В Третьяковской галерее открылся зал графики общества "Маковец". Это духовное братство являло собой алмазный венец: П. Флоренский, А. и Н. Чернышевы, В. Чекрыгин, С. Романович, Л. Жегин, С. Герасимов, А. Шевченко, В. Пестель, В. Фаворский, А. Фонвизин.
"Маковец" прожил всего пятилетку (1922-1926 годы). Организовал четыре выставки. Выпустил всего 2 номера одноименного журнала. Парадокс: эмблемой, гербом общества стала гравюра В. Фаворского к обложке третьего, не вышедшего номера. Генетически "Маковец" соединял распавшуюся связь времен - то, что было "до" и "после" 1917 года.
Для послереволюционного продолжения не случайно был выбран объединительный для национального самосознания символ. Маковец - легендарный холм, где Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву лавру. Хотя художники сами рассказали "о времени и о себе" в манифесте "Наш пролог", но, пожалуй, точнее и короче всего выразил их кредо Павел Флоренский: "Маковец" должен быть маковцом - средоточною возвышенностью русской культуры, с которой стекают в разные стороны воды творчества. В разные - во-первых, и из единого - во-вторых. "Маковец" - не геометрический центр и не среднее арифметическое разных течений, а живой узел, откуда тянутся нити".
Разными путями вcходили на Маковец около трех десятков художников. В их биографиях уже были и ученичество у В. Серова, А. Архипова, К. Коровина, и высшая школа "Мира искусства", и экспериментальные лаборатории "Бубнового валета", "Голубой розы", и увлечение Сезанном и Пикассо.
В творчестве многих маковцев нашли отражение идеи русского космизма. Их отношение к миру было настоено на мироположениях Ф. Достоевского, Н. Федорова, Вяч. Иванова, В. Соловьева, Н. Бердякова, П. Флоренского. Например, у В. Чекрыгина замысел графического цикла "Воскрешение из мертвых" возник под прямым влиянием книги Н. Федорова "Философия общего дела".
И одновременно наиболее яркие представители "Маковца" преподавали во ВХУТЕМАСе, проповедовали союз художников с учеными. Тот же Василий Чекрыгин, жизнь которого оборвалась так рано, в 25 лет, относил математику к искусству. А математические изыскания Павла Флоренского не менее известны, чем его философские работы.
Всех их объединяла жажда цельности, защитная реакция на философию распада, разъединяющего, разрушающего культуру России. И притом реакция не столько отрицания, сколько утверждения в противовес.
1930-е годы оказались роковыми для многих из них. До 1980-х "Маковец" был наглухо забыт. Так что новый зал графики ГТГ - воистину продолжение общего дела. Воскрешение культуры из мертвых.
Ким Смирнов
14.01.2008
www.novayagazeta.ru
Док. 520783 Перв. публик.: 14.01.08 Последн. ред.: 15.11.08 Число обращений: 117
Смирнов Ким Николаевич
|