В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жернова истории и знаковые вопросы Назад
Жернова истории и знаковые вопросы
Если считать, что каждое произведение писателя - это есть в какой-то мере его проявленное собственное лицо, то с полным основанием можно утверждать, что роман Анатолия Салуцкого "Из России, с любовью" (издательство "Терра" - книжный клуб) в полной мере отвечает данному определению. Ибо лицо не лицо, а нравственное и психологическое состояние его главного героя точно подходит под данное понятие. Как и все произведения А. Салуцкого, означенное произведение нацелено на определенную мысль, и эта мысль вынесена отдельным компьютерным оконцем на обложку и повторяется не однажды, как бы заранее предупреждая читателя, что ни о чем другом в романе речь и идти не может, кроме как только об этом. Автор всенепременно и решительно настаивает на том. Роман - это виртуальный дом, в котором живут люди. А уж какие они, хорошие или плохие, решать не писателю, а читателю, потому что задача творца - задать направление к размышлению. А посему читатель у романа должен быть размышляющий, жаждущий определиться в этом мире. Каждый персонаж А. Салуцкого как бы говорит нам, что, мол, хочу понять себя и прийти к мысли: что происходит вокруг меня?

А происходит то, что действительно происходит - жернова истории размалывают людские судьбы, как пшеничные зернышки! Человек, часто так бывает, сломав ногу или руку, думает, что если бы он повернул и прошелся переулком, то ничего не произошло бы. Ничего подобного, говорит нам справедливо автор, произошло то, что произошло, происходит и будет происходить. Мука из-под жерновов сыплется всегда горячая, вот и человеческая история постоянно принимает некое повышенное температурное состояние. Недавние события в России, а конкретно - в Москве, явно говорят о том. В этом горячем историческом времени и живут герои романа. Они - наши современники, обустроились на соседних улицах, в самом центре столицы, значит, мира, который всегда находился в Москве.

Не случаен и романный плацдарм, выбранный писателем для величайшего столкновения человеческих сердец, - Москва с ее старинными улочками и переулочками, старозаветная древняя столица. Все изменилось в столице за последние годы, в конце тысячелетия, кроме людей - их желаний, их устремлений жить лучше сегодня, нежели вчера. И самое главное - сохранилась у москвичей непременная вера в то, что сегодня у них хуже, нежели было вчера, а завтра будет намного лучше, чем вчера. Это самая романтическая сторона человека - вера в возможность лучшего и желание постоянно находиться в подобном состоянии и зачастую ради этой пленившей его мысли, никогда не могущей сбыться, жертвовать порою даже своей жизнью. Это душевное состояние русского человека привело его к революции семнадцатого года, а через некоторое время еще к одному историческому взлому - к девяносто первому году. И кажется, это не предел.

Сложны судьбы людские настолько, насколько сложна историческая жизнь народа. И если взять последние годы XX века, то они в полной мере нашли свое отражение в романном полотне талантливого мастера. Впервые мы имеем дело не просто с романом на ту или иную тему (любовную, историческую, бытовую или психологическую), а мы имеем дело с попыткой показать читателям события девяностых годов, то есть с еще "горячей" историей сегодняшнего дня. И по этой причине прошедшее накладывает на писателя чрезвычайную ответственность за достоверность - как концептуальную, так и за достоверность событийную, за верность детали, ведь все происходило на глазах у читателя. Точность характеристик - это смелость, которую берет на себя писатель.

Девяностые годы только кажутся нам, ввиду их недавности, простыми, незатейливыми, в общем-то неинтересными с точки зрения значимости как исторической, так и событийной. А ведь в тех событиях, которые с такой достоверностью изобразил писатель, заключена целая эпоха перехода от одних морально-нравственных векторов к совершенно противоположным, к тем, которые определяют движение и судьбы целых народов, а не одного человека. Главный персонаж романа, вокруг которого вертятся события, проверяются чувства и мысли, - Петр Вульф, русский мальчишка, выросший и воспитанный в благопристойной еврейской семье Якова Израилевича Вульфа, давшей мальчику прекрасное образование и приучивший его постоянно соотноситься с вопросами - что такое жизнь? Что такое смерть? Куда движется человечество и что такое религия, и что сильнее - воля человека или вера его? Вот в этих очерченных рамках нравственного поиска, так знакомого нам по прошлой классической русской литературе века минувшего, постоянно находится душа Петра Вульфа. Он до пятидесяти лет жил холостяком, пока не встретил Веру, свою давнюю мечту. В девяностых достопамятных годах он оказался в эпицентре событий у Белого дома, когда ложь, как то было всегда в истории человечества, восторжествовала, потому что ее приняли за Истину. Тысячи раз обманывалось человечество, принимая ложь за Истину и - ничему не научилось. Насколько ложь сильнее правды? Это видно из романа, когда мы читаем о том, как высокоинтеллигентные люди, образованные и законопослушные, цвет нации, работают на вокзалах грузчиками, подметают дворы, трудятся посудомойщиками - вот это подлинное торжество лжи над правдой. И тут возникает во весь свой рост вопрос: что есть тогда истина? И апофеоз торжествующей лжи в романе доведен до наивысшего своего накала.

Автор не скрывает, на чьей именно стороне он. Салуцкий откровенно и прямо ложь называет ложью, а правду правдой. Истина состоит в том, что писатель ясно, правдиво и глубоко раскрывает посредством художественной выразительности Истину и доносит ее до читателя сегодняшнего дня. Суть истины состоит в том, что переворот в конкретном случае был задуман сверху, что четко озаботило Петра Вульфа, носителя истины. Его мятущееся против всякой лжи сердце не могло лгать и обманываться. Перед нашим взором в романе пронеслись главные архитекторы и прорабы перестройки, все те лукавые людишки, которые на горе многих нажили миллионы, капиталы, то есть "торопились ухватить добычу - занять выгодные стартовые позиции в предстоящей гонке к скоробогатству..." Гротескно представлены их изумительно прописанные образы, рельефно и весьма полно. Игорь Литаврин - один из ярких характеров. Он как бы синтезирует собою группу завлабов, для которых переворот - тот конек, на котором можно въехать в рай: иметь роскошный особняк в столице, виллу на французской Ривьере и т. д. Он обладает умением вовремя схватить чужое, объявить схваченное своим, это те, кто впоследствии стали так называемыми "новыми русскими". В чем особенность этих "новых", никто не раскрывает, но каждый знает, что "новым" можно назвать каждого неожиданно разбогатевшего воровским способом человека.

Наполненные жизненной энергией образы романа, такие, как Яков Вульф и Петр Вульф, то есть настоящий, единокровный сын Якова Волкова, в давнее время сбежавший в Америку после войны от преследования советских спецорганов, многие другие, в том числе и женские характеры, которых в романе немного, ибо роман преимущественно населен сильным полом. Они выхвачены из реки времени и представлены нам на суд: смотрите, судите и гадайте! Смутное время, разумеется, выявляет изъяны общества и каждого человека в отдельности, показывает, выворачивая наизнанку, душу человека. Автор это знает. По этой причине в эпицентр романа поставлено главное событие крупного полотна, то есть живого организма, - событие девяностых годов. Именно в те годы решались все проблемы российского общества, именно девяносто третий год показал нам истинность человеческой сути в конце второго тысячелетия. И определил дальнейшее движение русского человека в жизненном потоке мирового порядка. И определил также его сильные, слабые стороны в сакральной и нравственной ипостасях. Живые сцены, события вокруг Белого дома, трагически переплетающиеся с отдельными судьбами людей (как, например, случай с Верой), точность портретных характеристик граждан, милиционеров, солдат, образ самого напряжения, которое нарастало с каждой минутой. "Там, за цепью, по шири мостовой шатались толпы народу - тьма-тьмущая, оттуда доносился неясный, манящий гул свободы..." Таких впечатляющих сцен, живописующих подлинное лицо смутного времени, в романе немало. Общую атмосферу великолепно передают отрывки фраз участников событий. Особенно любопытен штурм Министерства обороны, вернее, попытка штурма пятьюстами разгневанными мужчинами. Без всякой причины. Кто-то предложил и - все бросились на штурм. Каждый российский человек с детства, со школьной скамьи знает, что для победы революции, как то учил вождь пролетариата Ленин, необходимо захватить центр города, почту, телеграф, телефон, банки, железнодорожную станцию и т. д., то есть большевики заранее рыли, можно сказать, себе могилу. Толпою правит инстинкт. Так и было с этими мужчинами. Эти картины оставляют ярчайшее впечатление, потому что читатель потом только догадывается, что столица российская, как Третий Рим, центр мира, где бурлит и в котле готовится варево для всемирной истории, где все вскипает в масштабах невообразимых, над которым словно знак свыше будет маячить русский вопрос: православие или католичество, православие или язычество?

Безусловность данного вопроса висит со всей явственностью над важнейшей проблемой сохранения для России не только государственности, но и православной славянской цивилизации, сумевшей принять, отфильтровать и воплотить в жизнь христианские духовные ценности. При всех тех проблемах, которые поставлены перед читателями автором, можно с уверенностью отметить, что вековечные вопросы выявлены им с позиций полного понимания их знаковой сущности - как отношение к Истине сегодняшнего дня, к тому, что Истина прежде всего состоит в том, что она есть сама жизнь человека. В чем я не могу не согласиться с Львом Аннинским, написавшим предисловие к роману.

Безусловность удачи романа "Из России, с любовью" Анатолия Салуцкого для меня является приемлемой экспансией духовной, интеллектуальным прорывом, победой истинной литературы над чрезмерным оскудением духовного поля в начале третьего тысячелетия.



Владимир МИРНЕВ
http://www.mospravda.ru/

Док. 519007
Перв. публик.: 13.12.07
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 93

  • Салуцкий Анатолий Самуилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``