В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Мунтян: Политика, группы интересов и лоббистская деятельность (лекция) Назад
Михаил Мунтян: Политика, группы интересов и лоббистская деятельность (лекция)

М.А. Мунтян

 

 

Лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент демократического государства, как и наличие в нем этих разнообразных интересов, каждый их которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

 

Основные черты негосударственных политических институтов

Группы интересов

Типологизация групп интересов

Социально-политические роли групп интересов

Группы давления и лоббистская деятельность

Функции лоббизма

Лоббистские организации и власть

Демократия и лоббистская деятельность

"Плюсы" и "минусы" лоббизма

Проблемы легализации лоббизма в Российской Федерации

 

            1. Основные черты негосударственных институтов. На рубеже XX и XXI вв. высокая политическая активность партий, групп интересов и социальных движений (гражданских инициатив, феминистского, "зеленого" движений и т.д.), наряду с деятельностью государства воспринимается в демократических странах как естественная и неотъемлемая составляющая мира политики в целом. А ведь не так давно, если судить по историческим меркам -100-200 лет назад, - в большинстве стран негосударственные политические организации были запрещены и/или находились на нелегальном положении.Через этот период запретов, тайного, неофициального существования прошли едва ли не все типы общественных объединений: от партий до масонских лож и от профсоюзов до антивоенных движений. Тогда все, что не принадлежало государству либо не было санкционировано им, признавалось (в том числе и большей частью общества) незаконным, нарушающим социальный порядок, искажающим политику как таковую.В этом смысле в Новое время государственная власть продолжала следовать взглядам Т. Гоббса,который просто включалвсе легальные объединения людей в структуру государственной организации, выделив два их основных типа - политические и частные. Философ допускал деятельность общественных ассоциаций лишь в границах государственной воли, верховной власти.

            И только в конце XVIII века в ряде стран партии, профсоюзы и другие объединения освобождаются от государственных запретов и контроля. Общее и особенное различных видов негосударственных объединений позволяет установить исходный смысл базового понятия группы интересов.Тотже Гоббс дал одно из первых определений подобного рода: `Под группой я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом`. Но начала современного подхода к пониманию групп интересов или политических группбыли разработаны классиком американской политологии Артуром Бентли (1870-1957) в труде `Процесс управления`(1908). В нем автор развивал особый философско-социологический способ рассмотрения политической жизни, своего рода философию группового давления, согласно которой политика вообще не `структурируется` без групповой активности. Макрополитика, по Бентли, состоит из `первичной материи` борющихся общественно-политических групп, а не из государств и партий. Он писал в этой связи: "Группа и групповая деятельность выступают эквивалентными терминами лишь с незначительной разницей и только для усиления акцентов, используемого для прояснения их применения в различных контекстах... Интерес как термин является эквивалентом группы. Мы говорим и о группе интересов, и о групповом интересе в основном для того, чтобы придать ясность выражениям".

А. Бентли уточнил представления английских философов и экономистов, которые в конце XIX - начале ХХ вв. рассмотрели теоретические вопросы о месте и роли групп интересов в политике как важной части жизни общества. Американский политолог трактовал группы интересов уже как определенные объединения, "количество которых ограничено только одним показателем - интересами, ради которых они созданы и действуют".Тем самым группы интересов стали рассматриваться в контексте системы принятия решений, процессов формирования государственной политики. Н.А. Бусова пишет по этому поводу, что придание институтам гражданского участия "особой роли в системе организации публичной власти можно расценивать как установку на развитие делиберативной (от англ. deliberation в значении "обсуждение", "дискуссия") демократии, основанной на следующей предпосылке: "Все, кого может затронуть предполагаемое решение, должен иметь равные шансы на участие в его обсуждении".

В настоящее время в политической науке группы интересов изредка отождествляются с социальными общностями и трактуются, согласно Ж. Мейно, как объединения граждан, занимающие такое место в обществе, которое затрагивает интересы других субъектов со схожими требованиями.Большинство же ученых проводит различие между социальными группами и ассоциациями индивидов, которые ставят своей целью оказание влияния на правительство способами, наиболее отвечающими интересам этих объединений(Р. Доуз). Группы интересов в этой связи можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

            Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, для доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это экономические и финансовые возможности, информация и опыт политического участия, организационные структуры и т.д. В целом же действия разнообразных групп интересов способствуют усложнению строения политической системы общества. Их деятельность стимулирует возникновение партий (особенно мелких), дифференциацию функций органов государственного управления и рационализацию их организационного строения. Американский политолог Д. Трумэн пришел к выводу, что по мере специализации различных общественных сфер в социуме автоматически возникают новые группы интересов.Группы интересов, транслируя во власть общественные настроения и мнения общественности, предлагают своих активистов для работы в государственных органах, выполняя еще и функции формирования политических элит.

II. Группы интересов как негосударственные политические институты. В современных демократических странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примеров таких групп можно назватьпрофсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические, женские, молодежные движения и ассоциации, негосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные обществаи т.д. Основное предназначение групп интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.

Наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функцией групп интересов является информирование органов, принимающих политические и административные решения. И хотя предоставляемая информация чаще всего бывает односторонней, ориентированной в соответствии с интересами данных групп, деятельность множества таких групп позволяет властным структурам знакомиться со всем спектром общественного мнения по тем или иным проблемам. И это, без сомнения, способствует повышению эффективности деятельности власти, которая, ознакомившись с общественными настроениями, может проводить политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан. Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе общества. Но, наряду с общими моментами, между этими субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Во-первых,политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры.Во-вторых, политические партии, как правило, стремятся к расширению социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.

          Американский политолог Валдимер О. Киклассифицировал группы интересов по двум разрядам: политические партии и группы давления (интересов), которые, в свою очередь, подразделялись им на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и т.д. Критерием деления выступил такой фактор, как официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью, в ходе которой партии участвуют в выборном процессе непосредственно, а группы давления пытаются косвенно, изнутри оказать на них влияние по отдельным вопросам. Проблема разграничения видов групповых объединений продолжает оставаться и по сей день предметом научного анализа.Например, английский политолог Грант Джордансчитает, что партии и группы интересов, с точки зрения их функциональных и организационных особенностей, нередко перевоплощаются друг в друга.Он полагает, что `дефиниции партии и группы интересов должны частично совпадать, пересекаться, накладываться друг на друга, так как они не суть дискретные явления".

Группы интересов хорошо подходят для демонстрации специфики негосударственных политических институтов. Члены общества взаимосвязаны отношениями, отражающими их самые разные интересы. Сходное поведение людей в политике еще не означает тождественности их социальных интересов, которые (вместе с традициями, индивидуальными качествами и мотивами) формируют стилистику политической жизни общества. Интересы как таковые - это особые стимулы деятельности,выражающие определенные потребности и цели людей, а также их групп. Именно интересы - личные и общественные, - становятся причиной индивидуальных и коллективных политических акций.

В качестве негосударственного политического института следует рассматривать так называемые организованные (социальные) интересы, поскольку многие носители личных интересов объединяются в ассоциации, ради артикуляции своих интересов внутри каких-либо групп, а также, чтобы представлять эти интересы в отношениях с иными группами и политическими институтами. Социальные интересы (лат. interest - имеющее значение) - реальные причины действий, складывающиеся  у социальных групп (коллективов) в связи с различиями в их положении и роли в общественно-политической жизни.В процессе взаимоотношений людей происходит выработка интересов и требований именно группы как целого. Демократическая политическая система с ее институтами призвана создавать возможности для наиболее полной артикуляции интересов всех социальных групп. Анализ интересов имеет определяющее значение для того, чтобы ответить на принципиальные для понимания политики вопросы:

- почему люди включаются в политическую борьбу?;

- каковы мотивы и стимулы их деятельности в этой области?;

- чем обусловлена поддержка людьми одних лидеров и их идей и критика других?

Перечень таких вопросов можно умножить, ибо нет такого политического вопроса, который не был бы связан с интересами. Интересы часто называют движущей силой, "мотором" деятельности людей.В полной степени это относится и кинтересам политическим. Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Оно воспринимается людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальная защищенность, условия и образ жизни и т.д. Каждая социальная группа имеет свое положение в системе общественных отношений, которое и обуславливает возникновение ее интересов.

Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер:либо положение людей подвергается опасности, ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п.Из такого взаимодействия и рождается интерес, который можно квалифицировать, как желание индивида изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности. Если это стремления, этот интерес удовлетворяется при помощи политических способов и средств - давления на правительство, изменения государственной политики, участием в парламенте, поддержкой партий и др., то речь идет о политическом интересе. Политические интересы, таким образом, представляют собой специфическое проявление многообразных по своему содержанию неполитических интересов. Например, рост слоя предпринимателей может происходить исключительно на экономической основе, но рано или поздно этот рост станет упираться в ограничительные законы либо в отсутствие необходимых гарантий предпринимательства. Бизнес заинтересован в определенной финансовой, кредитной политике государства. Он делает свой выбор в политике, начинает поддерживать те партии, тех депутатов, то правительство, которые способны материализовать его стремления в политике и законодательстве.

Для обозначения понятия "группы интересов"используются и другие термины, в частности, группы давления, лобби, союзы. Тем не менее, понятие `группы интересов` представляется самым адекватным современному статусу этого негосударственного политического феномена. Словосочетание группа давления(англ. pressuregroup), прежде всего, означает форму действия или метод, принятый неким коллективом для поддержки или срыва определенных политических требований (митинг, демонстрация, пикетирование парламента и пр.). В термин лобби(англ. lobby - кулуары, преддверие парламента) заложен весьма узкий смысл - обработка депутатов либо правительственных и иных государственных чиновников в целях вынесения нужного лоббистам решения, в том числе законодательного. Наконец, слово союзтоже малоприемлемо по той причине, что указывает на формально-бюрократические признаки организаций, рассчитанных на длительное существование, в то время как за пределами понятия остаются все виды стихийных инициатив (например, гражданских).

Одни группы давления и лобби создаются для консультаций и информационного обеспечения парламентов и правительств по вопросам специализированной деятельности, поскольку многие из них связаны с конкретными сферами активности и располагают о них исчерпывающими базами данных. Другие могут отражать мнения разных политических, социально-профессиональных или идеологических течений, не представленных на высшем уровне власти. Отстаивая вполне определенные интересы, и первые, и вторые группы, естественно, подают информацию в выгодном для своих контрагентов свете. При этом группы давления добиваются своей цели любыми доступными для них способами, оказывая разного рода воздействие на парламентариев и членов правительства. Некоторые из них не гнушаются подкупом коррумпированных политиков. По законам демократических стран, когда подобные случаи раскрываются, таким группам запрещается продолжать лоббистскую деятельность, а виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Под группами интересовподразумеваются все виды негосударственных политических институтов, для которых характерны: добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); общие представления и цели членов группы; соединение личных требований с общественно полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; как правило, отсутствие бюрократических структур.

Представляя отдельные интересы общества, группы интересов не стремятся к политической ответственности. Вместе с тем, восприятие группы интересов как негосударственного института, прежде всего, указывает на политическое измерение данного понятия. Если рассматривать современную плюралистическую демократию под углом зрения негосударственных институтов, то она исходит из таких принципов:

а) общее благо есть итог сбалансированности групповых интересов;

б) признание различия интересов; существование независимых от государства организаций и групп интересов;

в) многопартийная система с оппозицией и государственно-правовыми гарантиями (В. Грёфин-Хук,С. Хольцер, ФРГ)

Политолог Эрнст Френкель еще в 1950-е годы полемизировал с Карлом Шмиттом,доказывавшим, чтотолько государство и его руководители способны осознать общее благо и реализовать связанные с ним цели, а группы интересов просто опасны, ибо представляют отдельные требования, не понимая общего блага, в связи с чем могут дестабилизировать ситуацию в государстве. Френкель, в свою очередь, попытался "переопределить" соотношение общества и государства при демократии. Он противопоставлял мнению Шмиттаидею парламентско-плюралистической демократии, основанной на критериях различения интересов и необходимости их компромиссного совмещения. Кроме того, Френкель считал, что никто и ничто, даже само государство, не могут претендовать на право однозначно формулировать общее благо.Отсюда и главный вывод политолога: общее благо есть результат взаимодействия и уравновешивания групповых интересов.

III. Типологизация групп интересов. Многообразие групп интересов в современном мире затрудняет их типологизацию. Легче всего ее провести по различению так называемых пар-антагонистов: материальные - духовные, общественные - частные, формальные- неформальные и т.д., но такой подход явно узок. Определенное признание политологов получила классификация (конец 1980-х гг.) немецкого ученого Ульриха фон Алеманна,который исходил из существования пяти основных сфер социально-политической активности.

1. Организованные интересы в экономике и в мире труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; профсоюзы; потребительские союзы.

2. Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите социальных прав (к примеру, общества слепых); объединения социальных достижений (например, благотворительные фонды); группы самопомощи (по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и пр.).

3.          Групповые интересы в области досуга: спортивные союзы; клубы для общения и реализации хобби.

4.          Организованные интересы в сферах религии, науки и культуры: церкви, секты; научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству.

5. Группы интересов по общественно-политической деятельности: а) духовные, этические, правозащитные ассоциации (например, "Эмнисти Интернэшнл"); б) экологические (Гринпис), феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых, этнических и иных меньшинств.

Разумеется, даже эта весьма развернутая классификация не отражает в полной мере многочисленные варианты групп интересов и гражданских инициатив. Для того, чтобы разнообразные организованные интересы реально влияли на процесс принятия политических решений и на программы партий, в функциональном плане члены таких групп должны выявлять весь спектр существующих мнений, обобщать их и сводить к небольшому перечню политических альтернатив. От правильного отбора интересов и требований зависит способность представляющих их групп к реальному воздействию на политику государства. В политологии сложилась разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные формы их строения и виды деятельности. Группы интересов по характеру их деятельности разделяются на одноцелевые (они складываются для достижения одной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). Французский политолог М. Дюверже выделял специальные (занимающиеся только политической деятельностью) и частичные(выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т.п.) группы интересов. С точки зрения их численности Т. Дай и Р. Зиглер выделяют массовые группы, способные достигать символического успеха, а также малочисленные группировки, благодаря своей сплоченности способные упорно добиваться целей и "изматывать соперников".

Среди более сложных, систематизированных с помощью комплексных критериев классификаций групп интересов, можно выделить следующую типологию:

- анемические группы - объединения, возникающие стихийно в результате спонтанной реакции на ту или иную ситуацию. По мысли П. Шарана, их прежде всего отличает отсутствие постоянных организованных действий, нерегулярность включения в политические отношения с государством. Примером анемических групп являются стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, других акций протеста, нередко принимающих форму насильственных действий;

- институциональные группы - формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (административные органы церкви, армии, представительства автономий в федеральных центрах и т.п.). Наиболее активные и жесткие в своей деятельности группы интересов называют еще группами давления;

- неассоциативные группы - неформальное и часто не имеющее четкой организационной структуры объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, землячества, религиозные секты). Примером такого типа групп интересов могут служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов, ни программ, ни формального членства, ни четких численных границ. В них могут участвовать сотни, тысячи, десятки тысяч и больше людей, поэтому бывает трудно установить число их участников. Связь, существующая между участниками движения, носит по преимуществу идейный характер. Организационные формы его проявления носят эпизодический характер - это митинги, демонстрации, обращения. И хотя  массовые движения создают, как правило, свои руководящие органы, эти органы избираются не членами движения, а представителями общественности разных общественных организаций, выражающих политические настроения индивидови их готовность участвовать в проведении в жизнь определенной конкретной цели;

- ассоциативные группыинтересов обладают высоким уровнем специализации и организации (добровольные объединения, специализирующиеся в выражении интересов, например, профсоюзы объединения предпринимателей, этнические ассоциации и т.п.). Они нацелены на решение конкретных политических задач. Ассоциативным группам свойственны следующие признаки:

а) формальное организационное единство (официальный характер создания группы), обязательная добровольность объединения. Организация как формальная группа определяется системой предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и определяющих разделение труда и координацию действий организации в целом и ее членов. Общественная организация руководствуется в своей работе совместно разработанными их членами особыми документами - уставами;

б) преднамеренность их создания (сформированы с определенной, заранее установленной целью);

в) устойчивость состава и структуры, связей между членами.

Из множества существующих можно выделить следующую классификацию ассоциативных групп:

- организации, опирающиеся на принцип добровольного членства лиц, заинтересованных в реализации определенных целей (профессиональные, молодежные и т.д.);

- организации, создаваемые с целью поддержки определенных программ или даже лиц.

Функционирование ассоциативных организаций предполагает их подзаконность, выражающуюся в регистрации и в праве государственных органов осуществлять необходимый контроль их деятельности. Известно несколько порядков образования добровольных организаций: разрешительный, регистрационный и заявительный. Приразрешительном порядке для создания объединения необходимы предварительное согласие на то соответствующего государственного органа и акт, разрешающий создание объединения, то есть его учреждения. При регистрационном порядкесозданная организация в установленном правовой нормой порядке подлежит регистрации в государственных органах, где проверяется законность ее целей. Акт регистрации считается актом учреждаемого значения. При заявительном порядкеграждане, желающие создать объединение, ставят в известность об этом государственный орган. Если он сочтет, что условия создания объединения соответствуют правовым нормам страны, то не принимается никакого решения и по истечении определенного срока объединение считается созданным. Если предписанные нормой права условия объединением не выполнены, то принимается решение, запрещающее его учреждение.

Основой еще одной типологии является различие в общественных сферах деятельности. Выделяется пять типов групп интересов:

1)  организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2)    организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

3)   организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.);

4)организационные группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т. д.);

5)   организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, национальных

меньшинств и т. д.).

IV. Социально-политические роли групп интересов. Важнейшую роль в государствах с функционирующей рыночной экономикой выполняют такие группы интересов, как предпринимательские союзы и объединения. В развитых странах вышеуказанные группы отличаются друг от друга формами связи между собой и с различными государственными органами, специфическими методами деятельности внутри страны и на международной арене, объемом выполняемых ими функций, особенностями политического спектра различных ассоциаций и выражаемых ими политических воззрений. Практически каждый подобный союз или объединение имеет хорошо развитую структуру. Она включает в себя руководящие органы данных союзов и объединений (советы, правления и др.), различные региональные отделения, отделы, компоненты. Например, в структуре Комитета экономического развития США, помимо правления организации (главы ведущих корпораций и банков страны, ведущие представители делового и научного мира - около 200 человек) имеется также 12 различных комитетов и подкомитетов. Они занимаются выработкой рекомендаций правительственным органам и организациям по вопросам национальной обороны, развития ядерной энергетики, отношение с профсоюзами, борьбы с безработицей, бездомностью, инфляцией и т. д.

Наряду с предпринимательскими союзами и объединениями важные политические функции в политической системе общества выполняют и другие ассоциации крупного бизнеса.В их числе можно назвать, в частности, создаваемые совместными усилиями предпринимателей многочисленные исследовательские и пропагандистские организации. Например, Совет по рекламе, который осуществляет свою деятельность в США и имеет целью воздействие на общественное мнение в благоприятном для деловых кругов направлении. Значительную социальную, политическую и идеологическую роль в политической системе общества выполняют различные благотворительные (филантропические) фонды. Они являются мощными и весьма влиятельными организациями. Наибольшее распространение они получили в США. Число их превышает 40 тысяч с активами, превышающими 100 млрд. долларов и ежегодными расходами в 2 млрд. долларов. Многие благотворительные фонды выполняют общесоциальные функции, затрагивающие интересы всех слоев общества. Среди них выделяются те, что функционируют в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Деятельность многих из них направлена на финансовую и иную поддержку программ по обучению кадров для национальных меньшинств, на изучение демографических проблем, на борьбу с наркоманией, на оказание помощи кооперативам фермеров и ремесленников и т.д.

Важные социальные и политические функции в политической системе современного общества выполняют частные клубы. Они объединяют в своих рядах ведущих предпринимателей и финансистов, наследников многомиллионных состояний, видных политических деятелей, влиятельных журналистов. Будучи закрытыми по своему характеру учреждениями с тщательно отобранным и ограниченным количеством членством, частные клубы призваны способствовать консолидации привилегированных слоев общества, формированию у них общих социально-политических взглядов и представлений, выработке и закреплению чувства их элитарной исключительности, групповой сплоченности, совместному обсуждению и принятию важнейших для них политических и иных решений. Их по праву называют `закрытыми центрами политической власти`, уникальными учреждениями, создающими благодаря своей негласной деятельности условия для обеспечения политического господства.

Важную роль в обществе выполняют профсоюзы.Профессиональный союз - общественная организация, объединяющая людей труда одной и той же профессии или занятых в одной и той же отрасли производства. Профсоюзы призваны защищать экономические и социальные интересы трудящихся, поднимать уровень культуры как трудящихся, так и членов их семей. Профсоюзы - массовая организация трудящихся. Удельный вес членов профсоюзов в общей численности наемных работников в последние годы составил: в Швеции - 78,4%; в Австрии - 64,0%; в Финляндии - 58,8%; в Италии - 56,8%; в Великобритании - 55,6%; в ФРГ - 40,4%; в Японии - 32,4%; во Франции - 31,7%; в США - 19,7%.В современных условиях все более тесное переплетение экономических и социально-политических противоречий в национальных и международных масштабах усиливает стремление предпринимателей избегать крупных социально-трудовых конфликтов, изыскивать различные нормы кооперации, сотрудничества с профсоюзами. Политика социального партнерства, как комплекс государственных мероприятий, направлена на то, чтобы сгладить остроту трудовых конфликтов.

Отработанный механизм регулирования трудовых отношений в духе соглашательства существует в Австрии. Функционирование этого механизма усиливается небольшими размерами страны и наличием в ее экономике крупного государственного сектора. В качестве активных сторон политики социального партнерства в Австрии выступают ассоциации предпринимателей и объединение австрийских профсоюзов. Создаваемые ими совместные комиссии нигде и никем не избираются, их работа не предусмотрена законодательством, они не подлежат контролю. Сотрудничество сторон в этих неформальных органах социального партнерства не ограничивается обсуждением отдельных вопросов. Комиссии координируют политику в области бюджета, инвестиций, рабочей силы, налогов, заработной платы, цен и конкуренции. В профсоюзном движении существует и другая линия общественного поведения, связанная с давлением,наступлением на государственные органы и организации  предпринимателей, с организацией массовых акций, иного рода активными выступлениями трудящихся.

Влияние групп интересов может иметь как открытый, так и закрытый (латентный) характер.Опасность закрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов.Так, в США отмечается чрезмерное усиление влияния на власть представителей промышленности, банковского дела и агробизнеса. В этой стране сложился `железный треугольник`, составными частями которого выступают фирма, специализированный комитет или комиссия в Конгрессе и соответствующее министерство в исполнительных органах государства, который определяет политику в соответствующей сфере.Решение этой проблемы - в реализации принципа открытости, гласности в работе государственных органов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой информации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эффективности и качества их работы.

Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они располагают. К ресурсам групп интересов можно отнести и мотивационные ценности,объединяющие членов организации, а также выражающие их стремления в рамках этой организации. Иерархия мотивационных ценностей в каждой группе может быть оригинальной, только ей присущей, но в любом случае мотивационные ценности должны быть гармонизированы со средствами достижения целей. Важнейшие ресурсы группы интересов - количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, но может быть компенсирован другими факторами, например, организационной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.

Владение собственностью или экономическая власть- другой важный ресурс групп интересов, представляющих бизнес. Одни из них могут оказывать влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, другие - в силу воздействия на экономику посредством забастовок, третьи - благодаря деньгам, которые они могут использовать для заключения соглашений. Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация и опыт.Группы интересов владеют информацией и опытом, что крайне необходимо правительству для выработки эффективной политики. У них есть лидеры, профессиональные кадры и лоббисты для воздействия на политику. Группы интересов, имея нужные знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политические вопросы предполагают решение сложных технических проблем.

Современный этап развития России требует пристального внимания к эволюции групп интересов.Они в настоящее время переживают переход от фазы почти стихийного образования к становлению своих внутренних структур, четкой выработке программ, определению своего места в структуре политической системы. Их становление также связано с  преодолением деятельности различных асоциальных формирований (расистских, террористических, националистических и уголовно-преступных групп). Эффективная борьба с ними возможна только на основе тесного сотрудничества профессиональных работников госаппарата и организованной общественности.

            V. Лоббистские группы и их место в политическом процессе. Деятельность всех разнообразнейших групп давления или лоббирования заключается не просто в давлении на власть сбоку или снизу, а в создании механизма иерархического согласования тех или иных решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократиями и немногочисленными привилегированными группами.Как подчеркивал С. Файер, ассоциации подобного рода стремятся оказать целенаправленное воздействие на политический процесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством, тем самым избегая какой-либо политической ответственности за свои действия. К особенностям действий групп лоббирования можно отнести и то, что они активны в основном только в сфере принятия (исполнительных или законодательных) решений.

            В современном политическом языке термин "лоббирование" означает, как правило, способ решения тех или иных вопросов, в том числе и политических, в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, а также деятельность социальных групп, отстаивающих свои экономические, общественные и политические интересы. Свое политическое измерение лоббизм приобрел в 1864 году, когда этим термином стали обозначать покупку за деньги голосов депутатов в Конгрессе США. С 1946 г. лоббистские организациив этой стране стали регистрироваться в соответствии с принятым специальным законом и многие направления их конкретной деятельности оказались под контролем государства.

Существует множество определений этого феномена:

o        Лоббизм - это особая система и практика организации отдельных групп общества для целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.

o        Лоббизм - это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством.

o        Лоббизм- это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.

o        Лоббизм- это система контор и агенств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов. Агентов этих контор называют `лоббистами".

o        Лоббизм - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (групп давления) на процесс принятия решений правительством, парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п.

o        Лоббирование- намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

В общественном сознании термин "лоббизм" используется в двух значениях - нейтрально-позитивном и негативном. Во втором случае этот термин близок к протекционизму, подкупу, покупке голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах и в ущерб другим интересам, прежде всего общественным.Крайнее выражение негативного лоббирования - незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейтрально-позитивном смысле - нормальное жизненное явление, элемент демократического процесса. Он представляет собой форму законного влияния "группы давления" на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворить интересы определенных социальных структур и слоев населения. С этой точки зрения лоббизм - система аргументации, механизм подготовки и принятия социально конструктивных актов.

Лоббизм как многоступенчатое явление венчает политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов,консультантов, исполнителей, часто это бывают чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.д. Основа лоббизма - совокупность социальных, политических, этнических и любых иных групп, движений. Ряд механизмов лоббизма в современных развитых странах удалось взять под контроль, но сама природа этого социального феномена исключает полную возможность такого контроля. В России и некоторых других постсоветских государствах деятельность лоббистов способствовала развитию теневых форм власти, нарастанию коррумпированности государственных чиновников. В современных демократических государствах лоббистские группы, напротив, делают государственное управление более открытым для общественности, укрепляют связи между населением и властью. Лоббизм в этом отношении есть форма законного влияния "групп давления" на управленческие решения государственных органов.

Несмотря на широкое и зачастую терминологически неточное использование понятия "лоббизм", тем не менее, можно попытаться очертить более или менее четкие границы лоббирования как общественного явления:

а) лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут быть подвержены влиянию определенных заинтересованных групп, но это не лоббизм;

б) все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать давление, то это не лоббизм;

в) лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и официальными лицами государства. Гражданин, который по своей собственной воле и, пользуясь доступными ему средствами, стремится повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом;

г) всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществить влияние. В широком смысле любой лоббизм - это установление контактов и передача сообщений, адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения (лицами, действующими от своего имени);

д) хотя большинство лоббистов представляют группы, обладающие особыми интересами, лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых, группы, преследующие общие интересы, могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию, а могут и вовсе не заниматься им. В-третьих, группы или индивиды могут найти способ прямого представительства своих интересов в органах власти, без посредников-лоббистов.

VI. Функции лоббизма. Основными функциями лоббизма являются:

- посредничество между обществом и государством. Лоббисты представляют интересы тех или иных групп населения перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют разнообразные интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то, добившись инвестиций, он обеспечит работников этих предприятий работой и зарплатой;

- замещение политического представительства. Лоббисты во многих случаях представляют группы интересов, замещая при этом их официальных представителей в структурах власти (депутатов законодательных органов власти, избираемых представителей исполнительных органов власти);

- структурирование плюрализма общественного мнения. Лоббисты, реализуя интересы тех или иных общественных групп, минимизируют радикализм позиций политических партий в их борьбе за власть;

- информационная функция. СМИ представляют собой важное средство и канал лоббирования, они широко используются в лоббистской деятельности (информирование широкой публики о каких-то фактах из жизни политиков, публикация материалов в пользу того или иного законодательного акта и т.д.);

- постановка актуальных проблем. Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят перед общественностью и государственными органами вопросы, связанные с решением тех или иных общественных проблем. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты, именно лоббисты подняли перед законодателями вопрос о проблеме незаконного, "пиратского" их копирования.

VII. Лоббизм и власть. В своем общественном бытии лоббизм всегда жестко связан с политической властью. Можно вывести закономерность: его больше там, где власть наиболее реальна. Наиболее мощные "группы давления" и есть фактическая власть, не просто оказывающая влияние, но и контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений. В этом их отличие от власти формальной - политических институтов и policymakers в их традиционном понимании - как лиц, принимающих решения. Они нередко лишь представляют и озвучивают (в лучшем случае - олицетворяют) власть, совершают формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечивая юридическое закрепление, легитимацию решений фактической власти. Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от лоббистских кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути, и являются.

Лишь в переходных обществах, где традиционные группы давления уничтожены либо ослаблены, а новые еще не сложились, может быть относительно независимой роль отдельной "самодостаточной" личности и ощутимо влияние ее харизмы. Лоббизм, таким образом, является не просто артикуляцией (представлением) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, но и процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической. Как показывает мировой опыт, формирование и функционирование цивилизованного лоббизма предполагает реализацию нескольких важных условий:

- легализацию лоббистской деятельности и создание системы правового обеспечения лоббистской деятельности;

- осуществление постоянного государственного и общественного контроля лоббистских структур и регулирование их функционирования, что включает  их обязательную регистрацию, лицензирование, налоговый контроль, систему санкций за нарушение правовых норм и т.д.;

- признание государством и обществом двух непреложных обстоятельств: а) институт лоббизма  может эффективно работать во благо общества; б) лоббизм в тех или иных формах уже встроился в политическую систему страны, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы придать ему цивилизованную форму;

- условием формирования и функционирования цивилизованного лоббизма является высокий профессионализм тех, кто этой деятельностью занимается. Это очень сложный вид деятельности, требующий больших профессиональных знаний и специальных качеств - умения убеждать, доказывать свою правоту, умение находить нужную систему аргументов, свободно ориентироваться в соответствующих правовых актах и т.п.;

- широкое информирование о деятельности лоббистских структур, что позволяет совершенствовать работу всего института лоббизма и искоренять любые формы "дикого лоббизма". Гласность в этой связи должна иметь двухуровневый характер:  

а) должна предоставляться вся информация о деятельности лоббистских организаций, включая сведения об их общем финансовом положении и суммах, расходуемых на реализацию отдельных проектов;

б) достоянием общественности должна становиться информация о тех государственных органах и институтах, которые используют услуги лоббистских структур.

VIII. "Плюсы" и "минусы" лоббизма. Позитивный потенциал лоббизма, вычлененный из общего контекста этого социального феномена, может заключаться в следующем:

1. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет "быть в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать тех или иных лоббистов в собственных интересах.

            2. Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации - своего рода соперник бюрократии.

            3. Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. При детальном изучении власти в американском обществе в центре внимания оказывается не большинство, а меньшинство - лобби, группы давления, группы, представляющие региональные интересы, руководители корпораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих расследования и т.п.

            4. Лоббизм воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур. С помощью лоббирования они сами стараются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения.

            5. Лоббизм применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей. При таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо процессов или инициирования определенных мероприятий.

            6. Лоббизм позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений, стимулировать ответы на наиболее "кричащие" проблемы. Лоббирование в таких случаях выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

            7. Лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей, где взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов - на пользу делу, она лишена корыстных мотивов и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни.

            8. Лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнанно, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, так как стержень лоббизма - взаимовыгодное сотрудничество.

Негативные стороны деятельности лоббистских организаций в их самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом:

1. Лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов, то есть реализовываться как "непатриотическое" средство.

2. Лоббизм выступает иногда проводником неправильного воздействия (давления) на государственные органы, здесь можно говорить о его преступных видах, которые подтачивают фундамент власти.

3. Лоббизм таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев общества, превращения тех или иных государственных институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.

4. Лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения интересов специальных институтов. В качестве примера может быть приведена энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на российское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки был снижен с 90% до 85%.

5. Лоббистские мероприятия в определенных условиях выступают как проявление социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных стран, результаты лоббизма большого бизнеса несравнимо более значительны, чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, способствовать повышению социально-политической напряженности.

6. Лоббизмом нередко блокируются действительно нужные государственные решения, инициируются решения, способствующие осуществлению интересов бюрократии, создаются препятствия к удовлетворению действительно общественно значимых интересов.

7. Лоббизм иногда существенно мешает проведению стабильной и оперативной государственной политики, ибо он может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, усиление позиций одной из ветвей власти при одновременном ослаблении другой и т.д.

8. Лоббизм может использоваться как инструмент для обогащения отдельных предпринимательских и элитарных групп.

Для того, чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.

            IX.Проблемы легализации лоббизма в Российской Федерации. Приватизация государственной собственности и рыночные преобразования в России привели к формированию в стране многочисленных "групп интересов", которые сразу же занялись лоббированием. Известно, например, что только за первые 8 месяцев 1992 года центральные органы власти России приняли более 60-ти постановлений и распоряжений, предусматривавших предоставление разного рода привилегий различным предпринимательским объединениям. Только в результате реализации этих актов государственная казна недополучила несколько сот миллиардов рублей. В середине мая 1993 г. в Москве состоялась международная конференция "Лоббизм и его место в общественно-политической жизни", опрос участников которой позволил сделать два выаода:

            во-первых, что в России уже сформировались различные виды лоббизма, среди которых выделялись лоббирование законодательной и исполнительной ветвей власти. Предпрнимательские круги страны уже понимали, что необходимо сформировать свое представительство в Федеальном Собрании РФ, чтобы законодательно закрепить право частной собственности, свободу передпринимательской деятельности и торговли. Лоббизм в исполнительных органах, по мнению большинства опрошенных (65%), проявлялся в наибольшей степени. Фактически лоббисты определяли содержание многих президентских указов и постановлений правительства, которые играли доминирующую роль в системе правового регулирования и имели прямое действие. "Сегодня лоббизм, - писала в то время А. Луговская, - пронизывает все структуры власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий, он стал в России реальной властью".

            Частный бизнес, меняя структуру экономики, менял и формы лоббирования своих проектов в органах власти, доводя их до изощренных преступлений и прямого подкупа. "Самые сильные лоббисты, - отмечалось в это время в прессе, - это торгово-финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализация внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоемкой промышленности (нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собственности на землю". Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности активизировали "негативную" и преступную стороны лоббистской деятельности, выдвинув на передний план всех тех, кто имел возможности и хотел, пользуясь властью и криминальными схемами, отрезать от некогда общего "государственного пирога" наиболее "сладкие" куски. Один из высокопоставленных американских дипломатов в Москве отмечал в этой связи: "Россия, несмотря на все передряги, остается супердержавой хотя бы потому, что здесь процветает суперлоббизм. Где еще можно так спокойно, не опасаясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда, делить колоссальные куски государственности в своих интересах?"

            Если говорить о реальном российском лоббизме, то за последние полтора десятка лет менялись не только лоббистские приемы, но и места их применения. До осени 1993 г. - времени разгона Верховного Совета, - лоббировать можно было на трех "полянах": в администрации президента, правительстве и парламенте. Причем в парламенте лоббисты упражнялись не столько в законодательных инициативах, сколько в выбивании вполне практических выгод и преференций, так как:

а) Верховный Совет обладал, кроме законодательных, еще и важными распорядительными функциями и являлся довольно мощным "хозяйствующим субъектом";

б) несмотря на огромные возможности для лоббирования в законодательной области (практически все законы приходилось писать заново или радикально их переделывать), эффективно пользоваться этим инструментом лоббисты еще не умели (речь не идет о постановлениях, которые и были одним из главных объектов для приложения лоббистских усилий);

в) Верховный Совет был органом излишне идеологизированным, и большинство депутатов увлекались политическими "играми" в ущерб решению "конкретных" экономических и хозяйственных проблем и вопросов.

            Лоббисты в этот период большей частью "промышляли" в коридорах исполнительной власти. В условиях огромных дыр в законодательстве возможности решать вопросы в индивидуальном порядке были колоссальными. Субсидии, получаемые на основе отдельных указов, правительственных постановлений и распоряжений, в какой-то момент перешли все мыслимые и немыслимые границы. Весной 1995 г. либеральное крыло в правительстве В.С. Черномырдина добилось от Б.Н. Ельцина выпуска специального указа, запрещавшего выдачу любых финансовых средств, не предусмотренных бюджетом. Однако президентская кампания 1996 года похоронила это антилоббистское начинание. В агитационных поездках президент Ельцин щедро сыпал авансами, порою подписывал указы буквально "на спине" министра финансов. С 1994 г. в документ основного лоббистского спроса превратился бюджет страны. Активную лоббистскую деятельность вызывали и обсуждения налоговых законов, законов о поддержке тех или иных отраслей экономки - пчеловодства, северного оленеводства и т.д.;

во-вторых, большинство опрошенных участников конференции (62%) считали, что в стране уже сложились условия для развития цивилизованного, легального лоббизма.Однако они, к сожалению, ошибались. "Дикий" российский лоббизм действительно нуждался в упорядочении, юридическом оформлении, чтобы не наносить стране неисчислимый ущерб.Государство и общество должны были совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные. Они нуждались в использовании цивилизованных начал лоббизма для форсирования рыночных реформ. Это можно было сделать с помощью специального закона о лоббизме, который содействовал бы упорядочению лоббистской деятельности в стране. Торгово-промышленная палата России в июле 1994 г. провела "круглый стол", на котором обсуждался проект закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".Все участники обсуждения высказались `за", но законопроект так и "не пошел".

В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма России организовал и провел "круглый стол", посвященный институциализации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании лоббистской деятельности в РФ. Предметом правового регулирования, согласно законопроекту, становился порядок создания лоббистских структур, их регистрации, отчетности перед органами власти. Соответственно, лоббистами признавались только физические и юридические лица, зарегистрированные в качестве таковых, то есть законопроект распространялся не на лоббистов вообще, а только на тех, кто в установленном порядке получал лицензию на право заниматься лоббистской деятельностью. Депутатам, должностным лицам, государственным служащим запрещалось выступать в качестве официальных лоббистов. Конечно, запретить депутатам защищать интересы тех или иных партий, социальных групп, объединений граждан не мог никто, ибо каждый депутат по своему статусу просто обязан был лоббировать интересы своих избирателей. В принятии данного законопроекта объективно были заинтересованы широкие круги общественности, в том числе и цивилизованный бизнес. Но сильнее оказались те, кто предпочитал строить свои взаимоотношения с государством и лоббистами по старому - скрытно и корыстно. То есть дальше разговоров и дискуссий дело не пошло. И до сих пор лоббизм в нашей стране широко распространен и "процветает". Не будучи узаконенным, то есть легализованным, он служит мощной питательной базой коррупции в стране.

            С приходом к власти В.В. Путина и большей структуризацией власти, общества и бизнеса, наведением определенного властного и юридического порядка предпринимательский класс оказался перед проблемой отстаивания своих интересов по-новому, сотрудничая с государственной властью. В частности, в этот период наблюдается "наплыв" бизнесменов в законодательные органы страны, сначала в региональные парламенты, Государственную Думу, а затем и в обновленный Совет Федерации (более четверти сенаторов и депутатов Госдумы - выходцы из предпринимательских структур). Бизнес активно внедряется и в исполнительную власть, пока что в регионах: Абрамович (Сибнефть) - на Чукотке, Хлопонин (Интеррос) - в Красноярском крае, Штыров (АЛРОСА) - в Якутии, Дарькин (дальневосточный бизнес) - в Приморье.

            Принятие какого-то единого, пусть и самого современного "цивилизованного" закона о лоббистской деятельности вряд ли способно устранить коррупцию в коридорах российской власти. Механизмы контроля над этой деятельностью должны встраиваться во все принимаемые законодательные акты, регулирующие функционирование институтов политической системы. Ключевую роль в "окультуривании" лоббизма в России может и должна сыграть "четвертая власть" - свободная пресса. Речь идет о том, что нужно широко знакомить граждан с деятельностью групповых интересов, регулярно освещать ход и итоги контактов представителей власти и этих групп. Лоббизм выступает спутником демократии, поэтому от него не удастся уйти ни одному обществу, которое желает развиваться по демократическому пути. Для России это означает, что по мере вплетения норм и принципов народовластия в социальную практику лоббизм постепенно будет превращаться в необходимый социально-политический институт демократического общества.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключается специфика формирования негосударственных политических институтов?

2. Какие негосударственные политические институты вы знаете?

3. Как исторически менялось отношение к негосударственным политическим институтам?

4. Дайте определение понятия "группы интересов".

5. Что содержит в себе понятие "группы давления"?

6. Что вы знаете о лоббизме?

7. Что представляет собой "политический лоббизм"?

8. Назовите позитивные черты лоббизма.

9. Какие вы знаете негативные черты лоббизма?

10. Что собой представляет российский лоббизм?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

Алмонд Г., Пауэлл Дж. Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Учебное пособие для студентов-политологов. М., 2002.

Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. М., 2004

Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности, природа, функции, современные виды // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2004. N 4.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения // МЭиМО. 2005. N1.

Перегудов С. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу // МЭиМО. 2004. N 6.

Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999.

Перегудов С.П. Корпоративный капитал в российской политике // Полис. 2000. N4.

Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

Пшизова С.Н. Бизнес и политика // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 2004. N2.

Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. Учебник. М., 2002.

 

Дополнительная

 

Бакун Л.А. Группы в политике (к истории развития американских теорий) // Полис. 1999. N1.

Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. М., 1993.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

Любимов А.П. История лоббизма в России. М., 2005.

Мир политической науки. Учебник. В 2-х кн. Отв. ред. А.Ю. Мельвиль. М., 2004.

Мунтян М.А. Конспекты лекций по политологии. М., 2004.

Олсон М. Логика коллективного действия. М., 1995.

Политическая наука: новые направления. М., 1999.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2004.

Шапошников А.В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2004. N2.

 

www.nasledie.ru/  

 

 

 

 



viperson.ru

Док. 521328
Перв. публик.: 17.11.08
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 47

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``