В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Одна женщина - один театр Назад
Одна женщина - один театр
Опаленный войной

Несколько недель назад мы могли бы отметить юбилей Анатолия Дмитриевича. Родился он в октябре 1922 года в городе Вязьма, у обычных родителей - отец и мать будущего знаменитого артиста были рабочими. В 30-е годы семья перебралась в Москву, здесь Толя начал заниматься в школьном драмкружке, что отбило его от дурного влияния улицы. После школы пошел работать литейщиком на завод, одновременно посещая театральную студию в заводском клубе. Но тут началась война, и Анатолий Папанов ушел на фронт.

Первые дни войны были для нашей армии тяжелыми и трагическими. Юные, необстрелянные призывники попали в ад. `Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?` - вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени он сыграет через много-много лет одну из самых ярких и значительных своих ролей - генерала Серпилина в экранизации романа Симонова `Живые и мертвые`.

В начале 1942 года Анатолий Папанов был тяжело ранен, почти полгода лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности - у него отняли два пальца на ноге. Он вернулся в Москву и уже твердо решил стать артистом, поступив в ГИТИС. Здесь он познакомился с сокурсницей Надеждой Каратаевой, которая тоже успела побывать на фронте - медсестрой в санитарном поезде. Они поженились через десять дней после окончания войны - 20 мая 1945 года.

После института Анатолия Папанова пригласили на работу сразу на три московские сцены, но супругу распределили в русский драматический театр Клайпеды, и Папанов уехал вместе с женой в Прибалтику. Там они проработали один сезон, и уже в 1948 году снова возвратились в Москву - в Театр сатиры, где Папанов играл до самой своей смерти. `Я - однолюб: одна женщина, один театр`, - говорил он о себе.
От комедии до трагедии

Первые несколько лет в Театре сатиры у Папанова не было больших и заметных работ. Прошел незамеченным и его дебют на киноэкране - небольшая роль в картине `Композитор Глинка`. И лишь в 1954 году Папанов получил в театре настоящую работу - роль в спектакле `Поцелуй феи`. В эти же дни у него родилась дочь. `Это мне Лена счастье принесла`, - утверждал актер.

Вскоре он стал у себя в театре одним из самых ярких новичков. Про него заговорили. Тогда, наконец, обратили на него внимание и кинорежиссеры. Первым, предложившим Папанову интересную работу в кино, оказался Эльдар Рязанов. Он дал актеру в эксцентрической комедии `Человек ниоткуда` сразу две роли - современного пройдохи-ученого и вождя племени `снежных людей`. Было это в 1961 году.

Однако в кинематографических кругах артист с неподражаемым чувством юмора был принят хорошо - в 60-е годы Анатолий Папанов снимается много, в самых разных ролях и жанрах. Это - психологическая драма `Наш дом`, киноповесть об ученых `Иду на грозу`, лирические комедии: `Приходите завтра` и `Дети Дон-Кихота`, сатирическая комедия `Дайте жалобную книгу`, культовые теперь картины: `Берегись автомобиля` и `Бриллиантовая рука`. Особняком в этом ряду стоит фильм `Живые и мертвые`, где Папанов убедительно показал, что он может играть не только бытовые и комедийные образы, но и героев трагедии.

К сожалению, роли высокой драмы и трагедии, практически, обошли актера стороной. Лишь к концу жизни Анатолий Папанов сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме `Холодное лето пятьдесят третьего`. Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов `Ну, погоди!`.

В 1970 году на экраны вышла картина `Белорусский вокзал`, где актер снова доказал, что может прекрасно играть драматические роли. Но публика и режиссеры ждали от него юмора, комедии, смеха. Не считаться с этим Папанов не мог. Впрочем, амплуа комика его не удручало. Он с одинаковым удовольствием и талантом играл в комедиях: `Одиножды один`, `Пена`, `Инкогнито из Петербурга`, `Двенадцать стульев` и в драмах: `Плохой хороший человек`, `В городе С.`, `Инженер Графтио`, `Время желаний`...
Холодный август 87-го

В жизни Анатолий Папанов был простым, добрым, честным человеком. Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Папанов был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время Анатолий Папанов отдавал семье и работе.

В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери. Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде.

Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде. Очень много работал. Летом 1987 года он начал сниматься, как оказалось, в своем последнем фильме. Это была одна из первых перестроечных лет о сталинских репрессиях, о нашем прошлом - `Холодное лето пятьдесят третьего`. Театр в это время был на гастролях в Прибалтике. Отыграв свои роли на гастролях, Папанов вернулся в Москву.

В начале августа в квартире не было горячей воды. Разгоряченный Папанов встал под ледяной душ, и сердце его не выдержало. Дома никого не было... Похоронили Анатолия Дмитриевича Папанова на Новодевичьем кладбище.








Владимир Грибанов
25.03.2005
http://www.peoples.ru

Док. 519659
Перв. публик.: 25.03.05
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 158

  • Папанов Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``