В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эльдар Рязанов Назад
Эльдар Рязанов
КСЕНИЯ ЛАРИНА: 21 час 7 минут, добрый вечер еще раз. Вот под аплодисменты публики мой сегодняшний гость вручает мне подарок, свою книгу с автографом. А в гостях у нас сегодня Эльдар Рязанов. Здравствуйте, Эльдар Александрович. Добрый вечер.

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: Здравствуйте, Ксюша.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое за книгу, поскольку мы еще фильма не видели, я поступлю именно так, как должны поступать все нормальные люди, сначала книжку прочитать

Э. РЯЗАНОВ: Это роман. Это экранизация. Фильм "Андерсен. Жизнь без любви" это экранизация этого романа.

К. ЛАРИНА: Так вот роман сначала мы прочитаем, я, например, прочитаю роман и потом пойду в кино. Тем более что действительно у нас сегодня масса поводов для встречи. Я очень рада. Ну, во-первых, все-таки я хочу поздравить Эльдара Александровича с присуждением ему премии "Триумф".

Э. РЯЗАНОВ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: Это не какой-нибудь там успех. Триумф настоящий. Я Вас поздравляю.

Э. РЯЗАНОВ: Триумфатор.

К. ЛАРИНА: И хочу напомнить, что эту премию Эльдар Рязанов получит, как и все остальные счастливчики 22 января в музее Пушкина состоится эта торжественная церемония. Я Вам сообщаю, я Вас приглашаю.

Э. РЯЗАНОВ: Да, я узнал это от Вас.

К. ЛАРИНА: Второе, 18 декабря в прокат выходит А, состоится премьера фильма "Андерсен" 18-го.

Э. РЯЗАНОВ: Да, "Андерсен. Жизнь без любви".

К. ЛАРИНА: И затем уже с 21-го числа, по-моему, этот фильм выходит в прокат, и Вы сможете все его увидеть, если у Вас такое желание возникнет.

Э. РЯЗАНОВ: Чего я Вам всем желаю.

К. ЛАРИНА: Желание, я думаю, возникнет у многих, поскольку Ваших фильмов публика всегда ждет, Эльдар Александрович. Я знаю, что непростая судьба была у Андерсена. И у Андерсена, как у персонажа, и у Андерсена, как у фильма, но все-таки, видите, все произошло, так как Вы хотели или все-таки не так?

Э. РЯЗАНОВ: Он стал классиком. Надеюсь, что этот фильм тоже станет классикой. У меня просто безвыходное положение, понимаете, брать пример с прототипа, с человека, про которого мы делали фильм.

К. ЛАРИНА: А, правда, что Вы там сыграли роль могильщика в этом фильме?

Э. РЯЗАНОВ: Да, я сыграл там роль могильщика специально, чтобы дать повод

К. ЛАРИНА: Могильщика Андерсена, да?

Э. РЯЗАНОВ: Да, могильщика Андерсена, чтобы дать повод критикам пошутить. Это лежит на поверхности. Я думаю, что это дешевкой кто-нибудь воспользуется, что похоронил Андерсена не только в переносном, но и в прямом смысле. Не только, как режиссер, но и как могильщик. Я потом в каких-нибудь воспоминаниях напишу, кто воспользовался моей подставкой.

К. ЛАРИНА: Вы знаете, первая рецензия уже есть на Ваш фильм. Вы читали рецензию в "Российской газете"?

Э. РЯЗАНОВ: Да, читал.

К. ЛАРИНА: Замечательно. Вот я пользуясь

Э. РЯЗАНОВ: Замечательно.

К. ЛАРИНА: Случаем, хочу коллеге нашему Валерию Кичину, известному кинокритику, журналисту сказать огромное спасибо за эту замечательную рецензию. На самом деле, она, мне кажется, здесь очень важные вещи он проговаривает. То, что для Вас является важным, как для автора.

Э. РЯЗАНОВ: Можно я скажу одну вещь?

К. ЛАРИНА: Да

Э. РЯЗАНОВ: Для меня, я предпочитаю всегда и уважаю, даже если меня ругают, когда это делает очень умный критик. Когда я чувствую, что критик умнее меня, то если он ругает, то я с этим смиряюсь, если он хвалит, то это приятно втройне. А в случае с Валерием Кичиным это случилось. Это действительно умница, это действительно такие интересные, в общем, ходы. Мне это читать было просто интересно, потому что там я узнал кое-что новое для себя самого.

К. ЛАРИНА: Ну, действительно для Вас личное кино?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, у меня вообще каждая картина личная, потому что я не личных картин как бы делать не умею. Очень личная. Причем когда меня спрашивают, а почему Вы стали делать фильм об Андерсене, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Это все равно, что какого-то человека подойду и спрошу: а почему Вы женились на этой женщине? Условно говоря. Или там вышли замуж за этого мужчину. Это из необъяснимых вещей. Из каких-то лежащих очень подспудно. Может быть, какие-то есть аналогии, что меня обзывали сказочником. А он тем более просто супер сказочник. Но думаю, что дело не в этом. А дело в том, что мне, наверное, чем-то было близко в детстве то, что он писал. И чем-то действительно очень меня затронуло. Причем затронуло на таком же подспудном, детском уровне, понимаете. Я про это никогда не думал, но единственный писатель, к могиле которого я за границей положил большой букет роз, это был Андерсен, это было в 62-м году. Я там был с фильмом "Гусарская баллада", на премьере, и пошел, значит, денег не было, потому что мы были гостями датчан. Мы жили шикарно, но денег не было ни копейки. Я наскреб эти деньги и принес вот большой букет. Потом огромное количество писателей, которых я очень люблю, я бывал за границей, я почему-то этого безумства больше не совершал. Почему, не знаю.

К. ЛАРИНА: А когда Вы впервые подумали об этом, что Вам хорошо бы снять фильм про Андерсена?

Э. РЯЗАНОВ: Ой, мы еще подумали даже с Эмилем Брагинским в 80-х годах. Так что идея была, был артист, который очень годился для этой роли и мой друг большой. Это Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Представляете, как это было, но я должен сказать, что идея была, но я ничего про него практически не знал. Но потом эта идея умерла. Потому что, как ни парадоксально, значит, из-за антисемитизма в нашей стране она умерла. Вот это очень удивительно и странно

К. ЛАРИНА: И Андерсен тоже?!

Э. РЯЗАНОВ: Нет, Андерсен нет, не надо. Не надо. Не надо поднимать руку на святое. Андерсен - нормальный чистокровный датчанин. Хотя по своей психофизике, по своему менталитету у меня все время возникало ощущение, что, может быть, бабушку даже знал какой-нибудь француз или итальянец, потому что он был очень экспансивен. Очень горяч, очень слезлив, обидчив. Он был совсем не холодный прагматик и совсем не нордического темперамента, я бы сказал, а наоборот.

К. ЛАРИНА: А в чем же дело? Где там нашли эту тему антисемитскую в этой судьбе и в этом человеке?

Э. РЯЗАНОВ: Ой, ну, это рассказывать сюжет не хочется, понимаете, там

К. ЛАРИНА: Ну, я слышала, Вы где-то рассказывали уже, по-моему, где, а звезды-то вышивают, да, Давида на платье.

Э. РЯЗАНОВ: Все дело в том, что понимаете, там в этой истории и в жизни Андерсена еврейская тема имела значение. Во-первых, он пришел в город Копенгаген, когда ему было 14 лет в день еврейского погрома. Он не знал, кто такие евреи, значит, и впервые услышал это слово. А потом получилось так, он вообще был приживалка бездомная. У него не было семьи, не было жены, не было детей, не было квартиры, не было дома. И он всегда у кого-то жил. И последние 15 лет он прожил в еврейской семье таких богатых купцов Мельхиоров. Они его обожали, значит, нянчились с ним. Ну, действительно обожали. Он у них и умер. А дальше, так сказать, существует легенда, что король Дании, когда была оккупирована страна, надел желтую звезду еврейскую и поехал показывать пример своим подданным. И к вечеру вся страна надела желтые звезды и оккупанты, фашисты не могли, так сказать, вообще управиться с евреями. Это, так сказать, скорее всего легенда.

К. ЛАРИНА: Красивая.

Э. РЯЗАНОВ: Но она порождена не на пустом месте. Потому что если говорить об этом, то когда я был в музее Холокоста в Иерусалиме, то я обратил внимание, что там, я не знаю, я цифры называю условно, я не помню. Россия там миллион евреев, Польша - 80000, я примерно говорю. Там Румыния 700 000. В Дании ни одного человека. Потому что датчане вывезли всех евреев в нейтральную Швецию. А тех 500 человек, которых не успели увезти, которых отвезли в какой-то концлагерь, король патронировал и лично следил за тем, чтобы никого не погубили. Там действительно не погиб ни один человек. Так что эта легенда родилась не на пустом месте.

К. ЛАРИНА: Она у Вас присутствует в сценарии, да, в романе?

Э. РЯЗАНОВ: Она присутствует в сценарии, присутствует в фильме, и присутствует еврейский погром, вот куда пришел подросток Андерсен. Понимаете поэтому эта линия, я Вам должен сказать, что такой есть у нас во время погрома, который происходил в 1819 году, когда вот Андерсен туда пришел, у меня есть там такие кричат, что "Бей жидов, спасай Данию!" Понимаете, о чем Вы говорите. Удержаться от этого я не мог. И то, что там произошло потом в годы войны, я думаю, что заслуга Андерсена огромна. Огромна, понимаете, поэтому это было для меня важно. Потому что нация переломила свое это отношение родственное к такому, какое было у нас в России в те же самые годы, потом значительно много лет позже и неоднократно. Так что это было для меня очень важно. И поэтому я не мог снять картину тогда. Но это не главная, это не главная тема.

К. ЛАРИНА: Насколько я знаю, Вам не удалось получить то ли разрешения, то ли денег на съемки в Дании. Это действительно не по Вашей вине? Вы планировали в Дании снимать?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, мы хотели снимать в Дании, конечно, но там это стоило таких бешенных денег

К. ЛАРИНА: Дорого, да.

Э. РЯЗАНОВ: Что это мы бы на те деньги, которые с диким трудом удалось достать, мы бы сняли, ну, десятую часть картины.

К. ЛАРИНА: И где же Вы нашли Данию?

Э. РЯЗАНОВ: Данию, ну, понимаете, там же это все-таки историческая картина. Если Вы помните, то все наши королевы, принцессы и вообще все они оттуда практически, из маленьких немецких княжеств. Много, так сказать, датских принцесс. И архитектура была одинаковая. Поэтому то, что происходило во дворцах, это никакой проблемы нет. Под Питером, под Москвой, значит, в музеях, в усадьбах это все мы снимали. Строить какие-то лачуги и хижины не сложно. Это у нас тоже сохранилось, между прочим. Не только дворцы у нас есть. Ну, и т.д. и т.д. Потом я снимал много довольно натуры в Петербурге. Он стоит на берегу того же самого моря, понимаете. Тот же самый климат и та же самая растительность и те же самые дворцы опять-таки.

К. ЛАРИНА: Насколько я понимаю, этот фильм, вряд ли, можно назвать комедией, да?

Э. РЯЗАНОВ: Это фильм не комедия, и это фильм вообще не из серии "Жизнь замечательных людей". Это к этому не имеет никакого отношения. Это довольно сложное сочинение. И как сказал мой друг Гарри Бартин, ты поставил фантасмагорию. Я не знаю точно, что это такое, но может быть он и прав, я не знаю.

К. ЛАРИНА: Но все равно, там же реальные факты из жизни Андерсена.

Э. РЯЗАНОВ: Там да, очень много реальных фактов. Там просто все действующие лица имеют прототипы. Я нашел всех там и портреты и фотографии, и воспоминания и т.д. и т.д. И очень много событий взято из настоящей жизни Андерсена. Но это преломлено так, что это не под углом биографии, понимаете, а под углом творчества, отношения с жизнью и т.д. и т.д. Я Вам скажу главный ход. Главный ход заключается в том, что Андерсен прожил страшную, печальную, голодную, вообще несчастливую жизнь. Его гнобили современники, он был сын прачки и сапожника. Он был беден. Он был самолюбив, и писатели его презирали. Знать не признавала, понимаете, критики писали жуткие какие-то статьи. Он в такой степени впадал в истерику, что уезжал из страны и т.д. и т.п. И сказки по сути дела и, вообще, у него есть целый ряд произведений, романов, повестей, он писал всегда о себе. Он писал о бедных мальчиках, которые всего добились в жизни. И "Гадкий утенок" это визитная карточка Андерсена. И есть роман "Импровизатор" про итальянского бедного мальчика, который стал знаменитым импровизатором. И тогда, вспомните Пушкина, эта профессия была очень уважаемая и почитаемая. И "Счастливчик Пэр" про юношу, у которого был дивный голос и музыкальный слух. Он стал композитором и пел в опере, которую он написал и умер во время своей премьеры. Кстати, у Андерсена был дивный голос, дивный. Ну, такой, как, если чтобы всем было понятно, как у Робертино Лоретти. И благодаря этому он был вхож в какие-то буржуазные дома. Мальчика принимали из бедной семьи. Он видел какую-то красивую жизнь. Ему помогали, покровительствовали. А потом голос пропал, как у многих юношей в переломном возрасте. И он стал никому не нужен. В это время он уже был в Копенгагене. И там был такой факт, что когда этот голос услышал директор консерватории СибонИ или СибОни, итальянец. Он его взял к себе. Он у него 2 года жил. Но когда голос пропал, то к нему пропал и интерес у этого директора консерватории. Он голодал, холодал, все испытал, понимаете, а в сказках он брал как бы реванш.

К. ЛАРИНА: Ну, там у него есть страшные же сказки. Очень много страшных сказок, жестоких.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, коне Там он потому что знал это на себе. Он знал на себе, нет. И вообще мнение о том, что он добренький такой Я Вам расскажу сейчас историю. Значит, года за два до смерти к нему пришли с проектом его памятника. На этом проекте он сидел окруженный детьми и читал им сказку. Он им сказал: Какие дети? Причем тут дети? Я не детский писатель. Я писатель для всех. И детей убрали. И там, на памятнике он сидит один-одинешенек но с книжкой.

К. ЛАРИНА: Детей не любил

Э. РЯЗАНОВ: Нет, он не то, что

К. ЛАРИНА: Детей у него не было, да?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, он просто, он вообще, он был сложный тип. Он был фрукт очень сложный. Там вообще биография сложная. Дед сумасшедший. Мама, которая стала алкоголичкой. Сводная сестра, которая стала проституткой. Там вообще намешано черте что. Поэтому фильм делать о нем, это было наслаждение. Это было так интересно. Это была такая яркая, интересная, неожиданная. Ну, его не любили женщины, но он влюбился в самую красивую певицу того времени в Йени Линд. Это была шведская звезда, другого слова не могу подобрать, которую знал весь мир, и про которую писали, что такой голос рождается один раз в столетие. Он в нее влюбился без ума. Она его очень уважала, почитала, к нему замечательно относилась, но, увы, увы, у нее, вероятно, еще были там и какие-то там недостатки всякие разнообразные. Там, ну, я не буду говорить, ну, мало ли какие недостатки бывают у мужчины.

К. ЛАРИНА: Вот Вы рассказываете, и у меня возникает ассоциация, знаете, с кем? С Даниилом Хармсом.

Э. РЯЗАНОВ: С кем?

К. ЛАРИНА: С Даниилом Хармсом, с его судьбой, который тоже был почему-то вынужденно был детским очень долгое время позиционировался, как детский писатель, вот в годы советские, писал для детей. "Чиж и еж", я помню, в журнал писал в какой-то.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, ну, Хармс писал все-таки вещи непростые очень.

К. ЛАРИНА: О, непростые. А у Андерсена тоже непростые.

Э. РЯЗАНОВ: А этот писал нет. Этот писал очень разговорные интонации. И очень доверительные. Он каждую сказку начинал "Знаешь ли ты", что было тогда то и тогда то. Не знаешь? Так это надо обязательно вспомнить, потому что это может забыться. Т.е. абсолютно разговорные интонации. Он первый человек, который начал писать сказки в разговорной интонации.

К. ЛАРИНА: Учитывая, что мы все с детства к Андерсену приучены, мне кажется, что сегодня наступает та пора, когда взрослые дети, бывшие советские дети, должны обязательно ознакомиться заново с литературой Андерсена.

Э. РЯЗАНОВ: Мы должны ознакомиться с очень многим.

К. ЛАРИНА: Потому что, во-первых, всю религиозную тему вымарали же из советских вариантов. Вот ту же "Снежную королеву" почитать. Там очень все непросто. Очень все непросто. Там не только дело в доброй девочке и в разбойниках, да?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, ну, вообще, он был очень религиозный человек. И в сказках это находило отражение. Но не во всех. Кое-что у нас действительно вымарывали в нашей стране. Но я не могу сказать, что его литература держится на религии. Она, тем не менее, не религиозна. И вообще она там, там есть такие вещи жестокие, которые как бы противоречат религии, в некоторых сказках. Вообще он интересный тип. Мне было про него делать очень интересно.

К. ЛАРИНА: И Вы уверены, что пойдут на такой фильм сегодня? Это не экшн всякие, что там еще бывает?

Э. РЯЗАНОВ: Да, да. У меня брали интервью в журнале "Экнш". И я просто сказал: давайте озаглавим это интервью "Фильм без экнша", понимаете, что я могу сделать. Это акшн, я сам люблю фильмы и книги с действием и с сюжетом и т.д. и т.д. Здесь есть сюжет, здесь есть мысль. Это очень интересно. Потому что то, о чем рассказано, никто извините за выражение, ни хрена не знает, понимаете. И если есть люди, которым что-то интересно узнать, да, еще и интересно узнать, когда про это рассказывает не молодой, но человек, который, тем не мене, с этим народом прожил много-много лет, с этим, с нашим народом, понимаете, и рассказывал ему много вещей, и практически почти никогда его ни в чем не обманывал, я думаю, что дураки не пойдут. Многие даже не знают Это у меня звонит телефон.

К. ЛАРИНА: Да, очень красиво.

Э. РЯЗАНОВ: Мне сейчас говорят, что ты там говоришь. Ало, извините, милочка, я сейчас в эфире.

К. ЛАРИНА: Привет передавайте.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, это художница наша замечательная, Людмила Кусакова, которая

К. ЛАРИНА: А, это очень известный человек.

Э. РЯЗАНОВ: Сделала Данию. Она замечательный художник. И сейчас вот мы с ней тоже работаем вместе. Во всяком случае, понимаете, я должен сказать. У меня недавно был замечательный случай. У меня во время премьеры в Доме кино отозвала меня какая-то журналистка и сказала: я смотрела Ваш фильм на первом сеансе. И я хочу, дайте интервью для "Известий". И один из первых вопросов был: скажите, а где Вы снимали Стокгольм? Тут я озадачился, потому что я не знал, где мы снимали Стокгольм. Я сказал: Стокгольм Я не знал, что сказать. Ну, готовит, он пришел туда 14-летним пареньком. Я сказал: а Вы знаете, кто Андерсен по национальности? Она замолчала. Потому что нет, ну, а кто Андерсен по национальности? Она не знала. Я сказал: пошла вон. Понимаете вот это в такой степени, это, ну, это, может быть, самозванная журналистка

К. ЛАРИНА: Нет.

Э. РЯЗАНОВ: Сейчас таких много.

К. ЛАРИНА: Да.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, вот, поэтому, значит, и что я Вам могу сказать?

К. ЛАРИНА: А ведь могли бы снять, как Андерсен пришел в Стокгольм, между прочим.

Э. РЯЗАНОВ: Что Вы говорите?

К. ЛАРИНА: А ведь могли бы снять, как Андерсен пришел в Стокгольм.

Э. РЯЗАНОВ: Мог бы, мог бы, мог бы. Ну, и так же, как я мог снять, что, значит, Михайло Ломоносов пришел, я не знаю, в Таганрог.

К. ЛАРИНА: В Таганрог (смех).

Э. РЯЗАНОВ: Почему нет, а?

К. ЛАРИНА: Ну, Вы знаете, от Вас же все равно все привыкли ждать ха-ха все время. Я помню, у Вас была картина, которая абсолютно выбивалась из Вашего общего ряда, из фильмографии - "Предсказание".

Э. РЯЗАНОВ: Да.

К. ЛАРИНА: Абсолютно была не рязановская картина. И если мне не изменяет память, ее очень жестко приняли критики как-то, достаточно так.

Э. РЯЗАНОВ: Ее никак не приняли.

К. ЛАРИНА: Да, да.

Э. РЯЗАНОВ: Это не в этом дело.

К. ЛАРИНА: А в чем дело?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, она попала

К. ЛАРИНА: В безвременье.

Э. РЯЗАНОВ: В начале 93-го года в черную дыру. И про нее ничего, ее никто не принимал, ее никто не видел. Про нее нет ни одной рецензии. Понимаете, про нее ее никто не видел Так что это качество картины или там, так сказать, жанр картины не имел никакого отношения потому что больше это был такой детективный триллер с мистическим уклоном.

К. ЛАРИНА: Ну, это такая философская история то была все-таки. Это Вы так говорите "Мистический триллер". Нет, нет, нет. Это была абсолютно философская притча. Я помню это все. А по телевизору, кстати, это показывали.

Э. РЯЗАНОВ: Это моя болезнь, что эту картину не знают. Я очень огорчен. Но она упала вот в бескартинье, в безвременье и т.д. и т.д.

К. ЛАРИНА: Хорошо, журналисты, Бог с ними. А как Вы оцениваете

Э. РЯЗАНОВ: Нет, не Бог, а черт.

К. ЛАРИНА: Уровень сегодняшней актерской игры?

Э. РЯЗАНОВ: Ой, замечательно.

К. ЛАРИНА: Вот молодые актеры?

Э. РЯЗАНОВ: Я должен Вам сказать, что мне очень повезло. Потому что я снимал лучших артистов, еще старых. Потом пришло там, таких как Грибов, Петкер, Ильинский и Филиппов, Гарин и т.д. Потом я снимал блестящее поколение, таких, как Смоктуновский, Евстигнеев, Ефремов, Яковлев, Гурченко, Фрейндлих, ну, и т.д. и т.д. Это поколение у меня снималось практически все. И теперь я себя считаю эстафетной палочкой в какой-то степени. И сейчас я работаю с замечательными людьми. У меня снимаются в целом ряде картин, снимается там Макавецкий, Безруков, Крюкова, Бабенко и т.д. и т.д. В общем, целая плеяда современных артистов. Там Галя Тюнина

К. ЛАРИНА: Ну, это хорошие артисты.

Э. РЯЗАНОВ: Оксана Мысина А?

К. ЛАРИНА: Прекрасных актеров Вы называете.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, так, а что я дурак, что ли, зачем

К. ЛАРИНА: Вы выбираете лучших, по-прежнему.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, это у меня инстинкт. Вы знаете, это не потому, что там кто-то более знаменит или менее. У меня просто инстинкт. И звезда звездою говорит, сказал он скромно.

К. ЛАРИНА: Т.е. это люди, для которых все-таки еще репетиция это не пустой звук. Это работа.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, нет, эти актеры ничем не уступают тому поколению. Вот все, кого я назвал, они не уступают тому поколению. Сейчас у меня снимается Чурикова, ну, это более старшее поколение, понимаете. Но те артисты, которых я назвал, я считаю, что они очень крупные, очень хорошие.

К. ЛАРИНА: Я напомню, что в гостях у нас Эльдар Рязанов. Я не напомнила Вам, дорогие друзья, что мы обязательно будем Вас слушать сегодня. Я телефон сейчас назову. Наши телефоны 783-90-25 для москвичей и 783-90-26 для тех, кто слушает нас в других городах. Кроме этого пейджер работает для Вас 725-66-33. И SMS можно присылать по номеру +7 985 970-45-45. У нас еще много есть тем для разговора с Эльдаром Рязановым. Впрочем, их всегда много в любое время. Но я обязательно Вас подключу к нашему разговору во второй части после выпуска новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: И сегодня у нас в гостях Эльдар Александрович Рязанов. Вот первую часть нашего разговора мы посвятили предстоящей премьере фильму "Андерсен. Жизнь без любви". Напомню еще раз. 21 числа в прокат выходит фильм. Вы сможете его посмотреть. Ну, а официальная торжественная премьера 18 декабря.

Э. РЯЗАНОВ: В "Пушкинском" кинотеатре в 7 часов.

К. ЛАРИНА: В "Пушкинском", пожалуйста, приглашаем. Ну, а что касается "Предсказания", вот все-таки мы с Вами не правы. Потому что этот фильм помнят очень многие наши слушатели. Причем самого разного возраста. Вот пишет нам Мария: ""Предсказание" - самый замечательный, тонкий, пронзительный фильм. Пересматриваю его бесконечно. Спасибо Вам, Эльдар Александрович за это чуда. Мария. 26 лет".

Э. РЯЗАНОВ: Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: ""Предсказание" - замечательный фильм, - пишет Ирина, - жалко, что его не показывают по телевидению".

Э. РЯЗАНОВ: Мне тоже.

К. ЛАРИНА: Да, но здесь очень много людей вспоминают именно это кино. Конечно же, фильмы Эльдара Рязанова, они не устаревают со временем. Я думаю, что Эльдар Александрович был в этом уверен, когда он их делал, что они будут жить вечно, и всех нас переживут.

Э. РЯЗАНОВ: Я об этом не думал.

К. ЛАРИНА: Вопрос, почему? Почему сегодня по-прежнему актуален и "Гараж", и "Служебный роман", и "О бедном гусаре замолвите слово" и многие-многие другие фильмы, которые, казалось бы, принадлежат другой эпохе. Вы гений или у нас в стране ничего не меняется?

Э. РЯЗАНОВ: Это я не могу Вам ответить на этот вопрос ни на первую часть, ни на вторую, потому что не мне об этом судить. Я могу сказать только одно. Я каждую картину делал максимально выкладываясь. Все, что я знал, все, что я умел, все, что меня волновало, все, что меня интересовало, я пытался вложить в картину. Каждая картина - это большая часть моей души. Я думаю, что если говорить полуиронично, то дело заключается в том, что я совершенно обычный человек. Понимаете, есть странные люди. Гении, есть люди, которые чешут левое ухо правой рукой. Понимаете, я чешу левое ухо левой рукой.

К. ЛАРИНА: Как удобно.

Э. РЯЗАНОВ: Во мне нет никаких странностей. Я люблю мелодичную музыку. Я люблю книги, которые интересно читать, которые хорошо написаны. Я очень примитивный человек. Я отбирал всегда для себя там композиторов в картину или актеров. Композитора я отбирал такого, чью музыку я хотел бы слушать. Художника я предпочитал работать с таким, чьи картины я хотел бы видеть у себя на стене и т.д. Понимаете. Если меня интересовала какая-то книжка, и я хотел ее поставить, это было у меня были совершенно естественные критерии всегда. Абсолютно нормальные. Нормального человека. И получалось, я так думаю, что мои вкусы, мои интересы, я совершено не претендую на универсальность, и на то, что я там что-то совершенно особое. Наоборот, они очевидно, я так предполагаю, совпадали со вкусами, настроениями, значит, огромного количества людей. Понимаете, я всегда сочувствовал людям бедным, загнанным, униженным, оскорбленным. Это естественное состояние моей души, понимаете, может быть, поэтому, ну, я не знаю. Дальше будет дело критиков.

К. ЛАРИНА: Ну, все равно, я все-таки хочу немножечко поговорить о том, что происходит в истории страны. Ведь возьмем "О бедном гусаре замолвите слово". Понятно, про что эта картина. И понятна Ваша боль, Ваша личностная боль. Понятно, про что играл свою роль Евгений Леонов. Но почему-то все равно Мерзляевых все больше и больше, а вот таких, как Леонов, как герой Леонова все меньше и меньше.

Э. РЯЗАНОВ: А сейчас очень прагматическое время. Сейчас таких, как Мерзляев все больше и больше это естественно. Понимаете. И у нас одна повесть с Эмилием Брагинским начиналась так: Известно, что деньги портят человека, но отсутствие денег портит его еще больше". И это была наша

К. ЛАРИНА: Обратная реакция.

Э. РЯЗАНОВ: Была наша реакция. А сейчас, понимаете, ну, если говорить о том, какая у нас идеология, это, так сказать, нажива. Одним словом можно выразить.

К. ЛАРИНА: С одной стороны нажива, а с другой стороны фальшивый такой, наносной патриотизм. Опять же вспоминая забытую мелодию для флейты, мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем. Сегодня эту арию могут петь тем же огромным хором.

Э. РЯЗАНОВ: А ее всегда могли петь. Сейчас могут петь. И еще можно будет петь много веков вперед. Это я Вам точно могу сказать.

К. ЛАРИНА: Тогда зачем кино делать? Зачем заниматься искусством, если оно ничего не меняет. если оно не дает людей лучше, Эльдар Александрович?

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете, меня в свое время, я где-то выступал. И как раз после того, как я сделал "Карнавальную ночь", я сказал: Вы знаете, есть такое мнение, что искусство меняет жизнь, изменяет ее к лучшему и т.д. и т.д. Вы знаете, я вот тут недавно сделал фильм про дурака, который руководит искусством. И Вы знаете, этот фильм ничего не изменил. Ну, меня вызывали в ЦК, песочили, ругали и т.д. и т.д. Но, тем не менее, это неправда. Тем не менее, искусство облагораживает людей. Только очень немногих, к сожалению. Но оно облагораживает и целый ряд людей, которые представляют гордость нашего искусства, они существуют вот именно в этой своей ипостаси именно потому, что они любили искусство, и оно на них влияло, оно их оттачивало и т.д. и т.д. Поэтому это все, это не для всех, но это было всегда. Но только в одни эпохи искусство имело бОльшую трибуну. Вспомните, какие аудитории вспоминали поэты там

К. ЛАРИНА: В Политехническом, да?

Э. РЯЗАНОВ: В 60-х годах прошлого века, понимаете. И кто сейчас читает стихи? Ну, вот и все. Это просто количество уменьшилось. Но количество людей, которые любят поэзию, существует.

К. ЛАРИНА: А Вы уверены, что за поэзией приходили-то? Больше, наверное, приходили все-таки за то, что за этой поэзией спрятано, за правдой. за свободой мысли приходили.

Э. РЯЗАНОВ: И за этим. И за этим, конечно. И за этим. А сейчас, когда вроде бы можно обо всем говорить

К. ЛАРИНА: Сказать нечего.

Э. РЯЗАНОВ: Это отпало. И сейчас остаются только те ценители, которые действительно О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют. Понимаете. Для которых строка представляет ценность. Слово представляет ценность. А чувство языка, оно очень редкое. Оно, к сожалению, отмирает. Огромное количество безграмотных людей вообще, невежественных. И количество их растет и растет. И поэтому человек, который чувствует и чувство языка - это очень важно. Понимаете. Я просто с детских лет любил читать. Я выучился грамоте в 3 года. И уже лежа на полу читал. И книга - это самое любимое для меня существо. Самое любимое. До сих пор, не смотря на телевидение, радио и все, что хотите.

К. ЛАРИНА: Вы сейчас снимаете "Карнавальную ночь-2". Я вообще поражена, как Вас так уговорили, потому что, по-моему, долгие годы Вы отказывались от всяческих ремейков. Наверняка, Вам и "Иронию судьбы-2" предлагали снимать и еще много-много чего два. Вы как-то этих искушений избегали. А сейчас решили согласиться. Почему?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, Вы знаете мне, во-первых, предложили сделать продолжение "Карнавальной ночи" сразу после того, как я сделал ту "Карнавальную ночь". Я ответил авторам - Борису Ласкину и Владимиру Полякову, что я дважды в одну реку не вступаю. И действительно тогда текла та же река. Но сейчас прошло 50 лет.

К. ЛАРИНА: Ужас. Ужас!

Э. РЯЗАНОВ: И прошло вообще неслыханное дело. Значит, ремейк своей картины 50 лет спустя делает тот же режиссер. И жива героиня этой картины, понимаете. Это не слыхано. Я думаю, что там я про Гинеса не в курсе, ну это что-то попахивает такими вот вещами. И здесь, когда мне Константин Эрнст сказал: давайте отпразднуем юбилей, я Вам построю такую вот декорацию. Я подумал, какой юбилей, это не интересно. Чего там вообще. Но потом я подумал "он обещал построить декорацию", И тут я подумал, а почему б не снять ремейк. И я понял, что другое время, другая эпоха, тогда был глубокий, дремучий социализм, сейчас дремучий капитализм. Все, так сказать, утекло. Изменились все критерии. И я понял, что здесь сейчас можно пуститься в очень интересное плаванье. К сожалению, на это плавание у меня очень мало времени. Я за три месяца должен сделать должен был сделать сценарий. Подготовительный период. Провести съемки и монтаж, три месяца. Такая работа требует, ну, с написанием сценария, ну, по меньшей мере, полутора лет. А здесь три месяца. Но я авантюрист, как я понял. Я согласился. И, значит, за 9 дней мы вместе с Сергеем Плотовым написали сценарий. У меня 3 или 4. У меня был подготовительный период полтора месяца. Съемки я их кончил вчера.

К. ЛАРИНА: Ой, я Вас поздравляю.

Э. РЯЗАНОВ: И сейчас у меня дней 7-8 на монтаж и озвучание и все такое прочее.

К. ЛАРИНА: Ну, это чисто телевизионный проект, да?

Э. РЯЗАНОВ: Это телевизионный проект, но это не "Огонек", это не телевизионная программа, это художественный фильм, с сюжетом, ну, и с ревю.

К. ЛАРИНА: А почему Огурцов стал Кабачковым?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, по наследству. Что-то овощное, казалось бы, понимаете, так вообще.

К. ЛАРИНА: Ну, а правда, что ДК имени Огурцова?

Э. РЯЗАНОВ: Да. Да. ДК имени Огурцова. И там Сережа Макавецкий, у него в кабинете висит портрет Игоря Ильинского в гриме Огурцова. Он говорит: это мой учитель. Говорит: честнейший был человек, прекрасной души. Вот так.

К. ЛАРИНА: Так, кстати, замечательный тоже актерский состав. Я так посмотрела. Там опять же Алена Бабенко, Сережа Безруков и Мария Аронова, которая, мне кажется, точное попадание, она играет секретаршу, то что играла Мария Владимировна Миронова у Вас в фильме.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, нет.

К. ЛАРИНА: Нет?

Э. РЯЗАНОВ: Это играла Тамара Носова.

К. ЛАРИНА: А Тамара Носова, точно. Да, да, да. Это я путаю "Волга, Волга" играла Миронова секретаршу у

Э. РЯЗАНОВ: Не надо, я могу подумать, что Вам много лет.

К. ЛАРИНА: Да. да. Секретаршу у Бывалова. Точно, точно, точно. Ну, что, берите наушники, я обещала телефон. Сейчас мы это сделаем. Наушники возьмите. Эльдар Александрович, любые, которые там на Вас смотрят.

Э. РЯЗАНОВ: Любые.

К. ЛАРИНА: 783-90-25 для москвичей, 783-90-26 для тех, кто слушает нас в других городах, милости просим, здесь, в студии "Эхо Москвы" в прямом эфире Эльдар Александрович Рязанов. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Дорогой Эльдар Александрович, я от души рад, что Вы получили премию "Триумф". Я, кстати, отвечу вместо Вас на вопрос Ксении "Почему?" Потому что бриллиант и золото всегда остаются бриллиантами и золотом.

К. ЛАРИНА: А я не спрашивала "почему", между прочим. Вы мне не приписывайте таких идиотских вопросов, мне не приписывайте. Я не спрашивала "почему".

Э. РЯЗАНОВ: Не огорчайте Ксению, ладно. Спасибо Вам огромное.

К. ЛАРИНА: Да, следующий звонок.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Вера, я звоню из Петербурга. Эльдар Александрович, спасибо Вам большое за Ваше творчество. Вы знаете, Вас очень еще приятно слушать. Я так любила Ваши кинопанорамы. Вот Вы так хорошо рассказываете. У Вас такие слова Вы находите для своих героев. Скажите, пожалуйста. Вот Ваш фильм "Ключ от спальни". Там такой Петербург снят. Такой Серебряный век. Такие интерьеры Вы нашли вот нашего Петербурга в стиле модерн. Вот откуда это у Вас? Это первый вопрос. И если можно, коротко второй. А у Вас есть какой-то Ваш нелюбимый фильм? Спасибо большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, Вы знаете, как бы про свой нелюбимый фильм ответить очень трудно. У меня есть фильмы, которые я сожалею, что их судьба не состоялась, так, как они, с моей точки зрения, заслуживают.

К. ЛАРИНА: "Человек не откуда"?

Э. РЯЗАНОВ: "Человек не откуда", например. Да, то же "Предсказание" и т.д. А что касается Серебряного века, это была моя первая встреча. Я вообще люблю очень Петербург. Я там учился. Моим учителем был Григорий Козинцев. Я там снял 8 картин. В этом городе. Половина фильма "Андрсен" я снял тоже в Петербурге. И поэтому, ну, я еще люблю живопись, к которой меня приохотил Сергей Эйзенштейн, один из моих учителей. Так что, ну, и поэзию тоже знаю и тех лет и не только тех. Просто это было невероятно приятно окунуться в это. Причем ведь в основу был взят французский водевиль, который мне показался идиотством, просто-напросто. Но постепенно сюжетная основа там была симпатичной. И потом я подумал. Если это опрокинуть, сделать это русской картиной. Опрокинуть ее в Петербург, в Серебряный век. Может получиться занятная, милая, интересная, симпатичная, так сказать, жанр я обозвал довольно странно - дурашлепская комедия. Вот и все. Спасибо Вам за Ваш вопрос.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Следующий звонок. Але, здравствуйте. Сорвалось. Але, здравствуйте. Але. Да, да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Вас из Перми беспокоит Сергей. Я бы вот хотел поблагодарить Эльдара Александровича за книгу, которую он издал, не помню, как точно называется. Вот женщина из Питера звонила. "ТВ панорама". Там было в предисловии сказано, что, может быть, молодые хоть не увидят, так прочтут.

Э. РЯЗАНОВ: Это, наверное, называется "Эльдар ТВ".

СЕРГЕЙ: Да, да.

Э. РЯЗАНОВ: Или "Моя портретная галерея".

СЕРГЕЙ: Да. Я вот за это хотел поблагодарить. Спасибо Вам большое.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Э. РЯЗАНОВ: Вам спасибо за то, что Вы читаете такие книжки.

К. ЛАРИНА: Никаких экшнов. Следующий звонок. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Мне хочется сказать спасибо большое Эльдару Александровичу. Я родился, это Геннадий из Москвы. Я родился в Поволжье тоже в одном городе. Очень приятно, что у меня такой земляк талантливый. Спасибо Вам большое. Очень жалею, что Вы заканчиваете снимать фильмы. Вы об этом, по-моему, объявили.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, я всех обманываю. Я объявляю, но потом снимаю. Объявляю, но снимаю. Вообще, со мной очень трудно иметь дело. Я обманщик.

СЛУШАТЕЛЬ: Это приятный обман. Спасибо.

Э. РЯЗАНОВ: Спасибо. Спасибо за добрые слова.

К. ЛАРИНА: Спасибо. А зачем Вы, правда, так сказали, что это Ваш последний фильм?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, я действительно. Я каждый раз говорю искренне. Но потом что-то случается, и выясняется, что я еще не в маразме. Что еще как бы сил уже меньше становится, но пока все-таки хватает. И думаешь, ну, глупо же вообще закапывать в землю то, что может доставить людям радость. Так мне кажется. Я, наверное, самонадеян, но я очень внимательно слежу за собственным старением. Понимаете.

К. ЛАРИНА: А это возможно?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, я очень внимательно за этим слежу. Я имею в виду не биологически, там какие-то боли

К. ЛАРИНА: Я поняла.

Э. РЯЗАНОВ: Тут я даже не слежу, они сами напоминают о себе. А за умственным старением, это очень интересный процесс.

К. ЛАРИНА: А Вы как-то это фиксируете?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, я никак не фиксирую. Я просто так все понимаю, как у меня башка работает, не жалуюсь. Понимаете, а вот как я пойму что-то что начинается, ну, надо уходить, уходить.

К. ЛАРИНА: А научите, как это проверить.

Э. РЯЗАНОВ: Я могу сказать, надо относиться к себе очень критически. Я, вообще, когда я смотрю материал, который я снял, картины, я смотрю его, как будто его снимал мой злейший враг. Понимаете. Это очень важно. Никогда не смотрите свои кадры, там или фильмы с упоением, с нежностью, с любовью. Нет, наоборот. У, и это тут, извините, за выражение, прокакал, и это не доделал, и там. Вот это такая. Это раньше называлось самокритика. Но она должна быть в каждом человеке, как мне кажется.

К. ЛАРИНА: Ну, Вы знаете, у нас все-таки это не является признаком старения. Вот такое вот обожание самого себя. У нас сегодня вполне даже молодые люди, которые вообще еще ничего не сделали, они

Э. РЯЗАНОВ: Я говорю о художнике.

К. ЛАРИНА: Художники. Певцы, артисты. Они все говорят "мое творчество".

Э. РЯЗАНОВ: А это дураки.

К. ЛАРИНА: Да. "Мне 26". Их концерт.

Э. РЯЗАНОВ: Это дураки.

К. ЛАРИНА: Я Вас умоляю. Это не зависит от возраста.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, это от возраста, конечно, не зависит. Но нужно немножечко серого вещества иметь.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Давайте дальше продолжим. Это очень важный разговор. Признаки старения. Вот Вы как-то их выработали, я имею в виду не физические, а именно то, о чем Вы говорите.

Э. РЯЗАНОВ: Мгновенность реакции. Быстрота соображения. Находка какого-то интересного, оригинального решения. Если это все есть, если это приходит мгновенно, если ты находишь ну из совершенно безвыходного, я имею в виду, творческого положения, какой-то выход, да еще такой, который становится не недостатком, а достоинством. Есть целый ряд вещей. Если это есть, значит, все в порядке. А когда нет, когда начинается тугодумство, когда ты плохо соображаешь, о чем речь. Когда ты не понимаешь, что нужно делать, вообще, тогда надо бежать, бежать, задрав штаны, в другую сторону, от комсомола вообще на пенсию там и т.д.

К. ЛАРИНА: А ворчите много?

Э. РЯЗАНОВ: Ну, я не ворчу. Я очень такой вспыльчивый, импульсивный. Нет, это выражается более громоподобно.

К. ЛАРИНА: Ну, вот телевизор сморите, ругаетесь?

Э. РЯЗАНОВ: Я его не смотрю.

К. ЛАРИНА: А. Обезопасили себя.

Э. РЯЗАНОВ: Гнет, ну, так сложилось. Понимаете, я не смотрю, вот мне некогда и не это интересно. Поэтому. Ну, иногда, может, что-то там, новости, чтобы быть в курсе дела.

К. ЛАРИНА: Нет, ну, какую-то все-таки жизнь Вы ведете? Вы же должны понимать, что происходит в стране. Какие фильмы выходят. Какие артисты работают.

Э. РЯЗАНОВ: Я сейчас три месяца не читал ни одной газеты, не слышал радио.

К. ЛАРИНА: Это понятно. Это я понимаю.

Э. РЯЗАНОВ: И думаю, почему же я так хорошо выгляжу. Вы знаете, не знание, это тоже, так сказать, знание очень великое дело, но не знание иногда тоже очень хорошая вещь.

К. ЛАРИНА: Многие знания, многие печали. Это понятно.

Э. РЯЗАНОВ: А в особенности в той отрасли, в которой Вы меня сейчас попытались спросить.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Еще телефон успеваем включить. Але, здравствуйте. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Эльдар Александрович, вот Вы говорите, что сейчас стало все больше и больше Мерзаевых, но почему же сейчас в кино, вот в комедийном жанре, сатирическом жанре нет ничего вот подобного Вашему?

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Э. РЯЗАНОВ: Могу объяснить. Потому что Вы знаете, что, раньше как бы враг для сатиры был ясен. Это была советская власть. В разной форме это высмеивалось. Недостатки

К. ЛАРИНА: Чиновники, бюрократы.

Э. РЯЗАНОВ: Там чиновники, бюрократы, скупердяи и т.д. и т.д. Люди, занимающие высокое положение, лицемеры, связанные с социальным слоем. Сейчас социальный слой мутный, неясный. Сейчас нет очевидных таких целей что ли. И поэтому это значительно труднее. Вот я сейчас сделаю эту картину "Карнавальная ночь-2". Вы знаете, как нам было трудно придумать, какой же Огурцов сегодняшний. Тогда был это фильм, направленный против сталинизма. Это был болван, выражающий собой всю сталинскую идеологию. Но это была единственная краска. Больше там никаких не было. Сейчас это все более сложно, более интересно. Это очень интересная работа. Вот в нашей картине будет сатирический образ. Потому что наш Кабачков он абсолютно, так сказать, родня и наследник того Огурцова. Но совсем другой.

К. ЛАРИНА: Сегодняшний.

Э. РЯЗАНОВ: Сегодняшний. Ну, что Вы. Если тот говорил девушке, балерине, что зрителя голыми ногами не воспитаешь, то наш говорит: девочки, что Вы так забарикадировались, что Вы прячете свой здоровый эротизм, идите немедленно в костюмерную и одевайте бикини. Понимаете, это совсем другое. Ну, я говорю к примеру. А это он говорит музыкантшам, которые играют классику.

К. ЛАРИНА: Вот, кстати, это тоже очень тонкие вещи. Вы абсолютно правы. Враг был понятен. Действительно. Знаете, как фронтовики говорили, что вот на фронте было понятно. Здесь наши, а там враги. А сейчас ничего не разберешь. А вот сегодня что бы Вы могли назвать Не кого, а вот что вокруг Вас то, что

Э. РЯЗАНОВ: Я вообще мог бы назвать и кого, может быть, даже, но не стану.

К. ЛАРИНА: Кого? Назовите. Кто Ваши враги?

Э. РЯЗАНОВ: Нет. У меня врагов нет. Значит, а что Ну, я буду сейчас говорить банальные вещи. Там насчет взяточничества, насчет чиновничества, мздоимства. Ну, это не интересно все. Ну, это правда. Это все есть. И Россия очень страдает от этого. Все равно, у нас бюрократизм это, ну, как будто он в крови просто. В составе нашей крови. Как это вообще, почему?

К. ЛАРИНА: А олигархи? А богатые люди Вас не раздражают?

Э. РЯЗАНОВ: Вы знаете что, тут я даже не могу на эту тему сказать. Их не так как бы много, потом, значит, ну, некоторые олигархи, я просто преклоняюсь, что они смогли стать богатыми людьми. Значит, у них варит башка, что-то там такое. Хотя я понимаю, что кто-то просто очень хорошо жулик так ведь хороший. По это наименее интересная часть для сатиры. Она как бы на поверхности лежит. Это не интересно. Интересно глубины

К. ЛАРИНА: А депутаты государственной думы? Вот уж где сатира.

Э. РЯЗАНОВ: Ну, слушайте, о чем Вы говорите. Это, конечно, конечно, это для сатиры. Но это сатира такого очень дешевого уровня.

К. ЛАРИНА: А журналистка, которая спрашивала, как Вы снимали Стокгольм, вот Вам тоже предмет для сатиры.

Э. РЯЗАНОВ: Нет, это все. Я могу Вам сказать, сатира интересна, когда она поражает какие-то глубинные болезни, которые не так видны на поверхности. Это все, что Вы назвали, это все материал для фельетона, условно говоря. Понимаете. А фельетон, это не сатира. Потому что сатира, как мне кажется, это более глубокое, более трудоемкое, более, ну. в общем, глубокое внедрение в жизнь общества. Поэтому это сложно. А получиться настоящим произведение может только такое, которое действительно глубоко внедряется в болезни общества.

К. ЛАРИНА: Еще звонок успеваем. Пожалуйста. Але, здравствуйте. Трубку бросили, или сорвалось. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Дмитрий, Петербург. Эльдар Александрович, я Вам прислал сообщение по интернету заранее, там много интересного, много некорректных вопросов. Вы не прочли его?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, я не читал, я не знал.

ДМИТРИЙ: Ну, ладно, тогда я сейчас не буду.

К. ЛАРИНА: Ну, Дмитрий, надо же, хотела, чтобы был последний звонок внятный, а не получается. Тогда он не последний. Але, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это "Эхо"?

К. ЛАРИНА: Это "Эхо"

СЛУШАТЕЛЬ: Это Эльдар Рязанов?

К. ЛАРИНА: Вот Эльдар Рязанов напротив меня сидит.

СЛУШАТЕЛЬ: Я могу два слова сказать? Меня зовут Рыжов Юрий Алексеевич. Скажите Эльдару.

Э. РЯЗАНОВ: Да. Юрий Алексеевич, я Вас слушаю с огромной нежностью.

ЮРИЙ РЫЖОВ: Здравствуйте.

Э. РЯЗАНОВ: Здравствуйте, дорогой мой, я приглашаю Вас на п

Ю. РЫЖОВ: Я слушаю Вас, прорываюсь к Вам, чтобы, во-первых, с запозданием поздравить Вас с днем рождения. Потому что мне, поскольку Вы были на съемках, я прорвался только к Эмме. И я с удовольствием слушаю то, что я сейчас слышу. И желаю Вам, Эльдар Александрович, с любовью, и уважением, и ностальгией, поскольку Вы знаете мой возраст

Э. РЯЗАНОВ: Я знаю не только Ваш, но и свой возраст.

Ю. РЫЖОВ: А, слушай, не надо считаться, когда мы приближаемся к асимптоте, мы все равны.

Э. РЯЗАНОВ: Дорогой мой Юра, я приглашаю Вас на премьеру. Приходите 18 числа смотреть фильм "Андерсен. Жизнь без любви".

Ю. РЫЖОВ: Где? В "Эльдаре"?

Э. РЯЗАНОВ: Нет, мы Вам позвоним и пригласим конкрет

К. ЛАРИНА: И пригласим в специальное место.

Ю. РЫЖОВ: Эльдар, я жду приглашения, я прибегу бегом. Кланяйтесь Эмме, и я целую и люблю Вас.

Э. РЯЗАНОВ: А Вы кланяйтесь Ремме, а я люблю и целую Вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо. Юрий Алексеевич Рыжов, насколько я помню, он был послом во Франции.

Э. РЯЗАНОВ: Да, он был ректором МАИ.

К. ЛАРИНА: Да, да, да. И вообще замечательный человек.

Э. РЯЗАНОВ: Да, и он замечательный человек. И он был в этой самой группе, как она называлась при Ельцине? Межрегиональная группа.

К. ЛАРИНА: А, депутатская группа межрегиональная. Это демократ первого призыва. Романтического периода новейшей истории России.

Э. РЯЗАНОВ: Замечательный человек.

К. ЛАРИНА: Юрий Алексеевич, мы Вас все прекрасно тоже знаем, любим и пора уже Вас позвать к нам в студию, между прочим.

Э. РЯЗАНОВ: Давно пора.

К. ЛАРИНА: Давно пора.

Э. РЯЗАНОВ: Между прочим, это Ваше упущение.

К. ЛАРИНА: Эльдар Александрович, вот на этом звонке, я думаю, что можно закончить нашу программу. Приятно, правда?

Э. РЯЗАНОВ: На этом можно. Да, это просто позвонил замечательный человек, большой друг.

К. ЛАРИНА: Я Вам желаю успехов дальнейших. Надеемся, и я почти в этом уверена, что это никакой не Ваш последний фильм. поскольку обязательно что-нибудь Вас зажжет, обязательно от чего-нибудь Вы вспыхните и скажите: все, не могу молчать, должен снять про это. Про это обязательно будет. А на "Андерсена" мы приглашаем всех наших слушателей. Было бы интересно это кино потом обсудить с теми, кто его видел. Может быть, мы еще к этому вернемся.

Э. РЯЗАНОВ: Я с удовольствием приду.

К. ЛАРИНА: Давайте.

Э. РЯЗАНОВ: Я, между прочим, никогда не убегаю от ответственности.

К. ЛАРИНА: Хорошо. В отличие от многих.

Э. РЯЗАНОВ: Спасибо, Ксенечка.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Э. РЯЗАНОВ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: Спасибо, удачи.

Э. РЯЗАНОВ: Всего доброго.



http://www.echo.msk.ru/programs/success/48093/

11 дек 2006

Док. 522041
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 22

  • Рязанов Эльдар Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``