В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пахмутова Александра: Удача - награда за смелость Назад
Пахмутова Александра: Удача - награда за смелость
9 ноября 2004 Александра Николаевна Пахмутова отметила юбилей - композитору исполняется 75 лет.
Каким огромным, мощным дарованием наделена эта маленькая, хрупкая женщина! В её музыке, а это не только песни, но и симфонии, оратории, концерты для оркестра, музыка к кинофильмам, отразилась целая эпоха в нашей истории. В день ее рождения телеканал "Культура" показал программу "Солнечная планета Александры Пахмутовой".

Её песни по-прежнему напевает вся страна. Можно ли представить себе годы оттепели без пахмутовской "Песни о тревожной молодости"? Или вообразить Московскую Олимпиаду без мелодии об улетающем в высокое небо медвежонке Мише? А не с "Надеждой" ли ассоциируется теплый, проникновенный голос Анны Герман?

Искусство Пахмутовой полно любви к людям. Они с Николаем Николаевичем Добронравовым - бессменным соавтором-поэтом и по совместительству супругом - часто повторяют мысль Сент-Экзюпери: "Любить - не значит смотреть друг на друга. Любить - значит смотреть в одном направлении".

Песни Александры Пахмутовой облетали мгновенно всю страну, приходили в каждый дом. Люди сразу почувствовали в них созвучное себе начало, признали их своими и запели как свои собственные, порой даже и не зная имени сочинителя. В одном была непререкаемая уверенность: автор живёт рядом, теми же, как все, заботами, тревогами и ожиданиями, и его биография начиналась так же, как и у множества сверстников композитора.

Родившаяся в поселке у Сталинграда (ныне - часть Волгограда), Аля детским взором видела жесточайшие, разрушительные бомбёжки своего города, не сдавшегося фашистам, запомнила долгий путь эвакуированных мирных жителей - с Волги в Казахстан - и дорогу обратно в родные места.

А потом была Москва, с которой, по сути, связана вся жизнь Александры Николаевны. Здесь она в середине войны в 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу для одарённых детей, затем окончила Московскую государственную консерваторию.

Среди сочинений Александры Пахмутовой: симфонические произведения - "Русская сюита", "Ода на зажжение огня", кантаты и оратории - "Василий Теркин", "Прекрасная, как молодость, страна", балет "Озаренность".

Пахмутовой написано около 400 песен, среди которых "Главное, ребята, сердцем не стареть!", "Старый клен", "Орлята учатся летать", "Нежность", "Созвездие Гагарина", "Трус не играет в хоккей", "Беловежская пуща", "До свиданья, Москва!" (прощальная песня Олимпиады-80), "Виноградная лоза", "Остаюсь", "Люби меня", "Русский вальс" (1992) и многие другие.

Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: "Семья Ульяновых", "Девчата", "Жили-были старик со старухой", "Три тополя на Плющихе", "Закрытие сезона", "Моя любовь на третьем курсе", "Полынь - трава горькая", "Баллада о спорте", "О спорт, - ты мир!" (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам "Битва за Москву", "Сын за отца".

Жанр песни занимает особое, можно сказать, исключительное место в творчестве Александры Пахмутовой. У нее своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В ее песнях есть та мелодическая "изюминка", которая, как заметил Евгений Светланов, "сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании". Все партитуры своих песен она всегда пишет сама - будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или компьютер. Пахмутова писала: "Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, как будет развиваться ее тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - все это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ".

Михаил Плетнев, пианист, дирижер, композитор:
"Музыка Пахмутовой - хорошая. Для кого-то слишком простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Это может быть мелодия из нескольких звуков - как шубертовская "Форель"
Точно так же услышала "звучание времени" Пахмутова. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. Как разнообразны ее песни: есть напористые, есть по-детски прозрачные, есть похожие на народные ("Ненаглядный мой"), есть лирические ("Нежность"), есть даже написанные на экологическую тему ("Раненая птица").
А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, "Битлз": богаче фантазия, совершеннее форма. Когда езжу за рубеж - в Америку, Германию, - друзья обычно просят поиграть им ее или, допустим, Дунаевского
По-моему, это ответ тем, кто считает творчество Пахмутовой устаревшим, даже (приходилось слышать и такое) политически вредным. Дескать, она творила при прежней власти, вместо того чтобы с ней бороться. По этой логике коммунисты должны были бы запретить Чайковского: монархист! Да и Бетховена тоже - симфонии писал, когда надо было с оружием в руках бороться против австрийского самодержавия Какая чушь, разве можно так вульгаризировать суть искусства?
Но могу предположить, почему Пахмутову сегодня "ревнуют". Есть среди художников такие, которые способны говорить с грандиозными массами. Например, Бетховен, Шостакович. Не все великие обладают подобным даром - скажем, Скрябин, его язык слишком элитарен.
Пахмутова может говорить с самой обширной аудиторией".

Александра Николаевна Пахмутова - Народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда (1990). Ее именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в городе Цинциннати (США) малая планета N 1889.

09.11.2004

www.tvkultura.ru

Док. 517774
Перв. публик.: 09.11.04
Последн. ред.: 10.11.08
Число обращений: 179

  • Пахмутова Александра Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``