В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Глаголева: Мне было трудно играть восторженность (часть первая) Назад
Вера Глаголева: Мне было трудно играть восторженность (часть первая)
Часть 1. Пролог.

-Вера: Видите, сейчас, уже с высоты, что ли, прожитых лет, ты понимаешь, что всему свое время и всему свой этап жизни. Вот был такой этап, было интересно, было прекрасно. Потом ты вырастаешь, происходит новая лестница, новая ступень. И ты идешь, идешь, идешь куда-то. Слава богу, если ты поднимаешься. Если ты топчешься, это, наверное, менее интересно.

О детстве и юности Вера Глаголева говорит мало. Родилась в Москве, окончив школу, случайно попала в кино. На самом же деле Вера Витальевна скромничает. И до прихода в кино ей есть о чем вспомнить.
Глава 1. Детство.

-Вера: До этого была, конечно же, учеба в школе. А до этого была Германия, 4 года с родителями. Они ездили туда как педагоги. Мы жили в Карлмарксштадте, довольно симпатичные воспоминания, потому что тогда же не было такого. Тогда не было, вообще, чтобы мог любой человек поехать, как сейчас. Сейчас наши современные дети не могут понять, как это так, жить и не знать, что можно куда-то поехать. Ну, слава богу, у нас этого не было, поэтому мы с моим братом жили в Германии, жили в Карлмарксштадте на территории школы, потому что отец и мама работали там, в школе. Он занимался, он был биолог, учитель биологии, и у него был даже приусадебный участок. Там выращивали всякие капусту, кольраби, каких-то кроликов он выращивал, я имею в виду для школы. И это наглядный пример, когда зоология, биология и, в общем, жизнь была симпатичная очень. И воспоминания были очень такие, связанные с этим временем, какие-то беззаботные, естественные. Я там жила с первый по четвертый класс. Особой заботы в этом возрасте и нет. Но помню, мы объехали всю Германию, я имею в виду с учителями, с мамиными и папиными коллегами. Там каждые субботу и воскресенье брали автобус и всегда были экскурсии по Дрездену, Лейпцигу, Берлину, все эти города были знакомы, потому что за четыре года тур одинаковый был, потому что менялись учителя, новые приезжали, опять мы ехали куда-то смотреть. Это красиво, это, в общем-то, такое воспоминание очень симпатичное.

Семья Глаголевых вернулась в Москву. Они поселились здесь, на Патриарших прудах. В месте, где развивались события из известного романа Михаила Булгакова, Вера Глаголева провела свои самые счастливые и беззаботные годы.

-Вера: Помню каток из детства, каток на Патриарших, тоже туда ходили часто очень. Ну так, хорошее детство. Я сейчас вспоминаю себя, и у нас родители, у нас с братом никогда не было такого, чтобы был диктат, поэтому, не знаю, может, потому что они педагоги, может, просто хорошие люди и очень добрые, никогда не было какого-то такого давления родительского. Поэтому, наверное, воспоминания очень и очень светлые, воспоминания детства, очень светлые. Помню, когда уже постарше, когда уже выросла, школу закончила, уже какое-то время такое становления было, конечно, тянет в место, где, например, родился. И я приходила во двор дома на, сейчас это называется Спиридоньевский, а раньше это было Алексея Толстого, и казалось: вот это то самое время, когда деревья были большими, когда казалась огромная территория нашего двора, огромная арка была, какой-то шлагбаум, где мы крутились, прыгали, и какие-то такие вещи, казалось, что это целый мир, замкнутый в этом пространстве. Оказалось все очень-очень маленькое, очень все узкое: если это палисадник, то он совсем крошечный, из нескольких деревьев. А у нас был там просто целый мир игры. Мы там катались на велосипедах по двору. И все-все-все-все это было, безусловно, и, конечно, когда возвращаешься вот так и понимаешь, насколько все относительно

Но тогда, в ее детстве, все относительное казалось постоянным. Беззаботные игры с друзьями в солнечном мире на Патриарших, успехи в школе, первое увлечение. Мудрые родители, видя, как растет Вера, и радуясь ее успехам, позволяли ребенку развиваться самостоятельно. Как и подобает настоящей творческой личности.

-Вера: Не было никакого такого вот назидательного - вот будешь заниматься тем-то и тем-то. В принципе, они руководствовались тем, что хочется, и что выбрала, и к чему стремилась, наверное. Потому что и с братом тоже самое. Он сейчас работает не по профессии, потому что он окончил Институт стали и сплавов, а сейчас начал заниматься монтажом, и у него несколько картин уже документальных, смонтированных уже как режиссером. Поэтому его тоже тихонечко закидывает в кино. Не знаю, не знаю, не было такого, чтобы, например, они мне советовали идти по их стопам, быть учительницей. Хотя вот интересно, как, наверное, тоже подсмотренные вещи от родителей, потому что в нескольких картинах я играю учительниц. Это было. И я когда снимали "Не стреляйте в белых лебедей", это было очень давно, это 1979, наверное, год, там я приходила в свою школу, и там моя героиня, учительница литературы и русского языка, учит, как читать, например, диктант, как читать, как какой-то проводить урок. И я сидела на уроке русского языка и литературы у своих же учителей, они меня замечательно чему-то учили, и потом еще была картина "Женщин обижать не рекомендуется", где моя героиня, будучи учительницей, она учитель математики, ей достается большая судоходная компания в наследство от отца, и потом она все-таки предпочитает опять вернуться, по разным причинам, в школу. И вот этот последний урок, финал картины тоже, там какие-то теоремы, то, се И тоже это такие наблюдения

Наблюдательность, точность, профессионализм. Вера Глаголева с детства не приемлет поверхностного отношения к чему бы то ни было. Выверить, обдумать - и лишь потом выстрелить. Зато точно в цель. Может быть, поэтому еще до кинематографа в ее жизнь вошел спорт. Или наоборот. Спорт научил ее быть такой.
Глава 2. Быстрее, выше, сильнее!

Стрельба из лука. Это на первый взгляд кажется просто. Натянул тетиву, прицелился и стреляй. На самом же деле этот спорт требует больших усилий. 12 серий по три выстрела. Вера Глаголева признается, что не так тяжел сам лук, как трудно натягивать тетиву. По весу это аналогично 16 кг. Устаешь очень сильно. До сих пор непонятно: это Вера выбрала спорт или спорт выбрал ее. Она была хрупкой девушкой, а тут 16 кг. Новорожденное чувство справедливости и желание доказать, что девочка - тоже личность, давали ей силы для тренировок. В результате Веру Глаголеву приняли в юношескую сборную Москвы. А вскоре она выполнила норматив мастера спорта.

-Вера: Стрельба из лука. Об этом много-много раз говорили везде, и я об этом говорила. Потом было довольно серьезное увлечение стрельбой из лука, и даже, в общем, не только увлечение, но и уже почти могло стать профессией, если бы не встреча с Родионом Нахапетовым, про которого тоже очень много говорится, и мы много очень об этом
Глава 3. Первые пробы.

Родион Нахапетов. Это он пригласил 18-летнюю Веру на пробы на Мосфильм. Тогда зрители уже знали его как актера фильмов "Живет такой парень", "Влюбленный", "Сердце матери". Как режиссер, он уже снял картину "С тобой и без тебя". Глаголеву Родион Нахапетов планировал утвердить на одну из главных ролей. В момент их знакомства юная спортсменка и не мечтала о карьере артистки. Она и предположить не могла, что позже станет супругой Нахапетова и подарит Родиону двух дочерей, Анну и Марию.

-Вера: Когда-то на Мосфильме, опять представить молодым людям это невозможно, но тогда вообще же не было проката, не было каких-то Были закрытые просмотры, не было такого количества, например, иностранных фильмов. Были, конечно, французские, с Депардье, с Бельмондо, наверное. Были какие-то европейские картины. Но чтобы такого количества, как сейчас, американского кино, этого не было. Его, в принципе, показывали на закрытых просмотрах в Доме кино, иногда тоже и на закрытых просмотрах показывали в эталонном зале на Мосфильме. И вот моя подруга работала на Мосфильме, и мы несколько раз ходили на эти просмотры. И в буфете, там показывали, по-моему, сразу две картины, если я не путаю, был перерыв, и в буфете мы стояли, подошел, это уже тысячи раз рассказано, просто уже оскомина от этих фраз, подошел ко мне оператор Володя Климов, который сказал - вот Родион Нахапетов, который сидел там где-то за столиком в буфете, - он хотел бы, чтобы вы прочитали сценарий, хотел пригласить вас на главную роль, как вы на это смотрите? Я сказала, я смотрю на это хорошо. И он подвел меня к Родиону, Родион подошел ко мне, мы переговорили. На следующий день мне сделали фотопробы, дали почитать сценарий.

Фотопробы оказались неудачными. Из киностудии Вере Глаголевой так и не перезвонили. Она продолжила стрелять из лука, жить своей молодой жизнью и любить театр. Театр на Таганке пользовался особой популярностью у молодежи 70-х. Атмосфера студийности, азартная, умная и обаятельная игра сразу пленили москвичей. Здесь играли Высоцкий, Демидова, Золотухин, Хмельницкий. Вера Глаголева старалась не пропускать ни одной премьеры.

-Вера: И я с огромным удовольствием, не пропуская практически ни одной премьеры. И смотрела, например, спектакли, мне было интересно, кто сегодня играет из актеров, Ваня Дыховичный или Хмельницкий, например. И я смотрела с Высоцким замечательный спектакль, и он у меня как-то так засел по-настоящему в памяти, "Галилей", гениально, просто гениально. "Вишневый сад", гениально. Не потому, что время проходит, а ты понимаешь, что это было тогда действительно событием. Вот Высоцкий на сцене, не потому что он сейчас так почитаем и столько культовая фигура, но нет, тогда еще этого не было. Но все равно в памяти остался Высоцкий Галилей. К сожалению, Гамлета не видела, к сожалению, потому что я понимаю, что надо все смотреть вовремя, конечно же, надо постараться все как-то успеть посмотреть, чтобы не было поздно потом. И "Вишневый сад". Потрясающий Лопахин, потрясающе человек играл. Просто он абсолютно энергетически, абсолютно настолько притягивал к себе зрителей, что уже в этом спектакле никто не существовал, никто. Потому что запоминаешь только Ну и Демидова, конечно, Алла Демидова, замечательная актриса. Но в памяти остается его вот это страстное поведение на сцене. Это же не игра, а вот именно такое вот, на разрыв. Вот учиться у кого надо, как подходить к любой истории.

Кадры из к/ф "Женщин обижать не рекомендуется", режиссер В.Ахадов, роль Веры Глаголевой:

- Нам лучше не сориться, а работать вместе.

- Нет, вместе мы работать не сможем, пишите заявление.

- Как президент компании, я имею право замораживать отпуска и увольнения.

Вера Глаголева и училась у них, легендарных актеров. Ее школой стали не ВГИК или ГИТИС, а сама жизнь. Ведь она так и не получила классического актерского образования, но в кино раз и навсегда осталась, успешно пройдя пробы для картины Нахапетова "На край света".

-Вера: Можно рассуждать, что это: случай ли, стечение обстоятельств, судьба ли. Не знаю. Я вообще не очень верю. Вот что такое судьба? Это просто по-другому называется. Это случай, можно сказать так. И в один прекрасный день, когда у них проводили пробы, уже кинопробы, партнерша актера заболела, и разыскали меня. Я в это время стреляла из лука, это все действительно так и было, у меня были какие-то соревнования в Новой Каховке, я сделала норматив мастера спорта или кандидата в мастера. Я была такая вся спортсменка, и как Родион потом рассказывал, что он говорит - спортсменка у нас была, давайте пригласим, какая-то спортсменка у нас была. И меня пригласили на кинопробы. Очень смешно, что я запомнила, я как была, в чем я пришла, меня не переодевали, не делали никакой прически, ничего. А потом вижу, девочка какая-то переодевается, эта тоже была на кинопробах. Ее переодевали, ей что-то делали с прической, тон какой-то клали. Мне ничего - вот сразу, вставай. Меня немножко удивило это, хотя я совсем не знала, что такое кино, но меня это удивило, что меня никто не переодевает, никто не гримирует. И я встала затылком, герой на камеру что-то говорил, говорил, а я что-то ему отвечала, а Родион стоял от камеры, смотрел сбоку. Говорит - мы героя отпускаем, давайте монолог, камеру прямо говорите, большой монолог. А время заканчивается, потому что уже они последние дни пробовали, уже заканчивается смена, и я говорю: так много текста, я не смогу уже сейчас выучить. Он: давай я буду за камерой. Он сел прямо за камерой вот так вот, сел, я, смотря в камеру, говорила текст, который он мне говорил, я повторяла. Может быть, я не могу понять сейчас, может быть, от этого не было волнения, потом что мне это волнение забыть текст Вот какое-то такое было странное существование, абсолютное свободное. Потом редко даже в каких-то картинах я могла припомнить, чтобы мне было так спокойно, и так комфортно, и так просто. Вот самое удивительное, что просто, абсолютно просто я сказала этот текст. И Родион сказал, всей группе сказал: спасибо большое, мы героиню нашли. Потом я его спрашивала: а почему, скажи. Он - ну не знаю, такая была свобода, такая была легкость в этом, такая была абсолютная органика. Я, получается, так хвалюсь, хвалюсь, но вот это его слова. Вот такая органика, что в принципе я понял, что я героиню нашел. Потом были еще пробы, потому что надо было сниматься с партнером, которого утвердили. Потом надо было, чтобы еще утвердили, там же еще студия утверждала, объединение, потом директор студии объединения, там очень много было всяких инстанций. Ну утвердили, слава богу, и вот мой приход в кино.

Шел 1974 год. В дебютной картине Вере Глаголевой предстояло исполнить роль юной, трогательной Симы, сражающейся за свою любовь.

-Вера: Это все-таки история современных людей, современниц моих. Практически ничего такого, что могло бы мне быть непонятно, этого не было в характере, во-первых. Во вторых, был дебютант, тоже дебютант, Вадик Михеенко, которого утвердили. И мы такие два немножко щенка все-таки, немножко не очень знающие, что ли, в профессии что-либо, притом что Родион - прекрасный режиссер плюс сам актер, поэтому работа над ролью была очень понятная. Это важно.

Вера Глаголева с первой же роли покорила зрителей честностью и естественностью. В ней все настоящее, близкое и понятное. Такую актрису ждали режиссеры, такую героиню мечтали видеть зрители. Она внесла в кинематограф новый образ. Последовали новые приглашения, новые роли и новые испытания.
Глава 4. Огонь, вода и медные трубы.

-Вера: Во второй картине, "Враги" по Горькому, эта была очень тяжелая работа. Потому что это начало века, это другое время, это другое все: другая пластика, другое восторженное отношение к жизни. Вот эту восторженность безумную было очень трудно играть, было очень трудно. Я вспоминаю себя, как я это все перешагивала, свое, может быть, неумение где-то и мое какое-то даже стеснение, наверное, потому что вокруг меня были просто все самые на то время, это был тоже 1979 год, 78-й, наверное, 77-й год, все самые известные актеры были собраны в этой картине. Будрайтис, Адомайтис, которые очень много в то время работали, может быть, сейчас молодым это не говорит ничего, но все очень известные картины были с ними. Будрайтис, Адамайтис, Соловей, Неелова, Ефремов Олег, конечно, Гриценко, актер великий, пожилой, и он даже очень пожилой, ну в общем Кого еще не назвала В общем, вот такие вот. А! И Смоктуновский, конечно, вдобавок, который играл моего дядю, с которым у меня много очень сцен. И, конечно, была такая не то чтобы зажатость, но была, конечно, была такая немножечко. Я понимала, что я не могу сказать, чтобы ко мне, например, плохо относились. Но я жена режиссера, ну давай, ну давай, что там можешь. Я читала, может быть, этого и не было, я читала в глазах, мне казалось, что это так. А там большие сцены, и очень много было вместе, когда все персонажи сидят за столом, например, а моя героиня приходит, начинает восторженно рассказывать, какие замечательные рабочие, которые и то и се. Это так было сложно, я помню, что это было очень сложно. Очень сложно, потому что мне казалось, наверное, мне казалось, потому что ко мне в принципе нормально относились все, мне казалось Смоктуновский очень мне помогал, какие-то подсказывал вещи. Но мне казалось все равно, что за мной наблюдают. Как я, как, могу ли. Это было преодоление, безусловно.

Вера Глаголева смогла. Она преодолела внутренний барьер и доказала лучшим актерам того времени, что достойна находиться с ними на одной площадке. Не в качестве жены режиссера Родиона Нахапетова, а как равная, как актриса. Шел 1977 год. Веру Глаголеву пригласили на роль Вари в картину "В четверг и больше никогда", которую снимал Анатолий Эфрос. В какой-то степени встреча с этим режиссером стала судьбоносной. Ведь именно благодаря Эфросу Вера Витальевна оказалась на театральной сцене и поверила в себя. В театре на Малой Бронной.

-Вера: Я думаю, что мне очень помогло, что Эфрос был в моей биографии, потому что что касается профессионализма, я считаю его все-таки своим учителем, потому что он очень много мне подсказал, и желание со мной работать в театре мне дало поверить в себя, что я это могу сделать, могу делать. И потом приход в театр, и 8 лет я отработала в театре в антрепризе, частная антреприза Трушкина Леонида Егорьевича, где играла "Позу эмигранта" 8 лет. И, конечно, это уже закрепило, что ли, потому что рядом был довольно сложный человек. Не могу сказать, не хочется обижать, сложный по отношениям Меньшов Владимир, замечательная Алентова, с которой мы в очень хороших Потом играла в этом же спектакле Оля Волкова, которая тоже очень много мне подсказывала, что ли, или пыталась помочь. Потому что там тоже свое искусство. Если со студенчества играют на протяжении пяти-четырех лет, играют на сцене, то сразу впрыгивать в это Была антреприза еще в 90-м году, потом еще была антреприза с Бочкиным на двоих, довольно сложный спектакль, потому что тяжело, в общем, почти два часа, не выходя со сцены вообще, не уходя со сцены, вести спектакль. Но в принципе это тоже, говоря об этапах, такой определенный этап в моей жизни, потому что тогда именно мне показалось, что, в общем-то, много сделано уже в кино, и хотелось театра, и хотелось этих гастролей.

Самые громкие гастроли Глаголевой были позже. В 1998 году с театром Антона Чехова. Казахстан, Белоруссия, Украина, Латвия и Литва. Спектакль режиссера Леонида Трушкина "Поза эмигранта" посмотрел тогда почти весь Советский Союз. Для Веры Глаголевой это был бесценный опыт






07.05.2008
http://www.peoples.ru

Док. 514895
Перв. публик.: 07.05.08
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 76

  • Глаголева Вера Витальевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``