В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Салуцкий. Нравственность неделима Назад
Анатолий Салуцкий. Нравственность неделима
Почти пятнадцать лет назад на собрании общественности в Доме кино некий и поныне витийствующий политолог, излагая теорию безбрежных и самоценных прав человека, коснувшись при этом вопросов веры, предложил новую концепцию развития России. По его словам, число верующих в стране возрастает, но численность христиан вообще нарастает быстрее, нежели численность православных. И если православные тяготеют к традиционным ценностям государства, если для них служба в армии является нравственным долгом, то христиане вообще гораздо более демократичны, более свободны, их волнуют прежде всего права личности. Таким образом, за счет неизбежного разрастания слоя христиан вообще наше общество будет всё более демократизироваться.

Почти пятнадцать лет назад на собрании общественности в Доме кино некий и поныне витийствующий политолог, излагая теорию безбрежных и самоценных прав человека, коснувшись при этом вопросов веры, предложил новую концепцию развития России. По его словам, число верующих в стране возрастает, но численность христиан вообще нарастает быстрее, нежели численность православных. И если православные тяготеют к традиционным ценностям государства, если для них служба в армии является нравственным долгом, то христиане вообще гораздо более демократичны, более свободны, их волнуют прежде всего права личности. Таким образом, за счет неизбежного разрастания слоя христиан вообще наше общество будет всё более демократизироваться.

Видимо, нет необходимости рас-шифровывать лукавое понятие "христиане вообще", пущенное в оборот в те переломные дни. Важнее, мне кажется, понять, что сразу после крушения коммунизма народу нашему, долгие десятилетия пребывавшему в невежестве богоотставленности, под видом возвращения христианских святынь явно пытались подбросить иной, западный символ веры, превратив церковь всего лишь в подобие этнографического музея с масляными блинами.

Вот с чего лихо начинали переустроители российской жизни.

Но Русская православная церковь, несмотря на жестокие потери в годы атеизма, проявила огромную жизнеспособность и окрепла. События развивались совсем не по тому сценарию, какой рисовал на заре новой России либеральный политолог. И сегодня мы видим, что не: власть, а именно Всемирный Русский народный Собор поднял самую главную для наших дней проблему, вмещающую в себя все боли и неурядицы России, проблему, которая в буквальном смысле двумя словами объемлет все наши тревоги:

- Нравственность неделима!

Именно этот канонический постулат, провозглашенный митрополитом Кириллом, сегодня можно считать предтечей или прообразом национальной идеи, в которой нуждается Россия. Постараюсь ответить на вопрос, почему всероссийское, всеобщее провозглашение нравственности неделимой становится сегодня камнем, поставленным во главу угла.

В 90-е годы, когда чередой тянулись окаянные дни, были нанесены тяжелейшие удары по трём главным ипостасям нашего Отечества - по государству, народу и обществу. Сегодня мы не вправе не замечать, что государство Российское заметно укрепилось, угроза распада миновала, усиление России, её сосредоточение приносят радость нашим друзьям, досадливо огорчая недругов. Однако народу не стало легче. А что касается общества, то оно ещё более раскололось, на смену объяснимому в эпоху перемен политическому расколу пришёл гораздо более болезненный раскол - нравственный. Власть, словно намеренно, отказалась от консолидации общества. Через; законы и СМИ потворствует разложению нравов, поношению чувств верующих, не осознавая, что отвратительные случаи ксенофобии, возмущающие общественность, становятся прямым следствием небрежения власти к укреплению моральных устоев в целом.

Нравственность неделима!

Заявление на этот счет, прозвучавшее на Всемирном Русском Народном Соборе, - это словно гулкий, отовсюду слышный звук побудочного рельса, который должен пробудить во властях предержащих ответственность за нравственное состояние общества, народа.

Гражданское общество как таковое - важнейший институт воздействия граждан на власть, и религиозные организации, в том числе православная церковь, могут очень органично вписаться в это влиятельное движение. Но мы не вправе забывать, как создавалось наше гражданское общество. В "Акте о российской демократии", принятом Конгрессом США, сказано следующее (цитирую): "Благодаря осуществляемым под эгидой правительства США программам начиная с 1992 года в самой России возникли 65 тысяч неправительственных организаций, тысячи независимых органов СМИ". При этом, как гласит пункт 2.2.1.2 данного Акта, программы зарубежной помощи, финансируемые из бюджета США, должны проводиться "при сохранении за США соответствующих регулирующих и контролирующих функций".

Итак, какое же гражданское общество мы получили в наследство от 90-х годов? 65 тысяч НПО, созданных с привлечением американских средств и функционирующих под контролем США.

Поэтому, принимая Декларацию о правах и достоинствах человека, основанную на православном понимании неделимой нравственности, Собор тем самым ставит своей задачей устранить перекосы нашего гражданского общества, возникшие по вышеназванным причинам. А это дело не простое, требующее настойчивости в достижении заявленных целей. При этом речь не идёт о создании какой-то паралельной модели гражданского общества. Речь о том, чтобы интегрировать все здравые общественные силы России на уже созданной базе - ведь существует Совет при Президенте России по содействию развитию гражданского общества.

В заключение о следующем. К сожалению, в низах жизни "христиане вообще" переживают религиозный упадок. 10 сентября прошлого года в центре Нью-Йорка, на Лексингтон-авеню, я увидел у дверей протестантской церкви большую яркую афишу: "Новый джаз! Дансинг до утра!". А утро - 11 сентября, годовщина катастрофы. Весь этот день нью-йоркское телевидение зачитывало списки погибших, и мир думал, что Америка глубоко скорбит. Но, увы, на месте катастрофы собрались лишь родственники, тысяч пять, остальной Нью-Йорк жил обычной жизнью. Даже в церкви до самого утра скорбного дня продолжался дансинг.

Таково ныне западное общество, основанное на правах фаустовского стяжающего человека, не включающего нравственность в перечень добродетелей. Не будем осуждать его. Но сделаем всё возможное, чтобы жить по своим нравственным законам.




(Из выступления на секции X Всемирного Русского Народного Собора "Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд".)
http://www.asalutsky.ru/

Док. 518980
Перв. публик.: 13.10.08
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 7

  • Салуцкий Анатолий Самуилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``