В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Дмитриев: Оставить любовь в сердцах Назад
Владимир Дмитриев: Оставить любовь в сердцах
Ушел из жизни популярнейший петербургский актер театра и кино, народный артист России Игорь Дмитриев. Его роли навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось их видеть.

Игорь Борисович прожил в искусстве долгую прекрасную жизнь. Во впечатляющем списке его ролей есть образы, ставшие легендами отечественного театра и кино. Зрители ценили и любили его за неповторимость актерского стиля, проницательный, ироничный ум, мощный темперамент, врожденный аристократизм, сценическое обаяние, незаурядное чувство юмора.

Родился Дмитриев в 1927 году в Ленинграде. В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности и в ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Дунаевский. С началом Великой Отечественной войны семья Дмитриева эвакуировалась в Пермскую область в поселок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Игорь ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах для раненых. Окончив школу-студию МХАТ, Дмитриев вернулся в северную столицу, где началась его профессиональная карьера.

В 1957 году случилась судьбоносная роль, которая стала первым крупным успехом молодого актера. Легендарный кинорежиссер Сергей Герасимов пригласил Игоря в картину "Тихий Дон", ставшую одной из лучших экранизаций знаменитого шолоховского романа, на роль Листницкого. Потом Дмитриеву все время везло на режиссеров и партнеров. Его снимал Григорий Козинцев, Ян Фрид, Геннадий Полока, Глеб Панфилов, с ним снимались Иннокентий Смоктуновский, Элина Быстрицкая, Маргарита Терехова, Олег Даль. Сыграв более 120 ролей в известнейших российских фильмах, среди которых "Гамлет", "Тихий дон", "Хождение по мукам", "Любовь Яровая", "Собака на сене", "Дон Сезар де Базан", "Сильва", Дмитриев стал подлинным мастером российского кинематографа.

Игорь Борисович работал с такими известными театральными режиссерами, как Г. Товстоногов, А. Белинский, Ю. Аксенов. На сцене ленинградского драматического Театра им. В. Ф. Комиссаржевской он сыграл Антонио ("Светите, звезды"), Чебакова ("Женитьба Бальзаминова"), Грацианского ("Живая вода"), Вагина ("Дети солнца"), Якимо ("Цимбелин"). Были и другие интересные работы, но особенно ысоко было оценено зрителями исполнение им роли Глумова в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты". В 1984 году Дмитриев дебютировал в Театре Комедии им. Н. П. Акимова с бенефисной ролью Чинзанова в спектакле "Все могут короли". Затем он сыграл Дирижера ("День победы среди войны"), клоуна Фредди ("Фредди"), с удовольствием вернулся к А. Островскому (Телятев в "Бешеных деньгах"). Более ста раз прошел на сцене театра спектакль "Ночь в Венеции", где артист играл незадачливого инспектора Марио. Одними из последних работ Игоря Борисовича в театре стали роли в спектаклях "Милый лжец" в Театре Комедии и "Таланты и поклонники" по пьесе Н. Островского в БДТ им. Г.А.Товстоногова.

Талант артиста был воистину многогранен. Дмитриев вдохнул новую жизнь в жанр мелодекламации, разглядев в нем импровизационное начало. Он сумел достичь подлинной гармонии звука и слова, став актером, виртуозно овладевшим этим искусством. Более сорока лет голос Игоря Дмитриева звучал на петербургском радио, которое дало ему возможность переиграть такое изобилие ролей, о котором нельзя и мечтать на театральных подмостках. Так, в "Станционном смотрителе" Пушкина или "Портрете" Гоголя Дмитриев сыграл буквально все роли. Как и в "Скверном анекдоте" Достоевского, и в "Кентервильском привидении" Уайльда. За эти годы были получены тысячи писем, в которых слушатели высоко оценили Игоря Борисовича как ведущего передач и чтеца. Без него не приобрела бы такую популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева "В легком жанре", которая шла в эфире более 17 лет. В эфире петербургского радио Дмитриев читал Толстого, Драйзера, Мопассана, Золя, Некрасова. Он озвучил рассказы Куприна, Бабеля, "Палату N 6" Чехова, "Господина из Сан-Франциско" Бунина.

Игорь Борисович удостоен художественной премии "Петрополь" за музыкально-поэтический моноспектакль в жанре мелодекламации "Свечи нагорели", где драматический актер под музыкальный аккомпанемент рояля и гитары читает поэзию, в основном Серебряного века. Дмитриев - автор около 30 телепрограмм из цикла "У Игоря Д. на телевидении Петербурга. Этот цикл был удостоен "Гран-при" "Золотой конек" на международном фестивале "Бархатный сезон".

"Артиста кормит труд, помноженный на его способности и дарование, на его трудолюбие и усердие, - это и есть "хлеб актерский", - утверждал Игорь Борисович. - Самое трудное поддерживать форму. Психология актера такова, что любое глобальное либо маленькое событие, вторгающееся в его жизнь, ранит эмоционально. С этими ранками, накопившимися за день, ты уже другой, тебе уже тяжело играть вечерний спектакль. Главное - собраться, настроить себя на волну творчества, отбросив все житейские ситуации. Нужно быть оптимистом, уметь радоваться жизни и благославлять бога, судьбу и провидение за каждый подаренный день, за луч солнца, за глоток воздуха, за розы, которые стоят на столе, за возможность играть и радовать зрителей".

Дмитриев - петербуржец голубых кровей и праправнук фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Шерер, салон которой описан в романе Льва Толстого "Война и мир". Видимо, поэтому Игорю Борисовичу нравился особый стиль его жизни - те старые столы, диваны и кресла, что напоминали о дореволюционном прошлом его семьи, о его детстве. "Эти вещи мне дороги, их я люблю, рассказывал Дмитриев. - Есть фраки, в которых я читаю поэзию Серебряного века, дедушкин цилиндр, который я с удовольствием носил бы, если бы можно было. У меня есть уникальные вещи, которые помимо приносимого ими эстетического наслаждения еще и необходимы мне как актеру на сцене, ведь в реквизите таких редкостей нет. Это старинный монокль, трость с набалдашником, которую сын мне в подарок привез из Непала. А как эта трость смотрится в спектакле "Таланты и поклонники"! Как она удобна, как, играя, можно ее по-разному использовать, как на нее заглядывается зритель! А в спектакле "Ночь в Венеции" я играю в собственном смокинге - черном с белым воротом".

Остается лишь добавить, что Игорь Борисович был другом нашей редакции. Он доброжелательно откликался на все предложения, с готовностью отвечал на вопросы, с ним легко можно было договориться о встрече и интервью. Таким он и останется в нашей памяти навсегда.


famouspeople.ucoz.ru

14.11.2008

Док. 520087
Опублик.: 14.11.08
Число обращений: 15

  • Дмитриев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``