В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Салуцкий. `Телеозавр. `Времена` безвременья` Назад
Анатолий Салуцкий. `Телеозавр. `Времена` безвременья`
Менее всего хотелось бы мне, чтобы эти заметки кто-либо, в том числе сам Познер, воспринял как некий выпад персонально против телеведущего Владимира Познера. Проблема гораздо масштабнее и сложнее, вопрос значительно шире, нежели какие бы то ни было личностные промахи; речь идёт о сущностных пороках нашего современного телевещания в целом, не только, кстати, политического. И дело не в том, что Познер служит как бы одним из символов нашего ТВ, а его программа самим своим названием - "Времена" - претендует на обобщения по части нынешней российской действительности. Обращает на себя внимание сам метод, посредством которого Познер пытается воздействовать на общественное мнение, в связи с чем возникает вопрос о роли нашего ТВ как такового. При этом нелишне сразу заметить, что никаких политических претензий лично у меня к Познеру нет, он последовательный либерал, либеральным взглядом оценивает всё происходящее, и это его право. На этот счёт недоумения можно адресовать руководству Первого канала: почему бы не уравновесить программу либерала Познера какой-то другой, аналогичной, но более государственнической передачей? Это было бы даже интересно, возник бы дух состязательности.

Но метод, метод Познера, который вторгается в слои российской ментальности, лежащие гораздо глубже политических восприятий, - вот в чём дело! Намеренно или неосознанно Познер ведёт целенаправленную разрушительную работу против самих основ русской цивилизации, взращённой, как известно, на культурно-историческом опыте многих народов, в разные века и даже тысячелетия населявших просторы современной России, - от древневосточного туранского элемента (надеюсь, Познер, претендующий на заглавные телевизионно-политические роли, читал Николая Трубецкого) до скифов и монголов. Эта цивилизация нашла своё законченное воплощение в православной традиции, которая именно в России, в восточном христианстве показала своё изумительное умение дружески соседствовать с исламским миром, что не далось христианству западному. Здесь-то, в сфере подсознательных религиозных чувствований, и лежит отправная точка разрушительного метода Владимира Познера.

Крещёный в католичестве, по воспитанию и восприятию мира так называемый фаустовский экономический человек, Познер интуитивно не приемлет сами основы православной цивилизации, - не веры, а именно цивилизации! - но, не понимая сути своего постоянного раздражения "странностями" России, неосознанно переводит вероучительские разногласия в плоскость межнациональных конфликтов, к которым возвращается до навязчивости часто.

Монополизировать телеэкран, полностью отдавая его в руки человека, пусть по непониманию, по незнанию, по своей необразованности, наконец, разрушительно влияющего на веками складывавшийся российский образ мыслей, негоже.

Конечно, реальное влияние телепередач Познера преувеличивать не следует, у большинства рядовых телезрителей его подходы вызывают раздражение - именно потому, что люди чувствуют в них чуждый их ментальности дух. Но в данном случае речь идёт о вопросах принципиального свойства: какова сегодня вообще роль нашего телевидения? какие духовные ценности оно склонно пропагандировать? почему на нашем ТВ неоправданно велика доля телеведущих, демонстративно заявляющих о своей приверженности заповедям западной цивилизации и даже откровенно противопоставляющих якобы скромные запросы протестантизма роскоши православных храмов? Кстати, это противопоставление, прозвучавшее, как ни парадоксально, на канале "Культура", насквозь лживо, фальшиво и более того - провокационно, ибо именно протестантизм общеизвестен своим меркантильным духом, своей склонностью к рациональному накопительству (читайте Макса Вебера!), а пышная обрядовая сторона православия, наоборот, подчёркивает устремлённость восточного христианства к духовным исканиям, но не к стяжанию земных благ. Впрочем, это разговор особый

Что же касается Познера, то его излюбленный приём хорошо известен: при рассмотрении российских проблем он постоянно и навязчиво ссылается на западный опыт. Но такой подход сегодня не только некорректен - он, говоря по-западному же, нарушает правила политкорректности, и весьма грубо. Здесь нет необходимости разъяснять, что исторические и политические пути России в ХХ веке не позволяют корить её - а Познер именно и непрестанно корит Россию! - позитивным опытом Запада. (Хотя этот позитивный опыт по многим причинам уже в XXI веке может обернуться негативом.) Но дело в том, что телеведущий программы "Времена" порой переходит все границы приличия. Так, в частности, случилось при обсуждении острейшей и больной для современной России проблемы бедности: Познер позволил себе реплику, за которую на Западе, так хорошо ему известном, его бы немедленно попросили с телеэкрана. Он фривольно пошутил: "Бедность не порок, но большое свинство". А в другой передаче наставлял Россию каким-то французским телефильмом, где история Франции показана без прикрас, и мечтал о таких временах, когда и в России перестанут скрывать "тёмные пятна" истории в интересах общественного покаяния. Но полноте! Неужели Владимир Познер уже позабыл, сколько грязи вылили на Россию в переломные позднесоветские и постперестроечные годы? В тот период была предпринята целенаправленная и очень мощная атака на историческую память народа, а прошлое нашей страны представляли исключительно цепью неудач, несуразностей, дикости и мракобесия. Неужто и этого оказалось мало, а потому Познер требует новых самобичеваний, национальных унижений и покаяний?Откровенно говоря, человеку, далёкому от тайной кухни нашего телевидения, трудно оценить, какую роль играет на ней программа "Времена": это камертон, по которому настраивают свою тональность другие телеведущие, или же, наоборот, Познер сам чутко улавливает общую линию, преобладающую тенденцию информационно-аналитического вещания.

Но это в конце концов не имеет значения. Важнее обратить внимание на то, что "Времена", как, впрочем, и другие аналитические ток-шоу, непомерно большое значение стали уделять темам, которые, казалось бы, отзвучали ещё на переломе 80-х и 90-х годов прошлого века, раскалывая общество. На экране вновь сталкиваются мнения относительно роли Сталина, реанимирована дискуссия о выносе тела Ленина из Мавзолея, хотя власть в лице президента мудро решила оставить этот вопрос на усмотрение потомков. Такой возврат к раскольнической перестроечной тематике представляется не случайным: во-первых, он соответствует последовательно проводимой телевидением линии на воспрепятствование консолидации общества, а во-вторых, в такого рода спорах Познер чувствует себя гораздо увереннее, чем при анализе реальных сегодняшних проблем.

Впрочем, тот порочный метод, который он использует, настойчиво навязывая российским телезрителям западные стандарты мышления и нравственные ценности иной культурно-религиозной среды, вовсе и не требует от Познера углублённого постижения российских "болей и обид". Поражает другое: маститый телеведущий, похоже, даже не осознаёт, что играет по меньшей мере странную, негативную по отношению к "стране пребывания" роль, объясняя критику в его адрес кознями политических врагов или экранных (скорее заэкранных, закулисных) конкурентов. Он действительно малообразован в тех фундаментальных религиозно-философских вопросах, которые сегодня, в условиях демократии и при начавшемся возрождении России, выходят на передний план. Он целиком погряз в политических противостояниях недавнего прошлого, которые вынесли его на гребень телевизионной волны, едет в карете этого прошлого и, как всё наше телевидение, чем дальше, тем больше отстаёт от мчащегося вперёд экспресса жизни. Именно в этом смысле Владимир Познер стал сегодня особенно впечатляющим символом нашего ТВ.

Выше я использовал необычный и, возможно, обидный для Познера термин - "страна пребывания". Однако обижаться не на что: он сам заявил в связи со своим 70-летием, что в настоящее время находится в России потому, что здесь ему хорошо работается. Но если ситуация изменится, он уедет в какую-либо другую страну и будет работать там - профессионалу-то не привыкать, где на хлеб с маслом зарабатывать? А в другом интервью сообщил, что желает быть захороненным в Калифорнии, на пути из Сан-Франциско в Лос-Анджелесе, у скалы на берегу Тихого океана. Опять-таки, не те ныне времена, чтобы укорять Познера за такие жизненные установки, тем более высказанные открыто, публично и вдобавок письменно. Но, во-первых, как здесь не вспомнить Пушкина:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

А во-вторых, можно ли не принимать такие установки во внимание при оценке роли Познера на российском телевидении? Человек мира, он всего лишь профессионал. Но сфера пропаганды - а Познер выступает именно в роли пропагандиста, причём очень активного, я бы сказал, заядлого! - кардинально отличается от сферы бизнеса, где знание мировых рыночных правил является решающим фактором. В пропаганде, в духовной сфере вообще все цивилизованные страны тщательно оберегают свои традиции и ментальность своего народа от чуждых веяний и влияний - даже Франция, и та исторически сторонится чрезмерного вторжения британских новаций. Что уж тут говорить об историческом культурно-нравственном противостоянии православия и католицизма, которое в России издавна приняло характер дискуссии между славянофилами и западниками о путях развития страны.

Да, это давний русский спор, не завершённый и поныне. Но в том и беда, что Владимир Познер не только избегает этого спора, но активно противодействует ему, предпочитая безальтернативно навязывать одну-единственную точку зрения. Однако в демократическом обществе так поступать негоже, по крупному счёту это даже непрофессионально. В этом и сказываются с каждым днём устаревающие политизированные подходы Познера и всего нашего телевидения, которые возобладали в период приснопамятных 90-х годов. Как известно, один из самых влиятельных олигархов, формировавший эти подходы, наконец прозрел, дав весьма нелицеприятную оценку минувшему десятилетию. И оставляя в стороне причины, побудившие его к покаянным письмам, невозможно не обратить внимание на то, что "подельники" этого олигарха по 90-м годам дружно отвергли его предложение, заявив, что им каяться не в чем.

Однако слово сказано, и слово очень веское - независимо, повторяю, от причин, по которым оно произнесено. Более того, оно звучит как приговор, а главное, подтверждает, что очередная в истории России крупномасштабная атака западной цивилизации на духовно-нравственные основы и православной, и мусульманской цивилизаций, соседствующих на просторах и в пределах нашей страны, снова провалилась. Хотя Познер очень любит повторять издевательски-оскорбительную для народа прибаутку о том, что "пипл хавает", на самом деле эта ситуация, при которой Познеру хорошо работалось в России, в последние годы заметно изменилась. И не пора ли всё-таки и Владимиру Познеру, и всему нашему телевидению прекратить безальтернативное навязывание западных духовных ценностей и занять более взвешенную позицию по вопросам, затрагивающим глубинные пласты народного самосознания?



http://www.za-nauku.ru/
http://www.asalutsky.ru/

Док. 518968
Перв. публик.: 13.10.08
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 12

  • Салуцкий Анатолий Самуилович
  • Познер Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``