В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Глаголева: Мне не обидно выглядеть девчонкой Назад
Вера Глаголева: Мне не обидно выглядеть девчонкой
В Интернете обо мне врут абсурдно

- Дим, я тут подумала Вы же критик все-таки, и к вам даже кто-то прислушивается. Может, вам взять и написать про меня просто так, без разговора?

- Нет, я так не могу. Я с 15 лет мечтаю с вами поговорить.

- Ага, да, очень приятно. Мне часто говорят такие взрослые люди, явно старше меня: "Я вырос на ваших фильмах".

- Нет, я не вырос. Я на них сломался. С тех пор только на этот тип и западаю.

- Кстати, я уже встретилась за последнее время с несколькими журналистами. Вас не смущает, что вы можете с кем-то совпасть? Я обычно не вру, так что всем говорю более или менее одно и то же.

- Уверяю вас, я найду, о чем спросить, помимо юбилея.

- Да? Ха-ха. (Этот глаголевский смешок и это встряхивание челкой знакомы мне слишком хорошо, с таким видом девочки нашего времени брали нас на слабо.) Ну попробуйте.

- Вера, вам случалось замечать некие общие черты в людях, которые вас считают идеалом? Вы же не можете не знать об этом фан-клубе.

- Вот видите, на первый же ваш вопрос я не могу ответить, потому что тем самым я признаю существование этого фан-клуба. Получается, что для кого-то я идеал. Я эту роль не могу примерять, я могу быть максимум любимой актрисой, и то нескромно признаваться, что мне об этом говорят.

- Но все-таки: тех, кто вас называет любимой актрисой, - их что-то роднит, помимо любви к вам?

- Ну, с одной стороны, военные. Во всех воинских частях, во всех училищах постоянно крутили "Капитана" для поднятия престижа офицерства. Во-вторых, в основном интеллигенты. Романтические натуры.

- Я даже думаю, мазохисты. Поклонники изломанных, нервных девушек, не знающих, чего они хотят. У нас это называлось "девушка-роковуха".

- Господи, что за глупости! И слово какое противное! Где вы у меня видели изломанную девушку? Героиня "Искренне ваш", которая, если вам верить, оказала на вас такое действие, слишком хорошо знает, чего она хочет; боюсь, я для этой роли не совсем подходила, потому что играть стерв-карьеристок мне больше не доводилось, и вообще у меня с отрицательными ролями не складывалось - зритель плохо верит в мое коварство. Героиня "Капитана" - обычная взбалмошная девчонка, легко сходящаяся с людьми. Героиня "Торпедоносцев" не успевает в фильме ничего сделать - вот она проснулась рядом с мужем в его день рождения, а вот он ушел на задание и погиб, и ничего, кроме этого огромного, раздавившего ее горя, у нее нет. Единственный изломанный персонаж - ну так у нее, простите, такие обстоятельства - художница из "Звездопада", я там мелькаю ненадолго во время нищенского застолья в госпитале, пытаюсь соблазнить солдатика; ну так у этой девочки только что разбомбили дом, где погибли родители, она совершенно одна, ей некуда деваться, она глотает спирт, смолит "Беломор", а год назад была домашним ребенком. В остальном мои героини были до такой степени душевно здоровы, что их никак не удавалось сломать - даже в третьей картине "В четверг и больше никогда", которую часто называют первой, потому что ее заметили. Там я играла девушку, которая так и не понимает, что с ней случилось. Если бы поняла, то, наверное, эгоистичный горожанин, которого играл Даль, непременно сломал бы ей жизнь. Но фильм-то про то и был - я потом только это поняла, потому что во время съемок была молода, - что при всей своей несимпатичности этот герой не сумел ее разрушить. Этот мир заповедника, куда он наезжает, - мир настолько чистый и прочный, что с ним ничего не сделаешь. Он может погубить своих родителей, но не сломать их. Все живущие там - другие люди, и в их власти - вообще отгородиться от чужих. Сама я примерно так и поступаю, потому что меня ведь никто не обязывает контактировать со всякими чужеродными вещами. Я, например, принципиально не читаю того, что пишут обо мне в Интернете.

- А что, гадости?

- Просто вранье. Ни на чем не основанное, абсурдное, но верят же люди! Я постоянно узнаю о своих пластических операциях, о том, что после них мне можно больше не носить черные очки... Разные удивительные приключения...

- На вашем месте я бы читал. Интересно.

- Это читают специальные люди, от которых я и узнаю наиболее увлекательные подробности. Не беспокойтесь, каждый автор будет наказан.

- Высшими силами?

- Ну что я буду беспокоить высшие силы по такому поводу? Нормальный земной суд.

- Вы судитесь?

- Опять-таки не я, а мои представители. Я не требую, чтобы меня хвалили. Я не обижаюсь на рецензии, тем более что они в массе своей комплиментарны. Я ставлю одно условие: не врать. Я же не вру!
Играть в жизни нечестно

- Вера, вы сильная актриса, и это видно даже в разговоре.

- Чрезвычайно обидный комплимент.

- Почему?

- Потому что я с вами ни секунды не играю. И это тоже моя профессиональная обязанность - четко отличать работу от разговоров. Играть надо в кино, в жизни - нечестно.

- И вам никогда не пригодился ваш актерский опыт - в смысле манипулирования людьми? Не поверю.

- Почему, пригодился множество раз. Тоже по работе - в качестве режиссера. Там я могу и даже обязана манипулировать людьми. Чтобы на меня не обижался, например, оператор, когда мы вместе придумываем кадр. Я, само собой, смотрю в камеру - теперь легче, есть монитор... И если мне что-то не нравится, я спорю; и спорить я обязана так, чтобы он не обиделся. Это и есть актерское - почему актеру и проще быть режиссером: он умеет на площадке вовремя быть злым и добрым. В жизни я ничего не изображаю.

- Возраст вас как-нибудь беспокоит? Я обещал не говорить про юбилей, но не можете же вы вообще не замечать таких вещей...

- Почему? Юбилей - это очень грустно. Я могла бы не замечать возраста - или по крайней мере делать вид, что я его не замечаю, потому что кого волнуют мои внутренние дела? - но хороших возрастных ролей в репертуаре мало.

- Почему? Раневская, Гертруда...

- Это вы говорите о классике, о театре. А я имею в виду кино, здешнее, современное. Женщина после 40 в кино появляется редко, на вторых и, как правило, схематичных ролях. Мне повезло - у меня в жизни все вовремя. Кино - в котором, правда, многих моих ролей почти никто не видел. Они пришлись на вторую половину восьмидесятых, на девяностые, на прокатную яму. Например, вы почти наверняка не видели фильм Карасика "Без солнца (На дне)". Одна из любимых моих картин, сложная и интересная экранизация Горького с Бароном - Смоктуновским, с замечательными работами Петренко, Гостюхина, Даши Михайловой... Кто бы во мне, при моем современном типаже, разглядел горьковскую Настю? Но Карасик это сделал, и я всегда ему благодарна. Потом, когда в кино по разным причинам стало нечего играть и вдобавок мне не захотелось повторяться, появилась антреприза Леонида Трушкина. Я никогда не играла в репертуарном театре, но в антрепризе много ездила и сыграла несколько ролей, за которые благодарна. Наш спектакль с Игорем Бочкиным "Русская рулетка" мы возили по всей стране, и это была интересная работа, интересная во всем - вплоть до общения с залом, чего никогда не бывает в кино. А сейчас я занимаюсь в основном режиссурой, и это тоже хорошо и тоже вовремя. Лучшее, что я тут сделала, - фильм "Заказ", который именно в этот день выходит на DVD.

- Это заказ? В смысле... сами понимаете, картина с таким названием наводит на мысль о неком протесте против культуры, где все делается по заказу и за деньги.

- Нет, там про другое. Хотя, наверное, есть и этот смысл, надо подумать. Я же говорю, вы критик, все придумаете лучше меня... "Заказ" - это сценарий Сергея Ашкенази, поставившего когда-то запомнившийся многим фильм "Криминальный талант" с замечательной Сашей Захаровой. Любовная история, только странная. Мне вообще интересно снимать - и думать, и говорить - про такую любовь, в которой все сложно и не сразу. Хотя можно снять историю про то, как увиделись и тут же...

- Почему, это тоже интересно, своя драма.

- Своя, но не моя. В "Заказе" все довольно грустно - там женщина, которую играет очень сильная, по-моему, актриса Наташа Вдовина, хочет покончить с собой после тяжелой любовной драмы. Но сил на это у нее не хватает. И тогда она заказывает себя киллеру.

- Хитро.

- В общем, да. А потом они влюбляются друг в друга, но вдруг ей приходит в голову, что он причастен к нескольким крупным, жестоким и совершенно непростительным преступлениям. И тут начинается самое интересное, но про это я вам, естественно, не расскажу.

- Да я куплю DVD...

- Я вовсе не заинтересована в том, чтобы вы тратились. Я просто пересказывать не хочу. Вот вы будете мне показывать интервью - я вам подарю диск обязательно. Впрочем, вы мне можете текст прислать по Интернету, если вам лень приезжать...

- Нет, что вы, какая лень! Я счастлив буду лишнему предлогу...

- Ладно, хватит, вы переигрываете.

- Честное слово! Но вам Вдовина действительно кажется большой актрисой?

- Да. При этом у нее не так много заметных ролей - в "Детях солнца", в "Возвращении"...

- Кстати, как вам "Возвращение"?

- Это сильное кино, недоговоренное во многом, с незавершенной фабулой - что воспринимается некоторыми как многозначность, - но там превосходная игра детей и операторская работа. Этого достаточно, чтобы картина была событием. У Вдовиной там эпизодическая роль - и что? Я вообще считаю, что в эпизодических ролях иногда можно сказать больше, чем в главных. У меня была главная роль в первом же фильме - "На край света", по пьесе Розова "В дорогу". Там одну из последних ролей сыграл Борис Андреев. Думаю, это лучшее, что было в картине.
Из лука надо стрелять трижды

- Вы ведь коренная москвичка?

- Да.

- Не из дворян?

- Нет, ничего аристократического. Хотя отдаленные предки в Мариуполе держали свое дело - мостили улицы, и на каждом камне было клеймо: "Глаголевъ". Иногда думаю, что любопытно было бы выковырять камень и держать на столе, как реликвию... только уцелела ли там хоть одна наша мостовая? Вообще иметь предков, мостящих новые пути, приятно.

- Какое кино вы вообще любите? Мне трудно представить ваши вкусы...

- Самое разное. Но мои вкусы не экстравагантны. Из любимого... ну, наверное, "Поворот" с Шоном Пенном. Это ведь Стоун, кажется, да?

- Стоун, 97-й год.

- Вот это, понимаете... это такое кино, которое я хотела бы снимать. Там фантастические люди, существование которых нельзя допустить, и вместе с тем ты на все реагируешь и всему веришь. Совершенно свой мир. Вот умение строить свой мир я ценю выше всего - и в кино, и в людях.

- Но вы не можете не пересекаться с внешним миром.

- Могу, запросто. Я могу минимизировать эти контакты.

- И как вам - сложному человеку, чего там, человеку 70-х годов - в этом предельно упрощенном мире 2000-х? В котором все так плоско? Я вот смотрю на вас - у вас в минуту меняется на лице двадцать выражений, и в каждой вашей фразе двойное дно, и я застал времена, когда все было так. А сейчас...

- И что такого сейчас? Для меня есть особый интерес, особенная игра - в том, чтобы вписываться в это двухмерное пространство. Я воспринимаю это как драму, которую сама жизнь для меня поставила. Это требует новых качеств, это вообще увлекательно - другой мир... Не у каждого была возможность прожить несколько жизней в двух разных, по сути, странах. По крайней мере в совершенно несхожих временах.

- И с двумя разными мужьями.

- Родившимися в один день, 21 января. Ровно за 10 дней до моего дня рождения. Это судьба (ха-ха). Я только вас хочу предостеречь от одного заблуждения. Не надо думать, что у меня были две разные жизни. Она одна, моя, я ее не делю. Я придерживаюсь одних и тех же правил.

- Вы говорили, что у вас все вовремя. А для женщины так рано выйти замуж - это хорошо?

- По нынешним меркам я вышла замуж не так уж рано. Мне было 20 лет. Одна моя дочь замужем, другая даже уже развелась... В общем, в моем случае оба замужества были вовремя. Во-первых, потому, что оба - по любви. Во-вторых -- в двадцать лет мне надо было определиться в жизни, а в 37 я была в трудных обстоятельствах. Все, без комментариев.

- Развейте еще одну легенду о себе. Правда ли, что вы об актерской карьере и не помышляли, занимаясь стрельбой из лука?

- Это чистая правда, никакая не легенда, я довольно быстро выполнила норматив мастера, минуя кандидата.

- Каким образом вы увлеклись таким, в общем, неженским спортом?

- Ну, он нелегкий, да. Надо же делать три выстрела. Двенадцать серий по три выстрела. Не так тяжел сам лук, как тяжело натягивать тетиву. Это по весу аналогично шестнадцати, кажется, килограммам. Здорово устаешь.

- А сейчас вы могли бы?

- Думаю, запросто.

- Даже без дополнительных тренировок?

- Знаете, это как велосипед. Не разучишься. Это должно быть, что называется, в руке.

- Есть у вас безоговорочно любимая роль, из ваших?

- Есть, но вы эту картину тоже не видели. "Сошедшие с небес", по повести Каплера "Двое из двадцати миллионов". Про войну, про любовь, про аджимушкайские каменоломни. Снимала Наталья Трощенко. Там совершенно необычный Абдулов, романтический, слабый, чего почти не бывает... Да, это любимая роль, наверное. 85-й, кажется, год. Картину мало кто увидел, но я сыграла - и этот опыт при мне, он от проката не зависит.

- Вера, у меня к вам последний вопрос, но я боюсь его задавать.

- После всего, что уже было сказано?! Ничего не бойтесь.

- Вам не обидно, что вы столько всего сыграли, даже сняли... и выглядите до сих пор такой девчонкой?

- Да почему, с какой стати мне это должно быть обидно? Я должна быть счастлива, что так получилось, почти без всяких усилий с моей стороны. Я ведь женщина, не забывайте. Мне обидно было бы выглядеть на 70 лет. Вот вам - обидно было бы выглядеть младше?

- Не знаю. Наверное, да.

- А мне - нет. (Ха-ха!)

И она уехала в своей машине. Ее дома ждала младшая дочь.

А я пошел и напился.




Дмитрий Быков
23.03.2006
http://www.peoples.ru

Док. 514900
Перв. публик.: 23.03.06
Последн. ред.: 04.11.08
Число обращений: 114

  • Глаголева Вера Витальевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``