В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Царьков: Тверской нотариат ждут перемены Назад
Андрей Царьков: Тверской нотариат ждут перемены
Впрочем, организационные перемены в Нотариальной Палате Тверской области уже произошли. 29 июня 2007 года на общем собрании Палаты избран на следующие два года новый президент Нотариальной Палаты Тверской области. Им стала Богданова Наталия Григорьевна, которая согласилась дать нам интервью:

- Начнем с простого вопроса: "Почему вы согласились стать президентом Нотариальной Палаты Тверской области?".

- На самом деле решение далось не легко. Просто не смогла отказать, когда предложили баллотироваться на должность президента Палаты. Прежний президент - Морозова Елена Николаевна - не изъявила желания вновь избираться на эту не простую должность.

Работа президента Палаты мне не нова. Я уже была президентом Нотариальной Палаты Тверской области два срока по одному году в 1997-1998 годах (сейчас срок полномочий увеличен до двух лет). Но тогда и сейчас - две большие разницы. Условия работы сильно отличались от современных, меньше было самих нотариусов, еще существовал государственный нотариат с его спецификой и сами нотариальные действия, особенно их структура, также были несколько другими.

Еще почему сложно? Президент - громкое название, но высокая ответственность. Это не освобожденная должность. То есть свою работу мне приходится делать без оглядки на президентство. К тому же, как показывает практика работы президентов региональных нотариальных палат в разных регионах России, самыми лучшими президентами оказываются те, кто пришел в нотариат из органов юстиции, с комсомольской работы и так далее. Я же всю жизнь работаю нотариусом, поэтому, возможно, что-то упускаю в руководящей деятельности.

- В чем разница в работе президента Нотариальной Палаты Тверской области в 90-х годах прошлого века и сейчас?

- В конце прошлого века действовали две системы нотариата - работали государственные и частнопрактикующие нотариусы. Что не могло не вызывать сложности, в том числе в формировании единообразной практики совершения нотариальных действий.

Затем постепенно государственный нотариат просто прекратили финансировать. И постепенно образовался единый нотариат, полностью организованный в единую саморегулирующую региональную организацию - Нотариальную Палату Тверской области.

Увеличилось количество нотариусов - с 28 до 79. И если раньше процесс увеличения частнопрактикующих нотариусов шел постепенно, мы хорошо знали друг друга, даже, можно сказать, "всю подноготную", то сейчас появляются совершенно новые лица. В результате состав Нотариальной палаты Тверской области довольно неоднородный по стажу работы и уровню квалификации нотариусов. Это проблема, которую нам придется решать. Например, путем повышения квалификации за счет средств Палаты. Так, мы больше стали посылать нотариусов на учебу в Москву и Санкт-Петербург. Однако, хочу сразу оговориться. Речь идет не о низком уровне квалификации отдельных нотариусов. В нашей системе просто невозможно не только работать, но даже стать нотариусом при низких профессиональных навыках. Претендент на должность нотариуса при проблемах с квалификацией не сдаст квалификационный экзамен. Но, образно говоря, поднять уровень квалификации новых частнопрактикующих нотариусов до уровня наиболее квалифицированных нотариусов - наша ближайшая задача.

К тому же следует учитывать, что при известном мнении о нотариате как довольно стабильном и консервативном виде деятельности, нам приходится постоянно следить за изменениями в законодательстве. Быть - смело могу заявить - на передовом крае правоприменения законодательства. Случается, новый закон только вступил в силу, и сразу нам приходится нотариальные действия обращающихся к нам граждан и юридических лиц совершать по новым нормам права. И гораздо позже, если возникает спор, правоприменение происходит в суде. Поэтому постоянное повышение квалификации всех действующих нотариусов - постоянная забота и головная боль не только каждого нотариуса в отдельности, но и президента Нотариальной Палаты Тверской области.

- И все же. Нотариусы разные. Места их офисов размещены неравномерно по числу проживающих рядом жителей и по наличию оживленных транспортных магистралей. А доход складывается от количества совершаемых нотариальных действий и сумм, получаемых с каждого такого действия. То есть нотариусы изначально находятся в неравных условиях.

- Мы работаем на принципе самофинансирования. Это непросто. Ведь частнопрактикующий нотариус все же не предприниматель. Есть исчерпывающий перечень действий, которые нотариус может совершать. Тарифы на нотариальные действия устанавливаются государством. То есть вся наша деятельность регулируема. Но, действительно, в округе одного нотариуса совершается 20 тысяч нотариальных действий в год, а у другого нотариуса - только две тысячи. Это трудно выровнять, трудно или невозможно регулировать. Поэтому мы серьезно озабочены критериями оценки необходимого количества нотариусов в зависимости от тех или иных показателей. Сейчас предлагают считать от количества проживающих на обслуживаемой территории жителей. Но, согласитесь, например, 10 тысяч жителей в Кесовогорском районе - совсем не те же 10 тысяч жителей в городе Торжке или в Твери.

А свой офис нотариус обязан иметь, оборудовать и содержать на собственные средства. Если средств не хватает, мы можем за счет средств палаты помочь материально. Можем давать внутренние ссуды, которые возвращаются с полученного дохода за совершение нотариальных действий.

Существует и проблема в целом для всей нотариальной палаты - отсутствие собственного помещения. Сейчас мы арендуем помещения, где размещается аппарат НПТО. И когда нотариусов было немного, и сам аппарат был меньше, проблема аренды помещения была не столь актуальна, так как покупать помещение для двух-трех человек аппарата нерационально. Да и материально мы не могли себе этого позволить.

Сегодня ситуация изменилась. Палата содержится за счет средств, отчисляемых каждым нотариусом, число которых, как я говорила выше, увеличилось. Увеличился аппарат управления палатой. И нам бы хотелось меньше зависеть от арендной платы и собственника арендуемого помещения, который, в общем-то, может и смениться. Тогда куда мы пойдем?

То есть вопрос собственного помещения палаты назрел. Ищем варианты. Их много, но пока не нашли устраивающего нас во всех отношениях. Проблемы обычно процедурного характера. Или продавец не хочет безналичную оплату, требует наличные денежные средства. Или же продавец не хочет показывать всю сумму. А нотариусы просто не могут иметь "серый" или "черный" нал. К тому же покупаемое помещение должно быть "чистым" от иных собственников и обременений, уже переведенным в нежилое помещение. Тем не менее, не смотря на все сложности, мы планируем в течение полугода данную проблему решить.

- Учитывая проблемы, которые вы на посту президента Нотариальной Палаты Тверской области планируете решить, видимо, выбор нотариального сообщества был осознанный?

- Не мне судить. Но, к слову, при избрании было всего два голоса против. Это довольно неплохой показатель. А что до проблем - их у нас ожидается еще больше в свете вступления в силу с 1 января 2008 года ряда положений федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Все дело в том, что по данному закону совершение значительной части нотариальных по сути действий передается на уровень местного самоуправления - в поселения. Но ведь четко не определены лица, которые однозначно могут совершать такие действия. У нотариусов же четко определен круг лиц, которые могут совершать нотариальные действия, есть региональный реестр. А в поселениях такого перечня, реестра нет. И никто данной проблемой не озабочен.

Также данный закон оставил за рамками вопросы осуществления контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, а это, в свою очередь, неминуемо породит проблемы при работе с документами, оформляемыми должностными лицами. Для сравнения: деятельность нотариусов контролируется как минимум на нескольких уровнях - контроль внутрипрофессиональный, контроль органов Управления федеральной регистрационной службы (УФРС) в рамках имеющихся полномочий, судебный контроль и контроль со стороны налоговых органов.

С другой же стороны - передача таких полномочий в поселения по нашим расчетам может привести в отдельных нотариальных округах к сокращению объема совершаемых нотариальных действий на 70-80 процентов! Как в них нотариусы будут осуществлять самофинансирование при сокращении дохода - не понятно. И вновь никто, кроме нотариусов, этим не озабочен.

То есть проблема определения количества нотариусов в нотариальном округе - острейшая для нотариусов. С одной стороны, нотариальное обслуживание должно быть доступным для всего населения. Ведь основная наша задача, то, для чего мы существуем - защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

С другой стороны, непродуманные решения в этой области могут привести к исчезновению самих "защитников". Вот пример Томска. Увеличили количество нотариальных должностей в городе почти вдвое. Провели конкурсы на замещение должностей, на которые подали документы нотариусы из районов области. В итоге все должности в Томске оказались занятыми, а ряд районов области оказались без нотариусов.

В подходе к данной проблеме ото всех сторон, вовлеченных в процесс, и от нотариусов, и от органов ФРС, и от Законодательных органов, потребуется ювелирная точность, продуманность и взвешенность принимаемых решений.

- Насколько правильной оказалась созданная структура Нотариальной Палаты Тверской области?

- Схема саморегулируемых организаций, по которой созданы все региональные нотариальные палаты и Федеральная нотариальная палата, оказалась очень жизнеспособной. Аналогично организованы и адвокаты. На федеральном уровне наш опыт получил должную оценку. Поэтому государство теперь организует по такому же принципу риэлтеров, оценщиков, арбитражных управляющих. Это тоже саморегулируемые профессиональные сообщества.

Показательно и то, что за время существования Нотариальной Палаты Тверской области нас не потрясали какие-то скандалы, громкие дела и так далее. То есть, и сама структура себя зарекомендовала, и состав нотариусов оказался достаточно мудрым и профессиональным. Ведь квалификация квалификацией, но нам надо еще быть и психологами в общении с людьми.

Как бы работала Нотариальная Палата Тверской области, имея другую организационную структуру - не берусь судить.

- Какие из совершаемых нотариальных действий вы представляете как наиболее ответственные и сложные?

- Безусловно, это все связанное с наследственным правом. Долгое время наследование оформлялось только государственными нотариусами. Когда же оформление наследования передали частнопрактикующим нотариусам, помню, как мы изучали законодательство и сложившуюся нотариальную практику, распределяли между нотариусами буквы, на которые начинаются фамилии умерших лиц, наследство от которых оформлялось, вникали в тонкости судебной практики по спорам о наследовании. Было трудно, не скрою, но интересно.

Мы пошли по пути, когда все нотариусы ведут наследственные дела. Это довольно непросто. Причем наследственное право постоянно меняется. Меняется и состав наследства. Так, раньше наследовали разве что частный дом, автомобиль, да счет в банке. Теперь же наследуют еще, например, самолеты и предприятия, яхты и пакеты акций, земельные и имущественные паи.

Сразу ощутимо возрос объем работы и ее сложность. Необходимость оформлять наследство повлекло за собой увеличение штатов нотариальных контор частнопрактикующих нотариусов, причем сразу возникла нужда в высококвалифицированных кадрах, в увеличении архивных площадей.

Психологическая нагрузка увеличилась. Нотариус - он и по определению немного психолог. А тут уже приходится иногда быть немного психотерапевтом, так как зачастую люди обращаются к нам в состоянии стресса в связи со смертью родственников, важно дать им выговориться, иногда и успокоить И при этом суметь разъяснить, донести до них не самые простые моменты законодательства о наследовании

Кстати, у населения, насмотревшегося иностранных фильмов и сериалов, как правило, американского производства, возникают обоснованные вопросы по поиску наследственной массы или по поиску наследников. Скажу сразу: у российских нотариусов нет обязанности разыскивать наследников. Конечно, в соответствии с Основами законодательства о нотариате, нотариус будет оказывать содействие обратившимся к нему лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, и сделает в этом плане все, что от него зависит.

Однако эти процедуры несопоставимы с теми, которые в аналогичных ситуациях производят нотариусы в некоторых зарубежных государствах. Но здесь стоит подчеркнуть, что оформление наследства в большинстве западных стран - процедура долгая и, ох какая, недешевая

У нас же, как это ни печально, ведение наследственных дел для нотариуса убыточно. Установленный Налоговым кодексом РФ размер тарифов за выдачу свидетельств о праве на наследство - 0,3 процента и 0,6 процента от оценки, по-видимому, предусматривал рыночную оценку наследства. Однако рыночная оценка наследства в нашей стране не состоялась, а тариф - остался. У каждого нотариуса имеются свидетельства о праве на наследство, тариф за выдачу составляет 18 рублей, 41 рубль и так далее А то и 0 рублей 40 копеек. К тому же многие виды наследства и вовсе переходят к наследникам на льготных основаниях

Вот и получается, что оформление наследственных прав граждан - интересный и сложнейший раздел нотариальной работы - "содержится" за счет других, более "рентабельных" нотариальных действий.

- Ваша программа на два года президентства.

- Я упомянула о покупке собственного помещения для Нотариальной Палаты Тверской области, об обучении и повышении квалификации нотариусов и сглаживании разницы в квалификации нотариусов, о продолжении взаимодействия с органами власти по определению оптимального количества нотариусов.

Также будет продолжена работа по реализации 131-го федерального закона, разработке методик, при которых не пострадали бы и сами нотариусы, и граждане, которые будут приходить к руководителям поселений по своим вопросам и совершать нотариальные действия.

Мы сотрудничаем с Тверским государственным университетом по вопросам гражданского права, будем продолжать сотрудничать с судьями. Дело в том, что нам не хватает теоретической и практической базы в нашей деятельности.

А почему так происходит? Законодательство по нотариату в России действует с 1993 года. То, что оно действует столь долго, говорит и о качестве закона, и о практике его применения. Ничего сколько-нибудь глобально серьезного, конфликтного и скандального в нотариальной деятельности за этот период не произошло. Даже судов по нотариату немного.

Но и сам закон о нотариате, и практика по его применению страдают от того, что недостаточно или даже плохо прописаны процессуальные нормы по применению закона. Речь идет о пресловутом "механизме реализации". Поэтому отдельные методики мы разрабатываем сами, в Палате. Активно участвуем в работе координационно-методических советов Центрального и Северо-Западного федеральных округов, работаем с законодателями, с Федеральной нотариальной палатой. Эту часть своей работы по совершенствованию законодательства о нотариате и методик нашей деятельности считаю также очень важной.

Все сказанное выше однозначно указывает, что нотариат является достаточно динамичной сферой деятельности, от которой зависит в бизнесе и в частной жизни немало. Поэтому у президента Нотариальной Палаты Тверской области всегда будет достаточно работы, среди которой - и об этом, наверное, не стоит говорить подробно - и обычная каждодневная работа по управлению нотариальным сообществом Тверской области.

www.tsarkov.grafportal.ru

31 июля 2007 года (Вариант статьи впервые опубликован в газете "Тверские ведомости" 10 августа 2007 года)

Статья перепечатана в федеральном издании "Нотариальный вестник" в сентябре 2007 года.

Док. 518558
Перв. публик.: 31.07.07
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 105

  • Царьков Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``