В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Англия: Маленькая хозяйка большой судьбы Назад
Леонид Черток: Англия: Маленькая хозяйка большой судьбы
За всеми выборами, кризисами и пиратами, заполонившими выпуски международных новостей, не осталась незамеченной история мужественной Ханни Джонс. Английская девочка, фактически прожившая в больничной палате бесконечных восемь лет из своей короткой тринадцатилетней жизни, отказалась от операции по пересадке сердца. В этом ее поддержали не только родители, но и британские врачи, признавшие за подростком право самой решать свою судьбу.

Вместо восхищения силой духа и мудростью Ханни, на нашем телевидении и в интернете развязалась целая дискуссия на тему, а имеют ли право медики идти на поводу "капризов неразумного ребенка"? Особенно меня удивил комментарий одного из ведущих российских трансплантологов, фактически обвинившего своих британских коллег в душевной черствости и попустительству "причудам" малолетней пациентки. Досталось и родителям Джонс, мол, они еще будут на себе волосы рвать. Воистину, совковые понятия, диктовавшие верховенство воли партии и правительства над решением конкретно человека распорядиться собственной судьбой по своему разумению, неистребимы не только у чиновников.

Такая у Ханни судьба, в четыре года заболела тяжелой формой лейкемии. После многочисленных сеансов химиотерапии и прочих болезненных процедур, ее сердечко работает только на 10 %. Окончательный врачебный вердикт - срочная пересадка, или жить осталось не более полугода. А с чужим сердцем сколько, не говоря о том, что никто не даст гарантию, приживется инородный орган или нет? И что будет за жизнь? Этого не ешь, этого не пей, никакой любви, никаких переживаний, о детях и заикаться не вздумай. Примерно такую же "диету" врачи прописали еще в школе моему доброму товарищу, Саше Гришину, обнаружив у него порок сердца и вставив клапан. Но он решил, что такая жизнь ему совсем не нужна, неинтересна. Выбрал одну из самых нервных профессий режиссера игрового кино, успел снять два полнометражных фильма. Выпил свою цистерну, выкурил табачный киоск, оставил после себя двоих детей и целый батальон рыдающих возлюбленных. Да, он ушел, не дожив до сорока, зато он ЖИЛ, а не существовал.

Конечно, у Ханни драма еще горше, она фактически ничего не видела в этой жизни. Зато поняла, что устала мучить себя и близких, такой осознанный выбор вызывает лично у меня искреннее уважение. Именно осознанный, если год, проведенный в армии, можно смело считать за два, то какова его длинна в больничной палате в постоянной готовности к уходу в небытие? Если вы на экране видели глаза этой девочки, то наверняка вздрогнули от их взрослой мудрости, понимания и всепрощения.

На некоторых Интернет-форумах я обнаружил такие высказывания наших людей, находящихся в плену старых иллюзий - вот он, звериный оскал капитализма, родители больного ребенка устали и решили от него избавиться, а врачи им в этом потворствуют. Полная чушь! Во-первых, при тамошней системе социальных гарантий и выплат через многочисленные благотворительные фонды родители такого сложного маленького пациента могут вообще не работать, посвятив ему себя без остатка. Во-вторых, в том "злобном оскале" настолько развита система медицинского страхования, что клиника финансово ничего не теряет. Наоборот, сплошные респекты от общества и прессы. Просто родители Джонс умеют уважать выбор своего ребенка.

Десять лет назад я впервые услышал эту фразу от одного своего друга на поминках по погибшей дочери. История, сколько трагичная, столько и нелепая, студентка-первокурсница ушла из жизни из-за несчастной любви. Но раздавленный горем отец нашел в себе силы публично признать ее право на такое решение, чем и поддержал перед присутствующими. Если дочь слышала его слова на небесах, ей было приятно...

Ханни призналась, что на широкое освещение своей истории она согласилась лишь с одной целью - поехать в Дисней-лэнд. Дело в том, что туристические фирмы отказывают ей в страховке. Их тоже можно понять. Вряд ли подросток ограничится простым любованием на крутые аттракционы. Для нее желание последний раз прокатиться на американских горках сродни последней сигарете приговоренного, когда о раке легких уже никто не думает. Но, представляете, в какую сумму выльются страховые выплаты, если что, и какой удар по имиджу парка развлечений? Думаю, что Ханни рассчитала верно, кто-то из видевших это интервью обязательно оплатит риски из собственного кармана, сам это бы сделал, если б такие деньги были.

При этом мне кажется, что Ханни по-женски слегка лукавит. Ну, а какой девочке не хочется, чтобы ее прелестное личико увидел весь мир? Но при этом она делает очень важную вещь для своих сверстников - убеждает взрослых, что дети и подростки имеют право на собственное мнение, дело не в том, что тебе 13 или 15. Несколько лет назад литературную тусовку всколыхнула повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом", развенчавшая миф о "счастливом детстве". Оказалось, и за стенами квартиры народного артиста СССР жизнь маленького человека могла превратиться в не проходящий кошмар по желанию "разумных" взрослых. Но рассказать об этом Павел смог только тридцатилетним. Да и теперь не все его поняли. А Ханни смогла и успела, заявив на весь мир, что маленькие тоже люди, с их желаниями и решениями взрослые просто обязаны считаться.

Именно за такой либерализм я и ратую в своих материалах.

27.02.2008

usnord.ru

Док. 521886
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 108

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``