В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Улин: Россия стала председателем Кимберлийского процесса Назад
Сергей Улин: Россия стала председателем Кимберлийского процесса
Кимберлийский процесс, зародившийся весной 2000 г. как инициатива группы африканских государств, направленная на недопущение в законную торговлю алмазов из конфликтных зон - т.н. конфликтных алмазов, - активно развивается.

Участниками Кимберлийского процесса КП в настоящее время являются 42 государства в национальном качестве и 25 государств-членов Европейского Союза, входящих в КП в составе этой региональной организации на правах коллективного участника. Полноправными участниками КП являются также представители алмазной промышленности и гражданского общества. Алмазная промышленность объединена в такие признанные общественные организации, как Всемирная федерация алмазных бирж, Международная ассоциация производителей бриллиантов, Всемирная конфедерация ювелиров, и другие. Для обеспечения более эффективного участия промышленности в работе КП в 2000 г. был создан Высший Алмазный Совет, ставший важной составной частью всей деятельности по борьбе с конфликтными алмазами. Гражданское общество представлено неправительственными организациями - Глобал Уитнесс, Партнерство Канада-Африка и другими, на добровольной основе участвующими в работе КП.

Проходившая 26-29 октября 2004 г. в местечке Гатино, пригороде г. Оттавы (Канада), очередная пленарная встреча Кимберлийского процесса продемонстрировала укрепление организационных структур КП, повышение эффективности их функционирования. Руководство Кимберлийским процессом осуществляет председатель.
В 2004 г. им была Канада. На 2005 г. председателем КП выбрана Россия, до того в течение 2004 г. бывшая вице-председателем КП.

Рабочие органы КП состоят из рабочих групп - по статистике, по мониторингу, группы экспертов, комитета по участию. Решения в КП принимаются коллегиально, консенсусом. Такую процедуру определили министры государств-участников КП в ноябре 2002 г. на встрече в Интерлакене, (Швейцария), закрепив ее в основополагающем документе КП - Схеме сертификации Кимберлийского процесса (ССКП). В соответствии с этой схемой, каждая партия экспортируемых и импортируемых природных алмазов сопровождается сертификатом Кимберлийского процесса - специальным документом, в котором содержатся основные сведения об алмазах, - их вес в каратах, стоимость в долларах США и другие. Именно сертификат должен был стать главным барьером для попадания в законную торговлю конфликтных алмазов, т.е. незаконно добытых алмазов из зон вооруженных конфликтов.

Схема сертификации вступила в силу с января 2003 г. Однако запуск ССКП в ряде случаев требовал серьезных изменений внутренних контрольных механизмов оборота природных алмазов в государствах-участниках. Не во всех из них законодательная база была готова к этому. В этой связи, по договоренности между государствами-участниками, обязательное введение схемы сертификации было перенесено на конец июля 2003 г.

С того же периода были задействованы и контрольные механизмы КП - сведение воедино и обработка статистических данных, подготовка условий для проведения мониторинга выполнения ССКП - ознакомительных и контрольных миссий.

По всеобщему признанию, несмотря на недостатки и многие несовершенства, особенно в части обработки статистических данных, схема сертификации Кимберлийского процесса работает. Она стала, по признанию многих, эффективным барьером на пути конфликтных алмазов. Так, по оценочным данным, сделанным председателем КП на основе анализа статистики за 2003 г. и озвученным на пленарной встрече в Канаде, объем мировой добычи алмазов в 2003 г. составил более 147 млн. каратов на сумму 8,5 млрд. долл.

В течение года было выдано 47598 сертификатов Кимберлийского процесса. Объем международной торговли природными алмазами за тот же период превысил 20 млрд. долл. Таким образом, Кимберлийский процесс, через систему предоставления и анализа статданных, приобрел функцию хранителя всей соответствующей статистики государств-производителей и потребителей природных алмазов.

Участники Кимберлийского процесса, при координации председателя и вице-председателя КП, коллективно работали на то, чтобы система сертификации была эффективной. В течение 2003 г. участниками КП был принят ряд решений, направленных на обеспечение безусловного выполнения ССКП. Следствием таких решений стали, в частности, правила сбора и обработки статистических данных от стран-участниц, а также проведение обзорных визитов.

Согласно ССКП, каждое государство-участник должно представлять к 31 марта текущего года сведения об итогах производства, импорта и экспорта природных необработанных алмазов за предшествующий год. Обработкой этих данных занимается рабочая группа по статистике. К настоящему времени в КП накопилась большая статистическая база, хранящаяся на специальном интернет-сайте. Проблемными остаются вопросы своевременности предоставления статистических данных, и в еще большей мере - методологии подсчета и анализа статданных. Изначально в качестве исходных брались данные национальной статистики государств. Зачастую они методологически не соотносятся между собой в различных странах. По решению пленарной встречи КП в Канаде, рабочей группе по статистике поручено разработать унифицированную методологию сбора и анализа статистики, которая должна будет решить эту проблему.

В 2004 г. состоялось 8 обзорных визитов. Россия, в частности, возглавляла обзорный визит в Канаду в ноябре 2004 г. В общей сложности 33 государства-участника согласились принять у себя такие миссии. Для их проведения рабочей группой по мониторингу был сформирован пул из более 60 международных экспертов, в который входят и российские представители - из Минфина РФ, Гохрана России, АК АЛРОСА.

В мае-июне 2004 г. осуществлена международная миссия, которая провела проверку в Республике Конго. Миссия установила неопровержимые свидетельства нарушения со стороны РК требований ССКП. В результате было принято решение о выводе этой страны из состава участников КП. Руководство РК согласилось с условиями, на которых эта страна может вернуться в состав участников КП, предпринимает усилия для того, чтобы исправить положение в области контроля над добычей и оборотом природных алмазов. Факт вывода РК из состава участников КП и добровольное согласие правительства РК с этим решением являются свидетельством растущего авторитета КП.

Все большее количество государств стремится присоединиться к КП. Уже сейчас, как прозвучало на пленарной встрече в Оттаве, государствами-участниками КП производится 99,8% мирового объема природных алмазов.

Участники Кимберлийского процесса отмечают, что КП благоприятно воздействует на всю систему оборота природных алмазов, привнося в нее большую степень предсказуемости и определенности. В то же время участники обеспокоены такими явлениями, как попытки использовать доходы от добычи алмазов для отмывания денег, незаконная торговля алмазами, существующая потенциальная возможность использования доходов от продажи алмазов для финансирования террористической деятельности и другими подобными явлениями. Участники КП исходят из того, что поиск решения этих серьезных проблем уже идет - посредством специальных международных механизмов, созданных в рамках ООН и ее специализированных организаций. Вклад Кимберлийского процесса в их решение лежит в повышении качества применения схемы сертификации.

В этой связи участники КП решили больше внимания уделять теме неорганизованной добычи алмазов - старательству, широко развитому в Африке в области аллювиальных алмазов. На пленарной встрече в Оттаве поставлена цель: найти механизмы, которые могли бы взять под контроль Кимберлийского процесса деятельность небольших групп старателей. Так, например, согласно озвученной председателем КП статистике, основанной на экспертных данных, объем алмазов, добываемых вне сферы ССКП, прежде всего старателями, составляет всего около 250 тыс. каратов в год (при 147 млн. каратов организованной легальной добычи, как упоминалось ранее).

Важным в деятельности КП является и направление, связанное со все более глубоким вовлечением индустрии в реализацию схемы сертификации. Приняты и действуют в ее рамках меры добровольного самоконтроля индустрии, инициированные Высшим Алмазным Советом, и позволившие разработать систему добровольных гарантий недопущения конфликтных алмазов в законную торговлю. В течение 2004 г. Всемирной федерацией алмазных бирж, Международной ассоциацией производителей бриллиантов, Всемирной конфедерацией ювелиров и другими организациями приняты дополнительные меры, призванные гарантировать чистоту алмазов от момента добычи вплоть до момента попадания в руки клиента в виде ограненного бриллианта в ювелирном изделии.
С 1 января 2005 г. функции председателя Кимберлийского процесса перешли к России. Избрание России на этот ответственный пост свидетельствует о международном признании высокого морального авторитета нашей страны в алмазной отрасли. Это большая ответственность. Хочется надеяться, что Россия с честью выполнит возложенную на нее миссию, и российское председательство будет способствовать укреплению позиций алмазодобывающей отрасли нашей страны.



Сергей УЛИН, вице-президент компании АЛРОСА

по материалам газеты "Вестник АЛРОСА" N1, 2005 год

Newpk Ru

21.01.2005

Док. 519690
Перв. публик.: 21.01.05
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 152

  • Улин Сергей Арамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``