В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид и Александра Ярмольник Назад
Леонид и Александра Ярмольник
Леонид Ярмольник: В компании друзей дочери я чувствую себя неловко

- Если вы готовитесь к какому-то серьезному разговору с дочерью, то обращаетесь к ней официально - Александра?

- Нет, дома я дочь зову Масяней. Если надо построже, то все равно Саша, Саня. Кстати, Абдулов считает, что Сашу назвали в его честь. Много знакомых Александров предполагают относительно себя это же, но у Абдулова больше прав так думать: он крестный отец дочери.

- В одном интервью вы признались, что всегда легко соблазняли женщин и их было много. Вы готовы к тому, что подобные гены по отношению к противоположному полу передались Саше?

- Хе... Не знаю... В общем, да, я достаточно влюбчивый, но больше - на уровне тусовки: мне нравилось завоевывать чье-то внимание, вызывать ответный интерес, когда я мог руководить ситуацией и все делалось по моему желанию. Такое флиртовое существование иногда вызывало обиду у девушек, строивших относительно меня какие-то планы. Но до трагедий по моей вине не доходило, я никого не бросил, не обманул, все заканчивалось благородно. В общем, если бы Саша обладала моими способностями в общении с противоположным полом, я бы не возражал. Мне это в жизни не навредило, а совсем наоборот.

- Саша официально знакомила вас с кем-нибудь из своих поклонников?

- Нет. И потом, в них очень легко запутаться. Уже давно мы постоянно живем на даче в Подмосковье, там у нее своя тусовка, они где-то кучкуются, устраивают какие-то костры. Несколько лет я вообще не видел рядом с дочерью подружек - только одних пацанов, которые в последнее время заговорили баритоном, ниже чем у меня: А Сашу можно? Их много, ее приятелей, и я не знаю, кто наделен ее большим вниманием, а кто меньшим. Я стараюсь в это не вмешиваться: так мне легче, спокойнее.

- А если все-таки заприметите кого-то главного и вам покажется, что он и ухаживает не так, да и вообще не пара для дочери?

- Нет. Меня все эти нюансы в Сашиных отношениях не занимают. Когда невольно сталкиваюсь с ее компанией, я не только не приглядываюсь, а еще и сразу отвожу глаза: у меня всегда ощущение, будто я мешаю. Сам я в их команду не влезал, а меня особо и не приглашали. Повода для общения, чтобы я с ними сел, о чем-то поговорил, пока не было. Пару раз в пинг-понг поиграл, и то проиграл и ушел. Это наша мама наверняка знает больше об именах и происхождении потенциальных воздыхателей, а я почти ничего не знаю.

- То есть личная жизнь дочери - это тема, которую между вами не принято обсуждать?

- Не принято. Если мне что-то и рассказывается, то на уровне историй: куда ходили и как вышли из какой-то ситуации. Вот если во всем этом есть что-то смешное - это повод со мной поделиться, а по проблемным вопросам - нет. Видно, не моего ума дело. (Усмехается.)

- И никогда не приходилось успокаивать дочь в период трагедии на любовном фронте?

- С полной очевидностью знать о том, что является болью сегодняшнего дня, мне не доводилось, но я ощущал это по ее состоянию и времяпрепровождению - когда дочь сидела дома и никуда не шла. Если ситуация затягивалась, я мог вмешаться, заведя разговор на абстрактном уровне о том, что все это полная ерунда, и такой фигни еще будет несметное количество, и нельзя ставить себя в полную зависимость от настроения другого человека. Лучше постараться сделать так, чтобы он зависел от тебя. В этом и заключается талант человеческий.

- Насколько вы волнуетесь, ожидая позднего возвращения дочери домой?

- Конечно, переживаю, но до определенной степени: мы ведь все время созваниваемся. Я выясняю, каким образом она добирается, и, если возникают трудности, готов все отменить и поехать за ней - от меня не убудет.

- Есть дети, которые до собственного брака держатся за родительский подол. Сашу можно назвать папиным хвостиком?

- О-о-о, наоборот, она стремится к самостоятельности. Еще полтора-два года назад с ней вообще трудно было разговаривать: все, что было связано с родителями, ей не нравилось. Она не хотела идти со мной в театр, на концерт, давая понять, что это бред какой-то - наши развлечения. Сегодня она изменилась, бывает со мной на спортивных состязаниях, в театрах, на концертах, проявляя интерес и к самому действию, и к атмосфере вокруг, а потом все это со мной обсуждает. Взрослеет.

- Вы с подросшей Сашей никогда не пытались разыгрывать окружающих, изображая влюбленную пару?

- Специально нет, но сегодня такая путаница, безусловно, возможна, потому что и я вроде бы еще не старый дед, и Саше уже семнадцать. И хотя она выглядит именно подростком, а не как некоторые из ее сверстниц - вполне сформировавшимися женщинами, кто-то, увидев нас вдвоем, может, конечно, подумать, что это моя пассия. Но я стараюсь предупреждать подобные ситуации, чтобы не было дурацких шуток или приколов. А однажды, когда мы с женой и Сашей ходили на какое-то светское мероприятие, получилось наоборот. Пытаясь произвести на меня положительное впечатление, человек совершенно серьезно сказал, что у меня очаровательные дочери. (Смеется.)

- Вы балуете свою дочь?

- По крайней мере, все, что Саше нравится, я ей всегда покупаю. Я учитываю, что она молодая женщина, кроме того, имею опыт общения с ее матерью и давно понял: диктовать, что эта вещь нужна, а эта не нужна, не имеет смысла. Самое дурацкое, что я говорю в ответ на очередную просьбу: "У тебя уже есть свитер!" - и слышу: "Ну, папа, это же не такой свитер, это совсем другой свитер, ты ничего не понимаешь!" И действительно, не понимаю. Главное, я знаю, что на все ее свитеры, ботинки, дубленки, очки и прочие прибамбасы денег у меня предостаточно и на этом я экономить не буду, хотя бы потому, что вижу: Сашу это не портит и это не есть пренебрежение к вещам. Бережливости она научилась, это у нас семейное, а шмоток у девушки должно быть много.

- Не боитесь переборщить с подарками?

- Сегодня не только хорошая одежда, но мобильный телефон, компьютер, по возможности, автомобиль - все это предметы обихода, призванные быть базой для развития личности. А если общение с ребенком сводится к формуле "Не будешь слушаться - не дам денег", ничего хорошего не выйдет. Нет, я всегда дам столько денег, сколько дочь просит - она же не берет у меня тысячи долларов! У нас даже смешное выражение появилось. Саша говорит: "Дай денег". Я спрашиваю: "На что?" И они с мамой обе отвечают: "На жизнь". Даю. (Смеется.)

- Какую черту характера дочери вы не любите и какую, наоборот, цените?

- Ценю сдержанность и такт. Ну а если меня что-то и раздражает порой, то - может, это и странно звучит - ее стеснительность. Я считаю, что человек должен быть в меру наглым: в наглости есть свое обаяние. Но я не делаю из этого никакой трагедии, считая, что это вопрос возраста, вопрос накопления.

- Вы прислушиваетесь к мнению дочери?

- Бывает, и часто, что ее неожиданное мнение играет решающую роль. У нее чище и свежее мозги, и с ее точки зрения все намного проще. Такое я с удовольствием перенимаю.
Саша Ярмольник: "Я бы не хотела такого мужа, как папа"

- В школе тебя не дразнили дочерью "цыпленка табака"?

- Нет, такого не было, как и нельзя сказать, что относились ко мне лишь положительно. Некоторые придирались. Я не только учителей имею в виду, а школьное окружение в целом. Когда до меня дошло, что это, видимо, отражение симпатии или антипатии общества к папе, я постаралась поставить точку над моим "я", чтобы не о папе думали, когда со мной общаются, а обо мне.

- Тебя когда-нибудь переполняла гордость за папину работу или его поступок?

- Вся папина работа вызывает во мне это чувство с раннего детства. И то, что папа добивался, добивается и, надеюсь, будет добиваться успеха, это и есть моя главная гордость.

- Ты никогда не ревновала отца к поклонницам?

- Ну, во-первых, я не считаю, что у него есть такие поклонницы, к которым можно ревновать. Он же все-таки не Рикки Мартин! Несколько раз домой приходили какие-то письма со стихотворениями. Но папа их не хранит, посмотрел - выкинул. В общем, его как-то умеренно любят, с ума не сходят.

- У Леонида Ярмольника, как у человека с фантазией, есть свое ноу-хау в воспитании?

- Весь секрет папы как воспитателя заключается в том, чтобы в любой ситуации открыть мне глаза на правду и добиться главного - чтобы я поняла, как правильно поступать, а как неправильно. Бывало, что папе приходилось возвращаться к одному и тому же неоднократно, и я очень благодарна ему за терпение. То есть он не наказывал меня, а еще и еще раз старался донести словами то, что не доходило с первого раза.

- А ты могла сделать вид, что уже все поняла, только для того, чтобы папа отстал со своими нотациями?

- Да, и сейчас иногда могу делать вид: сидеть, кивать головой - с папой лучше не спорить - и самой оставаться при своем мнении.

- Насколько папа всегда был терпим к твоим капризам?

- Моим капризам? Даже не знаю, вроде капризов-то никогда не было. Папа не дает мне повода капризничать, потому что все, что я его прошу, он тут же делает.

- А ты можешь его чем-то вывести из себя?

- Специально нет, а какие-то банальные житейские ситуации бывали. Например, мне не разрешили гулять, а я могла забыться и уйти, вернуться домой поздно, переночевать и на следующий день опять уйти. Конечно, плюсиков мне это не добавляло, и папа мог потом сделать замечание. А еще папа не любит, когда я начинаю хрустеть - чипсами, орешками, сухариками. Просто терпеть не может этот звук, поэтому при нем такие вещи есть не стоит, надо уходить в свою комнату. Мама, кстати, об этом часто забывает и нарывается больше, чем я.

- Как считаешь, папа совершил какую-нибудь ошибку, воспитывая тебя?

- Нет, ошибок, думаю, не было: воспитание удалось. Своих детей буду растить по такой же схеме.

- И все же что из отцовских методов ты не возьмешь на вооружение?

- Если папа начинает ругаться (а это всегда происходит по делу), то ругается он очень долго, при этом сильно кричит. Он может завестись по одной причине, а потом к ней привязать все остальное, что его раздражает. Это как с бильярдной, где зимой у меня стащили телефон из сумочки. Папа начал с кражи и продолжил: "Это какая-то помойка: подвал, грязь, стены обшарпаны, все оплевано - ужас!" Я говорю: "Папа, поспокойнее, там все новое, чистое, только что отремонтированное. Это довольно приличное место, у нас все туда ходят". Но папа продолжал раскручивать клубок. Хорошо, что в этот раз мама на моей стороне была. Думаю, что вот так я, наверное, не буду своих детей ругать.

- Многие родители очень пристрастны к кругу общения своих чад. Отец когда-нибудь тебе диктовал, с кем дружить?

- Ну, бывали ситуации... Поскольку я выросла на даче, то есть в деревне, я и сама в каком-то плане даже деревенская. И, естественно, много общалась с местными. Папу, конечно, это в восторг не приводило, но запретить водиться с ними он тоже не мог, видя, насколько я в своих друзьях уверена. Так что до диктатуры с его стороны никогда не доходило. Скорее, он просто рекомендовал больше общаться с московской молодежью.

- То есть он доверяет тебе?

- Думаю, да. Обычно мы идем компанией, все ему говорят "здрасьте", а он отвечает "привет", и все. Но однажды была такая история. Мы - я и человек пятнадцать пацанов - собрались у нас на дачном участке поиграть в настольный теннис. Папа говорит маме: "Пойду посмотрю, с кем она там". Но он же не мог просто встать рядом и разглядывать, ему надо было как-то замаскировать свой интерес, и тогда он придумал, что будет менять лампочку над теннисным столом. Долго собирался, переодевался в рабочую одежду, искал лестницу И когда, наконец, сделал умное лицо и вышел из дома, на участке уже никого не было. (Смеется.) Так и не удалось рассмотреть моих друзей поближе.

- Своих молодых людей ты не утомляешь фразой "А вот мой папа..."?

- Нет, никогда. Я вообще стараюсь, чтобы они не знали, что я - Ярмольник, но так получается, что потом они все равно узнают.

- Ты влюбчивый человек по натуре?

- Редко, но метко.

- Отец для тебя идеал спутника жизни?

- В принципе, да, потому что он человек слова и дела. Но, с другой стороны, я бы не хотела такого мужа, потому что папа довольно вспыльчивый и любит всех ставить на свои места. Правда, при этом всегда царит веселая обстановка, поэтому никто не обижается.

- То есть, если проанализировать все твои влюбленности, это не будет целым рядом Леонидов Ярмольников?

- Нет, наоборот: они совсем другие, все разные. Мальчиков я никогда с папой не сравниваю, да и не хочу, чтобы они были точно, как он. Мне папы пока что хватает.

- Тебе уже встречался человек, казавшийся подходящей кандидатурой, чтобы выйти за него замуж?

- Это может звучать странно, но, когда я была еще в классе шестом-седьмом, такой человек рядом был - мой ровесник. И моей маме он очень нравился. А потом нас просто развела судьба: он уехал жить в другую страну. Нельзя сказать, что это была любовь. Мне было-то тринадцать лет. Но, думаю, если бы он остался, мы бы с ним еще долго дружили, и, может быть, дружба переросла бы в чувства. С тех пор человек, с которым бы вместе я видела свою жизнь, мне не встречался. Думаю, что найти его непросто. Но у меня есть принцип: я стараюсь не создавать идеалов и вообще не сравнивать. Пусть, пока я ищу, все мальчики будут разные - надо наслаждаться молодостью!

- Если у тебя какие-то неполадки в личной жизни, ты спрашиваешь у отца совета?

- Нет, я про молодых людей у него не консультируюсь. Не из-за какого-то психологического барьера, хотя... может быть, какой-то барьер и есть. Это слишком личное, чтобы вводить в курс дела папу. И потом, у него своих проблем полно. По-моему, любые обсуждения личной жизни еще больше расстраивают. Я специально прислушивалась к себе: мне не становится намного легче, если я свои переживания выпускаю наружу. По этой причине я около трех лет веду дневник, делюсь сама с собой, и вот это по-настоящему помогает. У меня уже даже психологическая зависимость появилась - выкладывать все на бумагу.

- А ты никогда не опасалась, что родители прочтут твои записи - к примеру, чтобы предостеречь от чего-то?

- Папа все время шутит: "Дай, дай, я что-нибудь почитаю, а то я тебе все время только и покупаю эти тетрадки". А я смеюсь: "Щас!" Мои подруги, если ведут дневник, то все время его прячут, боятся, что родители могут прочесть, а я спокойно оставляю на столе, зная, что ни папа, ни мама тайком не станут его читать.

- Тебе комфортно вместе с родителями? Не возникало желания жить отдельно?

- Если честно, нет. Это, конечно, случится, не очень долго ждать осталось. Но пока, чтобы так уж рваться из родного гнезда, такого нет. Я часто слышу от своих друзей-ровесников: "Ой, скорее бы куда-нибудь съехать от родителей. Вот жизнь будет классная!" Не знаю, мне и с родителями нормально. Потом уже в детство не вернешься, не поживешь, как сейчас. Кстати, я слышала, что папа собирается в деревне Подушкино, где мы живем, напротив нашего участка построить небольшой домик - для меня и моей будущей семьи. Это было бы здорово, а то далеко я не поеду: у меня же там три собаки - десятилетняя дворняга Дмитрий Егорович, черный скотч-терьер Аполлон и белый - Купидон.

- Отец часто тебя хвалит или считает, что это портит ребенка?

- Он периодически интересуется моим рисованием. С умным видом заходит в комнату, где я работаю, долго смотрит, а потом обязательно делает замечания, хотя сам ничего в этом не понимает. "Вот тут бы потемнее, тут - посветлее, а здесь чего-то не хватает. И вообще, почему фон - цветная бумага?" Я: "Ну извини, я же только учусь". И тогда папа одобрительно кивает и хвалит: "Ну, в общем, ничего, молодец".

- В разговоре с отцом ты можешь употреблять какие-то молодежные словечки?

- Да, и иногда он даже посмеется, переспросит: "Это модное слово, да? Буду знать, может, потом пригодится". Так у нас в семье прижилось слово "схомячить". Мама как-то удивлялась: "Где пирожные? Я же покупала пирожные!" А потом вспомнила: "Ой, я же сама их съела!" Тут я и говорю: "Сама схомячила и не заметила". Теперь у родителей это любимое слово. Забавно их слушать!

- Ты стараешься их не огорчать - приходить раньше домой, не пить даже пива? Или демонстрируешь свою самостоятельность?

- У меня здесь свои принципы есть, но я не буду вдаваться в подробности, а то родители удивятся. Если после пива я пришла домой, то не буду стараться не дышать, как делают некоторые мои друзья. Я ничего в этом особенного не вижу: ну выпила и выпила. Не водку же! Пока не было ситуации, чтобы родители встретили меня словами: "Ты что, пила?!" То ли они не догадываются, не видят, то ли просто вслух ничего не говорят. Хотя и повода нет: я всегда возвращаюсь нормальная, на четвереньках не приползаю.

- У тебя был какой-то поступок, за который тебе перед отцом до сих пор стыдно?

- Да. Еще в девятом классе, сдавая выпускные экзамены, я заболела, и мне выписали справку-освобождение. Но как раз последний экзамен пришелся на день рождения моей лучшей подруги, и вечером я, почувствовав себя лучше, упросила маму разрешить мне пойти в гости. То есть экзамен я пропустила, а на день рождения пошла. Потом это выяснилось в школе... Вот тогда папа сказал: "Все-таки ты - моя дочь. Что теперь обо мне будут думать?! Ты меня подставила". Мне было безумно перед ним стыдно. В результате я сдавала эти экзамены уже потом, когда все сдали и отдыхали. То есть я сделала ошибку и поплатилась за нее. Может быть, это урок.

- Ты когда-нибудь папу шокировала своим внешним видом?

- Если только на съемках каких-нибудь, когда меня накрасят. Он пугается: "Ой, ужас какой! Какая-то тридцатилетняя тетка". А одеваюсь я нормально, как все. Единственное, что могу про себя сказать, - я не люблю платья и юбки, очень редко их ношу. Зато если надену и папе нравится, он говорит: "У-у-у!" И я понимаю, что выгляжу здорово.






Мария Сперанская
12.12.2000
http://www.peoples.ru

Док. 520973
Перв. публик.: 12.12.00
Последн. ред.: 16.11.08
Число обращений: 306

  • Ярмольник Леонид Исаакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``