В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эльдар Рязанов. Рожденный делать кино Назад
Эльдар Рязанов. Рожденный делать кино
Эмма Валерьяновна АБАЙДУЛЛИНА, жена Эльдара Александровича РЯЗАНОВА, нам так и сказала: "За всю свою жизнь мы не дали ни одного совместного интервью. Не изменим этому принципу и сейчас. Элик сам все расскажет..." Так что эту семейную историю, где в качестве еще одного члена семьи РЯЗАНОВЫХ, безусловно, выступает кино, поведал нам сам Мастер. С Эммой по жизни

- Начну с неожиданного вопроса: какой, на ваш взгляд, должна быть Женщина?

- Есть старый анекдот. Утром в метро, в час пик, мужчина толкнул женщину. Она говорит: "Осторожно, здесь женщины". Он посмотрел на нее презрительно и сказал: "Женщины еще спят". Но это только анекдот, а на мой взгляд, женщина должна быть умна, добра и красива. Пустяк, но сочетание этих компонентов встречается крайне редко! - Но вам, похоже, встретилось... Расскажите об Эмме Валерьяновне.

- Она - все! Мой художественный руководитель, редактор, жена, возлюбленная, садовник, шофер, кухарка, посудомойка... Ее единственный недостаток - держит меня на диете, но это продиктовано заботой обо мне же. Хотя бывает тяжело: уж очень Эмма последовательна!

- Как вы познакомились? Слышала, что это был служебный роман?

- Нет. Эмма была директором киноцентра в Свердловске, звонила мне иногда, приглашала на премьеры. А у меня все не было времени... А однажды, во время Московского кинофестиваля в 1987 году, в гостинице "Россия" ко мне подошла очень милая женщина и сказала: "Здравствуйте, я та самая Эмма, которая вам звонит из Свердловска". Я ей: "Ой, если бы я знал, что вы такая красивая, я бы давным-давно приехал!" Так началось наше знакомство.

- Очередная ирония судьбы... Скажите, в жизни вы тоже оптимист или только в профессии?

- У нас в семье я пессимист. А Эмма - оптимист. Вот мы едем на вокзал, я говорю: "Опоздаем". А она: "Нет, не опоздаем!" И, как правило, она оказывается права.

Винегрет с "рязановкой"

- Эльдар Александрович, как вам удается оставаться в тонусе? Многие уже годам к сорока теряют всякий интерес к жизни ...

- Я думаю, что в первую очередь это зависит от родителей. Я благодарен своим матери и отцу - очевидно, они заложили в меня какие-то гены, благодаря которым я прожил такую жизнь, не раскис, не размяк, не разболелся. А с другой стороны я все время работаю, мне некогда болеть ни душой, ни телом. Когда режиссер снимает картины, это огромный груз ответственности, который он тащит на своих плечах. В какой-то степени съемки напоминают военные действия, с той лишь разницей, что никого не убивают, но концентрированность действий - предельна. Поэтому рецепт для меня (но он только для меня!) - это работать. Что я и стараюсь делать.

- Каким было ваше детство? И как вас воспитывали?

- Воспитывают всех одинаково, но не все это воспринимают: всех учат не врать и не воровать. Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, что я запоминал. Кроме того, меня воспитывала жизнь. В военные годы я нянчил младшего брата, стоял в очередях. Как-то сломал лыжу и плакал, потому что понимал, как тяжело будет маме заплатить за нее.

- У вас есть недостатки?

- Не знаю, насколько это можно отнести к недостаткам... Я, например, с трудом ориентируюсь в технике. Никогда не чинил никаких приборов - все способности в этом смысле на уровне вкручивания лампочки. Но у меня есть оправдание: я заканчивал школу в военные годы. Я просто не учился этому. Тогда и уроков физики у нас не было: все преподаватели-мужчины были на фронте.

- А готовить умеете?

- Случается. Делаю шикарный винегрет, настаиваю водку по старому русскому рецепту. У нас дома это называется "рязановкой". Водка имеет сногсшибательный успех.

- И рецептом можете поделиться?

- Водки - нет, это секрет... Коммерческая тайна, как сейчас говорят.

- А вы вообще гурман?

- Я бы сказал, я не гурман, я - обжора! Дело в том, что, когда началась война, мне было 13 лет. И дальше до 20 лет я недоедал, помню, в отрочестве и юности все время хотел есть, но возможностей не было. Я люблю практически все. Единственное, что не ем: вареный или жареный лук (зато сырой очень люблю) и молочную пенку. Остальные блюда практически все любимые, если хорошо приготовлены, конечно.

- Расскажите, пожалуйста, о рецепте своего винегрета...

- Когда я снимал в Костроме "Жестокий романс", мы жили в гостинице, где кроме отвратительного винегрета ничего не было. И принялся его улучшать. Сначала добавил туда крутые яйца, потом яблоки, потом сыр, нарезанный кусочками, потом грецкие орехи, а потом - все, что можно было туда впихнуть. Но, самое главное, я заменил заправку и вместо постного масла заправлял соусом, который сам придумал. Состоит он из следующих ингредиентов: сметана, половина лимона, немного перца и сахарного песка, если есть горчичный соус, можно добавить его (или немного горчицы), неплохо туда же - столовую ложку майонеза и даже крошечную ложечку хрена. Все перемешать и залить то, что вы нарезали. А основа винегрета обычная: свекла, картошка, морковь, соленые огурцы, квашеная капуста, зеленый горошек. Перемешивается с соусом и дальше получается шикарное блюдо, которое я люблю больше всего на свете! Советую попробовать!

- Эльдар Александрович, вы курите?

- Начал курить в 7 лет, когда пошел в школу. Это было в 1934 году. Завтрак стоил рубль двадцать пять копеек...

- Вы до сих пор это помните?!

- У меня память такая, что съемочная группа стонет. Я даже телефон свой довоенный не забыл... Так вот, 35 копеек я тратил на папиросы-"гвоздики" под названием "Бокс", а на 90 копеек что-то съедал. Курить хотелось даже больше, чем есть. Кончилось тем, что мама нашла у меня полураскуренную пачку папирос. Меня повели к директору школы Екатерине Васильевне Мартьяновой. Она была депутатом Верховного Совета СССР, народной учительницей, имела два ордена Ленина и при этом была абсолютным монстром... Я получил взбучку, но продолжал курить, воруя у мамы папиросы. И курил 35 лет, причем последние 15 лет выкуривал по три пачки в день. Тогда еще не было сигарет с фильтром. Утром кашлял у умывальника так, что на лбу лопались кровеносные сосуды. Много раз пытался бросить -и к гипнотизерам ходил, и к экстрасенсам.

Спасло меня лекарство, насыщенное никотином, которое действовало по принципу передозировки. С тех пор на курящих смотрю с отвращением. Особенно на женщин.

- Вы могли бы назвать себя авантюрным человеком?

- Я закоренелый авантюрист! И это главное в моей жизни. В институт поступал, как малограмотный нахал, даже не подозревая, куда я поступаю. Просто приехал во ВГИК, посмотрел, что для поступления на сценарный факультет нужно уметь писать, для операторского - фотографировать, для художественного - рисовать, для актерского - участвовать в художественной самодеятельности. Ничего этого я не умел. И единственный факультет, для поступления на который вроде бы ничего не надо было, оказался режиссерский. И к моему изумлению, меня на него приняли...

Этот строй шутить не будет...

- Под Новый год обязательно покажут по телевидению ваш первый фильм - "Карнавальная ночь". Это правда, что картина изначально была задумана, как критикующая современный политический строй? Не страшно вам было в то время снимать такое?

- Тогда я прекрасно понимал: этот строй шутить не будет. И все же оставался внутренне свободным в абсолютно несвободном государстве. Да, надо мною измывались, резали картины, клали на полки, но я не малодушничал, не делал того, с чем был бы не согласен. Мне нечего стыдиться. Кстати, "Карнавальная ночь" вышла на экраны через три года после смерти вождя. Сегодня трудно поверить, но это антисталинская картина. Может, оттого ее так горячо и приняли.

- Эльдар Александрович, а как и у кого родилась идея снять ремейк "Карнавальной ночи"?

- Когда исполнилось 50 лет со дня выхода этой картины, выяснилось, что сложилась такая редкая ситуация: жив режиссер, который это делал, героиня, которая играла, и фильм до сих пор любим и показывается каждый Новый год по телевизору. Так возникла эта идея... Ее предложил мне Первый канал, и я был не против.

- Как вам кажется, фильм удался?

- Я снимаю только такие фильмы, которые хотел бы сам посмотреть. Сейчас меняются люди, подрастает молодежь, зомбированная СМИ и западными плохими фильмами, которых у нас так много. А именно молодежь, как справедливо утверждают прокатчики, ходит в кино и делает кассу. Так зачем им нужен, скажем, фильм об Андерсене? Ведь большая часть из них даже не знает, кто это такой. С другой стороны, там нет ни одного выстрела, погони, изнасилования, никому не отрубают фаланги пальцев, никого не травят и не расчленяют. Зачем им смотреть такое пресное кино? Поэтому получается, что я сделал фильм ни для кого. Пожилые люди уже не ходят в кино: они приходят с работы утомленными, денег, чтобы пойти всем вместе, нет, вечерами выходить опасно... Остается единственная надежда на телевидение. Я лично смотрю "Карнавальную ночь-2" с удовольствием. Думаю, есть, наверное, и те, кому фильм не понравился, но они мне об этом не сообщают. Конечно, эта картина не такая оптимистическая, как первая, но ту делал очень молодой человек, у которого была наивная вера в будущее, она была одной из примет хрущевской оттепели. А в этой наряду с сатирой, музыкальными номерами и оптимизмом немало горечи. Потому что снимал ее человек другого возраста, уже увидевший и испытавший многое. В ней очень много современных, весьма невеселых реалий: Дворец культуры продан, во время новогоднего концерта в зал входит ОМОН и все такое прочее...

Кино пострашнее любого наркотика

- Эльдар Александрович, а о чем вы мечтали в самом начале творческой карьеры?

- Глобальной мечты у меня никогда не было. Я не мечтал о славе или о том, чтобы стать знаменитым, получить какое-нибудь звание. Мечтал закончить очередную картину, если это можно назвать мечтой. И никогда не думал, что, например, "Иронию судьбы" будут показывать на протяжении 30 лет, а был озабочен тем, как провести сквозь цензуру столь внеидеологическую картину.

- Что бы вы могли назвать самым большим и неожиданным для себя подарком, о котором, может быть, и не мечтали вовсе?

- Наверное, это то, что я стал кинорежиссером. Во многом это случайность. Я случайно поступил во ВГИК, случайно перешел на "Мосфильм", практически случайно снял "Карнавальную ночь". Сейчас, по прошествии более чем 50 лет, я могу сказать, что я родился для того, чтобы снимать картины. И то, что я нашел себя и занимаюсь всю жизнь любимым делом, - это самый большой и неожиданный подарок судьбы. Я счастлив, что работаю в этой профессии, потому что она очень интересная. В ней только технологии похожие, но каждый раз ты будто погружаешься в новый мир. Когда делаешь "Жестокий романс", окунаешься в середину XIX века, "Вокзал для двоих" - живешь сегодняшним днем среди суеты вокзалов, случайной, но большой любви, настигшей героев. Попадая в "Небеса обетованные", оказываешься на свалке среди нищих, но сохранивших чувство собственного достоинства людей. А потом снова возвращаешься в середину XIX столетия, но уже в Данию... Это очень интересно: проживать другие жизни, в другое время и в других странах. Кино принесло мне только радость. Я никогда не пробовал наркотики, но много читал про это. Могу сказать, что кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший его однажды, добровольно из кино не уходит...

- Всегда ли в работе над фильмом вы строго придерживаетесь сценария или случаются импровизации?

- От сценария я все время отступаю, потому что писать сценарий - это одна профессия, а снимать кино - другая. И часто они приходят в противоречие. На съемках часто думаю: "Какой идиот написал эту сцену?", а ее написал я сам или вместе с Брагинским. Важно понимать, что сценарий дает направление, интонацию картины, а остальное - это только подспорье. Иногда хорошее, иногда слабое. Например, в "Иронии судьбы" я вообще не отступал от сценария, а в фильме "Вокзал для двоих" от сценария остался только сюжет, диалоги все были другие. Самое главное, когда снимаешь картину, иметь живые мозги, не быть в плену каких-либо догм и искать то, чего еще не было.

Автограф Мастера и ирония жизни

- Эльдар Александрович, а почему вы всегда в собственных фильмах играете маленькие эпизодические роли? Вам тесны рамки режиссера и сценариста?

- Поначалу это произошло случайно. В фильме "Ирония судьбы, или С легким паром" мы снимали в аэропорту Домодедово эпизод, где Лукашин перелетает из Москвы в Ленинград. Мы поняли: для того чтобы эту сцену сделать живой, нужно, чтобы кто-то подсел к персонажу Мягкова, к нему привалился, а тот бы его отбросил, потом вывел из самолета и т.д. Но подходящего артиста не было, а если бы мы стали его искать, не успели бы закончить съемки, потому что смена была до шести вечера. Тогда операторы предложили мне сесть рядом с ним и проиграть эту сцену... А я вдруг понял, что мне это понравилось. Так я начал играть маленькие эпизоды в своих фильмах.

- Но ведь это своего рода злоупотребление служебным положением...

- Конечно. Чего там говорить, служебное положение и существует для того, чтобы им пользоваться, больше оно ни для чего не нужно. В "Вокзале для двоих" я играл какого- то маленького железнодорожного служащего. В "Гараже" - спал на бегемоте. В "Андерсене" стал одним из гробовщиков, которые мастерили ему гроб. Мое участие в эпизодах - своеобразный автограф. Напоминает ситуацию, когда художник рисует огромное, многофигурное полотно и где-то внизу, сбоку добавляет свой собственный силуэт...

- Как вы сами определяете, получилось кино или нет? Есть ли какие-то критерии?

- Если у меня мороз по коже пробегает, значит, получилось...

- Эльдар Александрович, заранее прошу прощения, потому что знаю, как вас замучили разговорами о Новом годе и "Иронии судьбы", но, тем не менее, не могу обойти эту тему...

- Почему-то все считают, будто я всероссийский Дед Мороз. Звонят из разных телекомпаний и просят, просят, просят. А у меня съемки каждый день с 8 утра до 11 вечера, и хочется иногда всех послать, когда речь заходит о Новом годе и об "Иронии судьбы". И это не кокетство. Как говорил Анатоль Франс, излишество вредно во всем, даже в добродетели.

- У вас случались какие-то незабываемые ситуации во время празднования Нового года?

- О себе рассказывать не буду. Но есть такая история, связанная с фильмом "Ирония судьбы..." Однажды я получил благодарственное письмо из Алма-Аты такого содержания: "Спасибо вам, Эльдар Александрович, за комедию. Она не только подняла настроение, но и спасла жизнь нашему сыну..." Далее шел рассказ о мальчике, тяжело заболевшем в возрасте четырех лет. Родители перепробовали все, но без толку, и тут услышали, что в Новосибирске вроде бы есть чудо-доктор. Ни имени его, ни координат алмаатинцы не знали и послание отправили наобум, написав на конверте как бы свой домашний адрес: улицу, дом, квартиру, но указав другой город - Новосибирск.

- И что же, письмо нашло своего адресата?

- Ну, да. Получившие письмо сибиряки не выбросили его в мусорную корзину, а стали искать врача. Нашли, связали с ним родителей мальчика. Доктор сказал: "Привозите". Ребенок приехал и... остановился в доме у знакомых по переписке. Через полгода больному сделали операцию, и он поправился. Мальчик давно вырос, а люди дружат до сих пор, ездят в гости друг к другу. И это чистая правда, а не какая-то ирония. Подобное нарочно не придумаешь. И слава Богу!



http://www.mad-love.ru/films.php?mod=films&newsid=2749

17 ноя 2007

Док. 522053
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 21

  • Рязанов Эльдар Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``