В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Улин, Лариса Пешехонова: проекты компании АЛРОСА в поддержку российских ювелиров Назад
Сергей Улин, Лариса Пешехонова: проекты компании АЛРОСА в поддержку российских ювелиров
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Улин, вице-президент Акционерной компании "АЛРОСА", Лариса Пешехонова, искусствовед музеев Московского Кремля, член жюри конкурса на лучшее ювелирное украшение с бриллиантами.

Эфир ведет Марина Королева.

М. КОРОЛЕВА В студии по-прежнему Марина Королева. Я, наконец, представляю наших сегодняшних гостей, это Сергей Арамович Улин, вице-президент компании АЛРОСА, здравствуйте.

С. УЛИН Добрый день.

М. КОРОЛЕВА И это Лариса Пешехонова, искусствовед, сотрудник музеев московского Кремля, здравствуйте, Лариса.

Л. ПЕШЕХОНОВА Добрый день.

М. КОРОЛЕВА Нужно еще дополнительно сказать, что Лариса член жюри конкурса на лучшее ювелирное украшение с бриллиантами, так это называется, да? Я скажу, что был вопрос у нас и по Интернету, но чуть позже, наверное, я его задам, потому что он касается современности, а я бы хотела начать с того важнейшего события, которое сегодня произошло в жизни, как я понимаю, ювелирной Москвы, да и всей России тоже. В Кремле открылась выставка шедевров Фаберже, там около 200 экспонатов. Нет, не около 200? Лариса качает головой, сколько?

Л. ПЕШЕХОНОВА Около 200 экспонатов это коллекция, которая была куплена, а в Кремле 15 яиц пасхальных и некоторые мемориальные украшения из этой коллекции. Это рамки для фотографий, это портсигары.

М. КОРОЛЕВА Да, мы просто только напомним, что все это было куплено российским предпринимателем Виктором Вексельбергом у семьи американского медиа-магната Форбса. И вот теперь это смогут увидеть сначала жители Москвы, затем экспозиция, как я понимаю, отправится по городам России. Действительно, такое важное событие. Я спрашиваю нашего гостя Сергея Улина, что касается АЛРОСА, то ваша компания не собирается что-либо такое приобретать и потом показывать на выставках?

С. УЛИН Вы знаете, пока наши финансовые планы сверстаны, в основном, для увеличения объемов добычи алмазов. Мы полагаем, что это наш серьезный, реальный и очень конкретный вклад в развитие ювелирного искусства, потому что бриллианты, которые добывает компания, служат, действительно, настоящим украшением и, в известном смысле, сырьем для российских ювелиров.

М. КОРОЛЕВА Кстати, по поводу выставки Фаберже, это, Лариса, видимо, к вам вопрос, Любовь Павловна, наша слушательница, спрашивает, сколько будет стоить билет, где выставлены яйца Фаберже?

Л. ПЕШЕХОНОВА Билет будет стоить 300 руб.

М. КОРОЛЕВА Т.е. это достаточно приличная цена, но, тем не менее, выставка, вы гарантируете, интересная?

Л. ПЕШЕХОНОВА Да, выставка, безусловно, интересная. На мой взгляд, ее обязательно нужно посмотреть, у кого есть возможность любая.

М. КОРОЛЕВА Кстати, сегодня на пресс-конференции в связи с открытием этой выставки речь шла все-таки о еще возможных покупках тем же самым Виктором Вексельбергом, о том, что будут еще приобретены какие-то экспонаты?

Л. ПЕШЕХОНОВА Речь об этом шла, но какие конкретно экспонаты, какого вида искусства они будут касаться, ювелирного или какого-то другого, об этом речь не шла.

М. КОРОЛЕВА Т.е. вы не знаете, для вас это пока тоже загадка?

Л. ПЕШЕХОНОВА Да, для всех это загадка, потому что это оглашено не было. Была заявлена только идея.

М. КОРОЛЕВА К Сергею Улину я вновь обращаюсь, поскольку вы сказали о том, что, прежде всего, ваша компания занимается все-таки обработкой, в это вкладывает деньги и т.д., и основные усилия, наш слушатель Андрей Иванов из города Мирного в Якутии по Интернету прислал нам вопрос, поскольку нас слышно не только в Москве, но еще в 40 городах России. Он спрашивает почему в городах, где ведется добыча алмазов, например, в Мирном, нет гранильного и ювелирного производства?

С. УЛИН Марина, я, прежде всего, хотел уточнить, что компания АЛРОСА это горнодобывающая компания. Наше основное производство это добыча алмазов. Например, в прошлом году компания добыла алмазов на сумму 1 млрд. 650 млн. долларов США. Мы второй в мире производитель необработанных алмазов. И 98.5% всех алмазов, добываемых на территории России, добывает компания АЛРОСА. Город Мирный, собственно, образован деятельностью компании. В основном, жители города занимаются основной деятельностью компании. Но это вовсе не исключает возможности организации там ювелирного производства. И если у Андрея есть желание этим заняться, мы готовы оказать ему и поддержку, и необходимые консультации. Надо просто научиться этому делу, надо чувствовать предприимчивость в себе. На наш взгляд, занятие ювелирным делом требует большого искусства и огня в себе.

М. КОРОЛЕВА Еще вопрос от наших слушателей, совершенно неожиданный, ювелирная тема заинтересовала их живейшим образом. Нина Ивановна спрашивает вас наши отечественные изумруды и изумруды из Индии сильно ли отличаются друг от друга по качеству?

С. УЛИН Да, они отличаются довольно сильно по качеству. Вообще, оценка изумрудов это вещь довольно сложная. Если, скажем, оценка алмазов осуществляется сортировкой и оценкой алмазов по международному классификатору, существуют прейскуранты, которые позволяют ориентироваться в цене, или известная таблица Рапопорта для оценки бриллиантов, то с изумрудами таких показателей нет. Оценка изумрудов это исключительно сложное дело, я могу уверенно сказать, что это удел специалистов. Дело в том, что добыча изумрудов в нашей стране являлась как бы побочной деятельностью иного производства, которое осуществлялось на Урале, Малышевское рудоуправление. К сожалению, там большая часть изумрудов невысокого качества. Но есть и очень хорошие экземпляры, но их, к сожалению, мало.

М. КОРОЛЕВА Еще вопрос, он, опять-таки, может, к вам, Лариса, он связан с Фаберже снова. Михаил пишет Лариса, когда я учился в Строгановском училище, в наше время слово "Фаберже" было ругательным, неужели никто не видит, что все эти изделия дурного вкуса? Есть такое мнение, было ли оно?

Л. ПЕШЕХОНОВА На самом деле, дурного вкуса, если мы с вами немножко посмотрим назад, был и стиль модерн. Но сейчас про это забыли. Мне кажется, что сейчас время совершенно нового осознания той художественной культуры, которая предшествовала нашему времени.

М. КОРОЛЕВА Я думаю, что мы поговорим и о новом осознании, и о нашем новом времени, и о проектах компании АЛРОСА в поддержку российских ювелиров, это будет через минутку после кратких новостей.

НОВОСТИ

М. КОРОЛЕВА И мы продолжаем разговор с Сергеем Улиным, вице-президентом компании АЛРОСА, и искусствоведом Ларисой Пешехоновой, сотрудником музеев московского Кремля. Здесь вам, Сергей Арамович, гневное послание от нашей слушательницы Татьяны: "добывать сырье это хорошо, - пишет Татьяна, - но все-таки надо людей учить, чтобы они действительно были ювелирами и славились на весь мир, а выгребать то, что дала природа, большого ума не надо". Вы с этим согласны?

С. УЛИН Татьяна, во-первых, я сразу хочу сказать, что для того, чтобы, как вы выразились, выгребать, нужны высокопрофессиональные знания. Это очень тяжелый труд. Люди, которые добывают алмазы, как вы знаете, в крайне тяжелых условиях Севера, в жесточайших климатических условиях, они являются настоящими энтузиастами своего дела. Должен сказать, что по свидетельству многих экспертов ведущих горнодобывающих компаний мира, это специалисты самого высокого уровня и класса. Что касается того, что надо, безусловно, заниматься производством ювелирных изделий, то здесь я с вами абсолютно согласен, являюсь горячим сторонником этой идеи. Сегодня весь мир, алмазный мир охвачен перестройкой, перестраивается мировой алмазобриллиантовый рынок именно по пути строительства вертикально интегрированных структур.

М. КОРОЛЕВА Если можно, чтобы наши слушатели понимали, о чем идет речь, что это такое?

С. УЛИН Да, речь идет о создании системы, которая бы сопровождала товар сырьевой от добычи до реализации готовой продукции уже конкретному покупателю.

М. КОРОЛЕВА Т.е. получается, что одна фирма занимается и добычей, и просто буквально производством, огранкой, продажей?

С. УЛИН Я неслучайно сказал "система", потому что вовсе необязательно это должна делать одна и та же фирма, но важно, чтобы была налажена цепочка, код добычи в нашем случае алмазов, затем их огранка, затем производство ювелирных изделий и реализация, возможно, через фирменную цепь. Юридические лица, субъекты, как мы говорим, хозяйственной деятельности, при этом могут быть и разные. Это может быть и одна компания, но могут быть и разные. Важно, особенно сейчас, вследствие современных требований, которые предъявляет к продукции современный рынок, важно, чтобы современный товар был носителем товарного знака или, как говорят, брэнда. А это сегодня возможно тогда, когда известно происхождение сырья, где и кем он обработан, какие ювелиры произвели изделие, и продажа через фирменную сеть.

М. КОРОЛЕВА Здесь еще вопрос от нашей слушательницы Маши, они вообще удивительно информированы, наши слушатели, я не знаю, согласитесь вы или нет, если компания поддерживает производителей ювелирной промышленности и огранки, почему они вынуждены закупать сырье в странах вроде ЮАР и Бельгии, спрашивает Маша?

С. УЛИН Вы знаете, все российские производители на 99 и 9 в периоде процентов покупают сырье у компании АЛРОСА. Я уже говорил о том, что компания добывает почти 100% алмазов, добываемых на территории нашей страны. Но помимо того, что это одни из лучших алмазов в мире, огранщики здесь в России привыкли и умеют работать на этом сырье. Существующие таможенные процедуры и таможенное законодательство создают определенные бюрократические преграды и барьеры для проникновения здесь сырья иного. Но в любом случае, в случае либерализации экспортно-импортных операций, я абсолютно убежден, что российское сырье, алмазы, которые добываются в Якутии, с этого года уже начнут добываться в Архангельске, будут не только конкурентоспособными, а останутся одними из лучших в мире.

М. КОРОЛЕВА Вы знаете, еще вопрос от нашего слушателя Юрия, будет ли у нас алмазная биржа?

С. УЛИН Юрию я могу ответить, в последнее время появились разговоры о том, что надо создавать алмазную биржу, должен сказать, что это непрофессиональные разговоры, которые многих сбивают с толку. Алмазная биржа в России существует уже 9 лет, она объединяет ведущих, высокопрофессиональных участников этого рынка. Это, прежде всего, алмазодобывающая компания АЛРОСА, "Севералмаз", это ведущие производители бриллиантов, такие, как производственное объединение "Кристалл-Смоленск", это банки, страховые компании, это ювелиры. На коллективных началах членами алмазной биржи России является гильдия ювелиров России, ассоциация производителей бриллиантов России. Кроме того, алмазная биржа России является членом международной федерации алмазных бирж, активно участвует в борьбе за чистоту мирового алмазного бизнеса в рамках Кимберлийского процесса. Кроме того, в указе президента, который проводит частичную либерализацию экспорта сырья, Алмазной палате России или алмазной бирже России отведена важная роль. Прежде, чем осуществить экспорт алмазного сырья, производители бриллиантов должны предложить это сырье на внутреннем рынке через алмазную биржу. В течение 10 дней должны действовать эти предложения. Если, только в том случае, если никто не проявит интереса к этому лоту, то разрешается экспорт.

М. КОРОЛЕВА Тем не менее, давайте все-таки ближе к украшениям, поскольку они больше всего, судя по всему, интересуют наших слушателей. Здесь наш слушатель Соколова спрашивает, где проходит выставка Фаберже? Это мы можем сказать легко, это в Патриаршем дворце московского Кремля, правильно, Лариса?

Л. ПЕШЕХОНОВА Правильно.

М. КОРОЛЕВА А что касается компании АЛРОСА, то, как я понимаю, она тоже проводит выставку и как раз в эти дни? "Новый русский стиль", так она называется?

С. УЛИН Нет, Марина, это не мы проводим эту выставку. Дело в том, что в рамках выставки мы подводим церемонию подведения итогов нашего традиционного конкурса для ювелиров.

М. КОРОЛЕВА Т.е. у вас там есть стенд?

С. УЛИН Стенд есть, но не это главное. Мы собираем победителей конкурса в рамках этого большого мероприятия, выставка "Новый русский стиль", и награждаем победителей. Конкурсы, которые АЛРОСА проводит, являются традиционным мероприятием, направленным на поддержание отечественных ювелиров, их творческой мысли. 19 мая мы в 5 часов намерены подвести итоги, обнародовать эти итоги и наградить победителей в Гостином Дворе.

М. КОРОЛЕВА Т.е. это будет уже прямо завтра?

С. УЛИН Это будет завтра, да.

М. КОРОЛЕВА Завтра, 19 мая. Я смотрю, что выставка называется "Новый русский стиль", здесь поскольку мы в предыдущей части нашего разговора упомянули о неком новом осознании, Лариса, неких новых подходах, то хотелось бы понять, в чем он, собственно, заключается, этот новый русский стиль в ювелирных украшениях и есть ли он вообще? Или это пока еще только некие проекты, идеалы?

Л. ПЕШЕХОНОВА Новый, безусловно, это, конечно, выражение концептуальное. Но, тем не менее, я думаю, что оно включает в себя не ориентацию безусловную на конкретный эталон, а многогранность и разносторонность стилистического развития ювелирного искусства в России. Может быть, в этом будет его новизна.

М. КОРОЛЕВА Вы можете как-то определить, знаете, у искусствоведов, наверное, есть какие-то параметры свои, можно ли какими-то, может быть, несколькими пунктами определить, в чем выражается этот новый русский стиль? Или их вообще несколько?

Л. ПЕШЕХОНОВА На мой взгляд, параметр, который определяет качество ювелирного произведения, это, безусловно, индивидуальность творческая. Вещь непременно должна быть индивидуальна, она должна быть узнаваема, она не должна похожей быть на десяток аналогичных каких-то изделий, она должна быть единственной. На самом деле, эксклюзивные вещи компаний, они, как правило, очень индивидуальны, независимо от того, что эти вещи могут сделаны быть с использованием стилистики каких-то разных исторических эпох. Это индивидуальное прочтение, стилизация, она, безусловно, должна присутствовать. И, конечно же, качество исполнительского мастерства этого изделия.

М. КОРОЛЕВА Сейчас у меня, вопрос, наверное, к вам обоим, я не знаю, кто скорее согласится на него отвечать. Кроме, допустим, Виктора Вексельберга, который купил коллекцию Фаберже, в частности, для того, чтобы ее показывать, есть десятки, а то и, наверное, сотни российских предпринимателей, которые покупают ювелирные украшения и с такими целями, и просто, извините, для себя или для своих жен. Когда они это делают, что они скорее выберут? Скажем, вещь какой-нибудь западной фирмы известной, известной марки, брэнда, как вы выразились, или все-таки какое-то русское ювелирное украшение, выполненное нашим современником здесь в России?

Л. ПЕШЕХОНОВА На мой взгляд, у многих мастеров, у многих художников-ювелиров и компаний-производителей есть уже свои почитатели. Я просто знаю примеры, когда люди конкретно приходят в компанию для того, чтобы приобрести изделия, достаточно дорогостоящие, хотя они, безусловно, имеют возможность купить вещи аналогичной стоимости и на Западе. Но, тем не менее, эксклюзив, выполненный в России, собственно, уникальность исполнения в единственном экземпляре этого предмета, оно гарантировано.

С. УЛИН Я согласен с Ларисой, я не раз встречался с такой ситуацией, когда, действительно, люди обеспеченные и хорошо образованные в области ювелирного искусства уверенно и целенаправленно ищут российских мастеров и даже поддерживают их материально, предлагая им создавать коллекции. Но в них действительно должна быть мысль, свежесть подхода. В них должен быть какой-то прорыв, творческий прорыв, который трогает. Ведь неслучайно мы говорим не "ювелирное ремесло", а "ювелирное искусство". Мне кажется, эксклюзивное изделие должно в полной мере отвечать этим высоким критериям искусства.

М. КОРОЛЕВА Если говорить просто, то вопрос у меня возникает такой, есть ли сейчас некий новый Фаберже, есть ли такое имя, есть ли такой человек, есть ли такая фирма, которая могла бы соответствовать такому стандарту, на ваш взгляд, в России?

Л. ПЕШЕХОНОВА На мой взгляд, есть замечательные компании, которые работают в стилистике Фаберже, веков 19-го начала 20-го, вещи делают очень интересные, качественные, с индивидуальным подходом, о котором я говорила. Но, как сказать, запараллелить я бы не решилась.

М. КОРОЛЕВА Или, может быть, сейчас просто прошло время имен? Может быть, сейчас речь идет, я не знаю, о каких-то скорее корпорациях крупных?

С. УЛИН Вы знаете, не думаю. Я разделяю затруднение Ларисы, непросто назвать это имя, но я, честно говоря, думаю, что и условий для появления Фаберже еще не настало. Давайте вспомним, связь времен прервалась, хорошо это или плохо, предстоит еще понять, но от советской ювелирки, от ювелирки советского периода, советской эпохи к сегодняшней ювелирке дистанция всего 15 лет. Это ничтожно мало для появления нового стиля. Мы только нащупываем этот новый стиль, мы ищем его. И ювелиры растут вместе с потребителями. Мы хорошо помним, с чего начинались запросы первых обеспеченных людей начала 90-х, даже конец 80-х. Сегодня эстетика клиента много выше, это, еще раз хочу подчеркнуть, во многом образованные люди, прочитавшие много книг, хорошо знающие каталоги ювелирного искусства, историю ювелирного искусства. Они уже вполне профессионально разбираются в том, что им нужно. Этот высокий требовательный вкус, он будет и вести за собой художника. В свою очередь, и художник должен вести за собой потребителя. Но здесь немного сложнее. Наши ювелиры, к сожалению, в материальном плане бесконечно бедны, у них нет оборотных средств. Они не могут работать на склад. Они не могут создавать творения, дорогостоящие творения, высокохудожественные, которые они могут не продавать. Они просто не могут себе этого позволить.

М. КОРОЛЕВА Но вот вы, ваша компания готова им в этом помогать?

С. УЛИН Вы знаете, мы уже сделали такой опыт, около 4 лет назад компания совместно с ювелирами, мы договорились не называть ни одного ювелирного имени сегодня, чтобы это не походило на рекламу, но мы создали коллекцию в стиле "Бриллиант в русском авангарде". Нам кажется, коллекция была очень интересной, хотя судить Ларисе.

Л. ПЕШЕХОНОВА Интересная.

С. УЛИН Полтора месяца она экспонировалась в московском Кремле, что нам было особенно приятно, просили даже продлить срок экспонирования этой выставки. Эту коллекцию мы создали. Это как бы флагман компании. В дальнейшем, осуществляя уже нашу производственную программу, мы планку задали.

М. КОРОЛЕВА Я напоминаю, что завтра в Гостином Дворе пройдет церемония вручения наград победителям ежегодного конкурса АЛРОСА на лучшие ювелирные украшения с бриллиантами. Имя победителей вы, наверное, обнародуете, это уже не будет секретом?

С. УЛИН Безусловно.

М. КОРОЛЕВА Так что наши слушатели смогут об этом узнать, но это будет уже завтра. Напомню, Сергей Улин, вице-президент компании АЛРОСА, был у нас в прямом эфире, и искусствовед Лариса Пешехонова, сотрудник музеев московского Кремля.

С. УЛИН Спасибо.

Л. ПЕШЕХОНОВА Спасибо.


18.05.2004

www.echo.msk.ru

Док. 519623
Перв. публик.: 18.05.04
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 195

  • Улин Сергей Арамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``