На открытии выставки "Эхо-зеркальный мир. Фотоанаграммы СветлАны ИвАновой" ко мне подошли ребята с ТВ, направили камеры: "Как бы вы определили свое впечатление одним словом?". - "Одним словом? Значит, убить впечатление". Однозначно, однословно ее творчество не определяется. Нужны как минимум два слова-полюса. Звук - отзвук. Луч - зеркальное отражение. Весть, посланная близким друзьям и незнакомцам, возвращается преображенная.
Поэт Александр Городницкий посвятил ее эхо-зеркальному миру два стихотворения. Ему, во время морских научных экспедиций не раз погружавшемуся на океанское дно в поисках своей Атлантиды, удалось схватить главное - непредвзятый до детской наивности взгляд на жизнь сквозь переменчивые, живые зеркала глубин:
Прикинемся детьми. Единственное счастье -
Увидеть мир, распавшийся на части.
Где дым, как дом, а солнце - как свеча.
Мы граждане страны видений бесконечных,
Где розы зелены и искривлен подсвечник
Ударом отраженного луча.
Бездонен океан поэзии беззвучной, -
Его лишь по краям высвечивает луч нам.
Дыханье затаи, внимание удвой.
Счастливый водолаз, - в минуту погруженья
Твоих усталых глаз коснется отраженье
Неполнозвучной рифмы световой.
Да и автор объясняется со зрителем загадками. С одной стороны, называет сотворенный ею способ отражения и преображения действительности фотоанограммами (анаграммы, как известно, - словесные перевертыши, разные слова из одних и тех же букв). А на вопрос: "Кто вы? Философ? Стиховед? Художник?" отвечает: "Нет, нет, нет, я - эхолог и зерколог. Вот и все мои секреты". А на самом деле: да, да, да. И стиховед, и художник, и философ.
Как это родилось? Свою исповедь Светлана Иванова предварила цветаевской строкой "Закон звезды и формула цветка". Послушайте: "Впервые эхо-зеркальный мир открылся мне в Белом зале Шереметьевского дворца, где много лет жила Ахматова. Этот зал стал моим гидом по "Поэме без героя" Белый зал открыл мне одну из тайн поэмы "Лишние тени" уже жили в его зеркалах (которых там 26)
По определению Цветаевой, поэт - это "тот, кто спрашивает с парты". Может быть, рифма - это попытка переспросить в диалоге поэта с Богом? Но ведь в любом диалоге неизбежны повторы. Выходит, что рифменные пары должны рождаться и в диалоге человека с человеком. Я собрала более тысячи ослышек (таких, как во время путча: горит кабачок - говорит Горбачев или Ахромеев - охраняет) и опубликовала их в статье "Девичья фамилия рифмы"
А потом - однажды и вдруг - возникли мои зрительские повторы. Думаю, это случилось просто потому, что скорость Света меня устраивает много больше, чем скорость звука. Так, наверное, распорядилось мое имя.
Я начала фотографировать. Предметы, которые я предъявляла зеркалам, возвращались серией отражений
Очень часто отраженное в картинках совершенно меняло первоначальную суть предметов. Так, в серии "Свеча" отражение съело одну из свечей, в "цветах" смяло бок вазы, в "Камелии" обнаружило ржавчину на мокром цветке, не видимую глазом.
После фотографий с зеркалами появилась серия "Деревья Лос-Анджелеса" На готовых фотографиях деревьев художники закрашивали фон, обнажая тайную жизнь деревьев".
В "Портретах" Иванова руководствуется объектом, а не художественным стилем. "Мне же сами лица диктовали: некоторые хотелось оставить практически "нередактируемыми", другие - переделать "по-своему.
Все работы Светланы Ивановой выполнены в смешанной технике: это и фотография, и рисование по отпечаткам, и компьютерная графика.
В ее Зазеркалье стоит побывать, преступив черту смутного безвременья - ради глотка свежего воздуха, просветления, надежды. Это на Волхонке, в Пушкинском музее. По соседству с античными слепками, возвращающими нас к гармонии истоков человеческой цивилизации.