В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Дмитриев: Волшебное кино Татарского Назад
Владимир Дмитриев: Волшебное кино Татарского
Отметил свой семидесятилетний юбилей чудесный режиссер, сценарист и педагог, многолетний председатель Союза кинематографистов Петербурга, народный артист России Евгений Татарский. Вся жизнь Евгения Марковича, его блестящая творческая карьера неразрывно связаны с нашим городом, с прославленной студией "Ленфильм". Здесь в 1964 году он начинал в качестве помощника режиссера, потом работал ассистентом режиссера. После окончания Ленинградского института культуры и ЛГИТМиКа стал самостоятельно снимать кино. Такое кино, которой нравится зрителям и сниматься в котором мечтает артист любого уровня. Пройдя студийную школу "Ленфильма" со всеми ее классами и коридорами, Татарский из начинающих ассистентов превратился в мэтра советского и российского кинематографа. Благодаря удачному сочетанию профессиональных и личных качеств Евгений Маркович смог расположить к себе различные круги киносообщества, в том числе такое капризное и непредсказуемое сословие, как актерское. Что во многом определило состоятельность его режиссерской карьеры. Самые знаменитые и несговорчивые звезды советского экрана с удовольствием снимались в его картинах. Список актеров, работавших с Евгением Марковичем, приближается к трем сотням. Сегодня Евгений Татарский - гость нашей редакции.

- Евгений Маркович, с чего начиналась ваша режиссерская карьера?

- В 1973 году моя картина "Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах" получила приз "Хрустальный глобус" на фестивале телевизионных фильмов "Юность" в Мюнхене. Я об этом узнал от своего друга, который услышал о призе из новостей "Немецкой волны". А позже мне позвонила барышня с телевидения. Мол, я вас поздравляю, вы получили приз. На вопрос, откуда она об этом знает, последовал ответ: "Я представляла ваш фильм в Мюнхене". Вот так раньше мы получали призы. Я видел этот "Глобус" на столе директора объединения "Экран", который категорично заявил, что мне его не отдадут, а уж о денежном вознаграждении и говорить нечего. Даже обещанной копии фестивального диплома я так и не увидел.

- Работа над какими фильмами принесла вам наибольшее удовлетворение?

- Каждая картина была по-своему примечательна. В 1978 году мы выпустили двухсерийную ленту "Золотая мина". Основой сценария этого остросюжетного детектива, написанного Павлом Граховым и Артуром Макаровым, послужили три реальных уголовных дела из практики работы ленинградской милиции, подробное знакомство с которыми помогло сценаристам наметить и определить сюжетную линию. Советская милиция взяла на вооружение принцип неотвратимости наказания. Любое преступление должно быть раскрыто - так еще можно сформулировать этот принцип. На практике случается, что расследование рядовых, ничем не примечательных происшествий неожиданно оборачивается раскрытием серьезных уголовных дел. В картине с динамичным сюжетом, с перестрелками и погонями на автомобилях были заняты блестящие актеры Евгений Киндинов, Олег Даль, Лариса Удовиченко, Михаил Глузский, Игорь Дмитриев, Любовь Полищук. Безусловно, эта работа принесла множество непредсказуемых эмоций.

- Огромный успех телефильма "Приключения принца Флоризеля" также во многом обусловлен неповторимыми актерскими работами Олега Даля, Донатаса Баниониса, Игоря Дмитриева, Любови Полищук. Как у вас возникла идея снимать эту картину, все ли удачно складывалось?

- Как-то в редакции телевизионного объединения мы играли в шахматы. Мне на глаза попался какой-то сценарий. Как мне объяснили, был режиссер, которому он не понравился. Я взял этот сценарий почитать и очень увлекся им. Снял пробы, которые тоже никому не понравились. Московское начальство заявило, что у Олега Даля пустые глаза, Игорь Дмитриев надоел уже. Правда, насчет Баниониса промолчали - он тогда уже был народным артистом, депутатом. В конце концов разрешили снимать. Но и готовую картину начальство принимать не хотело: не нужен, мол, принц - положительный герой. Озвучание закончили быстро, но лента вышла на телеэкраны только через год с небольшим.

Базировалась съемочная группа в Сочи. Резиденцию и оранжерею принца снимали в сочинском дендрарии. Историю с драгоценностями - в Адлере, походный обед - в Гаграх. Декорации американской конторы построили в Пицунде. Правда, вначале сотрудники КГБ приказали всем убираться. Я приехал к кагэбэшникам, подарил сценарий с трогательной надписью. Мне долго объясняли, что здесь находятся правительственные дачи. Но снять эпизод на берегу моря все же разрешили.

Когда отснятый материал мы отправили на проявку в Ленинград, оттуда пришло грозное письмо, в котором мне объяснили, что я глубоко не прав: "Где вы видели, чтобы принцы открывали двери отмычками?". Но Олег Даль, посмотрев рабочий материал, твердо сказал: "Мы на правильном пути. Не слушай ты никого, пошли они все к дьяволу!". На этой картине я впервые встретился с Михаилом Пуговкиным. Узнав, что Банионис живет в гостинице "Приморская" в "полулюксе", Михаил Иванович решил взять "люкс". В два часа дня я заехал за ним, и мы отправились в Адлер на съемки. Через 3 часа работа закончилась. Рядом было два ларька, один с пивом, другой - с холодным молоком. И практически вся группа стояла за молоком. Михаил Иванович мне говорит: "Странная группа у вас. Обещали встретить - встретили. Номер в гостинице на выбор предложили. Вовремя на съемки поехали. И все стоят за молоком, а не за пивом!".

- Как иронично писала пресса о картине "Пьющие кровь", вышедшей в 1991 году, это фильм легких ужасов с любовным сюжетом. Вы не припомните, не было ли загадочных случаев, совпадений во время съемок?

- Придумать-то все можно и базу под это подвести. Почему-то мистические сцены у меня не получались, дважды переснимал. Может, потому, что не умею их снимать? Но можно ведь сказать, что здесь потусторонняя сила вмешивалась. Или вот такое совпадение - вечером мы сняли последний кадр с Мариной Влади, где героиня лежит на полу, и ее заволакивает дымом. А утром в гостинице "Ленинград" Марина проснулась от пожара, когда в дверные щели ее номера стал проникать дым. Были и другие совпадения. К примеру, Артур Макаров вдруг мне говорит: "Почему это у тебя в картине все герои - блондины?". И правда, я даже удивился. Потом нашелся: "Они же из одной семьи".

- Одной из ваших последних работ стал мини-сериал "Ниро Вульф и Арчи Гудвин". В чем, по-вашему, заключаются особен-ности работы над телефильмами?

- Зритель смотрит и будет смот-реть сериалы потому, наверное, что он, как и наш герой частный детектив Ниро Вульф, не любит выходить из дома. Действительно, здесь деньги за билет не берут, сиди себе в халате, попивая чаек, и смотри. А если серьезно, то сериалы - это на сегодня единственная возможность для режиссера снимать кино, так как они требуют относительно небольших денег по сравнению с кинематографом.

Думаю все же, что то, чем занимаюсь я, это не сериалы. "Ниро Вульф" - это пять телевизионных фильмов по две серии. Пять разных историй с одними и теми же героями. События романов Рекса Стаута происходят в Нью-Йорке. Однако всю "натуру" снимали в Петербурге. Художникам удалось "загримировать" отдельные уголки города под Бруклин того времени. Один из домов на Карповке преобразился в департамент полиции. Из царского павильона Витебского вокзала сотворили фешенебельную американскую гостиницу, поставив у входа настоящего темнокожего швейцара в ливрее. Получился полноценный американский "город желтого дьявола" времен Великой депрессии.

- Вы являетесь генеральным директором кинофестиваля фильмов студентов киновузов и киношкол "Начало". Несколько слов о фестивале...
- Фестиваль наш живет, растет, развивается и взрослеет. В этом году нашими гостями будут представители фестивалей студенческих фильмов из Португалии и Болгарии. А значит, круг ваших знакомств расширится и будет еще интереснее. Мы прилагаем усилия, чтобы участники фестиваля "Начало" чувствовали себя в нашем городе комфортн о, чтобы дни фестиваля принесли всем радость общения с искусством, новыми коллегами, старыми друзьями!


famouspeople.ucoz.ru

17.09.2008

Док. 520047
Перв. публик.: 17.09.08
Последн. ред.: 14.11.08
Число обращений: 46

  • Дмитриев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``