В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Улин: Блеск и контрасты ювелирной осени 2004 Назад
Сергей Улин: Блеск и контрасты ювелирной осени 2004
Погожие августовские деньки очаровывают. Осталось совсем немного времени до насыщенных красок зрелой осени, но солнце уже радует глаз контрастами. Воздух прозрачен и каждый предмет приобретает резкие контуры, а листья деревьев вдруг начинают отблескивать зайчиками в лучах золотого заката, напоминая "игру" драгоценных камней. Природа в который раз открывает ювелирный сезон. И подстраиваясь под него, люди проводят свой

46-ой "Ювелир"

В Москве в Культурно-выставочном центре "Сокольники" в 46-ой раз открылась ювелирная и часовая выставка "Ювелир-2004". На выставке демонстрируются ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней серийного производства, уникальные ювелирные украшения индивидуального исполнения, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные вставки, жемчуг, янтарь, кораллы, бижутерия, часы, технологическое оборудование, инструмент, оснастка для производства ювелирных изделий и обработки драгоценных камней, изделия народных промыслов, изделия из фарфора, фаянса, кости, металла, упаковка и так далее. В обширной деловой программе предусмотрены круглый стол "О клеймении ювелирных изделий из драгметаллов и о простановке реквизитов на сопроводительной документации" и семинары на темы "Основы визуального мерчандайзинга ювелирных изделий" и "Основные тенденции ювелирной моды. Стили ювелирных украшений". Организатор - ЗАО "Р.О.С.Ювелирэкспо" уже традиционно проводит этот праздник в сентябре. "Ювелир-2004" - единственная в России выставка, входящая в число крупнейших мировых ювелирных экспозиций. Эксперты ставят "Ювелир" в один ряд с такими грандами ювелирно-выставочной деятельности, как выставки в Виченце (Италия) и Базель (Швейцария).

Выставка действительно огромна. В этом году она заняла 11 павильонов общей площадью свыше 40 тысяч квадратных метров, что превышает прошлогодний "метраж" на 5 тысяч. Здесь разместилось более 600 отечественных и 100 зарубежных экспонентов. В 2003 году в общей сложности экспонировалось только 684 организации. Посетили прошлогодний "Ювелир" около 1800 представителей торговли. В нынешнем году, по заявлению организаторов, ожидается более 3 тысяч торговых представителей из всех регионов России.

Это знаковые показатели, отражающие динамику развития отечественной ювелирной отрасли. Данный факт особо отметили на состоявшейся по поводу открытия выставки пресс-конференции, в которой приняли участие: президент компании ЗАО "Р.О.С.Ювелирэкспо" Александр Рыбаков, вице-президент АК "АЛРОСА" Сергей Улин, председатель высшего совета Гильдии ювелиров Александр Иванюк и генеральный директор КВЦ "Сокольники" Андрей Лапшин. И если все выступавшие сошлись в оценке роста отечественной промышленности в 2004 году на уровне 30 процентов, то мнения разошлись по поводу дальнейших перспектив отечественного рынка при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Ювелирка растет, но

Начиная с 1999 года, растут объемы изготовления ювелирных изделий. Даже в прошлом году, несмотря на прогнозы экспертов по стагнации и некоторому спаду производства, отрасль продемонстрировала 30-процентный рост. Так под данным Пробирной палаты РФ в 2003 году было "заклеймено" 160 килограмм платиновых украшений, 55 тонн изделий из золота и 60 тонн из серебра, против соответственно 109 кг, 42 и 50 тонн в 2002 году. А на 2004 год А. Иванюк выдал следующий прогноз: увеличение объемов производства ювелирных изделий с золотом на 26-27%, с использованием серебра - на 32-34%, платины - на 40%. Однако, имея столь радужные показатели на этот год, Иванюк опасается неравной конкуренции со стороны западных производителей при вступлении России в ВТО. Сегодня в Европе наметился кризис ювелирной промышленности. Цены практически сползли к себестоимости. Поэтому на российский рынок ожидается наплыв изделий западных ювелиров. Другими конкурентами считаются выбившиеся в лидеры по производству ювелирных изделий Индия и Китай. При открытии торговых границ российские ювелиры окажутся в проигрышном положении, так как индийская и китайская продукция выигрывает у российской по соотношению "цена-качество". Участники пресс-конференции указали, что в этом случае отрасли понадобиться поддержка государства, которое, увы, создает сегодня только дополнительные трудности отечественной ювелирной отрасли. Взять хотя бы пресловутый закон о ввозе и вывозе ювелирной продукции, практически, по словам Иванюка, легализовавший контрабанду ювелирной продукции.

На этом фоне контрастно выглядело обсуждение возможности завоевания российскими компаниями зарубежного рыка. Сергей Улин высказался в духе сдержанного оптимизма: "Прозвучало много вопросов о том, когда же российские брэнды завоюют зарубежный рынок. А ведь для этого необходим не только талант ювелиров и высокое качество продукции, но и такие тривиальные вещи, как объемы производства. Для того, чтобы торговая марка стала брэндом, необходимы годы труда на стабильно высоком уровне. К сожалению, мы отличаемся отдельными звездными именами или изделиями - объемы же пока не позволяют говорить об уверенном завоевании места на рынке. Но и это не повод для грусти, скорее - для сдержанного рабочего оптимизма".

В качестве примера достижения таких объемов Улин привел цифры по ОАО "Алмазный мир". По словам Сергея Арамовича, в этом году предприятие может увеличить производство по сравнению с прошлым годом в 3,8-4,4 раза, доведя объем выпуска бриллиантовой продукции до 30-35 миллионов долларов. "Алмазный мир" создан в 1999 год на базе производственного комплекса ГУП "Московский завод "Кристалл" и большую часть продукции экспортирует в Израиль. Основным поставщиком сырья для предприятия является ведущее алмазодобывающее предприятие России "АЛРОСА", проведшее на "Ювелире-2004" своеобразную рекогносцировку.

Топ-десант "АЛРОСА" на "Ювелир"

2 сентября Московская ювелирная и часовая выставка стала объектом пристального внимания высшего руководящего состава "АЛРОСА". "Ювелир-2004" посетили вице-президенты Александр Ничипорук, Юрий Дуденков, Юрий Ионов, Дмитрий Новиков, главный бухгалтер компании Ольга Ляшенко, генеральный директор компании "Бриллианты АЛРОСА" Александр Новоселов, заместитель начальника управления по координации деятельности подразделений АК "АЛРОСА" по производству и реализации алмазной продукции Валентина Катаева. Возглавляемая президентом АК "АЛРОСА" Владимиром Калитиным делегация посетила стенды "Алмазного двора", cмоленского "Кристалла", "Ювелиров Урала", "Чорон даймонд", "Золото Якутии", "Арт модерна". Последний экспонент особо заинтересовал представительную группу показом коллекции с крупными бриллиантами.

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации стратегии компании "АЛРОСА" по диверсификации своей деятельности. Руководство компании ознакомилось с предлагаемым ассортиментом ювелирной продукции, новинками технологии производства и оценки бриллиантов. В ходе состоявшихся встреч обсуждались вопросы поставки сырья ювелирным фирмам. В частности, в ответ на сетования экспонентов на нехватку алмазного и бриллиантового сырья было предложено изучить возможности закупки его в филиале АК "АЛРОСА" - "Орел-АЛРОСА", где расположен один из гранильных заводов российской алмазодобывающей компании.

На одном из стендов смоленского "Кристалла" делегация ознакомилась с технологической новинкой - уникальным прибором, позволяющим измерять и оценивать игру дисперсии бриллианта. Этот прибор разработан в Российском Ядерном центре - ВНИИ экспериментальной физики, а при поддержке смоленского "Кристалла" были изготовлены опытные образцы. Вице-президент "АЛРОСА" Юрий Дуденков так прокомментировал новинку: "До сих пор не было объективной модели оценки дисперсии игры камня. Сегодня эту проблему разработчики реализовали, что называется, в металле. И проработали они эту тему намного лучше, чем некоторые специализированные институты. В частности математическую модель они отработали уже пять лет назад. Я думаю, это перспективный метод и он будет использоваться. И на Западе продвинутые производители бриллиантов имеют такие приборы. Но на первых порах это будет прибор для геммологических лабораторий. И то, если этот метод будет признан Геммологическим Институтом Америки (GIA) и войдет в мировую практику".

Первые результаты этой представительной комиссии подытожил президент АК "АЛРОСА" Владимир Калитин: "Выставка показала, что недавние фавориты сдали свои позиции и наоборот подтянулись, заняли освободившиеся ниши на рынке прошлые аутсайдеры или новые игроки. Очень удивил смоленский "Кристалл", начав, помимо огранки мелкоразмерных камней, выпускать собственные ювелирные изделия. Причем продукция "Кристалла" весьма красива, закрепка мелких бриллиантов интересна и цена весьма доступна. Сильно подтянулся в качественном плане "Чорон Даймонд". Вообще эта ежегодная выставка очень полезна тем, что позволяет отслеживать состояние ювелирной промышленности России. Сегодня она показывает, что отечественная ювелирная отрасль развивается активно".

Наши в Москве

Якутская ювелирная промышленность была очень обширно представлена на "Ювелир-2004". Давно заработавшие доброе имя у себя на родине, якутские "Сахаювелир", "Золото Якутии", "Чорон даймонд" теперь завоевывают симпатии российского покупателя. И в этом они весьма преуспели - якутские марки начинают узнавать и пользоваться растущим спросом.

Нам удалось побеседовать с Сергеем Уларовым - представителем "Чорон даймонд", одной из бурно развивающихся ювелирных компаний Якутии.

- Сергей, что изменилось за прошедший год и какова ваша основная цель на этой выставке?

- "Чорон даймонд" за прошедший год удалось увеличить ассортимент изделий и внести в наши ювелирные изделия цветные камни. Основная же наша изюминка осталась прежней - незаметная закрепка.

А на этой выставке мы показываем нашим потенциальным клиентам, работающим на российском рынке магазинам и оптовым организациям, тот ассортимент товаров, который на сегодняшний момент мы готовы производить для российского рынка. И сейчас по итогам первых трех дней мы видим интерес со стороны оптовиков, которые желают работать с нашим товаром. Это происходит потому, что товар наш довольно интересный, качество нашей продукции значительно повысилось за прошедший год, и цена осталась практически прежней. Наше ноу-хау - невидимая закрепка, которую мы продвигаем под торговой маркой "Чорон", технология позволяющая минимизировать затраты, использовать камни маленьких размеров. Благодаря нашей невидимой закрепке мы можем составить несколько мелких камней таким образом, что появляется очертание крупного камня и игра этого собранного допустим из семи частей камня увеличивается в семь раз. У каждого камня пятьдесят семь граней умножаем на семь и получаем бриллиант, у которого число граней выше, чем у простого камня. Опять же цена остается привлекательной. Покупатель со средним достатком может купить изделие.

- Как бы вы охарактеризовали состояние рынка сегодня? Изменилось ли поведение покупателя?

- Можно смело сказать: покупатель готов покупать изделия с бриллиантами. Если в прошлом и позапрошлом году покупатель очень настороженно смотрел на цены и очень четко рассчитывал цену за карат и за грамм золота, то теперь на первый план выходит дизайн. Приобретается то, что нравится глазу, то, к чему сердце лежит. Цена уже, как правило, меньше интересует покупателя, и скидки стали играть меньшую роль.

- Предлагает ли "Чорон даймонд" ювелирные украшения с большими камнями?

- Да, мы открываем для данного сегмента новое направление. Конечно, большими камнями еще интересуются менее активно, но в будущем мы представим в наших коллекциях изделия и с крупными бриллиантами. При этом мы стремимся разъяснить рядовому покупателю, в чем отличие составного камня от целого. Основное отличие - это, конечно, ценовая политика: цена на целый большой камень увеличивается на порядок. Но есть покупатели, для которых цена не имеет значения. Для них важнее наличие одного большого камня, но в нашем фирменном оформлении. Это говорит о том, что дизайн марки "Чорон" узнаваем и пользуется спросом. Специально для этого компания "Чорон даймонд" выделила ювелирное направление в своем бизнесе и продвигает его под маркой "Чорон", которая воплощена в логотипе, изображающим национальный якутский сосуд. Магазины нашу торговую марку узнают, покупатели в магазинах нашу марку тоже уже узнают и, думаю, нас ждет успех. Ждет еще и по той простой причине, что у нас весь цикл от огранки камней и продажи законченного ювелирного изделия происходит без посредников.

- Как вам удалось этого добиться?

- Мы нацелены на постепенную адаптацию к российскому рынку. У нас был большой подготовительный период в течении предыдущего года. Но уже тогда, когда год назад мы впервые выставили свою коллекцию, был успех. Люди заинтересовались нашими изделиями. А сейчас эта продукция нашла своего покупателя.

- Вы говорили, что работаете с оптовыми организациями и магазинами. А будете ли строить собственную сбытовую сеть?

- На сегодняшний день уже существуют торговые сети. И было бы нецелесообразно открывать собственную. Это дополнительные затраты, дополнительный персонал. У нас много клиентов, которые добросовестно выполняют свои обязательства и мы перед ними тоже. В свою очередь эта выставка позволит нам расширить диапазон и географию клиентов. И регионы в последнее время стали очень активны.
Самое главное чтобы у компании были имидж, "лицо". И мы будем поддерживать это на высоком уровне.
    

Денис Фролов

10.09.2004

Док. 519693
Перв. публик.: 10.09.04
Последн. ред.: 13.11.08
Число обращений: 170

  • Улин Сергей Арамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``