В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Микеланджело нашего кино Назад
Микеланджело нашего кино
Говоря об этом актере, так и хочется перейти на высокий штиль церковнославянского языка, знатоком которого он является. Кажется, даже в быту Алексей Васильевич был бы счастлив возможности изъясняться на нем, но знание языка он применяет для песнопений в церкви.

Петь он может все - от классики до народных песен. Не боится экспериментировать. В оратории Прокофьева "Иван Грозный" в сопровождении БСО под руководством Владимира Федосеева Алексей Петренко исполнял все роли из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна, читал "закадровый" текст и спел "Песню про бобра" и "Песню Федора Басманова с опричниками". Его мечта - спеть а капелла "Бориса Годунова" - одному все партии. С монологами в прозе своих персонажей он обходится своеобразно - сначала зритель чувствует мощный выброс энергии, а затем слова дополняют суть сыгранного. Порой нет нужды артикулировать - все и так понятно.

Мне кажется, роль, которая была бы Алексею Васильевичу особенно к лицу, - скульптора. Масштаба Микеланджело или Родена, не меньше. Он сыграл бы творческий порыв, борьбу с монолитными глыбами ("отсекаю все лишнее") и выглядел бы очень убедительно с инструментом в руках. Про себя он говорит, что если бы не стал актером, был бы кузнецом. Эта профессия сильных телом и духом ему знакома, как и слесаря, матроса, пастуха. Пока не поступил на актерский, многое перепробовал - не сидеть же у родителей на шее. И работящие люди ему удаются особенно. Как убедительно, азартно в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" его Петр строил корабли и новую Россию, попутно воспитывал бояр, топором отсекая бороды, а заодно устраивал личное счастье своего любимого арапа. Некогда казавшийся спорным художественным решением дуэт двух темпераментных и озорных личностей - Владимира Высоцкого и Алексея Петренко - сегодня стал классикой советского кинематографа.

С двумя очень важными ролями Алексею Васильевичу вначале не слишком повезло. В 1976 году в фильме Алексея Германа "20 дней без войны" Петренко сыграл искаженную болью, потерями, страхами мужскую душу. Но выйти в широкий прокат картине не помог даже авторитет Константина Симонова. Спустя три года в США состоится премьера фильма Копполы "Апокалипсис сегодня". Там искалеченную войной душу воплотил Марлон Брандо. Думаю, случись в те годы их встреча, артисты могли бы без слов понять друг друга.

Распутин принес Петренко первый инфаркт (Фото: AFP)Зритель уже запомнил актера мощной фактуры в образе директора школы в фильме Динары Асановой "Ключ без права передачи", сопереживал терзаниям Подколесина в картине Виталия Мельникова "Женитьба", постигал духовные искания Черткова в кинобиографии Сергея Герасимова "Лев Толстой". Был уже сыгран степенный, внутренне страстный Кнуров в "Жестоком романсе" Эльдара Рязанова. Но чтобы увидеть Алексея Петренко в знаковой роли Григория Распутина, пришлось ждать долгих 11 лет. Элем Климов снял в 1974 году "Агонию", власти недоуменно пожали плечами и отправили фильм на полку. Известно, что на роль Распутина пробовались Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, но Климов, увидев, как Петренко в Театре имени Ленсовета в спектакле "Преступление и наказание" играет Свидригайлова, выбрал менее опытного артиста: "У него сумасшедший глаз". На "Мосфильме" рассказывают, что перед съемками природный гипнотизм Алексея Васильевича проверяли даже на экстрасенсах, в том числе и на знаменитом Мессинге. Экстрасенсы выбор одобрили и посоветовали режиссеру чаще ставить актера в безвыходные положения, чтобы он играл на пределе своих возможностей. Он сыграл за пределом. Экстремальность съемок довела 36-летнего актера до первого инфаркта. Личность Распутина давно обросла мифами, легендами, никто не знает, каким он был на самом деле. Но после "Агонии" второй версии быть не может.

В творческой биографии народного артиста 56 ролей. Их могло бы быть и больше - многим отказывает. Да и супруга Галина Кожухова следит, чтобы не перегружал себя. Потому случаются годичные перерывы. В одном из немногочисленных интервью Алексей Васильевич объяснил: "В этом смысле мне повезло. Если бы жена меня не тормозила, то материально я мог бы жить лучше. Но она согласна жить хуже, только чтобы я меньше работал". Дома артист не сидит без дела. Мастерит мебель. Записал диски с русскими народными сказками, рассказами Чехова и своего любимейшего "Тараса Бульбу" блистательно сыграл в аудиоверсии. Будучи родом из села Чемер Черниговской области, мечтает записать диски со сказками на украинском, а заодно и на белорусском. Этими языками он владеет в совершенстве. А еще друзья знают, как изобретательно он готовит квас. Ягодный, хлебный, хлебно-буряковый, березовый. Сегодня пользуются спросом кулинарные книги знаменитостей, вот бы и Алексею Васильевичу собрать все свои рецепты. Гарантирую, что подобное издание вмиг стало бы бестселлером.

Порой случаются приглашения, когда отказываться невозможно. У Александра Прошкина в телефильме "Доктор Живаго" Петренко стал трагическим Фаддеем Казимировичем, главным врачом Крестовоздвиженской больницы. У Никиты Михалкова в "Сибирском цирюльнике" сыграл генерала Радлова. Даже второй инфаркт не помешал лихо закусывать стаканом, купаться в проруби и соблазнять заморскую красавицу. У того же Михалкова в "12" Петренко - метростроевец, один из присяжных заседателей. С нелепым портфельчиком, где спрятан будильник; шумный - понятно, что лимита, разыгрывает целую миниатюру про дядю-"террориста" - глупую жертву новых экономических условий. И понимаешь, что в этой глыбе запрятан не один пуд комического таланта, известного широкому зрителю разве что по короткометражке Геннадия Байсака "Давыдов и Голиаф". Алексей Петренко отмечает свой юбилей сегодня, но в его паспорте указана другая дата - день, когда папа пошел регистрировать новорожденного, - 1 апреля. Так что все сходится.





Вита Рамм
25.03.2008
http://www.peoples.ru

Док. 520723
Перв. публик.: 25.03.08
Последн. ред.: 01.02.10
Число обращений: 104

  • Петренко Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``