В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Глаголева: Не терплю, когда черное выдают за белое (вторая часть) Назад
Вера Глаголева: Не терплю, когда черное выдают за белое (вторая часть)
-Вера: Когда ты приезжаешь, там двухтысячный зал, и люди воспринимают и слушают, тишина в зале. И какой-то есть контакт с залом. Ты чувствуешь, когда замер зал, или какая-то эмоциональная сцена у моей героини, огромный зал, и вдруг слышишь, что люди реагируют, всхлипывания, ты просто Это, конечно, дает такую силу, такую эмоцию Без театра, я считаю, что не очень, что ли, полноценная актерская профессия, потому что вот этот контакт со зрителем, когда ты понимаешь, что он есть, - это, наверное, основное для актера, это прямо подпитка. Много же интервью, и многие актеры говорят об этом, и я думала, что это такое позерство, что это такая игра. И чем больше опыт, тем больше я понимаю, что это действительно так, что это действительно для актера, для человека, который этим живет, это действительно необходимость, такая как дышать.

По мнению критиков, актерский тип Веры Глаголевой - это хрупкая поэтичность в сочетании со скрытой силой и цельностью. Точность психологического жеста, неординарная и киногеничная внешность. Поэтому и образы у нее такие разные.

Кадр из фильма "Женщин обижать не рекомендуется":

Героиня Веры:

- Александр Петрович, ведите, пожалуйста, совет.

Актер:

- Заседание обычно ведет президент.

Героиня Веры:

- Но сейчас не обычная ситуация. Я еще не знаю всех правил. Я могу ошибиться.

Актер:

- Ну, если вы ошибетесь, то мы вас поправим.
Глава 5. Признание.

В творческом багаже Веры Глаголевой очень разные роли. С одной стороны, это хрупкие, поэтичные натуры: учительница Нонна Юрьевна в драме Нахапетова "Не стреляйте в белых лебедей", поющая девушка в его же музыкальном фильме "О тебе". С другой стороны - сильные, надломленные героини: Женька в кинокартине "Звездопад" или Шура из киноповести "Торпедоносцы".

-Вера: Когда мы снимали "Не стреляйте в белых лебедей", это было очень давно, это был 1979, наверное, год, там я приходила в свою школу, тринадцатую спец, потому что моя героиня - учительница литературы, русского языка, и она учила, как читать, например, диктант, как какой-то проводить урок. И я сидела на уроке русского языка и литературы у своих же учителей, они меня замечательно чему-то учили. И потом еще была картина "Женщин обижать не рекомендуется", где моя героиня, будучи учительницей математики, ей достается большая судоходная компания в наследство от отца, и потом она все-таки предпочитает опять вернуться, по разным причинам, в школу. И вот этот последний урок, финал картины, тоже там какие-то теоремы - это тоже наблюдения. Приходилось играть врачей, например.

Однако широкую известность Глаголевой принесла роль журналистки Лены из мелодрамы Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана". Сама Вера Глаголева считает, что как актриса она родилась во время съемок этого фильма в 1985-м.

-Вера: Безусловно, это с выходом картины "Выйти замуж за капитана". Безусловно. И мы общаемся с Валентином Константиновичем Черных, и, когда картина, например, где-то идет по телевизору, я звоню всегда и говорю: "Опять мы победили". Потому что опять рейтинг большой, опять люди смотрят, опять многие звонят и благодарят. Это действительно картина такая, уже настолько любимая, и поколения вырастают же, новые дети становятся взрослыми. Кто-то не видел, и в какой-то определенный этап жизни вдруг показывают эту картину, поэтому это всегда радостно. Потому что она настолько сделана Мельников и Черных - это такой альянс, видно, очень правильный, и Витя Проскурин замечательный, и, на мой взгляд, картина идеальная. Она очень точно отвечает жанру, притом что ее можно смотреть и в 80-е, она 1985-86, по-моему, годов. И вот сейчас больше 20 лет прошло, и она все равно Может быть, чуть-чуть там где-то есть какие-то такие издержки прошлого. Это когда они едут снимать эти сады, пропадают яблоки, вот этого уже сейчас никто не понимает, что это такое вообще. И они ссорятся из-за ерунды, из-за того, что пленку дашь ты, засветишь или не засветишь. Сейчас это воспринимается И вот я думаю - интересно, если бы я была возраста 20-летней, поняла бы я вообще конфликт, поняла бы я всю бестолковость этого поступка? Немножко закрыть на это глаза? А по взаимоотношениям людским она очень точно скроена. Потому что настолько герои не подходят друг другу, настолько они разные психологически, настолько они разные социально, одна богемная такая, дурноватая, а другой такой правильный И вот эта его правильность, вот это желание служить, наверное, об этом говорили, служить своему отечеству, я думаю, что это навсегда. Есть какие-то ценности, которые навсегда. Я думаю, что из этих ценностей - любовь, служение отечеству и какие-то вещи, которые над бытом и над временем, и она существует. Есть несколько, много даже, картин, которые уловили что-то самое главное, и поэтому они существуют, и поэтому они навсегда.

Среди своих самых любимых картин Вера Глаголева отмечает "Сошедшие с небес" и "Торпедоносцы". Эти фильмы о войне, о любви к родине, о любви мужчины и женщины. Ее героини - честные, трагические. Всего за спиной актрисы более 40 ярких ролей. Но она не считает себя звездой.

-Вера: Я не Ксения Собчак, я никогда ей не была - и слава богу. Поэтому популярность, любая произведенная какая-то акция, она становится акцией, такой безумной какой-то акцией. Здесь актеры кино - они все-таки Чурикова, она популярна? Да, безусловно. Что за ней стоит? Ее работы, работы, которые потрясли кого-то, может быть, они даже поменяли как-то кинематограф, наверное. А популярность сегодняшняя околотусовочной тусовки - мне это совсем неинтересно, мне это не нужно и абсолютно меня не интересует, абсолютно. Если я популярна по своим работам - слава богу. Пожалуйста.

Даже в непростые 90-е Вера Глаголева не страдала от недостатка работы. Да, ролей в кино было меньше, и сниматься звали нечасто. Но театр остался. К тому же именно в то время Вера Витальевна решила сама встать за режиссерский пульт, попробовать.
Глава 6. Камера! Мотор!

-Вера: Я считаю, что как такового простоя прямо не было, потому что у меня был театр, повторюсь. У меня была вот эта антреприза с Бочкиным, и по затрате эмоций, например, по затрате своих сил душевных и духовных, душевных именно, это была работа довольно сложная, поэтому три-четыре дня, пять дней гастролей - и там несколько дней надо было серьезно отдыхать. Поэтому все время какая-то работа была, безусловно. Поэтому, наверное, пришла режиссура. Потому что если в 90-х, сейчас даже не припомню, что я делала в 90-х, где я снималась, у меня была тоже антреприза "Джазмен", мы ездили тоже, ездили. Ну, два года мы ее проиграли. Мы ездили замечательно совершенно в Нью-Йорк с этой картиной, под Вудсток, под Нью-Йорком, на фестиваль тогда еще советской драматургии, познакомились с очаровательным совершенно сценаристом "Иствудских ведьм". И с де Ниро и Мэрил Стрип была картина замечательная, "Влюбиться" называлась она, автор сценария, он нас принимал, и было очень хорошо, было замечательно. Вот такой запомнился эпизод. Это 90-е годы. И тогда уже, наверное, решила я заняться режиссурой.

Первой режиссерской работой Веры Глаголевой стала психологическая мелодрама "Сломанный свет" о драматичных судьбах безработных актеров. Одну из ролей - Ольги - Глаголева сыграла сама. Но, к сожалению, по вине продюсеров картина не вышла в прокат. Следующее режиссерское детище Глаголевой появилось значительно позже.

-Вера: В 2005-м я сняла "Заказ". Это определенный этап, опять же. Этап картины "Заказ" - это Балуев, Вдовина, Лариса Гузеева, Стержаков, это такой хороший этап в моей жизни, потому что это было. Мы снимали в Одессе, и картина получилась такая какая-то французская, что ли. Очень многие, когда смотрели на премьере, говорили - а где вы снимали? Какой-то европейский город, морской, приморье такое европейское. Нет-нет, мы снимали в Одессе, потому что мы так специально обошли. Очень красивая получилась картинка. Наталья Вдовина, которая довольно долго не снималась, она вообще театральная актриса, работала и работает в "Сатириконе". Вот сейчас у нее пошло прямо много-много работы. Я очень рада за нее. Я это все-таки связываю, надеюсь, с тем, что она снялась у нас и получила приз за лучшую женскую роль на фестивале "Созвездие", актерском фестивале. Саша Валуев получил на фестивале тоже главный приз актерский за главную мужскую роль. И это, конечно, все очень приятно. Когда тебе верят, доверяют актеры, и потом какой-то результат, все равно это же результат твоего труда, и когда его отмечают еще - это, конечно, приятно. Это был вот такой этап. С этой картиной объездили очень много разных зарубежных фестивалей. Это приятно, безусловно. Потом была картина "Чертово колесо", которая шла почти год назад на российском телевидении. Там замечательная Алена Бабенко и Илья Шакунов в главных ролях. Ну вот, это тоже еще один этап в жизни.

Актрисе Вере Глаголевой везло на режиссеров-личностей. Аронович, Мельников, Таланкин - они яркие и удивительные. Они могли сделать все. С каждой новой работой Вера Витальевна все больше убеждалась: быть режиссером - значит, брать на себя огромную ответственность, но взамен ты получаешь такое же безграничное удовольствие.

-Вера: Есть возможность выбирать сценарий, есть возможность выбирать, что же ты хочешь сказать своим творчеством. Пафосно, наверное, звучит, но что ты хочешь сказать, потому что, когда ты работаешь как актер, к сожалению, тебя выбирают. Это не секрет. И это утомляет и раздражает. И чтобы не раздражаться, я решила выбирать сама.

Вера Глаголева не считает себя лидером. Но уверена, что режиссер должен вести за собой. И у нее это получается.
Глава 7. Черное и белое.

Глядя на Веру Глаголеву, зритель забывает, что это актриса. Она прежде всего человек. Личность с большой буквы. Ей верят, потому что и во взглядах, и в интонациях уверенность и правда. Как актриса, она не любит простых и пустых картин. Этой ей неинтересно. Это уже творческий принцип Глаголевой. А своим принципам Вера Витальевна никогда не изменяет.

-Вера: Мои взгляды по жизни не менялись и не меняются. И то, что для меня есть черное, оно остается черным. Как бы мне ни кричали, что это белое. Мое такое абсолютное убеждение растет, что в молодежи отношение к жизни потребительское, и больше ничего. Это отвратительно. Поэтому что такое современность? Быть на подхвате и так же говорить. Нет, у меня как остались мои убеждения, так они и остались. Поэтому что победит? Ангелы где? Это очень сложный вопрос. К сожалению, если так все будет, когда будут безнаказанные какие-то вещи происходить, абсолютно безнаказанные какие-то оскорбления. Я говорю не о себе конкретно, когда можно любого человека взять и растоптать. Я говорю, например, о Саше Абдулове. Его так уничтожали, его так уничтожали, просто уничтожали, пресса желтая уничтожала. И кто поплатился, кто за это понес ответственность? Никто! Наоборот. Они еще больше расправили крылья. И конца этому не будет. И мне так хотелось, когда вот это все случилось, мне так хотелось, чтобы друзья его объединились, крикнуть - ну так нельзя!

И в кино, и в жизни Вера Витальевна - борец. Это ее человеческая суть. Она боролась и будет бороться за своих друзей, за близких, за себя. Всегда и всюду. И чем сложнее испытания ей преподносит судьба, тем мужественней она их выдерживает.

Кадр из фильма "Женщин обижать не рекомендуется":

Актер:

- Вера Ивановна, здравствуйте.

Героиня Веры:

- Здравствуйте, у вас проблемы?

Актер:

- Это у тебя проблемы! Ты подумала, о чем плела по телевизору?

Героиня Веры:

- Подумала, потому что в компании уже некому думать, кроме меня.

Актер:

- Угу, ну-ну, поучи, поучи старого дурака.

Героиня Веры:

- Учитесь. Я и Александр Петрович летим в Лондон к сэру Ивкенду. Если не вылетим мы, завтра в Лондоне будет шах.

Актер:

- Ивкенда сначала нужно предупредить, получить согласие.

Героиня Веры:

- Уже предупредила.

Актер:

- И что?

Героиня Веры:

- Ответил, что принять не может. В связи с занятостью.

-Вера: В другое время не было такого: если ты хочешь быть популярным, следи за желтой прессой. Сейчас тоже время, безусловно, интересное, у каждого своего поколения есть свои минусы и плюсы. Но у нас было проще - и когда мое становление проходило, и вообще вход в кинематограф, он был интереснее, чем Потому что сейчас все проходное. Настолько много информации, настолько много возникает всего, что вот та популярность, которая была, я думаю, сейчас это даже сложно, только мега-мега-мегазвезды телевизионные могут рассчитывать на такое. Тогда это было действительно так: садишься в такси, а я тогда очень много ездила в Питер, занималась, и тогда практически все - о, "Выйти замуж за капитана", мое любимое кино. И вот тогда я уже поняла, что да, наверное, наверное, это действительно любимое кино, потому что очень многие вспоминают его, очень многие.

Картина режиссера Виталия Мельникова "Выйти замуж за капитана" вышла в прокат в 1986 году. Тогда она собрала 11,5 млн зрителей. Вера Глаголева, сыгравшая в фильме главную роль, по опросу журнала "Советский экран", была признана лучшей актрисой года. К тому же среди населения возрос интерес к Советской армии, в том числе к пограничникам. Так естественно и живо сыграли актеры. Прописные истины Веры Глаголевой просты: не делать больно людям, жить праведно, не лгать. Все это она переносит в собственные фильмы. Сегодня Вера Витальевна работает уже над третьей картиной в полюбившемся ей качестве режиссера. Историю с непростым сюжетом, который затрагивает ужасы войны, лагерей, сложные человеческие взаимоотношения, она снимает под Петрозаводском.

-Вера: История очень непростая, настоящая, история сложная. Это 9 мая 1945 года, ссыльные женщины с детьми на острове, дети, рожденные от оккупантов, дети, рожденные от врагов народа: от оккупантов, от немцев, от фашистов даже. И как сложится их судьба, а так как судьба, мы знаем по истории, сложилась трагически, складывалась трагически, это, безусловно, лагеря, это враги народа Поэтому очень хороший сценарий, эмоциональный. И вот кто к нам приходил на пробы пять героинь, пять детей, пять героинь, герой, капитан, который их охраняет, это типа зона такая ссыльная, и майор, который приезжает, распоряжается, что их надо перевести куда-то в другой пункт назначения, это Балуев, потому что мне нравится очень с ним работать, он очень цельная натура. Просто он, мне кажется, очень глубокие какие-то вещи может делать, играть. И он как-то не разменивается. Хотя он очень много снимается, его обвиняют в том, что он очень много снимается. Но все равно у него каждая роль, мне кажется, не проходная. Он потряс меня у Звягинцева в картине "Изгнание", сыграл брата - там столько стоит за спиной, там столько стоит глубины какой-то, что даже не можешь разгадать этого человека. Вот мне хотелось бы сейчас, чтобы он не был сильным. Чтобы он был таким битым войной, обстоятельствами, ситуациями, такой слабый человек, который совершает очень неординарный поступок. В финале он уводит этих женщин, чтобы они не ушли в лагеря, в ГУЛАГ, он просто их спасает. И что касается выполнения по службе долга, он на это закрывает глаза, и он поступает как человек. И вот мне хотелось бы, чтобы с ним произошло такое перерождение на наших глазах. Вот это все сейчас нам предстоит делать.
Эпилог.

Сегодня Вера Глаголева считает себя абсолютно счастливой. Да, когда-то был непростой разрыв с Родионом Нахапетовым. Но разве расставания бывают легкими? Сейчас рядом с ней любящий муж, бизнесмен Кирилл Шубский, и их младшая дочь Настенька. Старшие дочери уже подарили Вере Глаголевой внучку и внука.

-Вера: Первый и второй муж у меня, безусловно, могли и могут обеспечивать, в принципе я не должна выбирать, я не должна сниматься для того, чтобы зарабатывать на хлеб. И, конечно, актрисы, которые бьются даже с детьми или без детей, но бьются, и ходят на кастинги, и мечтают, чтобы их утвердили, это, конечно, профессия очень и очень неблагодарная и очень тяжелая. Потому что процесс кастинга все-таки немножко унизительный. И когда я пробую, у меня, тоже мне приходится пробовать, сейчас особенно Так в принципе, когда речь идет об известных актерах, о роли какой-то, одна-две роли в картине, я для себя уже решаю, кого я хочу пригласить, и стараюсь как можно меньше пробовать актеров, потому что я знаю, что это, конечно же, не очень приятный процесс для актеров. Не очень приятный. Когда это историческая личность и когда пробы грима, это другой вопрос. Но когда приходит актер, которого я знаю, прямо Балуева как я могу пробовать, так как давно снимались вместе во всяких там "Маросейках", мне кажется, еще где-то мы с ним пересекались, и все время созваниваемся, я не могу сказать, что прямо дружим, но с удовольствием работаем вместе.

Работать с удовольствием и отдачей. Жить, радуясь каждому дню. Ведь времена не выбирают. В них живут и умирают. Когда-то так написал Александр Кушнер. А Вера Глаголева добавляет - гораздо важнее не эпоха, а как ты реализовал себя в ней.

-Вера: Вообще, благодарна, конечно, своей профессии, потому что так много людей я узнаю. Это возможность именно человеческие какие-то качества у людей подсмотреть, во-первых. Во-вторых, когда очень со многими встречаешься по работе, например, я называю великих актеров, это Ульянов, Глузский, такие любимые люди, тоже чему-то же учишься, наверное. Тоже чему-то хочется, наверное, даже подражать. Хочется подражать отношению именно к людям, человеческому отношению, это потрясающе. Мне очень повезло, потому что на этом этапе моего становления рядом со мной были очень значимые люди. То, что творческие, - да, то, что личности, - да. Но они в нашей не только в истории кинематографа, но и вообще в истории нашей, пафосно, наверное, звучит, нашей страны, это люди очень-очень значимые. Поэтому находиться рядом даже, и просто слушать, и просто понимать, что волновало их, что их удручало, может быть, это просто большое везение. Мне просто повезло.





21.05.2008
http://www.peoples.ru

Док. 514896
Перв. публик.: 21.05.08
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 83

  • Глаголева Вера Витальевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``