- Дмитрий Юрьевич, когда вы играете Деда Мороза - дети верят, что вы и есть настоящий волшебник с мешком подарков?
- Разговор о Деде Морозе с людьми достаточно циничными, коими являются представители средств массовой информации, - невозможен. У людей не было детства, не верят они в существование Деда Мороза!
- Это вы о журналистах?
- Но вы ведь считаете, что я Деда Мороза - играю. Значит, не верите в Деда Мороза. А он есть, живет в Великом Устюге. Есть - и все, понимаете?
- Снимаем эту тему. Вы москвич?
- Да. И ой как нас мало, москвичей
- То есть?
- Я думаю, что на сегодняшний день те из москвичей, кто пробился на сцену и чего-то достиг, - это гораздо более ценно, чем пробившиеся в звезды провинциалы. Вы посмотрите, кто из популярных людей где родился и откуда приехал. Москвичей - очень мало.
- Вы относитесь к себе как к маститому актеру?
- (Вздыхает.) Каждая новая роль - экзамен, и актер постоянно должен доказывать, что он не верблюд. Хотя уже доказал это сотни раз! Но парадокс нашей профессии в том, что чем больше ты преуспел - тем меньше прав у тебя на ошибку.
- Если вас не устраивает игра партнера, вы ему об этом скажете или промолчите?
- Нельзя говорить партнеру: "Братец, ты все не так делаешь. Наверное, ты дурак". Если ты не вышел на открытый конфликт - надо уметь мягко объяснять человеку, что он со своей колокольни не видит, не слышит ну и так далее.
- У вас часто бывают конфликты?
- Бывают. И я тогда говорю человеку: "Это твоя жизнь и твоя роль. Делай все что хочешь и со своей жизнью, и со своей ролью". А вот чтобы предупредить конфликты - важно перед началом репетиций или съемок понять, какая будет компания. С кем придется работать.
- Это так важно?
- Еще как! Театр и кино - ансамблевое искусство. Без компании там ничего не сделаешь. Но талантливому человеку я готов простить все - даже то, что он в жизни негодяй.
- Простить негодяя? Разве талант так дорого стоит?
- В жизненной ситуации я его не прощу. А в творчестве - смирюсь. Ну вредный он человек, но с ним интересно работать, и он делает свое дело замечательно.
- Довольно циничный подход к людям
- Какой же это цинизм? Это работа.
- Недавно вы играли в оратории Артюра Онеггера "Жанна д`Арк на костре" вместе с Фанни Ардан. Руководил проектом Владимир Спиваков, режиссировал - Кирилл Серебренников. Все монологи российские актеры говорили на французском языке. Как вы с этим справились?
- Когда-то я учился в спецшколе, изучал французский Подзабыл кое-что, но когда был во Франции, меня понимали. Если б я не знал языка, я бы не ввязался во всю эту историю.
- А Фанни Ардан стремилась понять "ломаный" французский наших актеров?
- Разумеется, она очень старалась нас понять и услышать. Со второго дня она уже все сообразила и перестала пользоваться переводчиком.
- Вы общались с ней на посторонние темы?
- Только по делу. И только в репетиционном процессе.
- Говорят, Владимир Спиваков посоветовал ей много плакать на сцене, чтобы произвести больший эффект на отечественную аудиторию?
- Нет, Спиваков ей сказал другое: грызи ногти. Потому что в жизни она постоянно грызет ногти, особенно когда волнуется Она вся совершенно искусанная (смеется). Вот эту деталь Спиваков очень точно "надел" на образ Ардан. Ей ведь нужно было играть девочку, а она зрелая женщина. Но как только Фанни начинала грызть ногти - все вставало на свои места.
Ну а вообще у Ардан отвратительно маленький театральный опыт. Это, конечно же, не театральная актриса. Пока (Смеется.) Если она продолжит, как мне обещала, заниматься театральным делом, то благодаря ее большому киношному опыту, ее интеллекту и таланту - она и эту профессию освоит.
- Если бы не вы, не ваш мужской шарм и изысканный аристократизм - думаю, Ардан на сцене было бы весьма одиноко.
- Ну, не знаю, может быть, с Депардье ей было бы тоже неплохо (Смеется.)
- Скажите честно, вы играли в спектакле или своей колоритной фигурой создавали общий атмосферный фон для комфортного существования Фанни Ардан?
- Я играл. Играл попытку облегчить смерть Жанне д`Арк, пока не убедился, что эта девочка не нуждается ни в чьей помощи.
- У вас было много совместных репетиций с Ардан?
- Нет. Дня три
- Это прихоть звезды - появиться всего за три дня до премьеры?
- Нет. У нее просто не было другой возможности. Она до этого репетировала в Париже со Спиваковым, он ее натаскивал очень долго.
- Вы комплексовали, играя с Ардан?
- Нет. Я знал, что это для меня событие, но не ах какое. Разве это можно сравнить с "Отелло"? Или с "Лесом"? Что тут было задействовано - память и опыт. Конечно, было интересно. Но в процессе репетиций я постоянно приговаривал: "Никогда больше. Только на русском и только в театре или кино. Никаких ораторий".
- А как вела себя Ардан?
- Она как осиновый лист дрожала, боялась как заяц! И тоже ходила и все время приговаривала "мерд, мерд, мерд", то есть "дерьмо, дерьмо"... (Смеется.)
Но вот когда спектакли закончились, стало жалко
- Неужели так втянулись?
- Да я после первого же спектакля сказал: "Все, ухожу в оперу!", потому что столько цветов даже Элина Быстрицкая в лучшие годы не получала! А какие в опере поклоны! Какие долгие аплодисменты! (Смеется.) Какие громкие крики "браво"!
- Отношения с Фанни Ардан как-то продолжаются?
- Все почему-то считают, что я должен с ней общаться. Мы недавно ездили в Париж, и меня друг спрашивает: "Ты будешь Фанни звонить?" Куда? У меня нет даже ее телефона Всем кажется, что это странно. Даже мне иногда так кажется - ведь мог бы! Но с другой стороны - зачем?
- Ну, все-таки вместе играли. Она после каждого спектакля вас особенно тепло благодарила
- Да ну сыграл вместе с Ардан, Бог мой
- Вы болели "звездной болезнью"?
- В легкой форме. Выражалось это в том, что я два или три раза куда-то опоздал и не очень стыдился по этому поводу. Когда я себя на этом поймал, то сказал: "Ну, Дима, ты "зазвездел"! И осадил себя. Опять же - я благодарен педагогам, которые говорили: как только начнет кружиться голова, вспомни пять или шесть имен гениальных актеров. Более талантливых и удачливых, чем ты, более именитых - и ты больше не на Олимпе, а на земле.
- Смерти боитесь?
- Наверное, да. Но пока рано об этом говорить?
- А смерть ваших ролей или спектаклей вас не пугает?
- Есть несколько мнений: одно, что спектакль умирает в день премьеры, а другое - что спектакль растет, развивается, стареет, а потом и умирает. Когда я играл в "Царе Федоре", у меня было ощущение, что я копошусь в вонючем трупе
- Это вы о спектакле Малого театра, который идет уже тридцать лет?
- Да. Играть в таком полумертвом спектакле - ужасно! Смысл только один - попасть в Книгу рекордов Гиннесса, потому что так долго не живут
- Я наблюдала, как вы репетируете в МХТ "Лес", и мне показалось, что вы внутренне не соглашались с тем, что хотел от вас режиссер Кирилл Серебренников. Почему вы не спорили с ним?
- Какие-то отрывки из "Леса" Кирилл поставил с американцами и хотел перенести на нашу сцену. Но это невозможно, потому что даже языковые интонации у нас и у американцев - разные. В таких случаях спорить бессмысленно, надо подолгу переубеждать режиссера, что он может быть не прав. В чем-то он уступает, в чем-то нет. Кирилл, кстати, тем и интересен, что его буйная и неукротимая фантазия - это не ультимативное задание, а предложение к действию. Сумел оправдать то, что он навыдумывал, - победа. Не сумел - вставной номер. Обычно с маститыми режиссерами трудно именно молодым артистам - мне попроще. Я уже прошел этап беспрекословного подчинения, когда работал в Малом театре. Это была школа!
Почему я с Серебренниковым не спорил? Я был воспитан педагогами так: надо слушать все замечания, а дальше отфильтровывать. Отказываться от замечаний, которые высказывает не очень умный и не очень талантливый человек, неправильно, потому что в его словах может содержаться мудрое и здравое зерно. Поэтому я слушаю всех. Но у кого-то не было моих педагогов, и его этому не научили. Соответственно, замечаний лучше не делать людям, которые не любят их выслушивать.
- А как реагируют на буйную фантазию маститых режиссеров молодые актеры?
- Ужасно. Они хлопают глазами от страха, говорят - "да, да, да...", хотя ничего не понимают А маститому возражать - опасное занятие. Он сам себе семи пядей во лбу!
- Назовите, пожалуйста, издержки популярности, с вашей точки зрения?
- С популярностью приходят такие издержки (вздыхает), как интервью
- Я бы поспорила!
- А вы попробуйте? Не получится. Потому что вы прекрасно понимаете, что никаких сокровенных вещей вам ни один нормальный человек не скажет. А кидать слова в воздух, чтобы удивить людей фактами из своей биографии, - смысла не вижу!
- Вы выбрали публичную профессию. Даже политики обязаны показываться перед электоратом "без галстука".
- Меня этому не учили.
- Традиционный вопрос для таких "любителей" интервью, как вы. А не считаете ли вы своим долгом высказаться о политической, социальной ситуации в стране? Ведь люди зачастую ценят мнение кумира выше собственного?
- Я высказывался - вырезалось все напрочь! Или так "подстригалось", что получалась "слюнявая" демагогия.
- Попробуем? Может, на сей раз ничего не вырежут?
- Я повторю то, что говорил не однажды. У нас нет пресловутой национальной идеи. Пресловутой, потому что в какой-то момент фильм "Сибирский цирюльник" был чуть ли не базовой национальной идеей. У нас нет госзаказа на производство культурных ценностей. Идут только игры продюсеров - кто во что горазд. Сначала я считал, что это равнодушие властей предержащих, а потом понял, что это замечательная, тонко спланированная тактика и политика государства, работающая на разобщенность нашего общества. На разъединение. Как только народ почувствует себя одним целым - с ним не справиться. Оранжевые революции будут происходить поочередно - от оранжевой к синей, потом к фиолетовой, к желтой и так далее Мне сейчас предлагают озвучивание фильма "Власть толпы" на Первом канале - очень умное и содержательное кино. Я отказался, потому что вся эта история направлена на одно: "Люди, не ходите в толпу. Категорически бойтесь толпы. Вот видите, там человек десять столпились? Бегите от них домой, поджав хвост". Мне не по сердцу такая государственная политика. И совсем не от равнодушия появляются "Бригады", "Бумеры" Все это запускается сознательно, с молчаливого согласия власти.
- Вы своего ребенка в толпу пустите?
- 15 лет одному и 6 другому - что им в толпе делать?
- Учиться отстаивать свои права
- А мы попадаем регулярно в толпы - елки, детские праздники, Диснейленд (Смеется.)
- Есть ли у вас надежда на позитивные изменения в социуме, в культуре? Ведь многие западные политики пророчат России полный развал.
- (Машет рукой.) Слушайте, где великий Египет, где великий Рим? Где?! А что такое современная Европа? Музей. И Америка медленно подходит к своему закату. Их время прошло. А наше еще не настало. Мы, конечно, не доживем, но когда-нибудь и Зимбабве будет сверхдержавой. Но до этого наступит время великой России!