В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Расплата за успех Назад
Расплата за успех
На подмостках

Будущий народный артист СССР приехал в столицу из родного Нижнего Новгорода в 1954 году. Лысеющий, с длинным ногтем на мизинце, одетый в бостоновый костюм лилового цвета "на вырост", с величаво прикрепленным у воротника крепдешиновым галстуком-бабочкой. За плечами - 28 лет жизни, учеба в театральном училище, работа на провинциальной сцене.

Его приняли сразу на третий курс школы-студии МХАТ. После ее окончания Евстигнееву поступило предложение остаться в труппе прославленного театра. Молодые актеры и мечтать не могли о таком счастье, но бывший студент ответил отказом: хотелось самостоятельности и новых открытий в искусстве. Как раз в то время создавался "Современник". Олег Ефремов, Галина Волчек, единомышленники, романтики бурлили новыми идеями. Евстигнеев органично вписался в молодую компанию, с легкостью преодолев возрастную разницу в семь лет. "...Я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность", - признавалась потом Галина Волчек.

Новый театр предоставил широкое поле для деятельности. Актер играл как гротескные роли, например, в комедии Шварца "Голый король", так и трагические - в пьесе Виктора Розова "Традиционный сбор". Сам Евстигнеев говорил о себе: "Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлетов или провалов. Работал, двигался Считаю, что актер должен уметь и хотеть играть все. Другой вопрос - надо ли актеру давать играть все, что он пожелает, но уметь он обязан". В 1974 году за театральную работу Евгению Александровичу была присуждена Государственная премия.

Ему не нужны были ни театральные схемы, ни установки. Как-то раз Игорь Кваша и Олег Ефремов заспорили в гостях о системе Станиславского. Придумали этюд: человек стоит в очереди у общественного туалета. Переминается с ноги на ногу, мучается. Наконец распахивает дверь, а в кабинке - повешенный. Оба актера примерно одинаково изобразили реакцию на "труп": кричали, заламывали руки, звали на помощь. Но кто из них лучше "ломал комедию", так и не решили. Тогда в качестве независимого арбитра позвали Евстигнеева, объяснили, что надо сыграть, и тот, "помучившись" у двери туалета, открыл ее, увидел "труп", решительно отодвинул его в сторону и со счастливой улыбкой приступил к тому важному делу, ради которого и попал в "кабинет". В этом шутливом состязании победителем вышел он, даже Станиславский ему бы сказал: "Верю!"

Он был любимым актером Олега Ефремова, не просто ставившего спектакли с его участием, но ставившего на него. Поэтому небрежный совет Ефремова после 40 лет дружбы прозвучал, как гром среди ясного неба: "Если трудно, уходи на пенсию, у нас ведь производство".
В кадре

Свою первую роль в кино Евгений Евстигнеев сыграл в 1957 году в фильме "Поединок". Поначалу его редко приглашали на главные роли, одно время актера даже называли "королем эпизода". Режиссеры быстро подметили великолепное умение артиста делать яркой и запоминающейся даже небольшую роль и постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме. Особого удовлетворения Евстигнееву это не приносило, талантливый актер мог рассчитывать на крупные роли. И вскоре они появились.

Настоящая слава пришла к Евстигнееву в 1964 году - после роли Дынина в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Наверное, фильм не выпустили бы на экран (запрещение снимать его появилось на свет еще в самый разгар съемок), если бы в октябре того года не "сняли" Хрущева. Это и спасло. И хотя в прокате картина собрала всего 13 миллионов зрителей, однако в среде кинематографистов она была встречена с восторгом. После этого успеха многие режиссеры стали наперебой приглашать Евстигнеева. В результате в течение 1965-1966 годов артист снялся сразу в девяти фильмах - "Верность", "Скверный анекдот", "Берегись автомобиля", "Старшая сестра". А какими яркими оказались роли, созданные им в комедиях! В 1968 году он сыграл роли Калачева в "Зигзаге удачи" и Корейко в "Золотом теленке", а через четыре года снялся в роли Воробьева в фильме Эльдара Рязанова "Старики-разбойники".

Уходить от привычного амплуа актеру всегда сложно, тем более, когда зритель привык видеть его только в комических ролях. Но, обладая безупречным чувством меры, Евстигнеев решился на этот шаг и не ошибся. В последующие годы актер сыграл свои самые запоминающиеся кинообразы. Невозможно себе представить кого-либо другого, кроме Евстигнеева, в роли Корзухина в "Беге" или профессора Плейшнера в фильме "Семнадцать мгновений весны". Последней киноработой артиста стала историческая телеэпопея "Ермак", однако картину смонтировали только в 1996 году, уже после смерти актера И все-таки, если можно было бы спросить у Евстигнеева, каким он хотел бы остаться в памяти зрителей, вполне вероятно, что он назвал бы образ профессора Преображенского, русского ученого и интеллигента из фильма "Собачье сердце".
Галина, Лилия, Ирина

С первой женой Евстигнеев познакомился в Школе-студии МХАТ. Галина Волчек была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. Жила с отцом и няней в отдельной квартире - редкость по тем временам. Няня поначалу выбор своей любимицы не одобрила: "Не стыдно ему лысым ходить? Хоть бы какую-нибудь шапчонку надел". В 1961 у пары родился мальчик Денис. А через три семейная жизнь дала трещину: Волчек и Евстигнеев расстались. Причем инициатива разрыва исходила от Галины: "Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, позвала в наш гостиничный номер ("Современник" был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: "Теперь вам не придется никого обманывать". Только через двадцать пять лет он проговорился однажды, что я "не должна была так поступать".

Второй избранницей Евгения Александровича стала молодая актриса того же "Современника" красавица Лилия Журкина. Этот брак также принес актеру отцовство - в 1968 году родилась дочь Маша. Поначалу семейные отношения были безоблачными, потом Лилия тяжело заболела. Теряя красоту и шарм, она выливала свою злобу на мужа, ревновала его к успеху. Евгений Александрович молча сносил ее язвительные нападки. В 1986 году Лилии Журкиной не стало

В конце восьмидесятых судьба свела актера с третьей женой. Студентка школы-студии МХАТ Ирина Цивина стала последней любовью гения. Союз преподавателя и студентки долгое время был поводом для пересудов: шутка ли, 40 лет разницы! Но счастливые влюбленные знали, что их соединило настоящее чувство.
Войти в смерть, как в роль

Первый инфаркт у Евгения Евстигнеева случился в 1980 году. После второго, произошедшего в 1988 году, актер ушёл на пенсию, тяжело переживая разлуку с любимым МХАТом. "У меня ещё очень много сил и задумок, надо только починить двигатель", - говорил он Ирине, имея в виду больное сердце. И в 1992 году полетел в Лондон, где знаменитый кардиохирург Тэрри Льюис должен был прооперировать актера.

Британский врач обещал, что 5 марта сделают операцию, а уже 17-го он сможет выйти на сцену. Его ждала роль Фирса в "Вишневом саде". В тот день хирург пришел в палату Евстигнеева, чтобы объяснить пациенту суть предстоящей операции. Он нарисовал актеру его сердце и сказал, что из четырех клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. "Вы умрете в любом случае, - произнес доктор, - будете делать операцию или нет". Смысл слов заключался в том, что все люди смертны. Но великий актер мгновенно представил себе то, о чем говорит врач. И во время операции сердце остановилось

Овдовевшая Ирина сказала потом: "Его убило гениальное воображение. Так же, как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, он представил себе свою смерть... Он вошел в нее, как в очередную роль..."

Больница вернула оставшиеся деньги, на них был куплен роскошный гроб красного дерева. Кто-то в посольстве недовольно заметил, мол, гроб слишком тяжелый, его вес потянул бы на пять тел. Супруга Ирина ответила: "Он вам не тело, он великий русский артист!"

Евстигнееву было 65 лет. За свой великий дар, благодаря которому он навсегда останется в истории, ему пришлось заплатить собственной жизнью.







Анна Брынцева
17.05.2008
http://www.peoples.ru

Док. 520585
Перв. публик.: 17.05.08
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 83

  • Евстигнеев Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``