В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Клара Лучко: Я пытаюсь не потеряться в хаосе жестокостей Назад
Клара Лучко: Я пытаюсь не потеряться в хаосе жестокостей
- Какое всё-таки чудо - современная телефония. Клара Степановна, могли ли Вы ещё 20 лет назад подумать, что будете вот так просто, забыв про океан между нами, общаться с соотечественниками, говорить о том, что для нас и для вас одинаково дорого и живёт, независимо от географии - о русской культуре...

- Знаете, я даже разволновалась. Ведь я разговариваю со своими земляками через годы, через океан, через такие просторы, через такое количество судеб...

- Само ваше имя - Клара Лучко - в сочетании со словами "советское кино" дает такой магический сплав ассоциаций, чувств, воспоминаний, что традиционное интервью с вопросами сейчас будет звучать наивно и простовато. Поэтому я постараюсь не столько задавать вопросы, сколько просто наводить вас на темы, а уж ваша память сделает свое дело.

- Давайте попробуем.

- Ваша внешняя молодость и стильность диссонируют с немодными нынче вашими манерами, интеллигентностью, обходительностью. Сейчас актуально другое: агрессивность, напористость. Непохоже, что вы обладаете этими качествами

- Вы знаете, нет и даже, не сожалею об этом. Я думаю, что мы все очень разные, а время сложное, тяжелое. Действительно, люди становятся прагматиками, заботятся о себе, о своей семье. Все остальное их, как бы, не касается. Но я, какой была, такой осталась - как в песне из "Кубанских казаков". Может быть, во мне говорит мое провинциальное происхождение: я все-таки родилась в селе, жила в Полтаве на Украине. Я не завистлива и даже не ревнива, и от этого мне легко жить. Эти ненужные чувства только съедают человека изнутри. А у меня на душе спокойно. Я благожелательно отношусь к людям, радуюсь, если у моего товарища удача. Ведь то, что ему принадлежит, так и будет - только его. И чего я должна завидовать? Я также не сужу людей, даже тех, которые стараются как-то устроиться за счёт других. Я их прощаю, потому что, думаю, они совпали со временем. Это такие люди и такое время. Я не совпала.

- Значит, ваш кинообраз, символизирующий верность, дружбу, чистоту человеческих отношений, надежность, любовь, доброту, отражает ваше собственное мировоззрение

- И в жизни, и в кино эти образы актуальны. Должны быть актуальными. Я считаю, что это неправильно - культивировать уродливые стороны жизни. На экране постоянно происходят убийства, грабежи. Люди к этому привыкают и начинают воспринимать, как норму. И, если то же самое случается в жизни, для них это уже не событие. Ну, убил и убил. Даже мультфильмы сейчас очень жестокие. В них действующие лица с огромными зубами, открытой пастью, страшными глазами Они кричат, глотают, убивают Нельзя воспитывать людей в жестокости. Нельзя.

- У каждой актрисы, независимо от послужного списка, мнения зрителей и критики, есть свой главный фильм, тот, что ей всего дороже, у вас это...

- Я не могу сказать, что это один фильм. У меня всего фильмов больше пятидесяти и, верите ли, я даже не помню всех названий. Это звучит, как шутка, но у фильмов такая же судьба, как у людей. И встречи с фильмами, как с людьми: бывает, снялась и забыла. А бывает - на всю жизнь, как "Кубанские казаки".

- ...а бывает даже, что фильмы, как люди болеют, а потом выздоравливают. И это тоже случилось с "Кубанскими казаками"...

- Совершенно верно. У этого фильма трудная судьба. Когда картина вышла, все в неё влюбились. А потом вдруг стали ругать

- ...ругали за лакировку. Фильм, действительно, был не жизненным. Но столько в нём было радости, света и мечты. Клара Степановна, вы думаете, что искусство должно отражать действительность или пусть бы оно себе рисовало картинки-мечты, радовало глаз, душу, сохраняло тепло в сердце?

- Я понимаю вас и, думаю, вы правы. Есть фильмы, которые, действительно, отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы. Фильм "Кубанские казаки" вышел в первые десятилетия после войны и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: "Ну вот, пройдёт немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь". Ведь и в Америке было тяжелое время, а выражение "хеппи-энд" стало международным. Человеку нужна мечта. Как же я могу не любить "Кубанские казаки"? На этой картине я стала актрисой. Вот так: снялась никому не известная Лучко и вдруг стала всем известная.

- Обидно было, когда фильм ругали?

- Конечно, обидно. Потому, что это было не заслуженно. Никто же не говорил, что время такое-сякое родило такую картину. Критиковали по принципу: "Я не видел "Кубанские казаеи", но я согласен, что это не соответствует действительности". Кстати, мы снимали в совхозе-миллионере "Кубань". Кубань тогда была житницей страны, и в этих огромных совхозах, действительно, неплохо жили. Но, речь не о том. К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды. Это просто мюзикл.

- Бердяев говорил, что русский человек презирает реальность, презирает жизнь такую, какая она есть и весь устремлен к построению некоего "града Китежа", к царству Божию на земле... Ваш фильм как раз и отражал эту идею... В нём не было лжи. Там просто была наивная мечта... Но, нужно сказать, что эта тотальная мечтательность, присущая русским людям, стоила стране нормального человеческого благополучия. Все мечтали о возвышенном, живя при этом в нищете и ничего не делая, чтобы как-то изменить эту реальность. Теперь иной менталитет, но он чреват другими пороками. Один из них - бездуховность...

- Вы правы. Каждое время имеет свои недостатки. Это не выразить одной-двумя фразами. Если говорить по настоящему о том, как жили и о чем мечтали, то нам не хватит всей вашей передачи. Но всё же, картина наша вошла в Золотой фонд кино.

- Клара Степановна, вы ведь, на самом деле казачка, пусть и не кубанская. Возможно, вам не понравится тема, которой я коснусь, но обойти её невозможно. Я говорю об участии казаков в массовых расстрелах, о сотрудничестве с фашистами...

- Это очень сложный вопрос. Говорили об этом много и каждый говорил, как ему было выгодно. А люди, которые ничего про это не знали, представляли всё по-своему. Я сама запорожская казачка и мои родные - деды, прадеды казаки. Это сильные люди, у которых есть своя гордость, свое достоинство. Они воины, они работяги, они всегда хорошо жили потому, что работали с утра до ночи. А власть у них всё отбирала. Что же касается предательства, то предатели были и среди русских, и среди других национальностей.

- Вернёмся к мирным темам. Ваш фильм "Двенадцатая ночь", наверное, был одним из самых сложных, хотя создавалось впечатление, что в нём вы не играли, а "витали"...

- Спасибо. Это самая высокая оценка нашей работы. Не должны быть видны рабочие швы. Актер должен жить в роли естественно, независимо от того, как далеко от него время, в котором он вдруг оказался. Манера шекспировских героев - походка, жесты, костюм, шпага - атрибуты, которые были каждодневными тогда - должны присутствовать в моей жизни так, как будто это со мной каждый день. Это непросто, но зритель не должен об этом догадываться. Я брала свой костюм со съёмок в гостиницу и не снимала его до самого вечера. Я привыкала к этому костюму. Лишь, когда я достигала состояния комфорта, чувствовало что мне легко и приятно, что все это мое - вот тогда я обретала уверенность. Вы, наверное, говорите об этом.

- В фильме "Двенадцатая ночь", Вы играли сразу три роли: Виолу, брата Себастьяна и юношу Цезарио, за которого выдает себя Виола. Сегодня, наверное, проще все это сыграть, я имею в виду перевоплощение в мужской образ: кругом много образцов поведения. А в те годы - с вашей-то женственность играть мужчину...

- Одно дело играть переодетую в мужской костюм женщину, а другое - настоящего мужчину. Зрители все знают, что Цезарио - это переодетая женщина. И, если что-то у меня не так, то они мне прощают, просто подумают: "а вот здесь она себя выдала". То есть, это даже в какой-то мере работает на драматургию образа. А вот Себастьян - это, действительно, молодой человек. Вивьен Ли когда-то играла в американском фильме "Двенадцатая ночь". Но она играла только Виолу и Цезарио. Себастьяна играл другой артист - мужчина. Конечно, я сначала струсила, но потом как-то свыклась с мыслью. Я нашла и другую походку, жесты, голос другой. И все получилось.

- На вашем счету около 60 фильмов. Первый из них датирован 1948 годом. Сколько попыток вы прошли, пока ваше имя засияло в ореоле славы?

-Тьфу-тьфу, как говорят. Я удачливый человек. Ко мне судьба всегда поворачивалась хорошей стороной. Я приехала в Москву из маленького города и с первой же попытки поступила в институт. Меня пригласил знаменитый Пырьев - и первая же картина принесла мне успех. У меня не было этих известных трех попыток, обязательных, чтобы победить. Как-то всё само собой сразу получалось. Я благодарна судьбе за всё.

- Вот только что вы говорили о Пырьеве, но учились-то у Сергея Аполинарьевича Герасимова. Были одной из лучших студенток, а Ульяну Громову в его "Молодой гвардии" сыграли не вы

- А знаете, произошло просто недоразумение. На экзамене за четвёртый курс Ульяну Громову играла я. В романе Фадеева, Ульяна - лирическая героиня. Она любила стихи, из всех молодогвардейцев была самой духовной девушкой. Это мне было сродни. Фадеев видел меня на экзамене и очень хвалил. А потом так случилось, что я заболела и долго отсутствовала. А когда вернулась, уже играла Нона Мордюкова. Ну, так бывает, ничего не поделаешь. Вначале я переживала, а потом поняла, что в кино случается полно неожиданностей и надо быть готовой ко всему.

- Пырьев, Герасимов, Довженко, Хейфец, Пудовкин, Юткевич, от одних этих имён голова кружится. Вы работали с ними со всеми. Наивно спрашивать, с кем из этих великих вам было интереснее работать. Но всё же, они такие разные

- Герасимов учил нас, не подавляя своей личностью. Он искал в каждом индивидуальность, старался ее подчеркнуть, и поэтому все, кто учился у Герасимова, стали личностями в кино. Юткевич - это режиссер-эрудит. В кругу кинематографистов - актеров, режиссеров было не так много людей его уровня. При этом на съёмках он был очень мягким и сговорчивым. Пудовкин - сплошной темперамент. С ним было не то, что трудно работать - невыносимо. Он был вспыльчив, нетерпелив, полон эмоций. С ним было очень не просто. Но это был Пудовкин, и мы его боготворили. Хейфец - удивительно тонкий режиссер, он ничего не навязывал, только выскажет какое-то замечание, и ты уже понимаешь, что нужно делать. Он никогда не объяснял, не показывал, просто давал свободу актеру, а потом выбирал то, что нужно для роли.

- Говорят, у Пырьева был совершенно несносный характер. У вас с ним возникали конфликты?

- Перед тем как ехать в экспедицию на съёмки "Кубанских казаков", мы записывали песни в радиокомитете. Это, ведь, и понятно: все песни, которые в фильме исполнялись на грузовике, в поле, были записаны в студии. Вот тогда я впервые увидела, как ведет себя Пырьев в работе. Однажды, я потеряла дар речи от страха: "как же я буду сниматься, если во время съёмок он будет со мной обращаться так же, как с актерами во время записи музыки. Я ведь и рта не смогу открыть. Но Пырьев был гениальный человек. Он хорошо понимал, кто и как реагирует на его крики и топанья ногами. Когда он увидел мои испуганные, наивные глаза, то сообразил, что из меня такими методами ничего не выдавить. Поэтому со мной он был очень деликатен и, если я что-то не так делала, он оглядывался по сторонам, ища, на ком бы сорвать злость. А потом снова поворачивался ко мне и говорил: Деточка, понимаешь, вот это надо делать вот так. Он на меня ни разу не закричал, никогда.

- Теперь - совсем о личном. Сергей Владимирович Лукьянов, замечательный русский артист, был вашим мужем. Он сыграл в Кубанских казаках главную роль - председателя колхоза Гордея Ворона. А потом

- Знаете, Маргарита, вначале я не поняла, что это и есть любовь. Это было первое чувство. Я не знала, что любовь - это страдания, переживания, бессонные ночи. Что-то во мне происходило, но, что это - я понять не могла. Сергей Владимирович был старше меня на 15 лет. К тому времени у него уже сложилась актерская судьба, было имя. Он мне казался очень взрослым Да, мы познакомились на картине и сразу после окончания съёмок поженились. Мы были очень счастливы. Но случилась беда: он слишком рано ушел из жизни.

- А бывает любовь вторая, третья?

- Я думаю - да. У меня так и произошло. Через несколько лет я вышла замуж за известного журналиста Дмитрия Мамлеева. Мы уже много лет вместе. Главное, это понимать друг друга. Я часто уезжаю на съёмки, в экспедиции. Он не упрекает меня за то, что дома что-то не так, что я чего-то не успеваю. Он понимает, что такое работа, и я его понимаю. Поэтому, наверное, мы и живём так хорошо.

- В актёрской среде долгий брак - не частое явление. С одной такой яркой парой вы были хорошо знакомы. Я говорю о знаменитых Александрове и Орловой

- Впервые я увидела афишу Любови Петровны Орловой с Александровым еще, когда жила в Полтаве. Мы с девчонками побежали за билетами, пропустили школу, попали на дневной концерт и, с замиранием сердца, я слушала, что говорит Александров. Он был, действительно, очень хорош собой. У него были красивые руки. Я это запомнила. А потом выступала Любовь Петровна. Она оказалась маленького роста, изящная, в очень красивом платье. Она хорошо пела, а когда все закончилось, мы с подругами, дождавшись у служебного выхода, шли на почтенном расстоянии, рассматривая Орлову. И вдруг она повернулась и обратилась прямо ко мне: Девочка, где здесь у вас букинистический магазин? Я не знала, что такое букинистический. Я училась в украинской школе и многих слов по-русски не знала. Она догадалась об этом и объяснила: Ну, там, где продают старые книги. Я ей ответила. Потом гордилась тем, что говорила с Орловой. И вот прошли годы, я уже снялась в нескольких картинах и вдруг узнаю, что от кино делегация едет в Канны. Руководит делегацией Александров. Любовь Петровна Орлова, естественно, в составе. В группу включена и я. Представляете, Любовь Орлова - с детства мой кумир, недоступный, как божество. И вдруг я с ней еду в Канны. Мы - члены делегации. На равных! При этом почтение, которое у меня было к ней с детства, осталось на всю жизнь. Я относилась к ней очень трепетно и с большой любовью. Там в Каннах репортёры одолевали нас. Газеты очень хорошо обо мне писали: называли меня прелестной девушкой, со свежестью пастушки, а киноманы толпились в очереди за автографом.

Однажды, на одной из улиц Канн произошёл со мной курьёзный случай. Толпа любителей автографов лавиной надвинулась на меня и я, отступая назад, уткнулась в витрину ресторана и, представляете, выдавила её. Я очень испугалась: "как я расплачусь за выдавленное стекло"? - первая мысль. Я была просто в оцепенении. Но тут появился хозяин того самого ресторана. Его лицо сияло улыбкой. Я не сразу поняла, чему он радуется. Только потом сообразила: вокруг куча документалистов. Всё случившееся они сняли на плёнку. Хозяин поблагодарил меня за рекламу его ресторана.

- А вы говорите, что не снимаетесь в рекламе

- Да, я отказываюсь. Мне как-то позвонили из Новой Зеландии и сказали, что они видели меня в художественных фильмах и предлагают контракт. Там, где должна стоять сумма, они ничего не напишут. Я могу сама назвать цену за контракт. Я даже не представляла, сколько это может стоить. И не интересовалась. Я не хочу быть на экране шесть раз в день в течение долгого времени в какой-то рекламе. Актёр, который непрерывно рекламирует зубочистки или ещё что-то, не может создать полноценный классический образ в кино или в театре. Представляете, со мной на экране происходят трагические события - я плачу, страдаю - а люди в это время ассоциируют меня с суповыми кубиками. Нет, я не соглашаюсь сниматься в рекламе.

- В одном из интервью вы рассказывали, что ваше детство прошло без подарков, без дней рождений, без новогодних елок. Откуда же в вас эта лучезарность, доброта, сердечная энергия? Ведь все начинается с детских воспоминаний.

- Я жила с бабушкой. Это была мамина родная сестра, но мы называли её бабушкой. В ней было столько юмора и доброты, что это заменяло мне всё, чем обычно взрослые стараются украсить жизнь ребёнка. Я с ней прожила почти всю свою жизнь. От неё у меня эта, как вы точно выразились, сердечная энергия.

- Говорят, что телевизионная серия Цыган появилась на экранах, благодаря вашим усилиям. У вас были какие-то особые отношения с тогдашним председателем Комитета по радиовещанию и телевидению Лапиным?

-Я до того не видела его и не была с ним знакома. Но мне сказали, что от него зависит запуск картины в производство. Я позвонила его секретарю, представилась - я ведь была уже известная актриса - и попросила назначить мне встречу с председателем Комитета. Мне перезвонили буквально через двадцать минут и пригласили приехать прямо сразу. Я приехала. Лапин очень внимательно выслушал меня и спросил: Скажите честно, действительно ли это хороший материал и может получиться хорошая картина?. Я ему пообещала, что картина будет иметь успех. Я вам верю, - сказал он, позвонил в производственный отдел и дал распоряжение запускать в производство. Вот и все.

- Но вы не только пробили картину, вы почти навязали режиссеру Александру Бланку на главную роль артиста Михая Волонтира ...

- Нет, нет. Я не навязывала. Просто я уже была утверждена на роль Клавдии, а режиссер всё никак не мог найти Будулая. Однажды на пробы приехал из провинции человек маленького роста, с огромным носом, какие-то у него, как проволочки, завитые длинные волосы, маленькие плечи, худенький, щупленький. Я на него глянула и думаю: "нет, я его любить не могу, ну - никак". И говорю режиссеру: Саша, ну как же я буду с ним сниматься, это просто невозможно. А режиссёр в ответ: "Клара. Он похож на Иисуса Христа, а мне надо иметь дело с земным человеком". В общем, мы оба поняли, что кандидат нам не подходит. А время поджимало. И тут я вспомнила молдавского артиста Михая Волонтира. "Вот идеальное лицо для этого цыгана", - сказала я режиссеру. В тот же день к Волонтиру послали ассистента режиссера, и он согласился сниматься.

- Клара Степановна. Вы - великая актриса, русская украинка с казачьими корнями. Если произнести все эти ипостаси враз, то представляется сильный, мужественный образ. И совсем не такой воздушный, как показалось в начале нашего разговора

- Знаете, я могу растеряться, что-то не сделать, я бываю не уверенна в себе. Но, прожитые годы и жесткая жизнь в кино сделали из меня сильную женщину. Иначе бы ничего не получилось. Я ничего не добиваюсь, я просто живу. Но, то, что я делаю, делаю как можно лучше. И в этом отношении я сильная. Если нужно, то, не умея плавать - поплыву, не умея грести - буду грести, не умея прыгать с высоты - прыгну. Я буду делать всё, потому что это надо для кино, для роли.

- Жесткая жизнь сейчас не только в кино. Вы интересуетесь политикой?

-Я знаю, что кругом происходит, но я не политик. Правда, меня приглашают в политические шоу, серьезные. Я высказываю свою точку зрения. Мне, наверное, проще: от меня мало, что зависит. Но я всегда говорю то, что думаю. Не лукавлю, не подстраиваюсь ни под кого, не стараюсь быть такой, какой кому-то нужно. Я просто нормальный человек, который говорит то, что думает.

- И все-таки, что вам нравится и что удручает в России?

- Меня удручают больше всего - дети. Каждый шестой ребенок у нас болен, рождается больным. Много беспризорных, много детей не учатся в школе, бродяжничают. Много неблагополучных семей. Вот я играла такую тетю Марусю, которая выкормила и вырастила двух чужих детей. После этого фильма я получила много писем из разных детских домов. Писали дети о том, что они любят меня "за добрые глаза и ласковые руки". Понимаете, значит, им не хватает материнской ласки, у них нет дома, семьи. Они стараются казаться взрослее и самостоятельнее, но на самом деле, они просто дети. Я очень переживаю за людей, которые бедно живут, и если я могу помочь, то обязательно помогаю. А о чем говорят политические деятели, меня мало интересует.

- Вашу счастливую актёрскую судьбу лепили такие блестящие режиссеры как Иосиф Ефимович Хейфец, Сергей Иосифович Юткевич, Ян Борисович Фрид, Александр Бланк, кажется, тоже - не титульной национальности А потом Законодательное собрание Краснодарского края, где много лет губернаторствовал самый ярый антисемит батька Кондратенко, подарило вам за заслуги в кинематографе автомобиль белую Волгу

- Я понимаю, о чём вы говорите. Для меня это не вопрос. В Полтаве, где я росла, есть улица Шолом-Алейхема. Там жило много евреев. И в школе, где я училась, половина ребят были евреи. Моя лучшая подруга Рита Морис - еврейка. Антисемитизм и вообще отношение к малым народам для меня не понятно. Ведь и цыган многие не любят, а вот нашего Цыгана они все любили Смеются и над хохлами, а я сама украинка. Смеются над грузинами, копируют евреев, цыган. Да, у нас это есть. Но я этого не понимаю. Я воспринимаю человека по тому, что он делает. Для меня - это главное.

- Ваш внук живёт в Монреале

- Да. Саша окончил университет, потом двухгодичную академию, нашел хорошую работу. Там и женился. Я несколько раз была у него. Очень по нему скучаю. Но мне бы там делать было нечего. Я без своей работы не могу жить. Внука люблю больше жизни, но и без работы не могу. Да и вообще, мой дом здесь: иду по Москве, все здороваются, меня узнают, и если у меня дурное настроение, я выхожу на улицу, вижу глаза, которые мне рады и все плохое улетучивается.

- Наверное, это взаимный процесс. Ваша улыбка так ослепительна, как бывает только в юности

- Вы знаете, те, кто могут открыто улыбаться, всегда молоды. Открытый человек не держит камня за пазухой. Он не накопил ни зла, ни врагов.

- Вы всегда красиво и стильно одеты, а ваша страсть к шляпам известна всему свету. Вы и прежде слыли красавицей, теперь - тем более. Откуда этот уникальный дар: с возрастом не растерять, а приумножить женское обаяние и привлекательность?

- Я пытаюсь не потеряться в хаосе жестокостей.

- Видимо правда, что не так важно платье, которое женщина надевает на свое тело, как выражение, которое она носит на своем лице.

- Вы нашли очень точные слова, Маргарита. И вообще, спасибо вам за то, что вы меня отыскали, и за эту беседу спасибо, и за то, что хоть на часок соединили с моими земляками. Мне этих встреч очень не хватает.

- А ведь могла и не застать вас дома. Вы сказали, что только вернулись из Петербурга. Что вы там делали?

- Там снимается сериал - тринадцать полуторачасовых фильмов. Очень серьезная и большая работа. Из-за неё я теперь живу в поезде. Я даже специально купила чемоданчик для этих переездов.

- Что это будет за фильм?

- Пока скажу только, что придумал всё молодой сценарист. Он же и режиссёр. Я играю украинскую женщину - хозяйку большой семьи. Всё. Больше ничего не скажу...

Мы не успели попрощаться. Внезапно связь оборвалась. Я забыла, что предвосхищать творческие планы - дурной знак...

1 июля 2005 года Кларе Степановне Лучко исполнилось бы 80 лет.






Маргарита Минеева
05.05.2005
http://www.peoples.ru

Док. 516384
Перв. публик.: 05.05.05
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 136

  • Лучко Клара Степановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``