В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Кризис: Туман сгущается Назад
Леонид Черток: Кризис: Туман сгущается
На минувшей неделе простые россияне проявили несвойственную им раньше прозорливость. Москвичи, вложившие личные средства в жилищное строительство, организовали пикеты у правительственных зданий, резонно опасаясь, что в связи с нарастающим экономическим кризисом их деньги испарятся вместе с застройщиками. Поводом для беспокойства послужила практически полная остановка возведения муниципального жилья. Если московская мэрия так себя ведет, что же ждать от частника?

Характерно, что милиция, пытавшаяся по традиции вежливо разогнать потенциально обманутых вкладчиков, быстро опустила руки, столкнувшись с такой формой предупредительного протеста. Правильно сделала, в тот же день премьер-министр Путин с телевизионного экрана успокоил будущих новоселов, обещав, что государство примет на себя все обязательства частных компаний. Другое дело, хватит ли в казне денег на всех, до последнего момента коммерческое строительство считалось одним из самых доходных видов бизнеса. Здесь, кому как повезет. По практике дефолта 98-го года могу предположить, что наиболее удачливыми окажутся наиболее скромные инвесторы, у кого сбережений хватило только на квартиру стандартной планировки. А вот тем, кто замахнулся на шикарные "индивидуалки" с пентхаусами и подземными паркингами - солоно придется. За богатеев государство не ответчик. Ну, и мудрые подрядчики быстренько все просчитают, и растворятся в пространстве с тем, что еще не успели потратить на джакузи.

Правильно пел Окуджава - "пряников сладких всегда не хватает на всех". Но не стоит раньше времени злорадствовать, мол, бог шельму метит, и вор у вора дубинку украл. Кризис планомерно накрывает всю страну. Первый удар, как водится, пришелся на жирующую столицу. Причем, как на довольно обеспеченную ее часть, так и на наименее защищенную.

К первой относится так называемый "офисный планктон". Достаточно многочисленный отряд менеджеров среднего звена, привыкший к большим зарплатам и набравший дорогих кредитов, так и не приучился откладывать на черный день. Понимаю и даже сочувствую, когда все идет хорошо, самому кажется, что так будет продолжаться вечно. Отряд этот состоит из активных молодых людей, их реакция на массовые увольнения плохо предсказуемая. Некоторые аналитики считают, что они просто разнесут златоглавую столицу по кирпичикам. Не думаю, что до такой степени, но то, что процент длительных запоев, разводов и самоубийств резко рванет вверх, это я вам гарантирую.

Во вторую категорию попадает не менее многочисленный отряд гастарбайтеров, работающих на московских стройках и на трудоемком производстве. Если где работы и будут продолжаться, то туда придут москвичи, жители Подмосковья и отдаленных российских регионов, которым уже не до брезгливости. Да и ФМС ужесточит контроль, что вполне оправдано в социальном плане. Куда пойдет все эти таджики с молдаванами? Ясно, что не на историческую родину, там во время кризиса, тем более, делать нечего. Следовательно, можно предположить резкий рост численности этнических преступных группировок. Особенно, специализирующихся на сбыте наркотиков и производстве паленой водки. На "чтобы забыться" всегда деньги найдется. При чем последнее, как водится, моментально дало повод для псевдопартиотических инсинуаций. Молодежное крыло "Единой России", давно именуемое в народе "молодонаглейцами" грозится выйти на улицы мегаполисов с типичным лозунгом черносотенцев и прочей подобной швали - "В России работа есть только для русских!". Что моментально нашло горячий отклик в сердцах всех организаторов "Русского марша" - партия власти с нами! Можете обозвать меня конченным оптимистом, но я продолжаю надеяться, что старшие товарищи по партии наконец-то спустят штанишки с попок младших, и всыпать им по первое число за такую самодеятельность. Но если это действительно генеральная линия ЕР, тогда, мягко говоря, становится не по себе.

На фоне грядущих неприятностей в экономике очень странно выглядит инициатива группы депутатов и сенаторов, предложивших ужесточить карательные меры в отношении злостных неплательщиков по кредитам. Мало того, что слово "злостный", по их задумке, будет начинаться не с 250 000 рублей просрочки, а с 10 000, так за это можно будет в тюрьму сесть на пару лет. Разработчики проекта считают, что страх пред тюремной камерой заставит людей более активно искать средства к погашению долга. Где, с монтировкой в подъезде? Ведь кризис - это тот же форс-мажор, прописанный в коммерческих договорах между юридическими лицами, подразумевающий поиск разумного компромисса между сторонами. А так наши суды будут завалены исковыми требованиями от банков. Если госказна будет и дальше пустеть, массовые сокращения непременно коснутся бюджетников, непомерно раздутый чиновничий аппарат. Следствие будет идти годами, банки - разорятся, заемщики - нервничать и пить. Известно, что наши люди от благополучия быстро скатываются до расхристанной нищеты, минуя стадию достойной бедности. Не поправка в закон, а идеологическая диверсия какая-то, право слово.

Большие проблемы ожидают и масштабные проекты. В минувший четверг было заявлено о неожиданной отставке мэра Сочи Афанасенко, недавно отметившего 100 дней во власти. Говорит, спина болит, но на вид вполне здоров, даже доволен. Официальные СМИ ищут различные отмазки, типа, "в традициях губернатора Ткачева часто менять городских начальников, чтобы не обрастали коррупционными связями". Вполне возможно, что его бывший зам быстро оборзел на суперхлебной должности и стал брать не по чину. Но меня смущает то, что добровольная отставка по времени связана с визитом в Сочи главного олимпийского куратора Дмитрия Козака. Можно предположить, что перед мэром были поставлены непосильные задачи, да еще с употребление непарламентских выражений, которые входу у номенклатуры высшего звена. Дальше простор для фантазии. Или Афанасенко взмолился не губить и отпустить душу на покаяние, или сам ответил так, что кремлевский чиновник пережить не смог. Ну, не к барьеру же вызывать, пусть уходит по собственному. А на расстрельную должность поставить никому неизвестного мэра заштатного Армавира с труднопроизносимым восточным именем. Изощренное наказание за былые провинности, подобное уже было в российской истории. Если представить, какие сложности ожидают город-курорт в ближайшие 6 лет, настоящая кадровая чехарда в сочинской мэрии только начинается.

Как не парадоксально, в этот нелегкий период наш Архангельск выглядит островком социального спокойствия. Жилищного строительства, как такового, нет. Нет и пикетов, нет уволенных гастарбайтеров, своих бы работой обеспечить. Крутым офисным менеджером у нас считается тот, у кого в кармане сразу два мобильника, такому не западло кризис за рыночным прилавком пересидеть. А об Олимпиаде даже думать не смеем, мэр Павленко за свое кресло может не беспокоиться.

Везунчики мы, да и только!


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 516250
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 121

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``