В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Миронова: Я хотела танцевать как Айседора Дункан Назад
Мария Миронова: Я хотела танцевать как Айседора Дункан
- известия: Вы видели работы Жолдака до того, как стали с ним работать? Они вас не испугали?

- Мария Миронова: Я играла у него в "Чайке". Других его спектаклей не видела, но много о них слышала. Я знала, что он провокатор и часто ставит спектакли на грани... Но я знала, что и у меня есть внутреннее ощущение грани, которую никакой режиссер не заставит меня перейти.

- известия: Никакой?

- Миронова: Есть два человека - в кино это Павел Лунгин, а в театре конечно же Марк Захаров, - вызывающие у меня стопроцентное внутреннее доверие. С ними связаны мои первые шаги и в кино, и на сцене. Эти люди - судьбоносные в моей жизни. А все, что происходит дальше... Хотя в принципе я открыта для экспериментов. Прелесть работы над "Федрой", если слово "прелесть" вообще подходит этой тяжелой, изматывающей работе, состояла в том, что с самого начала мы с Жолдаком были как два разноименных заряда. Если уж мы с ним конфликтовали, то на разрыв аорты.

- известия: С Захаровым у вас не может быть таких конфликтов?

- Миронова: Нет. С Марком Анатольевичем - нет. Он довольно жесткий режиссер, но когда мы работали над "Плачем Палача", я вдруг почувствовала, что он дал мне довольно большую степень свободы в некоторых эпизодах. Он довольно редко поступает так, особенно по отношению к молодым артистам. Эти зоны свободы были для меня самыми дорогими в спектакле. Я вообще люблю театр, сделанный в духе кинематографической "Догмы". Мне нравится живое полуимпровизационное состояние, когда ты не знаешь, что будет дальше и что у тебя в результате получится. Так вот Жолдак мне это состояние давал с самой первой репетиции.

- известия: Вы сказали о грани, за которую не перейдете на сцене. И где эта грань?

- Миронова: Если мне режиссер скажет: встань на голову, а я не умею, но четко понимаю, что внутренне, психоэмоционально мой персонаж в этот момент действительно должен это сделать, я научусь. Но если я пойму, что это всего лишь вставной номер, я откажусь.

Я в "Федре" исполняю рок. И я не понимала сначала, зачем он нужен. Вопрос состоял не в том, что я не могу прохрипеть его. Но мне надо было найти внутреннюю мотивацию. Мы начали из-за этого ужасно ссориться. Жолдак кричал: отдайте мне мой контракт. Павел Каплевич пытался нас утихомирить. Но в результате Андрей убедил меня в своей правоте. Вообще я безумно признательна ему за эту роль.

- известия: Что вас, молодую женщину, подвигло сыграть влюбившуюся в пасынка Федру?

- Миронова: Меня увлекло ее пограничное состояние. Проще говоря, безумие. Мне на первой репетиции дали Сенеку и Еврипида. Расина и Цветаеву я прочитала раньше. И я поняла, что из всего прочитанного текст Расина лучше всего ложится на мое видение образа. С первого появления перед зрителем его героиня находится уже на таком пике эмоционального накала, за которым может следовать только сумасшествие.

- известия: В трагедии Еврипида о Федре любовь трактуется как болезнь, которую надо вылечить. Кажется, этот мотив тоже вошел в ваш спектакль, действие которого разворачивается в советской клинике 30-х годов.

- Миронова: Я думаю, есть разные болезни. Есть такие, которые благотворно влияют на душу и даже ее лечат. А есть болезни, которые губят. И Федра больна именно так. В ее поведении - во всяком случае, для меня - нет ни одного намека на любовь романтическую, возвышенную. В этом персонаже мне была важна та степень маниакальности, которая ее в результате разрушает. "Где разум мой? Куда умчалась мысль моя?" "Я обессилела, меня не держат ноги". Конечно, это можно играть как метафору. Но мне хотелось сыграть не поэтику, а реальность - действительно мысли ускользают, действительно ноги не держат. Именно в этом совмещении поэтического стиха и реальности проживания для меня был самый большой интерес этой роли.

- известия: Я начинаю догадываться, зачем вам понадобилась линия, выводящая сюжет "Федры" в ХХ век. Градус безумия, о котором вы говорите, не очень органичен для классицизма.

- Миронова: А в современном искусстве возможно иное обнажение души. Иное положение тела. Тут другие совершенно границы. И нам очень хотелось совместить стихотворный накал Расина с таким же накалом существования на сцене, а не просто сыграть классическую, возвышенную "Федру". Хотя для того времени, в котором писал Расин, его пьеса, я думаю, тоже была пределом правдивости и открытости в изображении человеческих страстей. Поэтому мы с Андреем с самого начала и решили, что эта история должна быть вне времени. Или во всех временах.

- известия: Вы родились в актерской семье, вы можете назвать спектакли, которые произвели на ваше детское сознание сильное впечатление?

- Миронова: Мое детское сознание, как ни смешно это сейчас звучит, было настроено не на театр, а на балет. Я хотела стать балериной. Я хотела не играть, а выступать на сцене. Как Айседора Дункан. Это была детская мечта - шарф, босиком... и танцевать. А что касается драматического театра, то я, конечно, была в Театре сатиры на многих спектаклях, но поскольку там были заняты мои родители, я относилась к ним очень рационально и прозаически, что ли. Я говорила: "Мам, мне не нравится твой костюм. Надо зайти в пошивочный цех, сказать, чтобы перешили". А вот балет, музыка меня задевали за живое.

- известия: И почему же мечта разрушилась?

- Миронова: Ну она не совсем разрушилась. Я танцевала. Я просто не пошла в хореографическое училище. Это зависело больше не от меня, а от мамы. Балет так и остался у меня любовью на всю жизнь.

- известия: Многие полагают, что ваш отец, человек удивительного таланта, не до конца реализовал себя как актер. Вы разделяете это мнение?

- Миронова: Знаете, я к этому пониманию пришла с годами. Он, конечно, был очень востребован, и нельзя сказать, что чего-то не доиграл. Он доиграл в результате. И в театре у него конечно же было огромное количество блестящих драматических ролей. А вот в кино, при том что оно в те годы было замечательное, таких ролей, как он сыграл в "Фантазиях Фарятьева" (это моя самая любимая роль), в "Иване Лапшине" и, пожалуй, что в "Сказке странствий"... там последний кадр с его пронзительным взглядом... Вот таких щемящих, сильных, настоящих, я бы сказала, даже не душевных, а духовных вещей он успел сыграть очень немного. Но то, что он сделал в этих трех фильмах, для меня это вечное. Когда я думаю о своем существовании в профессии, то понимаю, что больше всего мне хотелось бы играть именно такие роли.






Марина Давыдова
02.06.2006
http://www.peoples.ru

Док. 516418
Перв. публик.: 02.06.06
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 119

  • Миронова Мария Андреевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``