В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Плешак: `Машина не может написать настоящую музыку` Назад
Виктор Плешак: `Машина не может написать настоящую музыку`
"Моя веселая профессия" - так называется только что вышедшая книга известного петербургского композитора, заслуженного деятеля искусств России Виктора ПЛЕШАКА. Это отнюдь не классические мемуары и уж тем более не клиническое "самокопание". Тогда что же? Разговор о профессии посредством авторских баек - ироничных и одновременно поучительных историй. Впрочем, наша беседа с композитором касалась не только его книги о тружениках музыкального цеха.

- Виктор Васильевич, широко известны ваши песни "Экипаж - одна семья", "Зенит, Зенит, Зенит". В Константиновском дворце довелось услышать "Песню о журналистах". Откуда эта любовь к профессиональным или, говоря современным языком, корпоративным песням?

- У меня таких произведений довольно много. О ком я только не писал! В последнее время часто заказывают гимны. Причем организации совершенно разные. Например, по заказу Людмилы Алексеевны Вербицкой написал гимн СПбГУ. В свое время ко мне обратились из "Альфы" - нет, не спецподразделения, а из ювелирного завода. В 90-е годы у меня был очень талантливый соавтор Борис Атлас, который придумывал просто немыслимые темы. Мы писали о фирме "Лето", совхозе "Ленсоветовском" - перечислять можно долго. Три года писал гимн академии МАНЭБ, и мне ее члены как-то признались: "Если бы ты написал только наш гимн, то уже не зря жизнь прожил". Вдохновляющая похвала.

Кстати, в книге есть рассказ о том, как я в молодости решил свой жилищный вопрос, написав "Песню о штукатурах". Уж больно она понравилась председателю жилкооператива: в итоге уже через два месяца мы въехали в однокомнатную квартиру в Веселом Поселке. На вполне законных основаниях - но, конечно, без песни столь необходимой поддержки бы не получил.

Если серьезно, то нужно подходить к такому творчеству - написанию корпоративных произведений - со всей ответственностью и писать нормальную музыку с нормальными словами. Это ведь хорошее дело. Например, в Японии каждая уважающая себя фирма имеет свой гимн - это непременный атрибут наряду с тем же логотипом.

- Как вышло, что вы решили попробовать себя в роли писателя?

- "Писатель" - слишком громко и не про меня. Эти смешные, нередко по-житейски поучительные истории я начал писать с подачи моего друга, питерского журналиста Олега Сердобольского: как-то попал в его знаменитую серию "Байки в антракте". А потом пошло само собой - увлекся, благо курьезов приключалось немало. Показалось, что это будет интересно широкой аудитории: забавные случаи, происходившие с человеком, занимающимся композиторским творчеством. Кстати, в книге упоминаются порядка четырехсот человек, с которыми сводила судьба. Большинство имен хорошо известны: Иннокентий Смоктуновский, Иосиф Кобзон, Алиса Фрейндлих, Андрей Петров и другие.

Кстати, уже после сдачи этой книги у меня накопилось свыше двухсот новых баек. Это теперь как хобби.

- Тогда давайте вернемся к профессии. Когда решили стать композитором?

- Почему-то я другой профессии себе не представлял. Мамины подруги внушили мне: дескать, коль детство прошло "на рояле", быть тебе композитором. Дело в том, что моя мама была участницей блокадного хора девушек МПВО. Родила она меня в первый послевоенный год и, чтобы не пропускать репетиции, приносила и в пеленках укладывала на рояль. Как рассказывали мне потом, пока играла музыка - я не плакал

Начинал очень рано и еще неосознанно - первые мои сочинения появились в семь лет. С тех пор передышки не было. Горжусь, что в тяжелейшие девяностые не изменил профессии. Тогда, казалось, она никому не была нужна, но я не опустил руки и даже установил в тот период рекорд, достойный "Книги Гиннесса": за 1994 год написал 8 мюзиклов, и все были поставлены - значит, востребованы.

- Думаю, близки к рекорду и другие ваши творческие показатели: свыше 700 песен, около 50 музыкальных спектаклей. Есть ли песни, с которыми связаны какие-то необычные истории?

- Есть две такие. Первая - "Экипаж - одна семья". Ее я сочинил с ходу: взял текст - и родилась мелодия, которая потом стала столь популярной. Хотя не сразу. Сначала я послал эту песню в Москву на конкурс "Лучшая песня о Военно-морском флоте". Но там она сразу попала в отсев, даже во второй тур не прошла. "Крестным отцом" ей стал Юрий Маликов, руководитель гремевшего на всю страну вокально-инструментального ансамбля "Самоцветы". Ему не понравились песни-лауреаты, отобранные жюри, и он попросил разрешения покопаться в отсеве. Там и нашел "Экипаж".

Второй пример, наоборот, связан с "долгостроем": сочинял песню 30 лет. Никак не мог найти нужный ключ. У меня была "Женская песня" на стихи Григория Поженяна, а еще в его сборнике понравилась "Девичья песня". Первую сразу сочинил, а вторую осилил лишь к своему 60-летию - она исполнялась в Капелле.

- Есть любимый жанр?

- Это мюзикл. Наиболее удачный, на мой взгляд - "Инкогнито из Петербурга": он был поставлен в 14 театрах.

- Традиционный вопрос мэтру: как вы относитесь к современной эстраде?

- Время поменялось, и, увы, стало очень много дилетантизма. Чуть ли не каждый сейчас может сделать аранжировку - это доступно чисто технически. И диск выпустить не проблема

Сейчас, на мой взгляд, невозможно написать популярную песню. Ведь для этого нужно, чтобы она звучала по несколько раз в день из разных источников: телевидение, радио, самодеятельность и т. д. Причем звучала длительный период, как это и было в советское время. Да, сегодня десятки радиостанций и телеканалов, но уловить какую-то мелодию и "прикипеть" к ней душой нельзя.

- Сейчас некоторые не скрывают, что сочиняют на компьютере, и это дело чуть ли не на конвейер у них поставлено. Техника действительно способна заменить композитора?

- Она позволяет ускорить процесс. Это как прежняя пишущая машинка и нынешний компьютер. Но, на мой взгляд, машина сочинить настоящую музыку не может. Это будет лишь нечто, ее напоминающее. В любом случае - человек ставит задачу, задает программу, определяет какие-то критерии, оценивает и вносит коррективы.

- Ваши сыновья, Сергей и Алексей, продолжили композиторскую династию. Вы рады этому?

- Очень рад - и очень тревожусь. В советское время это была очень престижная профессия, и, к примеру, попасть в Дом творчества композиторов считалось чем-то из области фантастики. В концертах имена композиторов всегда объявляли, ими гордились. Сейчас же все низведено до "песен Иосифа Кобзона", "песен Валерия Леонтьева" и т. д. - кого угодно, но только не композитора.

Поэтому сыновьям будет очень трудно. Но они сами выбрали эту профессию. Причем если Леша так же, как и я, музыку сочиняет с 5-6 лет, то Сережа - редчайший случай - стал сочинять в 28. Возможно, такого вообще в истории музыки не было! Самое главное, что мы продолжаем одну и ту же линию, у нас одна эстетика. Не исключаю, когда-нибудь мы вместе сможем писать какие-то сочинения. Я на это надеюсь.



http://www.vacansia.ru/index.php?act=info&story=2794

7 окт 2008

Док. 519543
Перв. публик.: 13.11.08
Последн. ред.: 23.10.09
Число обращений: 15

  • Плешак Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``