В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Он вошел в свою смерть, как в роль... Назад
Он вошел в свою смерть, как в роль...
Актеров делят на две категории - умные и... все остальные. Евстигнеева молва относила к остальным. Парадокс: никто на сцене и на экране не мог сыграть интеллект, как он. Он мог держать паузу сколь угодно долго. Его умное молчание входило в его звездные минуты. Мастер перевоплощения: жулик, интеллигент, вор, глупый король и старый профессор - не маски, лица Евстигнеева были неисчерпаемы и незабываемы.

Будущий народный артист СССР появился в столице, уже отучившись в провинциальном театральном училище, отыграв на провинциальной сцене и сразу попав на второй курс школы-студии МХАТ, лысеющий, с длинным ногтем на мизинце, одетый в бостоновый костюм лилового цвета "на вырост", с жилеткой поверх бобочки, в летней трикотажной рубашке с короткими рукавами с величаво прикрепленным у воротника поверх молнии крепдешиновым галстуком-бабочкой.

Портрет не мой - кисти Галины Волчек, сперва невесты, после жены.

Создавался "Современник". Олег Ефремов, Галя Волчек, сверстники, единомышленники, романтики, бурлили новыми идеями. Евстигнеев, старше на семь лет, легко вписался в молодую компанию. "...Я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность" - признание и объяснение Галины Волчек.

Он стал любимым актером Олега Ефремова, ставившего спектакли с ним, ставившего на него. Тем горше ему будет услышать небрежный совет Ефремова двадцать лет спустя: если трудно, уходи на пенсию, у нас ведь производство. Это случится после второго инфаркта Евстигнеева: он уже работает во МХАТе, который возглавляет Ефремов. Обида наносит свежую рану уже раненому сердцу. Он уйдет на пенсию, доигрывая старые спектакли. Жить ему останется четыре года.

Вместившееся в эти двадцать с лишним лет - огромно.

Главные роли в "Современнике" и в Художественном, чеховские, володинские, шварцевские, розовские; яркие эпизоды в фильмах, среди них - "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Можно было бы сказать, что Евстигнеев проснулся знаменитым, сыграв начальника пионерлагеря, если б он уже не был знаменит. Эзопов язык сатиры удавался актеру блестяще. Окрашенное уникальной иронией и юмором дарование Евстигнеева таило в себе глубины необычайного лиризма. 134 миллиона людей, посетивших кинотеатры, смеялись и плакали.

Но не только начальник пионерлагеря - все его персонажи перед глазами, все живут и, кажется, будут жить вечно.

Вечной жизни нет для человека.

Он вложился и выложился в работе над множеством художественных образов, и они останутся - а он уйдет.

Измученное сердце требовало операции, артиста ждал Лондон, где ее должны были сделать на заранее собранные деньги.

Март 1992 года. Утром Ира Цивина, последняя жена Евстигнеева, отвезла его в клинику, там предстояла коронарография, маленькая предварительная операция, а основная - на следующее утро. В Англии принято все рассказывать пациенту, включая возможные последствия. Английский врач из клиники рассказывал, а наш врач из посольства переводил. Английский нарисовал сердце и пояснил: видите четыре сосуда, три не работают, четвертый забит на 90 процентов. Кажется, какая-то ошибка произошла при переводе, и по-русски это прозвучало: вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет.

И Евстигнеев умер. Об этом много раз писали и рассказывали, но всякий раз вспоминать это больно.

Его отвезли в реанимацию. Потом вышли и сказали, что операция прошла отлично, но нужна пересадка сердца. "Так сделайте ее!" - закричала Ирина. В ответ услышала, что это обговаривается заранее, а поскольку обговорено не было, он отключен от аппаратов.

И она осталась вдовой. Она тоже была актриса, моложе мужа на 40 лет, и она его любила. Его убило, по ее словам, "гениальное воображение. Так же, как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, так же он представил себе свою смерть... Он вошел в нее, как в очередную роль..."
Евстигнееву поверил бы даже Станиславский

Ему не нужны были ни система Станиславского, ни Михаила Чехова. Он, не умевший объяснить словами тонкости своего ремесла, преподавал актерское мастерство студентам. Как это ему удавалось, мы попросили рассказать Николая Лырчикова, режиссера картины "Еще люблю, еще надеюсь", в которой снимался Евстигнеев.

- Евгений Александрович умел одной емкой фразой выразить суть происходящего, - вспоминает Николай Ильич. - Как-то мы смотрели советский сериал, который Евстигнееву не очень понравился. "Сразу видно, что режиссер фильма - мужик без яиц, - расставил точки над "i" Евстигнеев. - А вот Татьяна Лиознова, хоть и баба, а с яйцами". Все поняли, что он хотел сказать, что Лиознова мощный режиссер, что в ее фильмах есть мысль, действие, серьезные рассуждения...

Евгений Александрович был парадоксальный актер... Вспоминаю наш первый съемочный день: я объясняю актерам мизансцену, начинаем репетировать... Выходит Евстигнеев (у него главная роль), берет в руки сценарий и читает роль... по слогам. У меня впечатление, что текст он видит впервые. Я возмущен: это неуважение ко всей съемочной группе, к актерам, которые выучили роль назубок. Ну, думаю, все: включим камеры, и если все повторится, придется с Евгением Александровичем объясниться. И вот по команде "Мотор!" Евстигнеев входит в кадр и... наизусть говорит текст без запинки, все точно до запятой. Вот такая феноменальная способность. Как только он слышал команду "Мотор!", включался внутренний механизм, он вспоминал текст и играл гениально. А после съемок тут же все забывал.

Любого человека можно натаскать на актерские приемы, но таланту научить невозможно.

На эту же тему я слышала анекдот, который вроде бы имел место в жизни. Игорь Кваша и Олег Ефремов заспорили в гостях про систему Станиславского. Придумали и показали этюд. Человек стоит в очереди у общественного туалета. Переминается с ноги на ногу, мучается. Наконец распахивает дверь, а в кабинке - повешенный. Оба актера примерно одинаково изобразили реакцию на "труп" (вешалку с костюмом): кричали, заламывали руки, звали на помощь. Но кто из них лучше "ломал комедию", так и не решили. Тогда в качестве незаинтересованного лица позвали Евстигнеева. Он этюда своих друзей не видел, в дискуссии о системе Станиславского участия не принимал. Просто ему объяснили, что надо сыграть, и Евстигнеев, "помучившись" у двери туалета, открыл ее, увидел "труп", решительно отодвинул его в сторону и со счастливой улыбкой приступил к тому важному делу, ради которого и попал в "кабинет". В этом шутливом состязании победителем вышел он, даже Станиславский ему бы сказал: "Верю!"
9 лучших фильмов Евстигнеева:

"Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"

"Берегись автомобиля"

"Золотой теленок"

"Зигзаг удачи"

"Старики-разбойники"

"Семнадцать мгновений весны"

"Место встречи изменить нельзя"

"Зимний вечер в Гаграх"

"Собачье сердце"








Ольга Кучкина,
Анастасия Плешакова
10.10.2006
http://www.peoples.ru/

Док. 520586
Перв. публик.: 10.10.06
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 126

  • Евстигнеев Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``