротесково-сатирическая сущность "Птиц" захватила его, а роль Толстого так просто оказалась будто для него написана. Кто знает, может быть теперь кинорежиссеры оценят комедийный талант оперного певца и и пригласят его в телесериалы или в кино? Войнаровский играет мягко. Добродушие его персонажа вызывает симпатию зрителей.

Особенно запоминается сцена, где Толстый объявляет себя сыном Вахи, которого играет Кахи Кавсадзе. Ваха в интерпретации Кавсадзе - типичный горец, наделенный мудростью и прямотой. Когда его внезапно убивает Тонкий, спасая свою жизнь, смерть горца мгновенно вызывает жалость, хотя за минуту до этого он сам готовился спокойно и профессионально перерезать горло Тонкому. Эпизод убийства Вахи - кульминационный в спектакле. Он открывает серию убийств. Различные ипостаси Вахи - Ваха I - Александр Жигалкин, Ваха 2 - Эдуард Радзюкевич, Ваха 3 - Виктор Бакин, Ваха 4 - Мухамед Абдель-Фаттах и Ваха 5 -Адлер Бессалах - из чувства мести убивают Тонкого и Толстого. Криминальный сюжет оказывается созвучным нашей повседневности с заказными убийствами и разборками "авторитетов". За частным случаем угадываются контуры событий в Чечне и в Косово. Да, пожалуй, в эпизодах с разными Вахами авторам удалось найти яркий сценический образ любого национального конфликта: нумерованные Вахи говорят на разных языках, они не понимают друг друга, им нужен переводчик. Звучание гортанных наречий и русского перевода Кахи Кавсадзе завораживает зал. Черное величие национальных одежд - бурок и папах - на фоне седых вершин Кавказа усиливает ощущение надвигающейся трагической развязки. Лазерная сценография заполняет не только сцену, она включает в общее действо и весь зрительный зал, рисуя светящийся силуэт волчьей головы, грозящей оскалом зубов, как символ древней римской поговорки: "Ногтю погшгн 1ирит ез!" (Человек человеку волк). Потусторонний мир активно присутствует в "Птицах". Тонкому и Толстому является Ангел, похожий на современного школьника, светловолосый, в белом свитере. Его трогательно играет молодая актриса Ирина Максимкина. Ее Ангел светится умиротворенностью и добротой, будучи олицетворением милосердия Божьего, но Толстый и Тонкий не внемлют словам Ангела. Что им Вечность, если нет конкретного ответа на вопрос "Когда?". Ангел исчезает, но незримое присутствие Бога остается. Впрочем, оно ощущулось с самого начала и сильно беспокоило Тонкого: "Здесь Кто-то есть?", - спрашивал он, глядя в небо, вслушиваясь в голоса птиц. И сидящих в зале тревожит этот извечный вопрос, роднит их с героями спектакля, к которым не возникает антипатии - им сочувствуешь, их откровенно любит и автор, и режиссер. А вслед за ними и мы, зрители, переживаем их судьбы с глубоким волнением. Потому, что они такие же перелетные птицы на этой земле, как мы сами. "Какой же смелостью должен был обладать Хазанов, чтобы "Птицы" летали в театре Эстрады!", - с восхищением сказал один из зрителей после спектакля.

О РЕЖИССЕРЕ: Борис Мильграм - ученик Анатолия Василььева. Завоевал известность целым рядом постановок. Среди них: "Случай в зоопарке", "Овечка", "Пизанская башня", "Старая дева", "Школа жен". Мильграм обладает уникальным свойством выводить в знаменитости молодых драматургов. После ставшей известнои и ангажированной Надежды Птушкиной, миру был явлен Женя Унгард.

Материал подготовила Людмила УРАЗОВА

10.08.2000
www.hazanov.ru

Док. 514833
Перв. публик.: 10.08.00
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 302

  • Хазанов Геннадий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``