В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Тимофеев: Караул номер один, мин херц! Назад
Владимир Тимофеев: Караул номер один, мин херц!
Петербуржцы и гости северной столицы уже два летних сезона замечают по выходным на площади Декабристов некое действо, называемое "выставление исторических караулов". Наша газета об этом писала. Однако есть повод вернуться к этой теме - в стенах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи презентовали уже не любительскую затею, а целый культурный проект "Караулы у Медного всадника".

Место презентации выбрано не случайно. Артиллерийский музей, как люди постарше называют его по привычке с детства, осуществляет программу военно-патриотического воспитания. И именно в ее рамках Военно-историческая ассоциация города и выставляла те самые реконструкторские караулы, которые мы наблюдали, стараясь не замечать... тот любительский разнобой, который председатель комитета по культуре Николай Буров назвал с теплом во взоре "неловкой картонной попыткой".

По словам г-на Бурова, губернатор Валентина Матвиенко, увидев в День города "гусар", как прозвал праздно гуляющий народ этих караульных, велела категорично: "Каждый день!..". А где же взять деньги, матушка?! "Ищите..."

В первую очередь озадачили директора Музея городской скульптуры, на балансе которого и шедевр Фальконе, и Гром-камень под ним, Владимира Тимофеева. И завертелось! Как и что делать, никто, правда, не ведал, ибо у памятника Петру Великому никому отродясь в голову не приходило ставить серьезные караулы. Начались изыскания. Разработали, как могли, церемонию. Долго рядили, во что караульных одеть. Наконец, по совету государственного герольдмейстера Георгия Вилинбахова, решили составить караульную команду из "офицера", "унтера" и пяти "нижних чинов" в обмундировании лейб-гвардии Семеновского полка - как оно выглядело с 1909 года и до самого краха монархии. Попутно ковалось и оружие - муляжи, но до миллиметра схожие с подлинными винтовками и штыками... А все потому, что военные, оказывается, участвовать в затее решительно отказались, а штатским боевое оружие не положено!

Позвольте, но какой же это тогда караул? Ведь и московские президентские соколы, и польские жолнежи, и лондонские гвардейцы в медвежьих шапках - это военнослужащие, а тут... любители.

У Медного нашего всадника, пусть и лучшей конной статуи в мире, но все же лишь художественного произведения, караул и вообще-то не нужен - это военные, разумею, и поняли и уклонились от проекта.

Военные караулы, согласно уставам караульной службы, выставляются для реальной охраны особо важных объектов и отражения возможных на них посягательств. И что же, красиво наряженные волонтеры Военно-исторической ассоциации возьмут на себя эту функцию? Будучи прямо спрошенными, господа Буров и Тимофеев на презентации проекта ответствовали: коль скоро эти "бравы ребятушки" призваны лишь "делать город затейливее, интереснее и красивее" (прежде всего для туристов), то ничего охранять и защищать от них не требуется - ибо они не вправе, на то существует милиция.

А есть ли она, кстати, нынче на Сенатской? Владимир Тимофеев ностальгически вспомнил: в советское время напротив Сената был постоянный милицейский пост. И дежуривший Дядя Степа исправно призывал к порядку юных проказников и подгулявших граждан. А нынче, подавил он горький вздох, разве милицию дозовешься...

Между тем потребность в охране порядка на площади вполне очевидна. Тот же г-н Тимофеев сам не может взять в толк, как в ночь после праздника выпускников Петр не сверзился с пьедестала - и змею из-под него выдергивали, и хвост коню вертеть пытались, облепив скульптуру, как мухи.

Однако же бронзовый император устоял. А вот Василий Андреевич Жуковский в День ВМФ, увы, пал от рук разбуянившихся вандалов, и теперь культурные начальники города ломают голову, где взять 200 тысяч целковых, чтобы восстановить бюст поэта в Александровском саду.

Между тем на пошив исторически достоверной формы потешному караулу у Медного всадника будет выделено 900 тыс. рублей и еще 940 тыс. руб. - на самих караульных... Так не лучше ли потратить эти деньги на наем путевого охранного агентства, чтобы отныне государеву коню хвоста вертеть не смели? А равно и не уродовали предмет особой гордости г-на Бурова - караульную будку, работа над образом которой, по его словам, не прекращается - вплоть до полного совершенства. А то ведь тоже денег не напасешься. "Три раза в год меняем стеклопакеты, которые безжалостно разбивают, - печалится г-н Тимофеев. - Вламываются, расписывают непотребно и используют по известному назначению..."



10.10.2007
www.spbvedomosti.ru

Док. 516022
Перв. публик.: 10.10.07
Последн. ред.: 06.11.08
Число обращений: 82

  • Тимофеев Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``