В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Женщина мира Клара Лучко Назад
Женщина мира Клара Лучко
После окончания школы Клара поступила на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, эвакуированного тогда в Алма-Ату (в Среднюю Азию семью эвакуировали с началом войны). Занималась в мастерской преподавателей ВГИКа В. Бибикова и О. Пыжовой. После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской Сергея Герасимова.

Первой работой в кино стала дипломная роль тетушки Марины в фильме "Молодая гвардия" (1948 г.). Она получила отличную оценку. Зато потом были неудачные роли в фильмах "Три встречи" и "Родина капитана". Клара Лучко разочаровалась в кино и совсем было решила больше не сниматься, но как раз в этот момент Пырьев пригласил ее поработать в "Кубанских казаках". Этот фильм сделал актрису по-настоящему знаменитой - имя Клары Лучко узнала вся страна. Ее стали приглашать самые крупные режиссеры - Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц.

За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. Среди наиболее известных работ роли в фильмах "Донецкие шахтеры" (1951 г.), "Возвращение Василия Бортникова" (1953 г.), "Большая семья" (1954 г.), "Двенадцатая ночь" (1955 г.), "Рядом с нами" (1957 г.), "Красные листья" (1958 г.), "Снежная сказка" (1959 г.), "В твоих руках жизнь" (1959 г.), "На семи ветрах" (1962 г.), "Государственный преступник" (1964 г.). Потом были "Опекун" (1970 г.), знаменитый "Цыган" (1979 г.), "Мы, нижеподписавшиеся" (1980 г.), "Бедная Маша" (1981 г.), "Карнавал" (1981 г.), "Ларец Марии Медичи" (1981 г.), "Тревожное воскресенье" (1983 г.) и другие картины.

Народная артистка СССР Клара Степановна Лучко была награждена Орденом "Знак Почета", удостоена Государственной премии СССР, ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени, дипломами "Человек года" (1965 г.), "Женщина мира" (1996 г., США).

26 марта 2005 года замечательной актрисы не стало. Совсем немного не дожила она до своего 80-летия. 1 июля, к 80-летию со дня рождения Клары Степановны Лучко телеканал "Культура" представляет вашему вниманию программу "Линия жизни" (в 21:35), в которой Клара Степановна рассказывала о себе и отвечала на вопросы зритлей. Сразу после передачи, в 22:25 смотрите художественный фильм "Двенадцатая ночь".

-Клара Лучко: - Название передачи "Линия жизни" настраивает на какой-то философский лад. Что такое линия жизни? Ведь можно все оправдать. Многие считают, что все в жизни случается, потому что так случилось. Сидит артист дома, звонит телефон: "Ваня, Иван Иванович, роль для тебя есть, приезжай!" Он приезжает, получает роль и начинает сниматься. Потом этот актер думает: "Конечно, это случай! А если бы меня не было дома, то позвонили бы кому-то другому, и я бы не снимался". Как понимать "линия жизни"? Можно понимать по-разному. Я считаю, что каждому человеку в жизни дан один шанс. Если человек может его разгадать и понять, что это именно его шанс, смысл его жизни... Ради этого он должен жить, работать, получать удовольствие. А другой думает: "Не это, так другое будет. Какая разница?". И прозевал, и прошло. Тогда начинаются какие-то муки, что я живу, что я сделал, - ничего. Мне кажется, что линия жизни - это линия судьбы. Но для того, что бы это можно было назвать судьбой, надо очень много работать, трудиться, не спать ночи, страдать, переживать, не унывать, добиваться, и тогда выписывается эта линия. Это не значит, что она такая прямая. Я сижу на диване, а моя линия жизни идет. Если человек понимает, ради чего, он может много чего преодолеть. Я думаю, что у нас у всех есть своя линия жизни. И если мы правильно ее поймем, поймем что главное, а что второстепенное, и будем жить ради главного, тогда у нас всех будет все хорошо. Я всем вам желаю этого.

- Уважаемая Клара Степановна, объясните, пожалуйста, почему Вас называют трижды казачкой?

- Это потому, что я играла казачку в "Кубанских казаках", потому что я играла в "Цыгане" донскую казачку, и потому что я, по своему происхождению, тоже казачка. Только я - из запорожских казаков. У нас в Полтавской области есть такое село, которое теперь называется "Лучки". Там все Лучки. И я помню, когда мне присуждали какую-то премию, мне из этого села писали письма: "Клара, пришли на баян", или "пришли на аккордеон. Родственник такой-то". Они как бы были все мои родственники.

- Уважаемая Клара Степановна, скажите, как отнеслись родители к Вашему выбору? К поступлению во ВГИК, к отъезду в Москву? Не страшно ли было им и Вам тоже?

- Вы знаете, когда я была маленькая, меня спрашивали: "Кем ты будешь?" Я отвечала: "Актрисой". Мне говорили: "А если не получится? То тогда кем?" Я подумала и ответила: "Актрисой".

Понимаете, по-другому я не представляла себе своей жизни. Я думаю, что это происходит оттого, что моя мама очень хорошо пела в детстве. Она была тоже из такой казацкой бедной семьи, дети могли учиться только в приходской школе, но она замечательно пела. И когда она уже выросла, она пела с Иваном Семеновичем Козловским в церкви, ее голос называли "серебряный голос". Но мама, которая пережила очень много, и не хотела, чтобы я была актрисой, тем более куда-то уезжала. Она говорила: "Клара, как замечательно, если бы ты была юристом, представляешь? Ты была бы адвокатом или прокурором, это же замечательные профессии. Или врачом". Я молчала. Так кивала головой и молчала. Но когда я прочитала в газете, что Сергей Аполлинариевич Герасимов набирает курс во ВГИКе, я уехала. Я уехала в Москву. Мне было 17 лет. С тех пор я живу в Москве. Фактически, я прожила всю юность одна, жила как любой студент в общежитии на стипендию. Было очень много трудностей и сложностей, но настолько было интересно жить и слушать, что говорит Герасимов, что все остальное мне казалось чепухой. Какая мне разница, что я съем, какое платье одену. Нет у меня платья, я буду ходить в каком-то одном, но я присутствую при чуде, которое свершается каждый день. Это - Сергей Аполлинариевич Герасимов.

В детстве мне казалось, что я похожа на Тамару Федоровну Герасимову, я ее очень любила. Конечн, я понимала, что я совершенно на нее не похожа. Ну, совершенно. У нее красивые синие глаза, удивительный разрез глаз. Какие-то волшебные глаза. Она как-то по-особенному здоровалась. Я повторяла фразы из ее ролей, одевала мамины туфли на каблуке, нагревала гвоздь и накручивала волосы, половина из них оставалась на гвозде, я расчесывалась и думала: "Как я похожа на Тамару Федоровну". И вот представьте себе, я поступаю на курс Сергея Аполлинариевича Герасимова, и проходит месяца два или три, как мы занимаемся с ним, входит Тамара Федоровна Макарова. А я в это время делала этюд и не поверила своим глазам: откуда она появилась, как это, что это, почему. Оказывается, а я не знала этого, она жена Сергея Аполлинариевича, и она была у нас педагогом. Я вспоминаю случай, когда я с ней работала над каким-то отрывком, и она мне говорит: "Понимаешь, Клара, вот здесь ты похожа на петунию". На цветок я похожа. Я слушаю, что она говорит, и сама радуюсь. Потом проходит какое-то время, мы сидели возле студии Горького, и там была клумба, засохшая такая, никто ее не поливает, так какие-то цветочки были. Я спрашиваю: "Ребята, а тут нет петуний?" И какой-то парень говорит: "А вот!" И я вижу маленький, засохший, бледно-сиреневый граммофончик и думаю: "Вот это петуния? Почему я похожа на эту петунию?" Мне так стало обидно. И только потом я поняла, что это она про роль говорила, которую я играла, что внутри я была такая, и все равно я пробивалась к жизни. А Сергей Аполлинариевич Герасимов был вообще удивительный человек. Как-то была неделя "Мосфильма" в Ленинграде, и мы делегацией приехали в Ленинград. Мы сидим в буфете с Инной Макаровой, завтракаем, сидит Сергей Аполлинариевич, с кем-то там разговаривает, и вдруг объявляют, что сейчас не будет пресс-конференции, она будет вечером, а сейчас мы свободны. И вдруг Сергей Аполлинариевич говорит: "Девочки, вы что делаете? Поехали со мной, я вам покажу Ленинград и расскажу, как мы тут с Тамарой Федоровной жили". Он взял машину, и мы поехали. Едем по какой-то улице, он говорит: "Здесь был дом, где мы жили. Здесь мы поссорились с Тамарой Федоровной, и она от меня убегала, и бежала через трамвайную линию, и каблуком попала в стык рельс. Туфель у нее снялся, она пыталась его вытащить, а я её догнал, и мы помирились. Вот если бы не это, то я не знаю, чем бы кончились наши отношения". Он рассказывал, как они живут каждый день. Когда мы приехали, он взял вина и гитару, он очень хорошо пел. Мы выпили по бокалу вина, и он сказал: "Девочки, каждый раз, когда вы будете ложиться спать, вспомните что-то, что произошло в этот день в вашей жизни, что вы сделали, что вам сделали, что вы хотели сделать, о чем вы думали, тогда вы не напрасно прожили этот день". Понимаете, это был Сергей Аполлинариевич Герасимов.

- Уважаемая Клара Степановна, как Вы получили роль Даши Шелест? Как вам работалось с Пырьвым? Говорят, что он был суров с молодыми актерами

- Он вообще был суров. Если так думать о том, что жизнь это скопление случайностей, то можно сказать, что это случай, потому что я только кончила институт, и меня взяли в Театр киноактера. Пырьев читал свой сценарий. Тогда было так принято, что режиссеры читали нам актерам кино сценарий, а мы давали свои заявки, на какую роль в кино мы хотели бы пробоваться. Я встретилась с Пырьевым в дверях. У меня был какой-то платочек, шубка какая-то беленькая. Я знаю, что это Пырьев, но он-то меня не знает. Но не поздороваться же неудобно. И я ему говорю "Здравствуйте!". Он так на меня глянул: "Здравствуй, здравствуй Потом на следующий день была заявка, многих очень молодых актрис вызывали на фотопробу. Сергей Аполлинариевич Герасимов Пырьеву рекомендовал нескольких наших актрис на роли Любочки и Даши. Меня он не рекомендовал, он считал, что я такая тургеневская героиня, и должна играть совсем другие роли. Я подумала, что раз я есть в этом списке, то я вырежу несуществующий аппендицит, но в массовке сниматься не буду ни за что. Я так решила про себя, но не пойти на эту пробу я не могла - раз я в театре, то я обязана была пойти. Я пришла, когда в гримерной уже ничего не было. У меня должны быть косы, но была только одна коса большая, и вторая совсем маленькая. Мне гример говорит: "Видите, вы поздно пришли", я говорю: "Ну, какая разница, одна коса, две косы, я все равно платком прикроюсь". Я в звене Даши Шелест сниматься не буду. Меня гримируют и вдруг кричат: "Лучко к Пырьеву!" Пырьев посмотрел и говорит: "Ну, что ты у нас красивая, это известно, а ну-ка, сними платок!". Я снимаю, у меня несчастные эти разные косы, он говорит "А это что?" Я говорю: "Вы понимаете, я последняя пришла, не хватило мне двух одинаковых". Он говорит, "да что это такое?" Начал орать, кричать на всех. Потом мне все говорили: "Вот видите, из-за вас нам попало". Почему из-за меня, я так и не могла понять Короче говоря, он сказал, что пусть будет одна коса, и чтобы сделали фотопробу. И вот я сижу в первый раз в жизни на фотопробе, ничего не получается, вдруг открывается дверь, и появляется Пырьев. Вдруг он схватил мою голову и поставил ее на место. Я думаю: "Боже мой! Не дай Бог, я бы снималась у него, ужас!" Сделали мне эту фотопробу, и Пырьев сказал: "Ты будешь сниматься, но кинопробы я сделаю наравне со всеми". Я думала, что он так только сказал, а снимать меня не будет. Иду я по студии "Мосфильм" и встречаю Александра Петровича Довженко, а он такой красивый, седой, зеленая шляпа у него на боку, палка, лицо такое скульптурное. Он сказал: "Только что я видел ваши пробы, вас утвердили. Я хочу вам сказать - будьте всегда такой, как вы были на пробах, и тогда вы будете много сниматься". Поклонился мне и ушел. Таким образом, я начала сниматься в картине. Но Иван Александрович никогда на меня не кричал. Если я даже виновата, то злость он срывал на ком-то другом и выдавал как следует, а мне говорил: "Понимаешь, деточка, вот так вот надо". Он понимал, что если он будет кричать, то я вообще ничего не сыграю. Так что школа у Пырьева для меня была очень и очень серьезной. И я хочу еще сказать, что для меня Кубань это моя вторая родина, малая родина, потому что я приехала туда еще никем, а уехала уже актрисой и это для меня уже как второе рождение и я люблю этот край, люблю этих людей, когда приезжаю туда мне очень тепло на душе.

- Уважаемая Клара Степановна, правда ли, что Вам пришлось бороться за фильм "Цыган" и на главную роль самой искать актера?

- У писателя Калинина была повесть "Суровое поле". Режиссер нашего театра хотел сделать из этой повести пьесу и поставить в нашем театре. Поставил, пригласил меня и Нонну Мордюкову на роль. Мы играли сестер и любили одного и того же мужчину. Конечно, у нее была взаимная любовь, а у меня была несчастная, что бывает очень часто. Калинин приехал на премьеру, посмотрел, ему понравилась эта пьеса, понравились все исполнители. Когда решили снимать "Цыгана", то он сказал, что хотел бы, чтобы Клавдию играла Лучко. Фактически я была утверждена на эту роль. А кто бы играл цыгана, было неизвестно. Будулай - это романтичный образ идеального мужчины. Мы попробовали бесконечное количество мужчин. А я со всеми пробовалась, потому что уже утверждена. Приезжали и цыгане, и армяне, и грузины, и кто только не приезжал. Приехал один мужчина маленького роста, проволочки-волосы, тоненькая шейка, огромный нос, такие плечики. Режиссер говорит: "Ты будешь пробоваться на роль с этим мужчиной". Мне даже в страшном сне не присниться любовь с первого взгляда с таким мужчиной, это невозможно. Так случилось, что я уже в Молдавии снималась с Михаем Волонтиром. По сюжету я его любила, а он меня - нет. Что-то многие меня не любили, как выясняется. Послали ему сценарий, приехал он на студию, и самое смешное, что он играл по-молдавски, а я по-русски, но тем не менее в этом было что-то загадочное, что-то притягивающее, и его утвердили. Это были очень радостные годы, и вся группа работала с большим воодушевлением. Все хотели, чтобы мы поженились. Все станичники переживали за то, чтобы мы полюбили друг друга, но в жизни - нет. И как бывает в кино, когда очень много вкладываешь, когда ты понимаешь, как ты должна любить, как у тебя бьется сердце, когда ты видишь его, это все остается в тебе, и поэтому привыкаешь к этому человеку, он становиться для тебя уже другом. Вот у нас сын Ваня и я столько пролила слез и столько любви вложила в него, что просто по окончании картины остаться равнодушной - невозможно, это родной человек. Он только что окончил театральный техникум в Ростове, это 10 классов, он еще мальчишка совсем тогда был.

- Уважаемая Клара Степановна, Вы сказали, что в жизни актера большую роль играет его величество случай. Как в вашей жизни сыграл его величество случай с картиной "Двенадцатая ночь". И еще один небольшой вопрос - был ли у вас дублер-фехтовальщик?

- Это его величество случай. Я еду в Ленинград и со мной вместе едет второй режиссер, который подбирает актеров - Надя - и она говорит "Слушай, мы начинаем картину "Двенадцатая ночь", там есть брат и сестра, надо сыграть эти две роли". Я не знаю. Сделали очень хорошую фотопробу - женский портрет и портрет близнеца-брата. Ну, и на этом кончилось. А ведь у нас в кино так, если ты нужна, то все звонят, а нет - так никто. Значит, не берут. И я болею, мне делают уколы и вдруг звонок: "Клара, приезжай завтра же, у нас сняли актрису с роли, все, приезжай". Я приехала. Но художественный совет сказал "Да вы что - Лучко?! Она бытовая артистка, украинка. У нее акцент украинский, какого Шекспира она может играть!" Меня взяли условно, и я начала сниматься. Надо мной был двойной груз. Меня еще не взяли, я должна сыграть так чтобы взяли и для того чтобы сниматься уже по плану, я еще должна уметь фехтовать. Поэтому пришел на съемку заслуженный мастер спорта, он преподавал в театральном институте в Ленинграде. Он был со мной очень жесток. Стойки для фехтования были очень трудные, он бил меня шпагой по колену. Я его тихо ненавидела. Я хотела проткнуть его шпагой и стала на него наступать, а он остановился и сказал?: "Слушай, у тебя прекрасные качества: воля к победе, хороший выпад, длинные руки, хорошая реакция, давай заниматься по-настоящему". И на съемке я все делала, естественно, сама. С этой картиной я объездила полмира. Только сняли, я была приглашена на фестиваль в Англию. Каждый день что-то писали шекспироведы обо мне, о картине. Даже какого-то депутата напечатали в газете без ушей, чтобы я поместилась. Действительно, картина прошла замечательно, ее тут же купили. И сразу я была в этом справочнике "Who is who". И может быть, поэтому в 2000 году Кембриджский институт прислал мне лист, где было написано, что я была выбрана женщиной тысячелетия. Я к этому серьезно не отношусь.

- Уважаемая Клара Степановна, вечером, когда устали, когда хотите отдохнуть , что Вы чаще всего вспоминаете?

- Когда у меня плохое настроение, то я вспоминаю и думаю, что же я не сделала и могла бы больше сыграть ролей, чем я сыграла. Много ролей прошло мимо. Я вспоминаю момент, когда я снималась у замечательного режиссера Рудольфа Фрунтова в картине "Ларец Марии Медичи". Уже закончились съемки, я сижу в прихожей и думаю, что делать? Неизвестно. Поэтому очень много чего остается на ночь, о чем думаешь, о чем мечтаешь, что теряешь, и что можно изменить.

- (Записка). "Вы снимаетесь в каждом фильме режиссера Фрунтова, расскажите почему".

-Рудольф Фрунтов: Из 9-ти моих фильмов в 6-ти принимала участие Клара Степановна, такое место в моей жизни занимает она. А теперь какое место я у нее занимаю: из 100 своих фильмов она лишь в 6 снялась у меня.

-Клара Лучко: Самое главное в жизни у нас это наблюдения, потому что можно увидеть такое, чего не придумаешь уже никогда.

Бывает складывается коллектив на одну картину, это грустно, потом все расходятся, но есть фильмы, актеры, актрисы, которые остаются в памяти на всю жизнь и в сердце. Одна из таких актрис Лариса Лужина.

-Лариса Лужина: У меня есть любимый фильм "На семи ветрах". У Лучко там небольшая роль, но она великая актриса, она в этой маленькой роли сыграла всю судьбу женскую: горе, тяжесть, утрату любимого человека, не потому что он погиб, а потому что предал их любовь и он не ушел на фронт, а уехал куда-то в эвакуацию. Она не читала его писем, а когда он прислал последнее письмо с фронта, она простила ему все и полюбила его снова. Вот все в этой маленькой сценке.

- Вы снимались с блистательными актерами, с кем из них дружили и дружите? С мужчинами я имею в виду?

- С мужчинами со всеми дружу. Партнерство очень многое проверяет. Некоторые любят сами играть и не любят, чтобы играл партнер, поэтому очень трудно найти контакт. Чтобы сцена получалась, нужен контакт обязательно. Я объездила полмира, была на всех международных кинофестивалях. Это очень многое дает. У нас не было того, чтобы нас как-то могло выделить, мы выделялись своей естественностью. На Каннском фестивале журналисты поспорили, подошли ко мне и сказали: "Разрешите наш спор - это у вас румянец настоящий или накрашенные щеки? Потому что такой румянец настоящим быть не может". Они взяли носовой платок и стали мне тереть щеки, оказывается это мой румянец. Так они писали, что это девушка такая-сякая "со свежестью пастушки". Понимаете. То есть мы могли взять только своим отношением и к жизни, и к людям, и к искусству. И к нам тянулись, потому что у нас не было звездности, и до сих пор нет. Самое главное быть нормальным человеком в жизни. У меня много друзей не актеров, которые делают добро в жизни. Например, я очень дружу с Вячеславом Ивановичем Моцартэ, это молодой человек с прекрасным голосом, мог бы сделать себе карьеру, он с трудом достает деньги для детей, чтобы они хоть чуть-чуть почувствовали себя счастливыми. Это не приносит ему никаких денег. Он притянул меня к себе.

-Вячеслав Моцартэ: Она единственная актриса, которая по-настоящему занимается благотворительностью.

-Клара Лучко: Надо было достать вагон, автобус, надо было накормить, гостиницу, ну кто пойдет - я? Я иду. Пытаюсь на человеческих струнах начальника большого сыграть на любви к детям, чтобы он понял, что детей надо приглашать, что дети из глубокой провинции, из Гомеля, например, больные, чтобы они приехали, посмотрели Красную площадь, чтобы они выступили в консерватории, они талантливые, понимаете? Они приезжают, и когда мы видим со Славой эти глаза полные любви и счастья, когда они в Москве, то ничего не стоит то, что мы ходим, просим, что это тяжело, трудно и честно говоря, это ведь не очень приятно, но цель оправдывает все, когда смотришь на ребенка и думаешь: "Боже мой, он счастлив, он это будет помнить всю жизнь".

Линия жизни, дай Бог, чтобы она у всех продолжалась и, чтобы ни случилось, мы должны думать о хорошем, о том, что мы преодолеем все ради того, о чем мы мечтали, и ради того, почему мы живем. Потому что это самое главное, когда знаешь, зачем ты живешь, что ты делаешь, для кого делаешь. Будьте здоровы, желаю вам счастья и добра.




(По материалам передачи "Линия жизни")
07.09.2007
http://www.peoples.ru

Док. 516381
Перв. публик.: 07.09.07
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 91

  • Лучко Клара Степановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``